СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для учителей литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Для учителей литературы»


Урок литературы в 5 классе

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя,
гармоничность положительных героев. (Любовь и ненависть, добро и зло в сказке)


Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, ,портрет А.С.Пушкина.

Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

мировая художественная культура

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории

добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

1.

Жил -был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи .-А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке».)

В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. – А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …»

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона.-А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».)

6: Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя. «Сказка о золотом петушке»

Скажите, ребята, что объединяет эти строки (сказка, Пушкин)

– Да, действительно, талант Пушкина многогранен и многообразен. Отношение к произведениям этого писателя, поэта, драматурга, как удачно заметил М. Б. Ладыгин, очень много говорит о самом человеке. Пушкин приходит к нам с колыбельными песнями мамы, захватывающими сказками бабушек, он не оставляет нас равнодушными в юности и зрелости, он будоражит наш ум, волнует наши чувства, формирует нашу духовность, наш мир и наше отношение к миру, ведь его стихи – это сама Поэзия, само Вдохновение. Если же кому-то не нравится Пушкин, если его произведения оставляют читателя равнодушным, значит, с читателем что-то не так, значит, он болен какой-то опасной болезнью: невежеством, черствостью души. От этой болезни человек может излечиться только сам, для этого нужно воспитать в себе внимательного и вдумчивого читателя, способного наслаждаться великим искусством – искусством слова. Давайте вспомним, что мы уже знаем о Пушкине – об этой необычной, почти легендарной личности.

2

Ответ учащегося по биографии. (Ученикам сильным выдать таблички для работы)

. Работа со статьёй учебника (стр. 81 – 82). Используется стратегия «Помощь». Информация статьи анализируется учениками и обозначается соответствующими знаками: «V» – это я знаю; «+» – новая информация; «–» – противоречит тому, что я знаю; «?» – информация удивляет меня. В результате заполняется таблица. 

«V» – это я знаю

«+» – новая информация

« – » – противоречит тому, что я знаю

«?» – информация удивляет

Пушкин родился в Москве в дворянской семье.

Пушкин рос в литературной, поэтической среде: дом посещали литераторы, его

дядя – поэт; отец собрал прекрасную библиотеку.

Пушкин до семи лет не предвещал в будущем ничего хорошего, мать отдавала предпочтение его сестре и брату.

Пушкина воспитывала бабушка Марья Алексеевна Ганнибал, которая была его наставницей в русском языке, от неё услышал и о своих известных предках… и т. д.

3

Статья заканчивается словами С.Я.Маршака «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Как вы считаете, действительно ли это так?

-Давайте вспомним, что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете? Сказка Пушкина относится к…

-Какие признаки народной сказки нам известны?

_Приведите примеры народных черт в сказке Пушкина?

Приемы народной сказки:

1) концовка: «Я там бы, мёд, пиво пил, усы лишь обмочил»;

2)     трехкратные повторы: обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру;

3)     использование постоянных эпитетов: «красная девица», «красно солнце», «месяц ясный», «ветер буйный»;

4)     использование народных пословиц, присловий: «Аль товар не по купцам?»;

5)     конфликт добра и зла;

6)     мотив «мертвый – живой» (ср. живая – мёртвая вода, мертвый – спящий).

Черты литературной сказки:

1)     время, пространство уточнены: сочельник, девичник, подворье, царство, терем в лесу, забавы богатырей («сорочина в поле спешить», отсечь башку у татарина, «вытравить из леса пятигорского черкеса»);

2)     наличие конкретных подробностей: описание горницы богатырей («лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой», полати, печка, приданое царевны: «семь торговых городов да сто сорок теремов»);

3)     индивидуализированная речь героев: царевна: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица? А как буду я царица, я пожалую тебя», «Постой, бабушка, постой немножко…», «Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные». Царица: «Как ты смела обмануть меня? И в чем!..», «Ах ты, мерзкое стекло!»;

4)     авторская трактовка народного сюжета (тема следующего урока);

5)     стихотворная форма.

4.Работа по тексту: вы уже прочитали сказку дома

- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

– Какие фрагменты сказки вас более всего впечатлили? Как вы объясните свой выбор? Использование стратегии «Микрофон»: каждый ребенок дает ответ на вопрос.

– Кто из героев вызывал у вас чувства гнева, ненависти, негодования, кто – восхищения, радости, сочувствия?

– Сколько событий в сказке Пушкина? (отъезд царя – трагическое рождение дочери – новая «молодица – царица» и её зеркальце – сватовство королевича Елисея – «дочка царская пропала» – поиски Елисеем своей невесты – царевна у семи богатырей – золотистое яблоко злой мачехи – печальный обряд, сотворённый богатырями, – победа любви и верности).

Как вы думаете, о чём свидетельствует использование автором такого большого количества событий? Отметить не только занимательность сюжета, но и причудливое переплетение в сказке русских и западноевропейских черт (использование приёмов европейского рыцарского романа: смелые рыцари, разыскивающие похищенных невест и сражающиеся со злыми драконами, злые и добрые волшебники и т. п.). Этим можно объяснить и «статус» Елисея: не царевич, а королевич.


- Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах. Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

(Задание для 1 группы)

- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя).

(Задание для 2 группы)

- Как вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной.

Царица

Царевна



Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?

  1. При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)

  2. Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)

  3. На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)

  4. Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)

  5. Белые руки чужие труды любят.

  6. Берут завидки на чужие пожитки.

  7. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

  8. Не всё то золото, что блестит.

  9. Конфликт проходит через эти два понятия и выражается соперничеством между царицей и царевной. А. С. Пушкин делает вывод: истинно прекрасен человек внутренней красоты, и он достоин счастья).


    Царица

    Царевна

    Внешность

    Высока
    Стройна
    Бела

    Белолица
    Черноброва

    Поведение, характер

    Горда
    Ломлива
    Своенравна
    Ревнива
    Злая

    Красавица-душа
    Милая
    Приветливая

    Цветовая гамма

    Черны (зависть)

    Белый
    Красный
    Румяный

  10. Учитель: Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

  11. Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.

  12. Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

  13. Ученики: Ненависть, зависть.

  14. Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

  15. Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

  16. Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

  17. Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

  18. Учитель: Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

  19. Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.


(Задание для 3 группы) Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.

- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

Видите, я тоже волшебница и могу использовать цифру 7

Поднимает руки класс- это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть,

Улыбнуться нужно всем – это семь!

(Задание для 4 группы)

- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?

(задание для 5 группы) Какие черты присущи этому герою

- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

- Королевич Елисей означает спасение , отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру.


Отрицательные герои

Положительные герои


Мачеха (зло в мире)

Чернавка

- Семь богатырей

- Молодая царевна

- Силы природы: Солнце, месяц, ветер.

- собака Соколко

- зеркальце (всегда говорит правду)




- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?



  1. Итог урока.

  2. Заключительное слово учителя.

В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась не спроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - самая лирическая и поэтическая из всех сказок Пушкина. О чем она? Главный вопрос, на который мы должны с вами ответить. В конце самим формулировать тему урока

Рефлексия

В сказках добро всегда побеждает зло.

- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).

Домашнее задание - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

Выставление оценок

- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

Как вы считаете какая из пословиц может стать итогом нашего урока:

- Хоть зло сильно – всему вредит, добро на свете победит!

-От доброго слова и лёд тает

- Мир не без добрых людей




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!