СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный урок. "А.С.Пушкин. "Дубровский". Изображение барства". 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная разработка для дистанционного обучения по теме: "А.С. Пушкин. "Дубровский" Изображение барства". В разработке использованы онлайн -ресурсы. 

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный урок. "А.С.Пушкин. "Дубровский". Изображение барства". 6 класс.»

МОУ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Разработка урока

учителя русского языка и литературы Стороженко Л.П.

Дистанционный урок как инновационная

образовательная среда

Предмет Литература Класс 6 Т ема: «А.С.Пушкин. «Дубровский».

Изображение русского барства».

1.Организационный момент.

-Я приветствую всех желающих стать образованными и начитанными людьми. Сегодня у нас урок литературы и мы открываем мир русской класики.Удачного дня и плодотворной рвботы.

Наш девиз: «Чтение — вот лучшее учение!»  

Пушкин А. С.


План действий на уроке

  1. Что мы будем делать? Слушать голос классика!

    1. Слово учителя :

«Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностяхУроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика.


-Послушайте цитату из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.

Цитата из произведения «Дубровский» (учебник литературы 6 класс)

«..псарня чудная, - вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам».

- Узнали?

- Из какого произведения эта цитата?

- Кто автор?

1.2. Определим тему и задачи урока.


- Поясните смысл пословицы: «От одного слова – да навек ссора».

Подумайте, как эта пословица связана с содержанием романа и определите тему нашего урока .О ком мы сегодня будем говорить?

-Сформулируйте цели нашего урока.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь.

Ц епочка задач урока: дать характеристику русскому барству(Дубровскому – старшему и Троекурову) подобрать цитаты, раскрывающие образы героев определить по цитате черту личности сделать выводы и обобщения.


Реализовать эти задачи сможет только тот, кто прочитал это произведение!

1.3.Зачем мы будем это делать?

-Чтобы воспитать в себе лучшие человеческие качества.

- Чтобы развивать логическое мышление.

-Чтобы научиться определять личностные черты.

- Чтобы развивать свою грамотную речь.

- Чтобы научиться оперировать цитатами текста.

- Чтобы иметь представление о жизни людей при крепостном праве.

- Чтобы расширить знания о великом Пушкине.

1.4.Записываем число и тему урока в тетради.

Число

Классная работа

А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства.

2.1.Проверим знания: Выполни задание в электронной рабочей тетради по литературе «Skysmart». Проверь, как ты выучил наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро». (Выполняют все обязательно)

https://edu.skysmart.ru/student/kazeronoxu

2.2.Усвоение темы урока.

2.1.- Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время.

2.2. Внимательно прочитайте материал о создании произведения, перескажите, что запомнили. Если запомнили мало, прочитайте ещё раз. Рассмотрите иллюстрации.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.






Тридцатые годы
А.С. Пушкин в 30-е годы очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, главы романа "Евгений Онегин", пишет прозу, много критических и публицистических статей. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разорённости и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.

По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. В этот период (1832) он задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева", в октябре возвращается в Болдино и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей.




2.3. Теория литературы. Запиши данные определения в тетрадь.



- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина продолжи по учебнику. Стр 143)

Определите жанр этого произведения.

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запиши в тетради:

Признаки произведения «Дубровский» как романа.

1. Большое повествовательное произведение.

2. Разветвлённый сюжет.

3. Значительный объём.

4.Несколько ведущих героев.


3. Исследовательская работа.

3.1.Слово учителя.

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

-Действие романа происходит в первой половине 19 века.

Каким было российское общество тех времен? (Самодержавие, страной правил царь. Крепостное право, рабское положении крестьян, вспомните произведение, изученное нами в прошлом году о крепостных «Муму».

Каким было отношение барыни к своим крепостным? Но и свободные люди – приживалки барыни были под ее властью, боялись ее)


А теперь вспомним Жилина и Костылина из произведения Толстого «Кавказский пленник» – они оба офицеры, дворяне, но Жилин был беден, а Костылин – богат. И не всегда богатство было залогом чести и благородства.

Вывод. То есть дворянство тоже было неоднородным.


3..Работа с текстом, составление цитатной характеристики героев.

3.1. Это интересно. Работа с именами: прочитай и запомни.

-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. из «Словаря русских личных имён» , что значат имена наших героев. 

Кирила Петрович: (Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень;

Андрей Гаврилович: Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).

Наверное, не просто так Пушкин дал такие имена героям? Как ты считаешь? Выскажи вслух своё мнение.

Кто же является главными героями?

Давайте дадим характеристику этим героям, познакомимся с ними поближе.

3.2. Ознакомься с планом характеристики

План исследования

  • Укажите их социальное положение.

  • Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?

  • Какие у них были увлечения?

  • Как складывались отношения с соседями?

  • Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?

  • Отметьте общее в судьбах героев.


3.3.Заполним таблицу.

Запишем цитаты и черты характера , вытекающие из них. Начнём вместе – продолжишь самостоятельно.

Кирила Петрович Троекуров

п/п

Цитата

Черты личности или другая характеристика

1

«Богатство, знатный род и связи»

Богатый, имел «большой вес в губерниях».

2

«Выказывал пороки человека необразованного»

Необразованность

3

«Привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава»...

Самоуверенный, невоспитанность







Андрей Гаврилович Дубровский

1

«С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку»

Бедный и независимый

2

«Имел нетерпеливость и решительность характера»

Несдержанный, но решительный














- Прочитаем начало романа 1 абзац.

-Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?
«Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
-Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

Губерния – область.

Заполним таблицу.

3.4.Самостоятельная работа: продолжаешь находить цитаты, определять черты героев и заполнять таблицу; не забывай о плане исследования, предложенном выше.( Таблицы присылают все желающие уч-ся)

Тебе поможет просмотр видеоурока: воспользуйся ссылкой


https://yandex.ua/video/search?text=видеоуроки%20по%20произведению%20дубровский%206%20класс&path=wizard&parent-reqid=1602856797770339-704793079709714491200159-production-app-host-man-web-yp-366&wiz_type=vital&filmId=9136105253050238772



3.5.Составим кластер

О бщее


Кирила Петрович женились по любви Андрей Гаврилович

р ано овдовели

родились в одном сословии

являются ровесниками

наклонности и характеры

одинаковое воспитание

бывшие сослуживцы


Вывод: У героев много общего и поэтому они дружили                                        


3.5. Обобщение: посмотрите внимательно на кадры из художественного фильма по роману и ответьте на ??????( Поисковая работа для любознательных)

-Как называется фильм?

-Кто режиссёр?

-Кто играет роли Троекурова и Дубровского?

-Соответствует ли портрет художественному образу? (Ответы присылают любознательные)



Кирила Петрович Троекуров

«Богатство, знатный род и связи давали большой вес в губерниях» Троекурову, развратили его. Он ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые. Для автора важно показать, что богатство не делает людей лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких бесчестных людей.



Дубровский Андрей Гаврилович

Отставной поручик. Сосед Троекурова. Имел смиренное состояние, но был независим! Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселится в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Троекуров считает его настоящим друг


В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. НО: долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? Эти и другие вопросы помогут нам выяснить сложные мотивы ссоры друзей.


4.Домашнее задание.

4.1.-Как же возникла ссора между помещиками? Обратимся к эпизоду «На псарне» и перечитаем его.

4.2.Создание проблемной ситуации – ответ на вопрос «Кто виноват в ссоре?»

Проанализируйте эпизод устно, ответив на вопросы:

4.3. Проверим знание содержания романа. Выполни задание в электронной тетради по литературе «Skysmart». (Выполняют все обязательно)

https://edu.skysmart.ru/student/ruduruxomu





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!