СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дни как смерть страшны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разрботка посвящена детям, узникам фашистских концлагерей.

Просмотр содержимого документа
«"Дни как смерть страшны"»

Урок-памяти посвященный детям войны, узникам фашистских концлагерей

«Дни как смерть страшны»


Цель: усвоение учащимися страшных последствий, к которым приводят любые теории превосходства.

Задачи:

- формирование толерантного сознания, исторического мышления и ответственности за судьбу Родины и гражданской позиции воспитанников;

- воспитание понимания опасности шовинизма и антисемитизма;

- воспитание уважительного отношения к старшему поколению и исторической памяти своего народа;

- расширение представлений о героизме и трагедии жертв в годы Великой Отечественной войны;

- способствование формированию у воспитанников готовности к защите Родины;

- развитие навыков ораторского искусства и публичных выступлений;

- развитие интереса к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку.

Оформление и оборудование: ПК, проектор, экран, карточки с воспоминаниями очевидцев, презентация

Участники: учащиеся 9-11 кл.

Автор-составитель: Гнездилов А. И. учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области»


























Эпиграф (на доске):

Из черной деревни, голодный, испуганный,

Я вынес тревожную, горькую память.

Не сплю, переполнен полночными звуками –

От боли давнишней меня не избавить


Сценарий урока

№ слайда презентации

Видео, музыкальное сопровождение,

стихи

Текст

Перед началом звучат песни военных лет.

Вступительная часть.

Слайд 1


Звук «Колокольный набат»

Стих читает учащийся

Набат

Чтец I.

Наум Коржавин. Мужчины мучили детей

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их все били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было!

Мужчины мучили детей!


Слайд 2


Фоном звучит песня Марка Бернеса «От героев былых времен»


Ведущий 1:

79 лет назад наша родная земля содрогнулась от яростного удара по ней «немецкой машины смерти». И сегодня мы с вами собрались чтобы вспомнить те страшные дни, те страшные годы, то время, когда наша страна была пропитана кровью, слезами и потом миллионов советских людей. Понадобилось тяжелых 4 года, чтобы одолеть нацистскую Германию и ее союзников и еще не одно десятилетие чтобы Советский Союз оправился и восстановил себя. Поэтому именно сегодня мы отмечаем 75-летие со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Слайд 3



Ведущий 2:

9 Мая — день победы над всемирным злом фашизмом, — это не просто праздник, это — один из величайших дней, почитаемый не только в России, но и во многих других пострадавших от захватчиков странах мира. День Победы — это праздник, важный для каждой семьи и каждого гражданина, любого человека, любой страны в мире. Сложно найти человека, которого бы никоим образом не коснулась ужасная война, унесшая жизни миллионы солдат и мирных граждан. Эту дату никогда не вычеркнут из истории, она останется навечно в календаре, и всегда будет напоминать о тех страшных событиях и великом разгроме фашистских войск, прекратившем ад на Земле.

Слайд 4


































Видео - хроника войны 1 минута

Ведущий 1:

Наступало воскресенье, минувшим днем отзвенели выпускные вечера, отзвучали вальсы духовых оркестров, и вчерашние десятиклассники шли встречать рассвет. Юные москвичи по традиции направлялись на Красную площадь, киевляне на берег Днепра, а в Ленинграде стояли белые ночи. В то утро солнце взошло над Москвой в 3 часа 45 минут. К этому времени немецкие боевые самолеты выходили на боевой курс. Через 15 минут открылись створки бомболюков и на советские города посыпались бомбы. В 4 часа утра 22 июня 1941 года, после двух лет войны с Европой, фашисты пересекли границу СССР. Великая Отечественная война началась.

Ведущий 2: Но сегодня мы с вами не будем говорить об основных сражениях Великой Отечественной войны, о великих полководцах. Мы поговорим о детях войны, о тех кому на начало войны было не более и 10 лет. Мы узнаем через что им пришлось пройти, узнаем как война заставила их не жить, а выживать.

Слайд 5


Ведущий 2: Когда война уносит жизни невинных людей - это страшно. Но, если это жизни детей – такое не поддаётся здоровому рассудку. Жуткие события Великой Отечественной войны обрекли ребят, родившихся в период с 28-го по 45-й год, преждевременно повзрослеть. Эти тяжёлые годы научили детей смотреть смерти в лицо без ропота, без слёз.

Слайд 6


Ведущий 1: Малыши без объяснений быстро осознали, что любым капризам и плачу во время войны не может быть места. Это не только не вызывает жалость, но и привлекает внимание палачей. Иногда плач раздражал взвинченные нервы оккупантов, иногда они расстреливали детей просто ради забавы. Например, испытывали на живых мишенях прицел стрельбы или бросали ради шутки голодным ребятишкам хлеб, а потом палили по собравшейся толпе из автомата. Дети бросались врассыпную, но убежать успевали не все. Это невероятно веселило озверевших фашистов.

Слайд 7


Ведущий 2: Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей.

Если дети попадали в концентрационные лагеря, то поблажек на их малый возраст никто не делал. Трудиться наравне со взрослыми они не могли. Кормить их было не целесообразно, поскольку малыши не приносили пользы. Их можно было убивать просто так. Некоторых детей использовали в качестве доноров, чтобы пополнять запасы крови для раненых солдат. Иногда отбирали ребят для того, чтобы они выгребали пепел в крематории и расфасовывали его в специальные мешки для удобрения.

Ведущий 1: Вёлся специальный отбор трудоспособных. Немцы особо не утруждали себя. Просто на стене была нанесена отметка и те, кто до неё дотягивался, могли послужить Германии, а кто нет, просто отправлялись в газовые камеры. Но страшно было не только оказаться в плену. Шансов выжить на свободе, оставшись без семьи и родных было не на много больше. Грозила медленная голодная смерть.

Ведущий 2: Это хорошо понимали русские солдаты и принимали таких беспризорников к себе в часть. Такой ребёнок назывался общим сыном – сыном полка. Он мог служить барабанщиком или юнгой. Такие дети быстро взрослели, видели смерть и помогали старшим товарищам, иногда поражая своей находчивостью и смелостью даже самых опытных бойцов.


Воспоминания очевидца

Чтец №1 Когда началась война, мне было 3 года. Войну принимал за игру, в которую играли старшие мальчики и мой брат Мишка. Война все шла и шла, проходила через наш хутор. Иногда с неприятным гулом пролетали самолеты. Я уже знал, что если на самолетах крестики, то это немецкие. Наши пролетали редко, но когда пролетали все радовались. По дороге часто проходили немецкие части. Я всегда выходил их хаты, становился у обочины и смотрел на все, что двигалось мимо. Обливаясь потом, позвякивая котелками и всем, что было навешано на них, немцы куда-то шли. Я тогда не знал что они идут убивать, но почему-то ненавидел их вместе с автоматами, пилотками, касками, кованными ботинками и сапогами, ревущими тягачами и мотоциклами Фашисты появились внезапно. Людей сгоняли и теснили к огромной яме, откуда брали красную глину, чтобы мазать хаты. С каждой минутой немцев становилось все больше. Люди плакали, кричали, молились. «Мы погибли, погибли!» - закричали в толпе. «Господи, мы погибли!» - раздался надо мной отчаянный крик бабушки. И в это время масса людей дрогнула, точно лес от ветра. Застрочил пулемет. Толпа раздалась, разорвавшись клочьями. Люди падали, вскидывая руки. Собаки заливались лаем.

Слайд 8


Ведущий 1: Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.


Слайд 9


Ведущий 2: Но, например, антифашистам концлагеря Бухенвальд удалось поместить многих детей в отдельном бараке. Солидарность взрослых защищала детей от самых ужасных издевательств, чинившихся бандитами-эсэсовцами, и от отправки на ликвидацию. Благодаря этому 904 ребенка смогли выжить в концлагере Бухенвальд.

Ведущий 1:

У фашизма нет возрастного ценза. На всех ставились ужаснейшие опыта, все подвергались расстрелу и сожжению в газовой печи. Был отдельный концентрационный лагерь для детей-доноров. У детей забирали кровь для нацистских солдат. Большинство ребят умирало из-за истощения или нехватки крови. Установить точное количество убитых детей невозможно.

Слайд 10


Ведущий 2:

Сбежать из лагеря было практически невозможно.


Воспоминания очевидца

Чтец №1 Однажды проснулся поздно. В хате никого не было. Только за столом сидел немец и брился перед маленьким карманным зеркалом. На окне, освещенные солнцем, стояли синие, красные, желтые гранаты. Цвет и блеск немецких гранат не давал мне покоя уже давно. Уж очень хотелось их потрогать. Даже не могу вспомнить, как это случилось, но у меня в руках оказалась тяжелая красная граната. Потянул серебренное колечко… В этот миг чья-то рука схватила сзади мою руку вместе с гранатой и больно сдавила. Я взвыл нечеловеческим голосом. Немец, не обращая никакого внимания на визг, вытащил меня за руку вместе с гранатой на улицу. Затем так рванул из моей руки гранату, что содрал кожу с пальцев. Бросил гранату в огород, а мне дал хорошего пинка. Раздался взрыв.

Слайд 11


Ведущий 1: Первые дети-заключенные попали в фашистские лагеря уже в 1939 году. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом – из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии.

Ведущий 2: Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах. Очень часто банды СС при захвате какой-нибудь деревни убивали большинство людей на месте, а детей отправляли в "детские приюты", где их все равно уничтожали.

Ведущий 1: "Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.


Слайд 12


Ведущий 2:

Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.


Воспоминания очевидца

Чтец 3 - Фашисты появились внезапно. Людей сгоняли и теснили к огромной яме, откуда брали красную глину, чтобы мазать хаты. С каждой минутой немцев становилось все больше. Люди плакали, кричали, молились. «Мы погибли, погибли!» - закричали в толпе. «Господи, мы погибли!» - раздался надо мной отчаянный крик бабушки. И в это время масса людей дрогнула, точно лес от ветра. Застрочил пулемет. Толпа раздалась, разорвавшись клочьями. Люди падали, вскидывая руки. Собаки заливались лаем. Надо мной летали яркие огоньки. Потом кто-то упал на меня сверху, подломив голову и руки. Я провалился в бездну. Все кончилось. Очнулся поздно вечером. Рядом лежали убитые. Рядом неподвижно лежала бабушка. Бабушка вдруг приподнялась, торопливо захватывая влажный воздух, встала на четвереньки и, с трудом переставляя руки и колени, читая «Отче наш», поползла к подвалу. Бабушка умерла у входа в подвал. Я опустился перед ней на колени, хватался за ее холодные руки и плакал, Громко икая. Вдруг из глубины подвала послышался родной мамкин голос: «Сынок, сыночек, ползи сюда, родимый!

Слайд 13


Ведущий 2: Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные и лагерные матери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети охотно помогали им. Как велика была радость ребенка, когда ему позволяли «помочь» принести хлеб! Игрушки детям были запрещены. Но как мало нужно ребенку для игры! Его игрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные ниточки, катушки из-под ниток. Оструганный кусок дерева был особенно дорог. Но все игрушки нужно было прятать, ребенок мог играть лишь тайком, иначе надзирательница отбирала даже эти примитивные игрушки.


Слайд 14


Ведущий 1: В своих играх дети подражают миру взрослых. Сегодня они играют в «дочки-матери», в «детский сад», в «школу». Дети войны тоже играли, но в их играх было то, что они видели в окружавшем их страшном мире взрослых: селекция для газовых камер или стояние на аппеле, смерть. Как только их предупреждали, что идет надзирательница, они прятали игрушки в карманы и убегали в свой угол.



Воспоминания очевидца

Чтец №4 Подъехала немецкая машина грузовая машина. В кузов уложили раненых. Кроме мамы, я никого не знал и не любил так сильно. И теперь я ехал с ней вдвоем в кузове, забрызганном человеческой кровью. Машина остановилась у большого сарая. Разместили нас на каменном полу. Я вышел на улицу. Раненые умирали каждый день. Однажды принесли двоих солдат. На них были разорванные гимнастерки, а у одного не было обеих ног. Он лежал на спине и постоянно просил пить. Недалеко от лазарета была немецкая столовая, откуда вкусно пахло котлетами и жареным луком. Осторожно, с великим страхом я выглянул из лопухов. В конце двора стоял большой деревянный ящик, куда сливали помои и остатки еды из столовой. Этот ящик кормил на с мамой все лето. Однажды я принес целую буханку хлеба, черствого, заплесневелого – хватило угостить всю палату.




Ведущий 2: Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большое терпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка попадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении, объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы и учились с большим интересом."



Воспоминания очевидца

Чтец №5 Вчера вечером до поздней ночи незаметно переносили тех, кто не мог передвигаться, в подвал соседнего дома. Утром дедушка-врач тихо объявил по палатам: «Завтра рано утром все раненые будут вывезены за город и расстреляны. Фашисты отступают и никого не оставят в живых…». Когда начало темнеть, все перебрались в подвальное помещение соседнего дома. Лежали на земляном полу и молча ждали. Проснулся от рева тягачей и танков. Светало. Несколько раненых стояли у дверей, прижимаясь лицом к щелям. «Отступают», - говорили возбужденно. И я видел слезы на их впалых щеках. Потом вокруг все загрохотало. От взрывов вздрагивали земля и стены. Раненые широко распахнули двери, выходили на улицу с криком: «Наши! Наши!».

Слайд 15
























Ведущий 1:

Тяжелее всего приходилось подросткам. Они помнили мирное время, счастливую жизнь в семье.... Девочек в 12 лет забирали работать на производство, где они умирали от туберкулеза и истощения. Мальчиков забирали еще до двенадцатилетняя.



Ведущий 2: Вот воспоминание одного из узников Освенцима, которому пришлось работать в зондеркоманде: «Среди бела дня к нам на площадь привели шестьсот еврейских мальчиков в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет. На них были длинные, очень тонкие арестантские робы и башмаки на деревянной подошве. Начальник лагеря приказал им раздеться. Дети заметили валящий из трубы дым и сразу поняли, что их собираются убить. В ужасе они начали бегать по площади и от безысходности рвать на себе волосы. Многие рыдали и звали на помощь.

Ведущий 1: Наконец, подавленные страхом, они разделись. Голые и босые, они жались друг к другу, чтобы избежать ударов охранников. Один смельчак подошел к стоявшему рядом начальнику лагеря и попросил сохранить ему жизнь – он был готов выполнять любую самую тяжелую работу. Ответом ему был удар дубинкой по голове.

Ведущий 2: Некоторые мальчики подбегали к евреям из зондеркоманды, бросались к ним на шею, умоляли о спасении. Другие нагишом разбегались в разные стороны в поисках выхода. Начальник подозвал еще одного эсэсовского охранника, вооруженного дубинкой.

Ведущий 1: Звонкие мальчишеские голоса становились все громче и громче, пока не слились в один жуткий вой, который, наверное, был слышен далеко вокруг. Мы стояли буквально парализованные этими воплями и рыданиями. А на лицах эсэсовцев блуждали самодовольные улыбки. С видом победителей, не выказывая ни малейших признаков сострадания, они загоняли мальчишек в бункер страшными ударами дубинок. Многие дети все еще носились по площади в отчаянной попытке сбежать. Эсэсовцы, раздавая удары направо и налево, гонялись за ними до тех пор, пока не заставили последнего мальчика войти в бункер. Надо было видеть их радость! Неужели у них нет собственных детей?»



Воспоминания очевидца

Чтец №6 Пришла зима. В больнице наступили тяжелые дни. Кормить и лечить больных было нечем. Фашисты забрали все медикаменты. Мама все время сидела на кровати и молчала. Нога ее распухла. Однажды она сказала: «Поедем и мы, сынок, домой. Я скоро буду ходить. В один день мама зашила мне штанишки, собрала в сумочку вещи, которые остались от умерших. Поезд тронулся. Могучий «Ф. Д.» набирал ход, и колеса выговаривали: «По-мо-ги-те, по-мо-ги-те, помогите, помогите!» А потом, когда был набран ход: «Теперь сам, теперь сам!» Потом: «Будем жить! Будем жить!».


Слайд 16


Ведущий 1:

После войны воздвигнуты сотни памятников, посвящённых детям войны. Надписи на них выполнены на разных языках, но смысл на всех одинаков: «Да будут навеки криком отчаяния и предостережения для человечества места, где гитлеровцы уничтожали миллионы мужчин, женщин и детей.


Видео на стих.

М.Джалиля «Варварство»

Звучит стихотворение Муссы Джалиля «Варварство».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят…

Слайд 17


Ведущий 1: В тылу дела складывались так, что взрослых мужчин на трудных и тяжёлых работах приходилось заменять женщинам и подросткам. Уже 12-летние стояли у станка, несли полную ответственность за свою работу и выполняли полную смену на заводах и фабриках. К тому же, если в семье были младшие братья или сестрёнки, то нередко приходилось заменять им погибших родителей.

Ведущий 2: Дети помогали не только в период военных действий поддерживать производство, они восстанавливали разрушенное хозяйство и после победы. Много подростков не желали находиться на оккупированной территории, и прибавив себе возраст, уходили на фронт. Часть убегали к партизанам. А те, кто остался, всячески способствовали подпольному движению. Они рискуя жизнью, собирали на полях сражений оружие и патроны и передавали их партизанам. Из них формировались народные отряды, которые действовали в тылу фашистов. При этом девочки проявляли храбрость ничуть не меньше мальчишек. Силой духа ребят, многие из которых ещё не достигли совершеннолетия, можно было восхищаться. Они делали всё для того, чтобы приблизить победу.

Ведущий 1: Согласно официальной статистике в СССР погибло 27 миллионов. Их них 10 являются военнослужащими, а остальные старики, женщины. Сколько из этого количества было детей посчитать сложно.

Ведущий 2:

Те ребята, которые ещё не способны были заниматься партизанским движением или стоять у станка, собирали лекарственные травы, металл, помогали писать раненым бойцам письма домой, ставили сценки в госпиталях. И взрослые мужчины, видя в детях таких же малышей, которых они оставили дома, не могли сдерживать слёз.



Ведущий 1:

Дети войны, это последнее поколение, которое видело фашизм воочию и испытало его на себе в полной мере, просит вас:

  • Помните прошлое!

  • Берегите настоящее!

  • Думайте о будущем!

  • Цените прекрасное слово - жизнь !


Слайд 18

Звук метронома

Зажженные свечи

Ведущий 1:

Прошу почтить память всех погибших в той войне минутой молчания.


Звучит песня «Журавли»


Ведущий 2:

Дети без детства. Несчастные жертвы губительной войны. Помните об этих мальчиках и девочках, они также подарили нам жизнь и будущее, как и все пострадавшие в Великой Отечественной войне. Просто помните.



Список используемой литературы и документальных фильмов.

  1. Дни как смерть страшны. Рассказывают дети войны, Узники фашистских концлагерей / сост. Э. П. Ефремов, Н. М. Зяблова. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015. – 172 с.

  2. Интернет.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!