СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дизайн-образование для детей дома: раскраски, пазлы, оригами из бумаги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кусочки пазла, то и дело, попадаются на глаза по всему дому, на обоях аккуратно разукрашены цветочки, под мебелью бумажные самолетики... - одним словом - детский творческий беспорядок. Такая картина знакома чуть ли не каждому родителю ребенка дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Дизайн-образование для детей дома: раскраски, пазлы, оригами из бумаги»

Дизайн-образование для детей дома:

раскраски, пазлы, оригами из бумаги


Умения ребенка читать и считать в 3 года вовсе не гарантирует его качественное образование и успешность в будущем. В век информационных и цифровых технологий одних только знаний мало. Помните тесты от практикантов в школе «ведущая рука»,  «ведущий глаз»? По их результатам узнавали, кто творческий человек, а кто мыслит логически, то есть выясняли преобладающий тип мышления. Ведущая левая рука — значит, активней работает правое полушарие мозга с его творческими способностями и наоборот. Перефразируем народную мудрость: «одна голова хорошо — а две (в смысле два полушария) лучше», и будем помогать ребенку развивать и творческие, и логические способности.

Дизайн-образование

Маленький человек должен научиться информацию не только получать, накапливать, но и самостоятельно ее добывать путем эмоционального и творческого познания. Как утверждает Нила Пономарева, учитель младшей школы с двадцатилетним опытом: «Буквы в любом случае ребенок выучит, цифры тоже, а вот образно и пространственно мыслить может и не научится. А ведь это важнее первого». И рекомендовала новое популярное направление в обучении - «дизайн-образование».

Дизайн-образование направлено на развитие творческого потенциала мозга и построено на занятиях, позволяющих через абстрактное мышление, пространственное видение, цветовое и эмоциональное восприятие познавать окружающий мир. Простыми словами, ребенок не получает готовую информацию, ее иллюстрацию, а сам приходит к нужному образу, через средства дизайна (цвет, эмоция, материал, размер, соотношение).

Обучение просто дома

Инструментарий для занятий дизайн-образованием есть в каждом доме. И не надо быть дипломированным специалистом в области дизайна, чтобы начать это обучение.

Например, мы можем учить ребенка так: вот дерево, у него есть ствол и корень, крона из ветвей и листьев (показать картинку). А можем подвести к информации, собирая пазл, разукрашивая раскраску, складывая бумажную фигурку. Ребенок в процессе этих занятий, сам узнает дерево: листья разных оттенков, ветки разной длины, объемную крону, тяжелый мощный ствол.

Чтобы избежать «творческого» беспорядка следует, прежде всего, обустроить ребенку его личное рабочее место. Пусть это будет стол и стул, соответствующие росту малыша, в достаточно освещаемой и проветриваемой части комнаты. Хорошо, если рядом будут доступные ему полки или шкаф с необходимыми инструментами и материалами. Ребенку важно чувствовать себя хозяином своего «кабинета». К тому же, так у него выработается привычка поддерживать порядок и ответственность за свой рабочий уголок.

Пазл — складная картинка: как научить ребенка собирать пазлы

Познакомьте ребенка с картинкой, покажите, как она рассыпалась на части, расспросите, каким образом ее можно восстановить, как подбирать элементы (по цвету, по форме модулей, по краям или контурам).

Собирать детские пазлы лучше начинать с простых, большого размера из 2-5 частей, изображающих отдельный предмет. Это может быть набор из нескольких картинок одной тематики — домашние животные, предметы туалета, овощи, фрукты или набор типа «домино», где каждая кость и есть маленький пазл из двух частей. Складная картинка для детей должна быть хорошего качества: плотный материал (картон или дерево без токсичного запаха), четкая картинка, узнаваемый сюжет и приятная цветовая гамма. Если малышу трудно сопоставить детали неправильной формы, пусть в первый раз складывает разрезанную ровными линиями деревянную открытку или плакат.

Со временем (с 3 лет) усложняйте задание — элементы мельче и сюжет замысловатее (иллюстрации сказок, пейзажи, репродукции). Старайтесь не выполнять работу за ребенка, лишь подсказывайте: не что куда положить, а как найти нужный кусочек. Возбуждайте ребенка к образному и пространственному мышлению, подключайте логику и анализ.

После 4-5 лет или в 6 лет пробуйте переходить на еще более высокий уровень сложности и складывать объемные - 3D пазлы. Это тренирует пространственное видение. Действуйте как и с плоскими картинками — от крупных маломодульных (птичка, рыбка, домик), к масштабным конструкциям из множества элементов (скелеты динозавров, замки, техника). Складывание пазла - универсальное занятие и отличная игра на все возрасты, начиная с полутора лет.

Оригами- искусство создания объемных предметов из бумаги

Вспомните  летающие самолетики, кораблики в луже, прыгающих лягушек на столе, тюльпанчики на 8 марта и коробочки для скрепок. Это все интересные оригами, которые можно легко сделать своими руками! Покажите ребенку чудо — как из плоского листа бумаги путем нескольких складываний возникает самолет. Начните занятие с базовых понятий - легких оригами: прямоугольник, квадрат, линия, сложить пополам, загнуть угол, собрать «гармошку». Проделайте самые простые операции:

  • из прямоугольника - квадрат, отрежьте лишнее;

  • из квадрата - прямоугольник (сложите пополам, пальчиками зафиксируйте линию сгиба);

  • снова из прямоугольника - квадратик (согните пополам);

  • заверните свободный уголок к центру, это будет рот, дорисуйте глаза, нос и вот уже есть забавная мордашка. В зависимости от цвета бумаги, это будет лягушонок или лисенок. Дальше ребенок быстро сам сообразит схему действий, и у вас дома скоро появиться целый театр зверюшек-мордочек.

Манипуляции с бумагой развивают пространственное видение,  логическое и образное мышление, мелкую моторику, тренируют «глазомер» и помогают освоить геометрию. Не пытайтесь сразу сделать лебедя из сотни элементов, используйте знакомые схемы вышеперечисленных предметов. Дайте ребенку волю в складывании и сгибании. Помните педагогическую истину: ум ребенка - на кончиках пальцев.

Раскраска

Раскраска — контурный рисунок, который можно разукрасить на свое усмотрение либо по примеру или подсказкам.

Раскрасок существует множество — книжки, альбомы, плакаты, компьютерные игры и даже обои. Есть простые (зверюшки, фрукты, овощи) и тематически-сюжетные для деток постарше, отдельно для девочек и мальчиков. Развивающие раскраски могут быть усложнены заданиями, шифрами, головоломками. Выбор огромен. Остановитесь на качественной — из хорошей бумаги, с приятным знакомым рисунком и четким контуром.

Для маленьких детей раскрашивание лучше начинать с отдельных крупных предметов. Избегайте изображений многодетальных трансформеров, замысловатой техники. Подбирайте темы из окружающего мира (дом, природа), знакомых сказок (которые читали или смотрели), с социальными ролями (члены семьи, профессии), изображения техники из повседневной жизни.

Объясните малышу, что художник предлагает ему принять участие в создании данной иллюстрации, поэтому надо очень аккуратно, штрих за штрихом, заполнить области в контурах нужным цветом. Помогите подобрать инструмент для работы. Краски хороши для раскрасок-гигантов из плотной бумаги, а для стандартных альбомных листов с небольшими участками для раскрашивания лучше взять карандаши или фломастеры. Со временем предлагайте ребенку самому делать выбор инструментов и даже компоновать их.

В процессе работы маленький творец изучает цвета и оттенки, их сочетания и эмоциональное воздействие. Ведь черное яблоко малыш прокомментирует, как испорченное, он такое не стал бы есть, а желто-красное — спелое и вкусное, с радостью надкусил бы. Девочки, которые любят разукрашивать принцесс, осваивают основы моды, сочетания в одежде. Мальчишки, работая над очередной гоночной машиной, раскрывают свои стремления в цвете и даже в характере нажатия инструмента. Это простое и очень полезное занятие способствует концентрации внимания ребенка, усидчивости и терпению, развивает образное мышление, мелкую моторику, память и воображение, готовит руку к письму.

Ряд занятий из сферы дизайн­-образования можно еще продолжать - обучающие игры разнообразными конструкторами, всевозможные виды изобразительного искусства, прикладного труда.

Предлагая ребенку регулярно хотя бы одно из этих увлекательных и веселых занятий, вы сделаете хороший вклад в развитие его творческого потенциала и личности.

Ведь в процессе работы с пазлами, оригами и обучающими раскрасками малыш учиться старанию, стремлению, аккуратности, от качества его действий зависит результат. Тренируется усидчивость, внимание, память и привычка доводить дело до конца, а это уже задатки успешного человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!