СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для работы педагога-психолога в системе психологической подготовки и сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества подготовки обучающихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной психолого-педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Для работы педагога-психолога в системе психологической подготовки и сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА»

Можно констатировать, что на сегодняшний день вопрос психологической готовности старшеклассников к государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ - 11 класс), основного государственного экзамена (ОГЭ – 9 класс) является достаточно актуальным в системе образования Российской Федерации. Это связано с тем, что унифицированная форма проведения экзамена в виде тестов несет дополнительную психологическую нагрузку для выпускников 9, 11 классов образовательных организаций и требует формирования принципиально новых подходов к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. ЕГЭ может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но и нервный срыв. Поэтому повышение качества подготовки обучающихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной психолого-педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Целью психологической подготовки обучающихся является выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями. Цель сопровождения: формирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. Задачи психологического сопровождения: 1. Осуществлять ресурсно-ориентированный поиск сильных сторон и путей их использования на этапе подготовки обучающихся при подготовке к ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) и на самом экзамене; 2. Применять технологически-ориентированные методы и приемы с целью формирования соответствующих психотехнических навыков саморегуляции и самоконтроля, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника. 3. Использовать системный подход в выявлении и проработке возникающих у обучающихся трудностей на разных этапах обучения, осуществляя основную часть работы по психологической готовности обучающихся не накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Я рекомендую педагогам-психологам решение поставленных задач осуществлять через следующие виды (направления) работ:

1.Диагностическая

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах. Психологическая диагностика проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже в начальной школе необходимо выделять группы детей, которые испытывают трудности в обучении. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении дальнейшего обучения. Диагностика обучающихся 9, 11 классов помогает отслеживать динамику эффективности психолого-педагогического сопровождения. Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели. Диагностическая деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ осуществляется с целью выявления нарушений в интеллектуально-личностной сфере задолго до экзамена, что поможет скорректировать поведение выпускника в стрессовых ситуациях и определить оптимальные условия обучения

РЕЕСТР ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Цель исследования Методика Источник личностные особенности Самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина, САМОАЛ) (Приложение 1) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение 2) http://www.psylist.net/praktikum/00312.htm http://vsetesti.ru/195 Исследование стереотипов восприятия успешного ученика (Приложение 3) http://psylist.net/praktikum/00472.htm 8 тревожность Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) (Приложение 4) Диагностика поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения (шесть стратегий) (С.В. Неделина) (Приложение 5) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Приложение 6) «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» на основе методики многомерной оценки тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына (Приложение 7) Корчуганова, И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска: методическое пособие / под науч. ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. – СПб. : ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 87-89) Психодиагностика стресса: практикум /сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. . технол.ун-т. – Казань : КНИТУ, 2012. – 212 с. оценка профессиональной направленности Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник (Приложение 8), Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. - №47. – 2000. Тест Мюнстерберга (Приложение 9), Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Садовникова, Н.О. Профориентология: теория и практика : учеб.пособ.для высшей школы.-М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - С. 138 – 144. Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова (Приложение 10), Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - С. 336 Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) (Приложение 11) Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - c.152-154.

2. Консультативная

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования и просвещения. Целью таких консультаций является психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта

3.Коррекционно-развивающая

Цель психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ – составление системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения. Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога:  развитие познавательной сферы учащихся: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;  формирование адекватной самооценки, снятие тревожности;  развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля; Кроме этого, в систему следует включить следующие направления:  обучение способам снятия эмоционального и физического напряжения и релаксации;  повышение стрессоустойчивости;  актуализация внутренних ресурсов

4.Психопрофилактическая

Целью психологической профилактики является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных индивидуальных рекомендаций для родителей, педагогических работников по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Задача психопрофилактической работы по психологической подготовке к ОГЭ и ЕГЭ: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, по 10 управлению психическим состоянием, организации коррекционных мероприятий. Это подразумевает следующие направления работы:  обучение методам психосаморегуляции;  выработка навыков мобилизации в стрессовых ситуациях;  формирование уверенности в своих возможностях;  развитие творческого потенциала. Психопрофилактическая работа осуществляет все виды работ педагога - психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики

5.Психопросвещение

Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности использовать психологические знания в интересах собственного развития; создание условий для личностного развития и полноценного самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности. Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ:  информирование обучающихся и их родителей о процедуре проведения ОГЭ и ЕГЭ;  развитие у обучающихся знаний о своих психологических особенностях и умений эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;  создание условий для получения необходимых психологопедагогических знаний и навыков, которые помогут педагогам выстроить работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;  ознакомление родителей с проблемами детей и рекомендациями с формами детско-родительского общения, подходящими на данном этапе развития ребенка .

Таким образом, системный подход в организации работы по психологической поддержке и сопровождению обучающихся на всех ступенях обучения является эффективным в психологической подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Главное условие успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ - разработка индивидуальной стратегии, способной обеспечить успех конкретному ученику, которая возможна только при условии психологической зрелости выпускника. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, опыт принятия решений, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Разработка индивидуального плана психологической подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ необходима для организации системы работы, которая способствует: -развитию учебной мотивации и познавательной активности; - повышению самооценки учащихся; - снижению уровня тревожности; - формированию произвольности и самоорганизации. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня – это, прежде всего, комплексная работа по поддержке и оказанию помощи обучающимся в решении саморазвития, самовоспитания, обучения, социализации, направленных на успешную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, и дальнейшее обучение в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!