Аксенова В. А.
Безопасное поведение подростков в сети Интернет
Аннотация
В современном обществе стратегической задачей развития отрасли информационных технологий РФ является обеспечение безопасности государства и граждан. Обеспечение личной безопасности детей в сети Интернет – это один из значимых аспектов решения этой.
Проведение семинара «Безопасное поведение подростков в сети Интернет» на базе образовательного учреждения «Тутти» актуально и значимо для пропаганды по внедрению в воспитательно - образовательный процесс творческих наработок педагогов в области кибербезопасности. Тема семинара является перспективной, т. к. в современных условиях качество образования зависит не только от овладения обучающимися ключевыми компетентностями ИКТ, но и от умения соблюдать правила безопасности и нормы информационной этики и права.
Актуальность
Непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий изменяет условия жизни, обучения и воспитания современного школьника. На сегодняшний день компьютер становится неотъемлемой частью жизненной сферы детей.
Так, по данным Всероссийского исследования, которое проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова:
ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков;
в будни в интернете от 3 до 8 часов проводят 37% подростков;
от 5 до 12 часов и больше в будни в Интернете проводит каждый восьмой подросток, в выходные – каждый четвертый.
Если учитывать для выхода в интернет только мобильных телефонов, то мобильным Интернетом пользуется каждый второй подросток.
Несомненно, взрослый человек понимает, что в вопросе обеспечения защиты детей в сети невозможно опираться только на технологические средства. Наиболее остро стоит вопрос формирования культуры поведения детей в сети и выполнение взрослыми (преподавателями и родителями) правил обеспечения безопасности детей в Интернете.
Так, по данным всероссийского исследования, проведенного компанией «Лаборатория Касперского»:
59% родителей не контролируют действия своих детей в сети;
64% родителей не используют технологические (программные) средства родительского контроля;
25% родителей школьников утверждает, что их дети проводят все свое свободное время в гаджетах, при этом чаще всего родители перестают контролировать ребенка при переходе из возрастной группы 10-12 лет в группу 13-15 лет;
50% детей признается, что скрывает от своих родителей время, которое они проводят за компьютером, и /или сайты, на которые они заходят.
То есть вопрос обеспечения кибербезопасности детей и подростков должен рассматриваться только в едином взаимодействии детей, родителей и школы.
В 2017 году просвещение школьников и родителей в вопросах информационной безопасности детей Министерство образования и науки определило как важную педагогическую задачу.
Какие цели и задачи ставит в контексте решения вопроса о кибербезопасности детей современное образовательное учреждение?
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.
Формирование основ информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
Семинар
Цель семинара «Безопасное поведение подростков в сети Интернет» - повышение информационной компетентности педагогов в вопросах информационной безопасности.
При подготовке к семинару нашими педагогами была проведена огромная работа по накапливанию опыта в сфере сетевой безопасности детей. Организованы обсуждения на заседаниях МО, на которых педагоги смогли высказать свое мнение, проанализировать посещенные мероприятия, о которых сегодня пойдет речь. Мы хотим поделиться с коллегами опытом своей работы и представить результаты.
Методические наработки могут быть профессионально значимы для методистов, преподавателей различных учебных дисциплин, заинтересованных в решении проблемы безопасности детей в сети.
Понятия
Развитие сетевых и коммуникационных технологий определило значимость выделения понятий «киберпространство» и «кибербезопасность».
Киберпространство – комплексная виртуальная среда, сформированная в результате действий людей, программ и сервисов в сети Интернет посредством соответствующих сетевых и коммуникационных технологий.
Кибербезопасность – совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями.
Противоправные и преступные действия против детей в Интернете, к сожаление, не редки. По данным исследования «Дети России онлайн», проведенного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России в рамках Международного исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online, наша страна – один из лидеров по кибербуллингу в Европе; по данным ВОЗ в России 19% подростков в возрасте 11 лет хотя бы раз подвергались кибербуллингу; больше всего от кибербуллинга страдают дети 9-12 лет, подростки старшего возраста переживают из-за агрессии меньше.
Повышение уровня компетенций
На государственном уровне подчеркивается важность активизации работы школы, направленной на развитие культуры безопасного поведения в киберпространстве и формирование технологий информационной безопасности во всех сферах жизнедеятельности, то есть цифровой компетенции.
Специалисты в области информационной безопасности обычно разделяют цифровую компетенцию на четыре блока:
Информационная безопасность
Коммуникативная безопасность
Техническая безопасность
Потребительская безопасность
Информационная безопасность предполагает защиту от клипового мышления, умение проверять достоверность информации. Сегодня всё чаще говорят о таком диковинном пока навыке, как информационная диета, когда человек умеет избегать лишней информации.
Коммуникативная безопасность собственно культура сетевого этикета, цифровой имидж. Каждый из нас оставляет следы на тысячах серверов: комментарии, фото и видео, о которых мы даже не помним. Сеть помнит всё и по этим следам формируется цифровой слепок пользователя. Чтобы узнать его увлечения, мировоззрение, специальная программа проанализирует профили в социальных сетях и предоставит более точную и правдивую информацию о пользователе.
Техническая безопасность основывается на навыках работы со смартфонами, телефонами, планшетами, компьютерами. Так как именно они являются терминалом выхода в сеть и хранителем информации о пользователе, то, насколько личные данные будут надежно сохранены, зависит от технического оснащения гаджета.
Важнейшие составляющие потребительской компетентности - навыки безопасного потребления и оценка потребительских рисков, таких как риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества и др.
Работа по кибербезопасности в школе
В течение ряда лет школа совместно с научными и общественными организациями, IT- компаниями и авторскими коллективами акцентируют внимание общества на важности целенаправленного обучения безопасному использованию Интернета преподавателей, школьников и их родителей.
Цели и задачи этой совместной работы:
формирование общих представлений о безопасности и умения применять правила кибербезопасности;
понимание технологий информационной безопасности;
формирование на качественно новом уровне культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности.
Содержание работы в школе в себя такие содержательные линии, как
знакомство с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями;
организация личного информационного пространства;
право в информационной сфере;
базовые представления о правовых аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Работа с родителями
Одним из важнейших аспектов работы школы в вопросе кибербезопасности школьников является работа с родительским коллективом.
К наиболее значимым направлениям просветительской работы школы с родителями следует отнести:
Предупреждение агрессивных и насильственных действий против детей в Интернете;
Охрана персональной информации ребенка;
Технологические средства родительского контроля действий детей в сети Интернет.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе проводится постоянная работа.
В основу работы положен многолетний опыт работы учителей информатики и классных руководителей, учителей-предметников, использующих на уроках и во внеклассной работе информационно-коммуникационные и интернет-технологии.
Работа, проводимая в школе по данному направлению
Работа, проводимая в школе «Тутти» по данному направлению, имеет постоянный характер.
Включение модулей, освоение содержания которых предполагается в рамках учебных дисциплин «Информатика», «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология» и других учебных предметов образовательной программы 2-11 классов:
Общие сведения о безопасности персонального компьютера (ПК) и Интернета.
Техника безопасности и экология.
Проблемы интернет-зависимости.
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и анти- вирусы.
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.
Сетевой этикет. Психология и сеть.
Правовые аспекты защиты киберпространства.
Освещение информации на стендах, размещение информационных памяток, содержащих основные советы по обеспечению информационной безопасности учащихся.
Проведение инструктажей по технике безопасности на рабочем месте, включая и инструктаж по работе с персональным компьютером на первых уроках в начале каждого полугодия по всем предметам.
Проведение бесед классными руководителями по правилам поведения, включая такой вопрос, как использование в школе мобильных телефонов, компьютеров и др., то есть формирование информационной культуры.
Включение в план воспитательной работы мероприятий, проводимых в рамках уроков информатики и классных часов согласно планам Классных часов и Антитеррористического просвещения:
1) Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет (конец октября);
2) Всероссийская акция «Час кода» (начало декабря) С 2018-2019 «Урок цифры» ежемесячно с декабря (на уроках информатики);
3) Неделя безопасного Интернета (февраль).
6. Размещение на сайте школы рекомендаций и советов по безопасности в сети интернет. для родителей.
7. Проведение тематических родительских собраний, разъясняющих характер действий, которые должны выполнить родители, чтобы обезопасить детей в сети.
В этом году
Мы хотим познакомить вас с теми мероприятиями, которые проходили в нашей школе в этом учебном году.
С 24 по 29 сентября состоялась Неделя Кибербезопасности, в рамках которой обучающиеся 5-11 классы подготовили плакаты и информационные газеты по теме кибербезопасности. Учителя (Вакуленко М.С., Зарубина А.В., Старосельская Е.А.) приняли участие в городском конкурсе «Дети в интернете» в номинациях «Плакат» и «Полиграфия». Сейчас идет отборочный этап, в феврале работы можно будет увидеть на сайте detivinternete.ru и проголосовать за понравившиеся.
Всероссийский урок безопасности школьников в сети в рамках Недели Кибербезопасности мы проводили в форме школьной игры по станциям «Парад наук».
Парад наук
«Парад наук» - это ежегодное (в этом году состоялось юбилейное мероприятие – 10 лет) общешкольное мероприятие, проходящее среди 1-4 и 5-11 классов в последний день I четверти.
Цель мероприятия: способствовать развитию интереса к учебным предметам, мотивации к познанию и творчеству, укреплению командного духа.
Задачи:
1. Способствовать активизации и закреплению полученных предметных и межпредметных знаний и умений.
2. Способствовать развитию навыков общения, взаимодействия в решении творческих задач.
3. Способствовать воспитанию чувства ответственности за коллективное дело.
Мероприятие состоит из двух частей: домашнее задание и игра по станциям.
26 октября в школе прошёл традиционный "Парад наук" 5-11 классов на тему "Безопасность в Интернете".
В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить сценку по определенным заранее заданным темам: «Компьютерные вирусы», «Социальные сети», «Цифровая репутация», «Электронные деньги», «Online игры», «Фишинг, или Кража личных данных», «Кибербуллинг, или Виртуальное издевательство». Почему сценки? Театрализация – один из активных творческий метод, использующийся в современной педагогической системе. Что значит театрализовать материал? Значит, выразить его содержание средствами театральной постановки, который диктует два условия:
1) организация сценического действия, зримое раскрытие изучаемого материала;
2) создание художественного образа предмета.
С этой целью мы поставили перед собой задачу погрузить детей в атмосферу современного киберпространства, развивая при этом их речевые и познавательные способности, создать положительную установку на дальнейшее обучение, пробудить интерес к жизни и культуре. Классы показали домашние творческие работы, которые были выполнены всеми с большой фантазией, артистично и, что немало важно для музыкальной школы, музыкально.
Затем была игра по станциям. Названия станций соответствуют учебным предметам: «Словесность», «Литературная», «Математическая». Команды перемещаются по станциям и строго по звонку входят в кабинет. Руководитель станции приветствует играющих и объясняет правила пребывания на станции. За 10 минут команда должна ответить на вопросы и получить максимальное количество баллов. Время обсуждения – не больше 1 минуты. Отвечает капитан или игрок, назначаемый капитаном. По окончании работы станции руководитель заполняет ведомость, отвечает на вопросы и прощается с игроками. Вопросы разработаны для каждого класса с учетом изученного материал. Работа станции строится как блиц – турнир, вопросы которого будут носить занимательный характер. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, максимальное количество баллов – 10.
После игры, во время работы жюри по подведению итогов мероприятия, классы собрались в своих кабинетах и имели возможность пройти тестирование по компьютерной грамотности (на основе квеста «Сетевичок», онлайн тестирования "Цифровая грамотность школьников" на сайте http://dl.worldskills.ru/)
«Парад наук» - давно полюбившийся праздник в нашей школе, которого с нетерпением ожидают, готовятся. А зрители, и участники получают огромное удовольствие.
Заключение
В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Бесспорно, что использование интернет – ресурсов, погружение в сетевое пространство позволяет повысить эффективность обучения. Школьники имеют возможность пользоваться как основным учебным материалом, так и дополнительным, узнавать что – то новое, совершенствовать учетные навыки по предметам, выполнять домашние задания и обучаться самостоятельно. Использование интернет – сети в работе школы довольно обширно. Это и поиск материалов на различных сайтах, и передача необходимой информации по электронной почте, использование веб – страниц, рассылка материалов, участие в проектах, конкурсах, олимпиадах и многое другое. Однако обращение к киберпространству заключает в себе много опасностей. Очень важно, чтобы среда сети Интернет была достаточно безопасной для детей.
Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. С первого знакомства с информационными технологиями необходимо разъяснять ребенку, как ему вести себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее. Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным. Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.
Литература:
Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.1 (Теория), Ч.2 (Практика) – М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013.
Глобальная сеть: правила пользования. Рекомендации для родителей. http://krkam.edusite.ru/DswMedia/mtsdlyaroditeley.pdf
Дети в Интернете. Советы и рекомендации родителям. http://krkam.edusite.ru/DswMedia/broshyuradetivinternete.pdf
Безопасность детей в Интернете. – Корпорация Microsoft (Microsoft Corporation). – 2006, https://minobr.gov-murman.ru/files/informat/New%20Folder/book099.pdf
7