III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
«Духовное и нравственное воспитание»
«Доброта – наш лучший друг»
/конспект воспитательного мероприятия/классного часа в рамках проведения цикла классных мероприятий «Если добрый ты…»/
Автор
Барабина Светлана Виссарионовна,
учитель начальных классов,
Областное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кохомская коррекционная школа»
2022
Пояснительная записка
Тематическое направление
«Духовное и нравственное воспитание».
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
«Доброта – наш лучший друг»
(конспект воспитательного мероприятия/классного часа в рамках проведения цикла классных мероприятий «Если добрый ты…»)
На сегодняшний день наше общество нуждается в честных, справедливых и добрых гражданах. Люди становятся все нетерпимее друг к другу, менее доверчивыми. Самым важным периодом в жизни каждого человека является школа. В школьном возрасте дети обычно ждут, чтобы взрослые им показали правильный путь, который определит их дальнейшую жизнь. От того, направим ли мы их на путь света, истины и добра, зависит и наше будущее. Для того, чтобы стать добрыми к людям, нужно научиться признавать свои ошибки и уметь их исправлять, понимать других людей, проявлять уважение, сочувствие, милосердие к окружающим нас людям, любить и заботиться о мире, в котором мы живем. Все эти качества закладываются у детей с раннего детства. Воспитывая наших учеников, мы обязаны обращать их взор к доброму. Задача учителя – вдохновить и направить детей на добро, заложить основы нравственных отношений, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор.
Я считаю, что для решения данных задач не эффективны разовые меры, здесь необходим комплексный подход. С этой целью было решено создать и провести цикл мероприятий, способствующих развитию духовного и нравственного воспитания.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями 1-4 классов коррекционной школы (для образовательной школы 1-2 класс).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
С 2021-2022 учебном году в нашей школе успешно реализовалась работа по созданию и проведению цикла классных часов для обучающихся 1-4-х классов «Если добрый ты…».
Методическая разработка классного часа «Доброта – наш лучший друг» является наиболее важной частью данного цикла мероприятий.
Целью этой работы является формирование у детей общечеловеческих ценностей: любви и сострадания к ближнему, веры в прекрасное, ответственности, нравственной культуры.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель методической разработки:
формирование нравственных качеств личности.
Задачи:
-расширить у учащихся значение понятия «добро» и «доброта»;
-раскрыть нравственное содержание доброты;
-познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;
-показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
-дать нравственную оценку добрым поступкам;
-развивать самооценку;
-развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.
На данном занятии с обучающимися рассматриваются такие вопросы, как: взаимоотношения с окружающими, правила и способы общения, умение слушать и слышать друг друга, уважение и доброе отношение к людям.
Планируемые результаты:
-сформированность у детей добрых чувств;
-приобретение навыков общения, доброжелательного отношения к окружающим;
- сплочение детского коллектива.
1.6. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора
Классный час проводится в игровой форме. Игра – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. В ходе игры дети чувствуют себя более раскованно и свободно. Общение учителя с детьми в более или менее свободной обстановке имеет огромную, а нередко и решающую роль. Такие занятия очень важны и для педагога, так как они помогают наладить более близкие отношения с учениками, лучше узнать их.
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
В ходе проведения классного часа детям предлагается пройти несложные испытания в форме различных игр по теме.
Испытание «Заверши предложение».
Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок, прослушав предложение, в конце дополнил его недостающим словом. Эта речевая игра помогает ребенку: развивать речь, воображение, речевое внимание, накапливает лексикон.
Испытание «Добрые поступки» (Игра «Стоп, красный свет!»)
Данная игра закрепляет представления о сигналах светофора, воспитывает внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения, развивает у детей умение различать цвета (красный, зеленый) и в данном случае учит детей различать хорошие и плохие поступки.
Испытание «Волшебное слово».
Учитель произносит вслух действие, а дети должны выполнить его только тогда, когда услышат «волшебное слово» (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны и т.д.). Игра учит детей быть вежливыми и доброжелательными в общении с окружающими.
Испытание «Определи правильно».
С помощью интерактивной доски выполняется показ слайдов. Дети должны правильно определить, где хорошие поступки, а где плохие, объяснив свой выбор. Это задание воспитывает умение давать оценку своим поступкам и действиям. Дает возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.
Испытание «Пословицы и поговорки о добре».
Пословицы – жанр фольклора, отражающий духовное состояние простых людей из народа, несущий накопленные ими знания. Они оформлены в короткие предложения. Пословицам присущи: ритмическая окраска, красивое звучание, меткое выражение мысли, поучение, наставление и юмор. Суть пословиц – донести до будущих поколений полученный опыт. Это испытание учит детей быть воспитанным, добрым и честным по отношению к людям.
Испытание «Передай соседу шарик».
Дети передают воздушный шарик в виде сердца по кругу, называя при этом одно ласковое слово своему соседу. Игра воспитывает терпение, выдержку, умение слушать сверстников, способствует развитию концентрации внимания.
1.8. Ресурсы и методическое обеспечение
Кадровое обеспечение: мероприятие проводится классным руководителем.
Нормативно-правовое обеспечение: конспект разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.45);
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124-ФЗ (редакция от 03.12.2011 №378-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конституции РФ;
- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа».
Техническое обеспечение: интерактивное оборудование, ПК.
Методическое обеспечение: Интернет-ресурсы; «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр». Елена Стребелева. Издательство: «Владос», 2004 г.; «Что такое хорошо, что такое плохо?» Коррекционно-развивающие занятия для детей 6-7 лет. Гуцал, Мищенко. Издательство: «Сфера».
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка конспекта классного часа «Доброта – наш лучший друг…» может использоваться педагогами как самостоятельное занятие, затрагивающее тему взаимоотношений и дружбы, тему понятий добра и зла. Все представленные материалы могут быть интересны классным руководителям общеобразовательных и коррекционных школ, а также педагогам дошкольного образования.
Основная часть.
2.1. Описание подготовки к воспитательному мероприятию
Для проведения мероприятия педагогу необходимо заранее приготовить:
-запись спокойной музыки;
-круги из картона красного и зеленого цвета для игры «Стоп – красный свет!»;
-распечатки карточек с пословицами, каждая из которых разбита на части;
-воздушный шарик в виде сердца;
-презентацию на тему «Хорошие и плохие поступки»;
-чистый ватман, клей-карандаш, фигурки для аппликации (дом, деревья, солнце, цветы, облака, птицы, люди).
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Конспект классного часа «Доброта – наш лучший друг…»
Введение.
Приветствие «Добрый друг»
Цель: установление благоприятного психологического климата в классе, поднятие настроения у детей.
-Собрались все дети в круг, (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (улыбаются)
Результат: комфортная психологическая обстановка на занятии.
2.Определение темы занятия.
- Ребята, сегодня у нас с вами не просто урок, а урок доброты. Как вы понимаете это слово? Расскажите, что оно может обозначать, какой смысл несет? (ответы детей)
-Давайте представим с вами, как она выглядит.
Релаксация.
Учитель включает спокойную музыку, предлагает детям закрыть глаза и представить «доброту».
Задание для детей: представить «доброту» через музыкальное восприятие.
-Расскажите, что вы увидели. (ответы детей)
Вывод: доброта – это что-то хорошее, положительное, нежное, приятное, несущее пользу для окружающих.
3.Основная часть.
Обучающимся предлагается пройти испытания, подготовленные учителем.
Испытание «Заверши предложение»
https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/dobrye-slova/
Вывод: каждый из нас должен уметь контактировать с другими и соблюдать некоторые правила этикета. Навыки общения приобретаются с возрастом, нужно просто овладеть данным искусством.
Испытание «Пословицы и поговорки о добре»
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о добре.
Дети делятся на 2 команды. Первая команда получает карточки с началом пословиц, вторая команда – карточки с их продолжением.
Задание для детей: собрать правильно пословицы.
1 группа | 2 группа |
Без добрых дел | нет доброго имени. |
Жизнь дана | на добрые дела. |
Доброе слово | и кошке приятно. |
Худо тому, | кто добра не делает никому. |
Вывод: нужно быть воспитанным, добрым и честным по отношению к людям, не скупиться на добрые слова и поступки для окружающих.
Испытание «Добрые поступки»
- Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале.
Игра «Стоп, красный свет!»
- Я буду рассказывать эпизоды, как только вы заметите плохой поступок - поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок. Договорились?
- Брать без спросу чужие вещи (красный)
- Заботиться о домашнем питомце (зеленый)
- После урока привести в порядок рабочее место (зеленый)
- Не помогать учителю (красный)
- Обижать животных (красный)
- Защищать тех, кто младше (зеленый)
- Не уступить место в автобусе пожилым людям (красный)
- Ломать деревья (красный)
- Шуметь на уроке (красный)
- Навестить заболевшего одноклассника (зеленый)
Вывод: нужно стараться, чтобы в нашей жизни было как можно больше хороших поступков, и тогда мир вокруг нас станет лучше и добрее.
Динамическая пауза «Передай соседу шарик»
Задание для детей: передать воздушный шарик в виде сердца по кругу и назвать одно ласковое слово своему соседу.
Вывод: быть внимательным, терпимым и доброжелательным к своему собеседнику.
Испытание «Волшебное слово»
https://sport.wikireading.ru/4053
Вывод: нужно быть вежливым в общении, не забывать употреблять «волшебные слова» в своих обращениях к окружающим.
Испытание «Определи правильно» (презентация «Хорошие и плохие поступки»)
Задание для детей: по слайдам определить хороший поступок или плохой, объяснив свой выбор.
Вывод: Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие ругают. Хороший поступок приносит людям пользу и радость, плохой поступок огорчает, приносит неприятности. Нужно стараться совершать в жизни больше хороших поступков, тогда и жизнь наша станет лучше и краше.
Испытание «Сделай доброе дело»
-Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана ребята наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, солнце, цветы, облака, птицы, а затем придумывают ей название. Например, «Добрый день!»
4. Рефлексия
-Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Что понравилось вам больше всего?
-Вот и закончилась наша встреча.
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрые слова
С вами были бы всегда.
12