СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный урок по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок по обучению грамоте»

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [д], [т]
ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ

Цель: помочь практически освоить понятие «звонкость-глухость звуков», овладеть умениями сопоставлять звуки д, т по звонкости-глухости и находить решение поставленной учебной задачи, обобщать и систематизировать знания по теме; способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков ([д] – [т]), формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития связной логической речи.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Посмотрите на буквы: д, г, с, т, к, з.

– Найдите пару каждой букве. (г – к, з – с, д – т.)

– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.

II. Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 105

– Кто живёт в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.

– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)

– Расскажите всё о первом звуке. (Это звонкий согласный, над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)

– Каким звуком заменим [д]? ([т].)

– Прочитайте новое слово. (Том.)

– Теперь мы знаем, кто живёт в доме. Кто же Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или ещё кто-то).

– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)

– Что означает красный колокольчик над буквой д в слове «плоды»?(Звук [д]звонкий.)

– Назовите парный согласный по звонкости-глухости звуку [д]. ([т].)

– Прочитайте новое слово. (Плоты.)

– Что изменилось? (Значение слова.)

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска» с. 105, «Дима – Тима», «удочка – уточка» с.106 .

2. Чтение слов.

– Прочитайте столбики слов.

– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы д и т. Одна буква изменила и смысл слова.)

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.

– Прочитайте имена.

– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)

3. Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.

– Прочитайте слова по стрелочкам.

– Посчитайте, сколько слов получилось

(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – тёрка.)

4. Словарно-лексическая работа (по учебнику).

– Прочитайте первую пару слов.

– Сравните слова.

– Что изменилось? ( В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)

– Что значит слово «лад» («клад»)?

Лад – согласие, мир, порядок.

Клад – деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте.

Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.

– Найдите пару, в которой слова начинаются с парных согласных д и т. (Дом – том.)

6. Чтение стихотворения А. Шибаева.

– Прочитайте или (послушайте) стихотворение.

– С какими словами «играет» автор? (Со словами «кот» и «крот».)

– Какое слово «спряталось» в слове КРОТ? (Рот.)

7. Дифференцированная работа по учебнику. (Для начинающих читать)

– Прочитайте новые слова, меняя одну букву.

– При необходимости напечатайте слова в клеточках.

(Ром – сом – лом – ком – дом – дым.)

(Ворота – ворона – корона – корова.)

(Порт – корт – торт – тост – мост.)

9. Чтение текста Е. Чарушина «Томка». (Для читающих детей)

– Прочитайте название рассказа.

– Кто автор?

– Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чём рассказ.

Прочитайте рассказ

– Оправдались ваши предположения?

– О чём рассказ?

– Один щенок был ленивым, другой – злым, а Томка?

– Почему охотник выбрал Томку?

III. Итог урока. Игра «Звук заблудился».

– Назовите парные согласные.

– С какой парой мы познакомились сегодня?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!