СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добру откроются сердца.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие нравственной направленности

Просмотр содержимого документа
«Добру откроются сердца.»

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новое Эштебенькино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

















 Внеклассное воспитательное мероприятие

нравственной направленности

На тему: «Добру откроются сердца…»



 

 

 

Автор: учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Новое Эштебенькино

Герасимова Елена Витальевна

 

 

 

 










с. Новое Эштебенькино, 2023 год


Пояснительная записка

 

 Девизом в моей работе с детьми служит высказывание В. Шукшина о том, что у человека должна быть единственная специальность – быть настоящим  человеком и при современных скоростях не забыть о душе человеческой; о доброте.

         Такие понятия как доброта,  порядочность, совесть, любовь, дружба, верность  и честь никуда не уходят. Без них  нельзя жить ни в какие времена. Без них, я считаю, человеческая жизнь вообще бессмысленна. Вот почему я часто на своих классных часах затрагиваю эти темы. И ребятам  нравится спорить, размышлять и отстаивать  свои позиции.                                    

         Очередной классный час провела на тему «Добру пусть откроется сердце».  Это мероприятие позволило познакомить учащихся с таким чувством, как доброта, умением  радоваться и переживать за других людей создавать основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. В беседе обратила внимание учащихся на то, как важно  уметь замечать, кому и где  нужна помощь, оказывать ее по собственной инициативе, а не по указанию педагога, взрослых. В ходе классного часа акцентировала внимание  детей на мысли о том, что доброту, отзывчивость надо проявлять бескорыстно,  не ожидая   похвалы, награды, что добрыми делами  и поступками  не хвастаются.

        Воспитание  - дело непростое, тем более,  что ты  -  не волшебник, а просто  обыкновенный  взрослый  человек, взваливший  на свои  плечи  нелегкую  ответственность за души и  судьбы  учеников. Но я надеюсь, что мои ученики не будут  равнодушными ко всему, сохранят в своей душе  доброту, любовь,  верность и через всю жизнь пронесут эти  чувства, даря их  окружающим. «В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других». (Л.Н.Толстого)


Мероприятие направлено на воспитание  стремления  совершать  добрые дела, на развитие  самооценки.  

Предназначено для учащихся среднего звена.

  1. Цель мероприятия:

  • формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

  • учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • развивать творческие возможности детей.



Планируемые результаты:

  • Формирование и развитие положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности.

  • Формирование представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.

  • Повышение уровня развития классного коллектива и его сплоченности.

  • Создание системы воспитательного пространства, разумно сочетающую в себе внешние и внутренние связи и условия.

План проведения мероприятия:

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

  3. Игра «Собери слово».

  4. Работа в группах.

  5. Игра «Доктор Айболит»

  6. «Художники».

  7. Рефлексия.

  1. Тематическая направленность – духовное и нравственное воспитание.

Актуальность темы: последнее время понятие добро, доброта постепенно исчезают из жизни человека. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции и дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. В результате среди современных детей усиливается демонстративное, вызывающее по отношению к взрослым и сверстникам поведение, проявляются жестокость и агрессивность по отношению к окружающему миру (живая природа). Востребованность урока и проекта заключается в том, что одной из важнейшей задачи школы является задача - научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, милосердие. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как "добро", "доброта" и "улыбка".

  1. 23.11.2023 год. Класс 6, ГБОУ ООШ с. Новое Эштебенькино

Классный руководитель Давыдова Елена Валентиновна

В 6 классе - 4 ученика.

  1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя – организация воспитательного процесса в классе, нравственное воспитание, ориентируемое на формирование у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей.

  2. Форма проведения воспитательного мероприятия:

Беседа-обсуждение, беседа-практикум. В данной тематике важно обсуждение и взаимодействие всего классного коллектив. Закреплению понимания и формированию устойчивых представлений о добре и доброте способствует практикум.

  1. Педагогические технологии, методы: Игровые технологии, технология сотрудничества (командная, групповая работа), информационно-коммуникационная технология.

  2. Дидактическое сопровождение:

Задания (Приложение 1). Работа в группах. Ребятам зачитываются задания и они должны ответить, как бы они поступили в данной ситуации.

Игра «Доктор Айболит» (Приложение 2).

Ребята должны нарисовать картину, несущую добро (Приложение 3).

Нужно выбирать те качества, которые необходимы доброму человеку (Приложение 4).

Ребятам нужно посадить цветы доброты (Приложение 5).

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Описание материала: данная разработка может быть полезной учителям средних классов для проведения классных часов и внеурочных занятий по нравственной тематике.


Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

- Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.

« Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт…»

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

Звучит песня «Дорогою добра»

- По какой дороге пошли девушки?

- Как вы думаете, как звали девушку?

- О чем пойдет сегодня речь?

Вы совершенно правы – именно о доброте, которая всегда радует и согревает душу и будет наш разговор.

Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»

Как вы понимаете это выражение?

(Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

- Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? (Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)

2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, каждый из вас скажет друг другу вежливые слова, которые надо употреблять в нашей жизни по отношению к близким, друзьям, знакомым и даже может тем, кто вам не очень нравится, старайтесь не повторять сказанное другими ( Дети передают солнышко и говорят вежливые слова).

Спасибо, ребята, за добрые слова.

3. Игра «Собери слово»

А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.

Доброта сердце добросердечный

сосед добрососедский

совесть добросовестный

нрав добронравный

душа добродушный

воля добровольный

порядок добропорядочный

желание доброжелательный

4. Работа в группах.

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро, надо делать его правильно».

А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

(Приложение 1)

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно

5. Игра «Доктор Айболит»

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Поговорим об этом подробнее.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (приложение 2). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы, руки, ноги.)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень большое значение в жизни человека.

6. «Художники».

1) А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске (приложение 3)

2) Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Я вам предлагаю набор деревьев, на которых написаны слова (приложение 4). Из этих слов выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)

- Какие качества вы выбрали?

3) Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты (приложение 5). Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

-- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните:

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась? (светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?

- В сердце!

- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!

Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Не стесняйтесь своей доброты и поделись ею со всеми. Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Рефлексия. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.

А в заключении я предлагаю вам, ребята, послушать и спеть песенку про доброту (слова песни лежат на столах у детей).

Песенка Фунтика про доброту.


Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.


Литература


1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Зуева Е.М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. -М.,2014 - 336 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2013, №6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2013,№3, с.78-91.

7. Шемшурина А.И. «Добру откроется сердце» Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа - Пресс.2012 - 96 с.





Приложение 1


Ситуация 1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:

«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?



Ситуация 2. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

















































П риложение 2

Приложение 3



Добрая слава лежит,


а худая бежит

Доброе слово калечит,

злое калечит

Доброе дело питает

и тело и душу


Добрые умирают,

да дела их живут


Кто любит добрые дела

тому и жизнь мила

Доброго чтут,

а злого жалуют

За доброго человека

сто рук

Делай другим добро -

будешь сам без беды
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!