СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добрым быть совсем, совсем не просто

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Просмотр содержимого документа
«Добрым быть совсем, совсем не просто»

Урок Знаний "Добрым быть совсем, совсем не просто…"

01.09.2021 3-й класс





Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника.

Задачи:

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формировать умение совместно работать в группе;

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование: 

- ТСО (презентация),

- запись песни М.Минкова «Дорогою добра»,

- запись песни «Улыбка»,

- таблички с названием команд,

- разрезные пословицы о доброте,

- конверты с заданиями (тексты),

- разрезные картинки,

- волшебный сундук

- карточки со словами




















Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

  • А начнем мы его с удивительной песни.

(запись песни М.Минкова «Дорогою добра»)

  • Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (ответы детей)

Учитель: Да, доброте. Мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

  • А чтобы разговор получился интересным, проведём его в виде ринга между тремя командами: Смайлик, Красота и Лучик.

(наклеиваю на первые парты названия команд)



Учитель: Итак, начинаем! Каждой команде предлагается задание.

Учитель: Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта?

С чем у вас ассоциируется это слово?

(раздать листы командам).

Итак, что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

(зачитываются ответы детей).

Учитель: Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Учитель: Ребята, в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Ребята, как вы думаете, где живет доброта?

(Ответы детей)

1 Ученик: Полина Шуваева

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?

Учитель: А, чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

Учитель: Сегодня мы с вами посадим Аллею Доброты. Но для этого потребуется ваша любовь, доверие, доброта.

  • Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим аллею.

Дерево первое «Где спряталось добро»

Учитель: Назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось добро».

  • За каждое слово вы будете получать листочки от дерева, по окончанию конкурса, прикрепите их к дереву на плакате.

(ответы детей: Добрый день, добросовестный, добропорядочный, доброй ночи, доброго здоровья, доброжелательный, добросердечный, добродушный …)

Учитель: Чтобы дерево расцвело от ваших добрых слов, прикрепите свои листочки.

(прикрепляют листочки на веточки дерева)



Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и относились к доброте по- особенному. И эту мысль они отразили в пословицах.

Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».

  • Чтобы на нашей аллее расцвело еще одно дерево, вспомните пословицы о доброте.

  • У вас на парте разрезанная пословица. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.

  • Каждый рассказчик за свой ответ получает лепесток от дерева.

1 команда. Доброе слово лечит, а злое - калечит.

Жизнь дана на добрые дела.

2 команда. Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

3 команда. На добрый привет добрый ответ.

Добрые дела красят человека.

(Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение).

Учитель: Ребята прикрепите свои лепестки к дереву, посмотрите своими добрыми рассказами и поступками в нашей аллее распустилось еще одно дерево «Пословицы о добре».

  • Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

  • Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Поэтому мы отправляемся в Город Вежливости.

Учитель: Поиграем?!

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-В России, и во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

Учитель: Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.

  • А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки.

  • Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

  • Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

  • А поможет нам в этом Сказочный Сундучок.

  • Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.    

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки «Цветик-семицветик», написал В. Катаев).

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Татошка)

  • Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например, Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

  • А на какого героя вы хотели бы быть похожи?

  • Почему?

(Каждый рассказчик за свой ответ получает лепесток от дерева.)

Учитель: Ребята прикрепите свои лепестки к дереву, посмотрите своими добрыми рассказами и поступками в нашей аллее распустилось еще одно дерево «Добрые сказки».



Учитель: А, сейчас, я буду задавать вопросы, а вы все вместе,

хлопаете – если вежливо или топаете – если невежливо.

• Поздороваться при встрече?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить: «Спасибо за подарок?»

• Громко разговаривать?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Помогать родителям?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Учитель: Обсуждать поведение других людей легко.

  • А как бы вы сами поступили в этих ситуациях?

  • Сейчас я каждой команде раздаю ситуации.

  • А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. 

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2.

 Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время

Ситуация 3.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

Учитель: Мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.



Учитель: А также нельзя причинять даже самые маленькие страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

2 Ученик: Валерия К.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.

Учитель: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому – то помочь, кого – то спасти? (рассказы детей).







3 Ученик: Матвей Г.

А.Л. Барто. «Мы не заметили жука»

Мы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья….
И я заву на помощь маму:
– Там жук живой!
Раскроем раму!

4 Ученик: Анастасия С.

М Садовский «Доброе сердце»

Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немного,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…

5 Ученик: Егор Кобус
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
– Ну, что ж, – она сказала, пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка….


6 Ученик: Лиза С.

Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
– Ну, что ж, сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…





7 Ученик: Анна С.
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху.
И заяц в нашу дверь вбежал.
Наверное, от страху.
Сказала мама: – Пусть живут –
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдется место!

Учитель:

Давайте сделаем так, чтобы солнце на земле засияло ярко-ярко.

Для этого для каждой команды я раздам солнечные лучики, вы раскрасите их и на них напишите, какие добрые дела вы можете сделать для окружающих вас людей.

(Изготовление коллажа).

(Звучит фоном песня кота Леопольда «Если добрый ты»).

Учитель: Есть большое солнце – оно на небе. Есть солнце, оно на доске согревает нашу аллею добра. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.

  • Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Помочь и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово. Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы назывались словами.

  • Аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля, люди, мыслете, покой.

  • Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

  • Вот наш сад и наполнился «Добрыми деревьями». Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом. Добрыми словами и добрыми делами.

  • А помогать вам будут герои книг.

(Знакомство с выставкой «Доброе слово, что дождь в засуху»)

  • Детские писатели, такие как Агния Львовна Барто, Сергей Владимирович Михалков, были награждены Орденом Улыбки.

(портрет писателей)

  • Этот орден был учрежден в 1968 году в Польше, а в 1979 году (год ребенка) стал международной наградой. Присуждается он известным людям, которые доставляют детям радость. Это – врачи, писатели, учителя, режиссеры, актеры. Орденом награжден Вячеслав Котёночкин – режиссер детских мультипликационных фильмов, Сергей Образцов – актер и режиссер.

  • Для церемонии награждения отбираются участники путем многократного голосования. Награждение проходит 2 раза в год.

  • Во время награждения орденом победитель с улыбкой должен выпить стакан лимонного сока.

  • На данный момент рыцарями ордена улыбки стали 903 человека из 45 стран.

  • Самый молодой рыцарь: Марик Михаляк из Польши ему 23года, а самой пожилой обладательницей ордена стала в 2007 году Ирена Сендлер в возрасте 97 лет из Франции.

  • Сегодня наш Урок Знаний помог мне выявить самых добрых ребят в нашем классе.

Ими стали: все ученики 3 «А» класса, вручаем им орден улыбки.

(вручается ученикам Орден Улыбки)

Рефлексия. Итог занятия.  

Учитель: Посмотрите на наше солнышко.

  • Сколько же добра мы можем сделать с вами!

  • Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

  • Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

  • Настала яркая пора,

День Знаний, красоты и света.

Мы начинаем год с добра.

Спасибо, друг, тебе за это!

  • Это говорят нам дети, которые борются со своей болезнью и хотят вернуться в школу.

  • Мы с вами присоединились к Всероссийской благотворительной акции «Начинаем год с добра». Мы с вами помогли детям, которые борются с онкогематологическими заболеваниями.

  • Ребята, примите на память от фонда «Искорка» маленькие флажки - частичку тепла и доброты.

(дарят детям флажки)

  • И я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

8 Ученик: Макар З.

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым бы
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И в замен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Учитель:

  • Хочется мне попрощаться,
    Пожелав при этом вам,
    Чтобы добрыми вы были,
    Слов волшебных не забыли,
    Чтобы добрыми словами
    Говорили вы с друзьями.

  • Я посылаю лучики добра…

Моим друзьям, родным и просто людям!

Я вам желаю счастья навсегда!

И пусть любовь навеки с вами будет!!!



Коллективное исполнение песни “Улыбка”


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!