Задумина Наталья Владимировна - преподаватель специальных дисциплин
КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО
Электронный адрес: [email protected]
Аннотация
В современной системе образования стремительно идет процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Студенты, умело и эффективно владеющие информационными технологиями, обладают новым стилем мышления, принципиально иначе подходят к оценке возникшей проблемы и организации собственной деятельности. Применение ИКТ на уроках специальных дисциплин усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную и самостоятельную деятельность студентов, формирует исследовательские навыки, обеспечивает доступ к различным справочным ресурсам, что способствует повышению качества образования.
В настоящее время казахстанское образование перешло к реализации стандартов нового поколения, где важным становятся не знания студента, а его компетенции. Востребованными в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Поэтому возникает необходимость повышения роли самостоятельной работы студентов. Самостоятельность в учебной деятельности – это способность добывать новые знания и оперативно корректировать полученные знания в соответствии с требованиями времени. На практических занятиях по дисциплине «Теоретические основы электротехники» задания подбираются с учетом междисциплинарных связей и способностей каждого студента.
В результате выполнения работ студенты развивают логическое мышление, приобретают умение систематизировать полученные знания, формируют профессиональные компетенции, необходимые специалисту в области электроэнергетики.
План учебного занятия
(теоретического обучения)
Тема: Лабораторная работа в компьютерной программе Electronics Workbench
«Смешанное соединение резисторов в цепи постоянного тока»
Наименование модуля /дисциплины: ПМ07 «Выполнение работ по монтажу электрооборудования», дисциплина: «Теоретические основы электротехники»
Подготовил педагог: Задумина Н.В.- преподаватель специальных дисциплин
Продолжительность занятия: 90 мин.
Квалификация: «1115042 – Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Междисциплинарная интеграция: химия, физика, электротехнические материалы
Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, рассказ, демонстрация презентации
Овладение студентами общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Формируемая профессиональными компетенция:
Выполнять отдельные работы по монтажу электрооборудования
1. Общие сведения
Курс, группы: 2 курс, группа 2ЭМ-20
Тип занятия: комбинированный урок
2. Цель:
Демонстрировать знания характеристик и основных законов электрических полей.
Задачи:
Выполнить монтаж электрической схемы.
Определить параметры цепи опытным путем.
Систематизировать способы соединения резисторов в цепи постоянного тока.
3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
Объяснять и классифицировать понятия: электрическое поле; электрический ток, электрические цепи: термины и определения; условные графические обозначения элементов; свойства, параметры и законы электрических полей; методы анализа цепей постоянного тока.
Выполнять расчеты простых электрических цепей постоянного тока, собирать электрические цепи и определять параметры.
4. Необходимые ресурсы:
компьютер, презентационный материал, рекомендации по выполнению лабораторной работы в компьютерной программе Electronics Workbench
«Смешанное соединение резисторов в цепи постоянного тока»
5. Ход занятия
Время / этапы урока | Деятельность учителя Каким образом я достигну целей обучения? | Деятельность учащихся | Оценивание (метод/ прием/ техника/ стратегия) | Способы дифференциа-ции |
Начало урока 5 мин Актуализа-ция знаний 15 мин | Организация урока: Приветствует студентов, эмоционально настраивая их на урок, проверяет готовность к уроку. Создание рабочей обстановки. | Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места, настраиваются на работу. | | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов. Постановка цели и задач совместно со студентами, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, воспроизведение материала. Презентационный материал, слайды 1,3 | Восприятие темы урока путем совместной постановки цели и задач. Полная готовность группы, быстрое включение в деловой ритм. Активизация обучающихся. Формулирова-ние темы и целей урока. | Устное | Презентация Группирование Темп |
Способствует воспроизведению студентами информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом по плану. Презентационный материал, слайды 4-7 Дескрипторы: Объясняет и классифицирует понятия: электрическое поле; электрический ток, электрические цепи: термины и определения; условные графические обозначения элементов; свойства, параметры и законы электрических полей | Самостоятель-ное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Выполняют технический диктант. Отвечают на вопросы «Кейс-ситуации» Систематизи-руют способы соединения резисторов в цепи постоянного тока. Выполняют расчеты по соответствую-щим теоретическим формулам. | Формативное оценивание «Словесная похвала» | Группирование Темп Презентация Диалог и поддержка На этапе повторения материала студенты выбирают подходящий уровень воспроизведе-ния учебной информации: знания, понимания и применения (анализ терминов, понятий, схем) |
Основная часть 35 мин | Положительный настрой –комплимент друг другу Рекомендации по выполнению лабораторной работы: (приложение 1) - выполнить монтаж электрической схемы; - определить параметры цепи опытным путем; - по результатам измерений произвести необходимые расчеты Презентационный материал, слайды 8,9 Дескриптор: Выполняет расчеты простых электрических цепей постоянного тока, собирает электрические цепи и определяет параметры. | Проявлять интерес к новым знаниям, понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий. | Формативное оценивание «Словесная похвала» | Группирование Темп Презентация Диалог и поддержка Источники информации |
Физкультми-нутка. 5 мин | Встаньте! Задвиньте стулья, чтоб они вам не мешали. Вы - электрические проводники. По моей команде студенты 1 ряда должны соединиться в последовательную цепь, используя провода-руки, а студенты 2 ряда- в параллельную. Разомкните свою цепь. Садитесь! Презентационный материал, слайд 10 | Активные действия студентов | | Темп |
Конец урока 30 мин. | Осмысление и усвоение новых знаний, используя контрольные вопросы лабораторной работы Презентационный материал, слайд 11 Дескрипторы: Классифицирует параметры и законы электрических полей. Систематизирует методы анализа цепей постоянного тока. | Самостоятель-ное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации | Формативное оценивание «Словесная похвала» На этапе осмысления студенты оцениваются по критериям, которые позволяют оценить навык объяснять и анализиро-вать информацию | Группирование Темп Диалог и поддержка |
Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Презентационный материал, слайд 12 Электротехника, Учебник, стр.31-36, Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития | Записывают д/з, уточняют инструкцию по выполнению. | | |
Подводит итог урока. Подведение итогов своей работы, анализ, что удалось, а что осталось для самостоятельной проработки Презентационный материал, слайд 13,14 | Прослушивают итоги урока. Дать студентам заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения | Формативное оценивание «Словесная похвала» | Оценивание Результат Темп Выводы |
Приложение 1
Лабораторная работа
в компьютерной программе Electronics Workbench
«Смешанное соединение резисторов в цепи постоянного тока»
Цель:
Демонстрировать знания характеристик и основных законов электрических полей.
Задачи:
- выполнить монтаж электрической схемы;
- определить параметры цепи опытным путем;
- систематизировать способы соединения резисторов в цепи постоянного тока.
Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
Объяснять и классифицировать понятия: электрическое поле; электрический ток, электрические цепи: термины и определения; условные графические обозначения элементов; свойства, параметры и законы электрических полей; методы анализа цепей постоянного тока.
Выполнять расчеты простых электрических цепей постоянного тока, собирать электрические цепи и определять параметры.
В электронной лаборатории EWB использовать: источник питания постоянного тока; вольтметр, амперметр; резисторы; соединительные провода
Порядок выполнения работы
Занять указанное преподавателем рабочее место за компьютером.
Собрать схему №1 в окне электронной лаборатории EWB.
С хема №1
Установить значения сопротивлений резисторов в соответствии с таблицей №1.
Таблица 1
№ ПК | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
R2, Ом | 20 | 10 | 10 | 40 | 20 | 20 | 20 | 30 | 18 | 10 |
R3, Ом | 40 | 10 | 30 | 40 | 10 | 20 | 40 | 10 | 8 | 40 |
R4, Ом | 10 | 20 | 10 | 20 | 10 | 30 | 30 | 40 | 18 | 30 |
r,Ом | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Все вольтметры и амперметр перевести в режим измерения постоянного тока «DС», напряжение на источнике первоначально установить 30 В.
Пригласить преподавателя для проверки правильности схемы, получив разрешение, подать напряжение на схему, приступить к исследованию.
Изменяя напряжение в цепи три раза, измерить общее напряжение в цепи – U1, напряжение на реостате – U2, напряжение на реостате R3, R4 – U3 и U4 и силу тока в цепи I2, I3, I4. Данные занести в таблицу №2.
Таблица №2
№ п/п | Измерить |
U1 (B) | U2 (B) | U3 (B) | U4 (B) | I2 (А) | I3 (А) | I4 (А) |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
№ п/п | Вычислить |
R2 (Ом) | R3 (Ом) | R4 (Ом) | R’є (Ом) | R”є (Ом) | Р2 (Вт) | Р3 (Вт) | Р4 (Вт) | Р (Вт) |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
Показать замеры преподавателю. После проверки замеров отключить источник питания, схему удалить.
По результатам измерений рассчитать сопротивления и мощности на всех участках цепи и во всей цепи:
8.1 8.2 8.3 8.4
8.5 8.6 8.7
8.8 8.9
9. Составить отчет о лабораторной работе, который должен содержать:
- тему работы;
- цель работы;
- перечень используемого оборудования;
- электрическую схему соединений проводников;
- таблицы с результатами измерений и вычислений;
- расчеты по соответствующим теоретическим формулам;
- выводы, полученные по результатам работы.
Контрольные вопросы:
Заполните таблицы:
Законы электрического тока для последовательного соединения проводников:
Сила тока | |
Напряжение | |
Сопротивление | |
Законы электрического тока для параллельного соединения проводников:
Сила тока | |
Напряжение | |
Сопротивление | |
По результатам измерений построить вольт - амперную характеристику всей цепи Uвх = f (I) в компьютерной программе «Аdbanced Grapher»
Как по вольтамперной характеристике определить величину сопротивления цепи?
Как распределяются напряжения при смешанном соединении
сопротивлений?
Как распределяются токи при смешанном соединении сопротивлений?
Использованный список литературы:
1. Белов А.А. «Проект организации самостоятельной работы студентов по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://nsportal.ru/npo-spo/energetika-energeticheskoe-mashinostroenie
2. Логинова И.Е. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника". / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://nsportal.ru/npo-spo/energetika
3. Сайт WorldSkills [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.worldskills.ru/
4. Ю.Г.Сиднеев «Электротехника с основами электроники» Феникс, 2013.г., 407 с
6. Бутырин П.А. Электротехника. М. «Академия», 2007. – 267 с.
7. Немцов М.В. Электротехника. Р-н-Д «Феникс», 2009. - 572 с.