СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [д], [т]
ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ
Цель: помочь практически освоить понятие «звонкость-глухость звуков», овладеть умениями сопоставлять звуки д, т по звонкости-глухости и находить решение поставленной учебной задачи, обобщать и систематизировать знания по теме; способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков ([д] – [т]), формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития связной логической речи.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
Посмотрите на буквы: д, г, с, т, к, з.
– Найдите пару каждой букве. (г – к, з – с, д – т.)
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.
II. Включение в систему знаний.
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник на с. 105
– Кто живёт в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.
– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)
– Расскажите всё о первом звуке. (Это звонкий согласный, над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)
– Каким звуком заменим [д]? ([т].)
– Прочитайте новое слово. (Том.)
– Теперь мы знаем, кто живёт в доме. Кто же Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или ещё кто-то).
– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)
– Что означает красный колокольчик над буквой д в слове «плоды»?(Звук [д] – звонкий.)
– Назовите парный согласный по звонкости-глухости звуку [д]. ([т].)
– Прочитайте новое слово. (Плоты.)
– Что изменилось? (Значение слова.)
Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска» с. 105, «Дима – Тима», «удочка – уточка» с.106 .
2. Чтение слов.
– Прочитайте столбики слов.
– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы д и т. Одна буква изменила и смысл слова.)
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.
– Прочитайте имена.
– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)
3. Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.
– Прочитайте слова по стрелочкам.
– Посчитайте, сколько слов получилось
(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – тёрка.)
4. Словарно-лексическая работа (по учебнику).
– Прочитайте первую пару слов.
– Сравните слова.
– Что изменилось? ( В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)
– Что значит слово «лад» («клад»)?
Лад – согласие, мир, порядок.
Клад – деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте.
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.
– Найдите пару, в которой слова начинаются с парных согласных д и т. (Дом – том.)
6. Чтение стихотворения А. Шибаева.
– Прочитайте или (послушайте) стихотворение.
– С какими словами «играет» автор? (Со словами «кот» и «крот».)
– Какое слово «спряталось» в слове КРОТ? (Рот.)
7. Дифференцированная работа по учебнику. (Для начинающих читать)
– Прочитайте новые слова, меняя одну букву.
– При необходимости напечатайте слова в клеточках.
(Ром – сом – лом – ком – дом – дым.)
(Ворота – ворона – корона – корова.)
(Порт – корт – торт – тост – мост.)
9. Чтение текста Е. Чарушина «Томка». (Для читающих детей)
– Прочитайте название рассказа.
– Кто автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чём рассказ.
Прочитайте рассказ
– Оправдались ваши предположения?
– О чём рассказ?
– Один щенок был ленивым, другой – злым, а Томка?
– Почему охотник выбрал Томку?
III. Итог урока. Игра «Звук заблудился».
– Назовите парные согласные.
– С какой парой мы познакомились сегодня?