СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисциплина: «Теоретические основы электротехники»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дисциплина: «Теоретические основы электротехники»»

Задумина Наталья Владимировна - преподаватель специальных дисциплин

КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО

Электронный адрес: [email protected]

Аннотация

В современной системе образования стремительно идет процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Студенты, умело и эффективно владеющие информационными технологиями, обладают новым стилем мышления, принципиально иначе подходят к оценке возникшей проблемы и организации собственной деятельности. Применение ИКТ на уроках специальных дисциплин усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную и самостоятельную деятельность студентов, формирует исследовательские навыки, обеспечивает доступ к различным справочным ресурсам, что способствует повышению качества образования.

В настоящее время казахстанское образование перешло к реализации стандартов нового поколения, где важным становятся не знания студента, а его компетенции. Востребованными в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Поэтому возникает необходимость повышения роли самостоятельной работы студентов. Самостоятельность в учебной деятельности – это способность добывать новые знания и оперативно корректировать полученные знания в соответствии с требованиями времени. На практических занятиях по дисциплине «Теоретические основы электротехники» задания подбираются с учетом междисциплинарных связей и способностей каждого студента.

В результате выполнения работ студенты развивают логическое мышление, приобретают умение систематизировать полученные знания, формируют профессиональные компетенции, необходимые специалисту в области электроэнергетики.

План учебного занятия

(теоретического обучения)

Тема: Лабораторная работа в компьютерной программе Electronics Workbench
«Смешанное соединение резисторов в цепи постоянного тока»


Наименование модуля /дисциплины: ПМ07 «Выполнение работ по монтажу электрооборудования», дисциплина: «Теоретические основы электротехники»

Подготовил педагог: Задумина Н.В.- преподаватель специальных дисциплин

Продолжительность занятия: 90 мин.

Квалификация: «1115042 – Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Междисциплинарная интеграция: химия, физика, электротехнические материалы

Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, рассказ, демонстрация презентации

Овладение студентами общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

Формируемая профессиональными компетенция:

Выполнять отдельные работы по монтажу электрооборудования



1. Общие сведения

 Курс, группы: 2 курс, группа 2ЭМ-20

 Тип занятия: комбинированный урок

2. Цель:

Демонстрировать знания характеристик и основных законов электрических полей.

Задачи:


Выполнить монтаж электрической схемы.

Определить параметры цепи опытным путем.

Систематизировать способы соединения резисторов в цепи постоянного тока.


3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

Объяснять и классифицировать понятия: электрическое поле; электрический ток, электрические цепи: термины и определения; условные графические обозначения элементов; свойства, параметры и законы электрических полей; методы анализа цепей постоянного тока.

Выполнять расчеты простых электрических цепей постоянного тока, собирать электрические цепи и определять параметры.

4. Необходимые ресурсы:

компьютер, презентационный материал, рекомендации по выполнению лабораторной работы в компьютерной программе Electronics Workbench
«Смешанное соединение резисторов в цепи постоянного тока»













5. Ход занятия

Время / этапы урока

Деятельность учителя

Каким образом я достигну целей обучения?

Деятельность учащихся

Оценивание

(метод/ прием/ техника/ стратегия)

Способы дифференциа-ции


Начало урока

5 мин
































Актуализа-ция знаний

15 мин



Организация урока:

Приветствует студентов, эмоционально настраивая их на урок, проверяет готовность к уроку. Создание рабочей обстановки.

Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места, настраиваются на работу.




Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Постановка цели и задач совместно со студентами, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, воспроизведение материала.

Презентационный материал, слайды 1,3

Восприятие темы урока путем совместной постановки цели и задач.

Полная готовность группы, быстрое включение в деловой ритм.

Активизация обучающихся.

Формулирова-ние темы и целей урока.

Устное

Презентация

Группирование

Темп

Способствует воспроизведению студентами информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом по плану.

Презентационный материал, слайды 4-7

Дескрипторы:

Объясняет и классифицирует понятия: электрическое поле; электрический ток, электрические цепи: термины и определения; условные графические обозначения элементов; свойства, параметры и законы электрических полей

Самостоятель-ное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Выполняют технический диктант.

Отвечают на вопросы «Кейс-ситуации»

Систематизи-руют способы соединения резисторов в цепи постоянного тока.

Выполняют расчеты по соответствую-щим теоретическим формулам.

Формативное оценивание

«Словесная похвала»

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

На этапе повторения материала студенты выбирают подходящий уровень воспроизведе-ния учебной информации: знания, понимания и применения (анализ терминов, понятий, схем)

Основная часть

35 мин


Положительный настрой –комплимент друг другу

Рекомендации по выполнению лабораторной работы: (приложение 1)

- выполнить монтаж электрической схемы;

- определить параметры цепи опытным путем;

- по результатам измерений произвести необходимые расчеты

Презентационный материал, слайды 8,9

Дескриптор:

Выполняет расчеты простых электрических цепей постоянного тока, собирает электрические цепи и определяет параметры.

Проявлять интерес к новым знаниям, понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий.

Формативное оценивание «Словесная похвала»

Группирование

Темп

Презентация

Диалог и поддержка

Источники информации



Физкультми-нутка.

5 мин

Встаньте!

Задвиньте стулья, чтоб они вам не мешали.

Вы - электрические проводники. По моей команде студенты 1 ряда должны соединиться в последовательную цепь, используя провода-руки, а студенты 2 ряда- в параллельную. Разомкните свою цепь. Садитесь! Презентационный материал, слайд 10

Активные действия студентов


Темп

Конец урока


30 мин.


Осмысление и усвоение новых знаний, используя

контрольные вопросы лабораторной работы

Презентационный материал, слайд 11

Дескрипторы:

Классифицирует параметры и законы электрических полей.

Систематизирует методы анализа цепей постоянного тока.

Самостоятель-ное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Формативное оценивание «Словесная похвала»


На этапе осмысления студенты оцениваются по критериям, которые позволяют оценить навык объяснять и анализиро-вать информацию

Группирование

Темп

Диалог и поддержка

Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Презентационный материал, слайд 12

Электротехника,

Учебник, стр.31-36,

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Записывают д/з, уточняют инструкцию по выполнению.




Подводит итог урока.

Подведение итогов своей работы, анализ, что удалось, а что осталось для самостоятельной проработки Презентационный материал, слайд 13,14







Прослушивают итоги урока.

Дать студентам заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения

Формативное оценивание «Словесная похвала»


Оценивание

Результат

Темп

Выводы





Приложение 1

Лабораторная работа

в компьютерной программе Electronics Workbench
«Смешанное соединение резисторов в цепи постоянного тока»

Цель:

Демонстрировать знания характеристик и основных законов электрических полей.

Задачи:

- выполнить монтаж электрической схемы;

- определить параметры цепи опытным путем;

- систематизировать способы соединения резисторов в цепи постоянного тока.


Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

Объяснять и классифицировать понятия: электрическое поле; электрический ток, электрические цепи: термины и определения; условные графические обозначения элементов; свойства, параметры и законы электрических полей; методы анализа цепей постоянного тока.

Выполнять расчеты простых электрических цепей постоянного тока, собирать электрические цепи и определять параметры.

В электронной лаборатории EWB использовать: источник питания постоянного тока; вольтметр, амперметр; резисторы; соединительные провода


Порядок выполнения работы


  1. Занять указанное преподавателем рабочее место за компьютером.

  2. Собрать схему №1 в окне электронной лаборатории EWB.

С хема №1







  1. Установить значения сопротивлений резисторов в соответствии с таблицей №1.

Таблица 1

ПК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

R2, Ом

20

10

10

40

20

20

20

30

18

10

R3, Ом

40

10

30

40

10

20

40

10

8

40

R4, Ом

10

20

10

20

10

30

30

40

18

30

r,Ом

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


  1. Все вольтметры и амперметр перевести в режим измерения постоянного тока «DС», напряжение на источнике первоначально установить 30 В.

  2. Пригласить преподавателя для проверки правильности схемы, получив разрешение, подать напряжение на схему, приступить к исследованию.

  3. Изменяя напряжение в цепи три раза, измерить общее напряжение в цепи – U1, напряжение на реостате – U2, напряжение на реостате R3, R4 – U3 и U4 и силу тока в цепи I2, I3, I4. Данные занести в таблицу №2.

Таблица №2


п/п

Измерить

U1 (B)

U2 (B)

U3 (B)

U4 (B)

I2 (А)

I3 (А)

I4 (А)

1








2








3









п/п

Вычислить

R2 (Ом)

R3 (Ом)

R4 (Ом)

R’є (Ом)

R”є (Ом)

Р2 (Вт)

Р3 (Вт)

Р4 (Вт)

Р (Вт)

1










2










3












  1. Показать замеры преподавателю. После проверки замеров отключить источник питания, схему удалить.

  2. По результатам измерений рассчитать сопротивления и мощности на всех участках цепи и во всей цепи:

8.1 8.2 8.3 8.4

8.5 8.6 8.7

8.8 8.9

9. Составить отчет о лабораторной работе, который должен содержать:

- тему работы;

- цель работы;

- перечень используемого оборудования;

- электрическую схему соединений проводников;

- таблицы с результатами измерений и вычислений;

- расчеты по соответствующим теоретическим формулам;

- выводы, полученные по результатам работы.



Контрольные вопросы:

  1. Заполните таблицы:

Законы электрического тока для последовательного соединения проводников:

Сила тока


Напряжение


Сопротивление




Законы электрического тока для параллельного соединения проводников:

Сила тока


Напряжение


Сопротивление




  1. По результатам измерений построить вольт - амперную характеристику всей цепи Uвх = f (I) в компьютерной программе «Аdbanced Grapher»

  2. Как по вольтамперной характеристике определить величину сопротивления цепи?

  3. Как распределяются напряжения при смешанном соединении

сопротивлений?

  1. Как распределяются токи при смешанном соединении сопротивлений?













Использованный список литературы:


1. Белов А.А. «Проект организации самостоятельной работы студентов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://nsportal.ru/npo-spo/energetika-energeticheskoe-mashinostroenie

2. Логинова И.Е. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника". / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://nsportal.ru/npo-spo/energetika

3. Сайт WorldSkills [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.worldskills.ru/

4. Ю.Г.Сиднеев «Электротехника с основами электроники» Феникс, 2013.г., 407 с

6. Бутырин П.А. Электротехника. М. «Академия», 2007. – 267 с.

7. Немцов М.В. Электротехника. Р-н-Д «Феникс», 2009. - 572 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!