СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро пожаловать в мир русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Добро пожаловатьв мир русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Добро пожаловать в мир русского языка»

















Урок русского языкав 5 классе по теме:

«Добро пожаловать в мир русского языка»



Тема: «Добро пожаловать в мир русского языка».

Цели: ознакомить учащихся с русским языком как тональным языком русского народа; дать общие сведения о сходстве и различиях русского и украинского языков, показать близость русской и украинской культур; расширитькругозор учеников.

Оборудование: учебник, учебные тексты, записи на доске, толковый словарь русского языка.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

  • Объявление темы и цели урока.

Слово учителя. Нашу работу мы начнем с очень простого вопроса: «Зачем нужно изучерие языков, и русского в том числе?» Конечно же, для того, чтобы узнать ближе культуру народа – носителя этого языка. Русский, как и любой другой язык в мире, прежде всего, отражает национальное своеобразие. На уроках русского языка нам предстоит знакомиться с его богатством, многообразием, с его законами. Россия и Украина – страны, которыеочень близки экономически, культурно, они богатыдуховными ценностями и тесно связаны между собой историческими корнями. Именно поэтому в русском и украинском языках столько общего. Но всеже между ними существуют и определенные различия, над которыми мы и попробуем сегодня провести наблюдение.

  • Знакомство с учебником.

Прежде чем отправится в далекое путешествие, человек должен к нему подготовиться. Вот и мы с вами для того, чтобы смело шагать по просторам русского языка, познакомимся с нашим другом и помощником на этом пути – учебником. Открывайте ваши учебники, прочитайте его содержание, рассмотрите условные обозначения, обратите внимание, какие тексты, словари, дополнительная информация помещены в учебной книге. Итак, теперь – в путь!

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Словарная работа

На доске парами записаны слова на русском и украинском языках:

Жизнь – життя, хлеб – хліб, земля – земля, ночь – ніч, свет- світло, кот – кіт, зеркало – дзеркало, люди – люди, ветер – вітер,человек – людина.

Задание: работая в парах, выбрать изпредложенныхдве пары слов, составить с скаждым словом небольшое предложение, определить, различаются ли слова в русском и украинском языках. Представитель от каждой пары учащихся озвучивает результатработы.

  • Словарный диктант.

Слова записаны заранее на доске, но закрыты. После окончания диктанта они открываются и учащиеся самостоятельно проверяют написанное.

Русский, Россия, славяне, алфавит, азбука, Москва, книголюб, библиотека, библиотечный, письменность, переписчик, переплетчик, кириллица, нация, национальный, племя, народ.

Отгадайте загадки, запишите их, вставляяпропущенные буквы:

Если ты его отточишь –

Нарисуешь все, что хочешь!

Со..нце, море,горы,пля.. –

Что же это?

(Карандаш)

Кто на свете всех умнее.

Кто все знает, все умеет?

И в любой св..бодный час

Кто всему научит нас?

(Книга)

Побелому полю букашки гуляли,

О разных в..щах нам с тобой рассказали.

(Книга)

  1. Работа с новым материалом.

  1. Работа столковым словарем.

Задание: пользуясь словарем, найдите значение слов «нация», «национальный», «племя» и запишите найденную информацию в тетрадях.

  1. Списывание с доски.

Москва не громада холодных камней, составленных в симетричном порядке. У нее есть своя душа, своя жизнь. Каждый ее камень хранит надпись, богатую мыслями, чувством.У нее есть свой язык, сильный, звучный,святой, молитвенный! (М. Ю. Лермонтов).



Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много внем отозвалось!

(А.С.Пушкин)

  • Вопросы и задания:

  • Что вы узнали о столице России из предложенных текстов?

  • Найдите еена карте в учебнике (с. 10). Кто из вас бывал в Москве, расскажите о своих впечатлениях.

  1. Слушание текста.

Сейчас и русский народ, и братские славянские народы имеют свою письменность, книги, могут читать и писать на своих языках. Но вдалекие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине Х в. двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехиии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Ихтруд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке. Какой же азбукой пользовались Кирилл и Мефодий? Этобыла или глаголица, или кириллица. Точнее на поставленный вопрос ответить нельзя: до нас не дошли рукописи того времени, когда жили Кирилл и Мефодий.

Вопросы и задания к тексту:

  • Как звали ученых, создавших славянскую азбуку?

  • Откуда они были родом?

  • Где они работали над созданием славянской письменности?

  • На какой язык братья перевели самые важные греческие книги?

  • Какой азбукой пользовались Кирилл иМефодий?

  • А какой азбукой пользуемся мы в современом русскоми украинсокм языках?

  • Запишие в тетради опорные слова, по которым вы могли бы воспроизвести основное содержание текста. Обоснуйте свій выбор.

  1. Работа с учебником: выполнение тренировочных упражнений 3-4.

  2. Подведение итогов урока.

  • Что нового о языке вы сегодня узнали?

  • Какуюроль, по вашему мнению, язык играет в жизни каждого из нас?

  • Почему родной язык имеет такое огромное значение для человека?

  • Насколько близки и чем отличаются русский и уркинский языки?

  • Кто стоял у источников славянской письменности?

  • Какие трудности возникали у васпри работе на уроке, при выполнении заданий?

  • Как вы их преодолевали? Что для этогонужно было сделать?

  1. Домашнее задание. Найти в дополнительной литературе и выписать 2 высказывания писателей или других выдающихся личностей о русском языке. Выполнить упражнение 7.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!