Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка Шебекинского района белгородской области»
«Убранство РУССКой ИЗБы»
КОНСПЕКТ НОД
младший дошкольный возраст
Составитель:
Лебедева Е.В., воспитатель
Тема «Убранство РУССКой ИЗБы»
Цель: Формировать интерес к русской национальной культуре. Познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи: Развивать познавательную активность и любознательность через ознакомление с бытом русских людей.
Продолжать знакомить с жилищем русского человека- избой, ее особенностями. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, уважение к традициям русского народа.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением избы и предметов русского быта. Беседы по теме.
Словарная работа: Изба, сруб, ухват, чугун, прялка, сундук, печь, веретено, самовар.
Место проведение. Мини-музей «Русская изба».
Содержание НОД.
Эмоционально-ориентированный этап.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня пойдем в наш мини-музей ,а как он называется ,вы узнаете ,если отгадаете загадку :
Стоит жилище ,деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская …..(изба)
Правильно музей «Русская изба». Там находятся предметы русской старины.
Поисковый этап.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами.
Войдя в избу, что вы увидели?
Ответы детей.
Воспитатель: Печь. Правильно, войдя в избу, на печь обратили сразу внимание, она занимает много места, а печь, главная в избе.
А для чего нужна печь?
Ответы детей.
Она обогревала избу, грели воду, готовили еду, сушили одежду.
А кто из вас знает пословицы про печь?
Давайте их вспомним.
«Без печи хата-не хата»
«Что есть в печи-все на стол мечи»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Печь называли-Матушкой.
Обратите внимание, что стоит у печи?
Ответы детей.
Кочерга, ухват, чугунок.
Воспитатель показывает чугун, как вы думаете, зачем он нужен?
В чугуне варили щи, кашу и другое.
А как же доставали чугун из печи он же горячий?
Ответы детей.
А для этого предназначен ухват.
Воспитатель показывает, как ухватом ставить и доставать чугун.
Я загадаю вам загадку, послушайте:
Рогат, да не бык, хватает да не ест. (Ухват).
Воспитатель обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?
Да, потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.
А что стоит на столе? Правильно, самовар в котором кипятили воду на чай.
И всей семьей пили чай.
Практический этап.
Послушайте ребята, я хочу вам еще что-то рассказать. Давным-давно, когда люди собирались вечерами на посиделки, то они пели песни, давайте и мы исполним русскую народную песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». А сейчас мы с вами сейчас поиграем
в русскую народную игру «Воробышки и собачка»:
1 Вот летали птички, птички-невелички. (бегают, и машут ручками)
Все летали, все летали, крыльями махали.
2 На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и
стучат пальчиками по полу.)
Клю-клю, клю-клю, как я зернышки люблю.
3 Перышки почистим, чтобы были чище,
Вот так и вот так, чтобы были чище. (обеими руками справа и слева
отряхиваются)
4 Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,
Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам. (прыгают)
Воспитатель показывает детям одеяло, которое лежит на печи.
Посмотрите, какое лоскутное одеяло сшито своими руками, оно сшито из лоскутов. Это мастерство передавалось от поколения к поколению.
Воспитатель: Дети, а кто знает, что это за предмет?
Ответы детей.
Это прялка. Да, на ней пряли пряжу, а пряли с помощью веретена.
Воспитатель: Я загадаю вам загадку:
Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан, сюртук
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут.
Ответы детей.
Правильно, это сундук.
Вот он. Воспитатель вместе с детьми рассматривают сундук.
Что может лежать в нем?
Ответы детей.
Воспитатель открывает сундук и показывает, что в нем лежат вещи.
Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.
А кто из вас был в деревенской избе, сундук видели у бабушки?
Рефлексивно-оценочный этап.
Дети, нам пора возвращаться в группу. Мы с вами посетили сегодня музей нашего детского сада «Русская изба»
Вам понравилось? Ответы детей.
Что нового вы увидели и узнали?
А с другими предметам мы с вами познакомимся на следующих занятиях.