Тема урока: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»
Ход урока:
1. Изучение нового материала
-Я вам сегодня предлагаю пролистать «необычный» журнал – устный
-Каждый журнал имеет своё название, а как называется наш журнал, вы узнаете, отгадав загадку:
Году конец, и начало зиме.
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюги, и снег на дворе
К нам в гости приходит зима в …декабре
-Наш журнал называется «В декабре, в декабре все деревья в серебре»
-Подумайте о чём этот журнал?
1страница журнала «Метеорологическая».
- Что вы можете сказать о погоде в декабре? (Декабрь - тёмный месяц. Днём пасмурно. Ночь длинная. Небо хмурое. Рано смеркает. Выпадает снег. Становится холодно, ударяют первые морозы.)
- В народе декабрь называют по разному - хмурень, лютый, хвостик года, студенец.
- Попробуйте объяснить эти названия.
2 страница устного журнала «Растения зимой»
- Как зимуют травы? (Под снегом)
- Как зимуют деревья? (Находятся в состоянии покоя. Даже если в начале зимы принести в комнату веточку берёзы и поставить в воду, то она не проснётся, её почки не набухнут и не развернут листиков. Дерево спит. )
- Почему деревья сбрасывают листву на зиму? (Зимой обычно замедляется рост деревьев и движения сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными. У деревьев нет достаточного количества сока, чтобы питать их, и листья могут замерзнуть, как и дерево целиком).
- Как нужно обращаться с растениями зимой? (С растениями зимой нужно обращаться особенно бережно, т.к. ветки их хрупкие).
Сделаем вывод: растения находятся в состоянии покоя, «спят», укрытые снежным покрывалом.
3 страница нашего журнала- «Птицы зимой»
Игра «Узнай птицу по описанию»
1.Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный. (Воробей)
2.Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса -галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое. (Синица)
3.Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь)
4.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. (Дятел)
5.Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
- Каких птиц вы видели на улице зимой?
-Чем питаются птицы?
- Как человек может облегчить жизнь птиц зимой? (Сделать кормушку и постоянно класть туда еду).
Вывод: зимой птички часто гибнут не от холода, а от голода, поэтому не нужно забывать ежедневно подкладывать корм в кормушки.
4 страница журнала «Звери зимой»
- Что объединяет ежа и медведя? (Медведь и ёжик на зиму прячутся в своих домиках, впадают в спячку)
- Что может произойти, если животное выйдет из спячки раньше положенного времени?
Вывод: Все звери зимуют по - разному, но тревожить животных во время спячки нельзя, т.к. они могут погибнуть из-за отсутствия корма.
5 страница журнала «Зимние забавы»
- Расскажите о ваших любимых зимних развлечениях.
-А как человек одевается зимой?
3.Итог урока.
-Итак, мы закрываем наш журнал.
-Как он назывался?
-А почему так говорят?
-Проверим на сколько внимательно вы читали наш журнал.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди «зимние» слова»