СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение – современный образовательный тренд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение – современный образовательный тренд.»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНД.


Биглова Гузель Фидарисовна,

учитель начальных классов,

МБОУ Школа № 9


Говоря о сущности феномена дистанционного обучения в начальных классах как результате цифрового поворота в образовании, важно указать на то, что отсутствие общего определения обусловливает различия в интерпретации digital learning.

Нередко дистанционное обучение отождествляется с такими близкими понятиями, как: e-learning (электронное обучение), online-learning (онлайн обучение), virtual learning (виртуальное обучение), distance learning (дистанционное обучение), the Smart Teaching Technique и др. [1].

Дистанционное образование в современной информационной среде – это стадия развития образовательных и учебных практик, предполагающих применение разнообразных стратегий обучения, базирующихся на использовании цифровых технологий и служащих повышению эффективности образовательного процесса.

В исследовании И. В. Миронцова приводятся убедительные аргументы, что онлайн-обучение может являться результативным и самостоятельным компонентом системы образования [2]. Так, дистанционное обучение в начальных классах включает в себя концепции онлайн-обучения, электронного обученияи др. (оно также включает в себя то, что может быть названо «цифровым обучением в автономном режиме», то есть обучение с использованием локального программного обеспечения и цифровых камер, не предполагающих непосредственный выход в Интернет).

В качестве своих инструментов дистанционного обучения с применением цифровых технологий в начальных классах включает средства мультимедиа, интерактивные учебные курсы, онлайн-курсы, онлайн базы, обучающие среды, системы управления образованием (LMS), системы смешанного или гибридного обучения, использование цифрового контента и Интернет-ресурсов, использование технологий дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники [3]. Многообразие средств, которые могут быть использованы в ходе дистанционного обучения в начальных классах, позволяет заключить, что цифровая стратегия обучения характеризуется широкой вариативностью ее реализации.

Оценивая тенденции дистанционного обучения в начальных классах в 2019 году, представляется возможным выделить наиболее значимые из них:

  • внедрение в образовательную практику социальных сетей и социальных медиа (около 40% школ допускают использование социальных сетей только в учебных целях, почти 20% разрешают открытое использование социальных сетей в школе, что свидетельствует о том, что все большее количество учреждений осознают, что пришло время встретить обучающихся там, где они «актуально присутствуют» [4]);

  • применение мобильных устройств в качестве средств дистанционного обучения в начальных классах;

  • углубление кооперативной работы педагогов, ученых, программистов, медиков и представителей других профессий для разработки более эффективных образовательных систем;

  • введение в штат учебных организаций новых сотрудников (учебные / образовательные технологи; академические координаторы и др.), задача которых состоит в планировании, организации и контроле за реализацией проектов дистанционного обучения в начальных классах в учреждениях образования.

Анализируя положительные следствия цифрового поворота в образовании, укажем, прежде всего, на возможности дистанционного (удаленного) как гибкого обучения.

Такое обучение значительно повышает доступность (включение) образования, позволяя получать образовательные услуги для тех, кто по разным причинам физически не может присутствовать в классе или классе. Возможности выбора времени обучения позволяют получить знания в удобное для этого время. Не менее важным положительным аспектом является расширение аудитории получателей образовательных услуг - так больше людей могут получить качественные знания по сравнению, например, с возможностями одного учителя в одной аудитории.

Дистанционное обучение также служит повышению интерактивности образовательного процесса, что положительно влияет на его эффективность, поскольку доказано, что интерактивные формы обучения приводят к более высоким результатам, чем использование традиционных методик. Это особенно важно при обучении взрослых, которым бывает сложно усвоить новую информацию.

Дистанционное обучение признается в качестве средства индивидуализации образования, позволяя реализовать персонифицированную стратегию обучения, откорректировать темп освоения материала, отобрать наиболее подходящие для этого методики и техники. Оно также открывает возможности тиражирования и распространения качественного цифрового контента – получаемая информация больше не зависит от настроения, здоровья педагога. Как правило, контент разрабатывается таким образом, чтобы его было легко воспринимать – читать и понимать, поскольку подача информации сопровождается видео и изображениями для ее лучшего усвоения.

Дистанционное обучение позволяет осуществить датификацию результатов – возможность быстрого анализа достижений и/или сложностей как отдельного ученика, так и всей группы. Оно помогает отслеживать успеваемость, обеспечивать прозрачность учебного процесса для всех заинтересованных участников. При этом дистанционное обучение позволяет экономить денежные средства, инфраструктурные и человеческие ресурсы.

При этом нельзя обойти стороной проблему злоупотребления цифровыми средствами в процессе обучения. Существуют обоснованные сомнения в том, что полный перевод обучения «в цифру» будет благоприятен, особенно для детей младшего школьного возраста. Необходим поиск баланса между цифровыми и традиционными технологиями, основанными на реальных коммуникативных практиках (общение «лицом к лицу) и взаимодействии участников образовательного процесса [5].

Ведь сущность концепции дистанционного обучения в начальных классах состоит не в том, чтобы просто предоставить учащимся доступ к технологиям или заменить традиционные методы на передовые, технологически емкие, но произвести вдумчивую интеграцию технологий в учебный процесс таким образом, чтобы действительно улучшить его результаты.

Таким образом, в качестве ключевых рисков дистанционного обучения в начальных классах с помощью высоких технологий могут быть отмечены:

  1. Использование большого количества инструментов для решения педагогических задач создает дополнительную учебную и рабочую нагрузку для обучающихся и учителей, поскольку заставляет их тратить время на поиск, установку, освоение нового программного и технического обеспечения, что обычно не предусмотрено образовательными программами.

  2. Большие временные затраты на создание цифрового образовательного продукта и его быстрое устаревание приводит к потере качества контента.

  3. Цифровизация также может приводить к игнорированию ряда передовых педагогических идей, которые с трудом подлежат оцифровыванию. Здесь же можно отметить снижение качества сформированности умений, которые развиваются только в коммуникации «лицом к лицу» – социальных навыков, навыков межличностного общения; а также утрату способностей воспринимать большие тексты, писать и др.

  4. Дистанционное обучение ставит проблемы информационной безопасности, защиты авторских прав и защиты персональных и учебных данных обучающихся.

  5. Дистанционное обучение также нередко называется в качестве основы развития новых форм дискриминации педагогов, которым в силу возраста сложно адаптироваться к трансформирующейся цифровой реальности, а также обучающихся, которые не имеют необходимых средств обучения (качественных технических устройств, дорогостоящего программного обеспечения и др.).

  6. В качестве психологических рисков отмечается вероятность развития зависимости от гаджетов.

Таким образом, цифровизация не способна решить многие проблемы неэффективности существующих образовательных институтов.

Говоря о возможностях снижения рисков при использовании дистанционного обучения в начальных классах с использованием современных технологий, представляется возможным выделить несколько перспективных направлений.

  1. Целенаправленное развитие дистанционного обучения в начальных классах с использованием современных технологий как самостоятельного направления педагогической науки, учитывающей влияние «цифровой реальности» на поведение человека, нормы социальных отношений, практики восприятия и усвоения информации. Только на этой основе можно будет осуществить рефлексивное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. В этой связи необходимо отметить важность решения целого ряда как теоретических, так и практических задач. В первую очередь, переосмыслить роли и функции учителя и обучающихся, образовательных учреждений и учебных материалов. Особого решения потребует задача разработки и внедрения курсов, ориентированных на обучение самих педагогов. Эти курсы должны учить, как разрабатывать электронные образовательные курсы, эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности для достижения наиболее высоких результатов, учитывая при этом персональные запросы обучающихся [6].

  2. На организационном уровне должны быть созданы условия для взаимодействия всех участников процесса разработки и внедрения цифровых образовательных средств (субъекты, ответственные за принятие решений на государственном уровне; учебные заведения; разработчики образовательных программ; органы, обеспечивающие качество сертификации и др.). Учитывая встревоженность общественности последствиями чрезмерной увлеченности цифровыми технологиями, представляется важным провести лонгитюдные исследования о влиянии гаджетов на здоровье и сознание пользователей (особенно детей) – на сегодняшний день очевидна их нехватка.

  3. Ключевым моментом в дальнейшем продвижении практик дистанционного обучения в начальных классах с использованием цифровых технологий должно стать обеспечение информационной безопасности, усовершенствования правого регулирования данной сферы, а также стимулирование развития цифрового правосознания в области реализации новых образовательных практик (внедрение курсов медиа компетентности и др.).

Таким образом, в результате следует сделать вывод, что распространение дистанционного обучения в начальных классах с использованием цифровых технологий является глобальным процессом, поэтому невозможно заниматься развитием дистанционного обучения в начальных классах на уровне отдельной школы - необходим гораздо более широкий подход. Ученые, ИТ-компании, разработчики программного обеспечения, преподаватели и, конечно же, сами учителя должны принять участие в реализации цифровизации образования.

Современное общество непрерывно развивается, поэтому система образования нуждается в инновационных методах обучения, позволяющих добиться максимального включения всех участников в образовательный процесс с максимальной продуктивностью. Одним из актуальных методов для достижения данной цели выступает дистанционное обучение.

Ввиду сложившейся ситуации с пандемией общеобразовательные учреждения перевели на дистанционное обучение. Я считаю, что такая мера сейчас очень разумная, так как уменьшение числа контактов способно серьезно сдержать распространение заболевания.

Что же подразумевается под дистанционным обучением? Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет - технологий или другими интерактивными средствами.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет продолжать учебный процесс в условиях карантина. В этом случае все школьные уроки проводятся по расписанию, но дети их выполняют дома. Все сделанные задания фотографируются и крепят на специальную платформу. Если же нет возможности работать через платформы, то фотографии выполненных работ отправляют на электронный адрес каждому учителю. Не стоит думать, что данное обучение позволит "отвертеться", как думают некоторые учащиеся. Необходимо выполнять все задания, отчитываться перед учителем, получать оценки. В особенности усердными стоит быть тем учащимся, которым предстоит сдавать экзамены. Нет смысла давать слабинку, если сейчас упустить время и не готовиться, наверстать будет крайне сложно.

Плюсы дистанционного обучения:

  • Достоинства такого обучения в том, что изучать школьный материал можно не выходя из дома.

  • Для лучшего усвоения могут использоваться онлайн-лекции в Ютубе и на других сайтах.

При дистанционном обучении уроки можно выполнять в любое удобное время. При онлайн-обучении учёба проходит в режиме реального времени.

Недостаток дистанционного обучения в том, что многое ложится на плечи родителей. То есть, родителям нужно вспоминать школьную программу и одновременно замещать до 10 учителей, объясняя непонятный материал детям. У некоторых родителей нервы не выдерживают уже через неделю такого обучения. При этом очень начинает цениться труд учителя.

Дистанционное онлайн-обучение подразумевает проведение уроков при помощи мессенджеров, таких как Viber, What’sApp, Skype или Zoom. Уроки проводятся по расписанию в определённое время, между ними есть перемены, как и в школе. Для проведения уроков в режиме онлайн нужно, чтобы у каждого ученика был компьютер, планшет или смартфон с камерой, а также доступ в интернет.

Цифровая трансформация школ — вопрос решенный. По словам министра просвещения, реализация проекта «Цифровая школа» приведет к изменению традиционной роли учителя, «который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников».При этом никто не предлагает оставить школьников учиться самих по себе - учитель и родители всегда будут следить за прогрессом обучающегося, при этом современные технологии еще и придут на помощь: покажут, что дается трудно ребенку (учитель сможет индивидуально обсудить трудную тему с учеником) или же что дается трудно всем (тут уже стоит задуматься об изменении в подаче материала). Цифровое образование может принести много пользы, но для этого надо понимать, как оно действует вообще и будет действовать в конкретной школе, поэтому многое будет зависеть от каждого учителя - насколько он сумеет заинтересовать своих учеников, как он построит курс, какие задания даст. Чтобы понять, что это означает на практике, обратимся к опыту реализации.

За прошедший год многие из нас проходили апробацию разнообразных образовательных платформ, делились опытом на методических объединениях, в итоге, каждый выбрал для себя наиболее подходящие. Что касается меня, то наиболее активно я работала с «UCHI.RU», «Российской электронной школой», «Я класс» и другими. Не хочу критиковать, каждая хороша по-своему, и у каждой есть недостатки: это - либо ограниченный доступ к заданиям и предложения платных услуг, либо ограничение по времени, и снова, как следствие, предложение заплатить за дополнительное время. Это и содержание заданий: либо слишком простые, либо слишком сложные, либо однообразные и быстро надоедающие, либо слишком оторваны от учебника.

Есть множество порталов, на которых выложены все уроки по школьной программе. Чаще всего для дистанционного обучения используется Российская электронная школа. На этом портале есть интерактивные уроки, подготовленные лучшими учителями России, по школьной программе с 1 по 11 класс. Здесь собрано более 120 задач, есть видеолекции, тематические курсы, а также каталог обучающих фильмов и онлайн-экскурсии по музеям.

Довольно часто для дистанционного обучения используется сайт «Московская электронная школа». На данном портале собраны электронные учебники и тесты, есть интерактивные сценарии уроков. Это бесплатная платформа, которая доступна всем ученикам. Тут можно проверить правильность выполнения домашней работы и обсудить вопросы с учителями. Эту платформу можно открывать с любых устройств.

Ученики младших классов могут воспользоваться порталом «Яндекс.Учебник». Тут собрано более 35 тысяч заданий разного уровня сложности для учеников начальной школы.

Полезным будет сайт UCHI.RU, благодаря которому перевод на дистанционное обучение пройдёт максимально безболезненно. Тут есть интерактивные уроки по всем основным предметам. Сервис позволяет обеспечить каждому ученику индивидуальный подход. В личном кабинете есть специальный чат.

Сбербанком была запущена Платформа новой школы, которая позволит максимально эффективно учиться во время карантина.

Издание «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ ко всей своей базе. Для работы с учебными пособиями не требуется доступ к интернету.

Современную школу невозможно представить без включения в процесс обучения и воспитания различного вида цифровых образовательных платформ. Цифровая образовательная среда произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве, а цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей. Применять информационные технологии можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении, для контроля знаний и т. д. А как быть, если ребенок часто и подолгу отсутствует на занятиях по состоянию здоровья, или как проконтролировать подготовку ребят во время школьного карантина? Не умаляя заслуг «Дневника.ру» хочу представить опыт, приобретенный мною в процессе использования, именно с целью дистанционного обучения ребят, хорошо известной всем образовательной платформы Ивана Коломоеца. Все хорошо знают, как выглядит ее интерфейс, насколько обширен банк заданий, представленных здесь, кроме того, она знакома каждому ученику и родителю.

Символом платформы стали динозаврики, которые сейчас можно увидеть в образовательном мультсериале "Заврики". Сам же сервис представляет собой место, где разрабатываются курсы и методики, позволяющие деткам подтянуть школьную программу.

Основные предметы в "UCHI.RU" - математика, русский язык, английский язык и другие школьные дисциплины. Всё зависит от программы обучения - чем старше школьник, тем больше предметов открывается к изучению. Все методики и курсы разработаны в соответствии с государственным стандартом.

В распоряжении сервиса несколько возможностей, таких как:

  • Интерактивные задания;

  • Видеозанятия с классом:

  • Домашние и проверочные работы;

  • Статистика достижений ученика;

  • Трансляции онлайн-уроков с учителями.

В сервисе собраны 30 000 заданий для решения в интерактвном режиме! Учащиеся смогут проходить школьную программу в 1‑4 классах, и математику и английский язык в 5‑11 классах. Задания соответствуют ФГОС и ПООП.[7]

Статистика, которую ведут организаторы проекта, показывает, что на сегодняшний день онлайн-платформа пользуется большой популярностью по всей России: вместе с " UCHI.RU " обучаются более 30 000 школ и 5 000 000 учеников. Это не считая тех детей, которые занимаются по методикам проекта совместно.

Для того, чтобы зарегистрироваться необходимо ввести в специальные ячейки такую информацию, как адрес электронной почты, настоящие Ф.И.О и актуальный номер телефона, полное название школы, указать обучаемый класс и выбрать программу, например, для 1-4 классов. После этого педагогу важно создать список своего класса, куда вносятся такие данные, как Ф.И.О каждого ученика и его возраст. Благодаря умной системе, платформа UCHI.RU сгенерирует не повторяющиеся коды. Именно эти ключи и позволят родителям получить доступ к образовательным курсам.

Учителям и их ученикам предоставляется полностью бесплатный доступ до 16:00. Если у ребёнка появляется желание заниматься с UCHI.RU по вечерам, родители могут приобрести для него доступ без временных ограничений. После регистрации учитель или родитель может предоставить ребенку логин и пароль для входа в систему. Они генерируются автоматически и легко запоминаются учениками начальной школы, например логин 1221, пароль шоколад12. Причём, если ребенок введет эти данные, не переключив клавиатуру на русский язык, вход все равно будет осуществлен.

Задания на UCHI.RU часто используется мною в процессе урока, чтоб наглядно объяснить материал, выделяю время на уроке (15 минут) или 1 раз в неделю для самостоятельной работы за компьютером.

Ученики решают интерактивные задания дома в комфортном для себя темпе с нужным количеством повторений и отработок.

Процесс обучения с " UCHI.RU " стал более лёгким и увлекательным для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами. Симпатичные иллюстрации подбадривают деток интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьников.

Особенность проекта в том, что он не вызывает у детей негативные эмоции, когда они не способны решить какую-либо задачу. Для этого система подсказывает правильные ответы, направляя ребёнка и развивая его логическое мышление.

Система UCHI.RU подстраивается как под одарённого ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний и навыков.

UCHI.RU также является инструментом инклюзивного образования и обеспечивает возможность заниматься детям с ограниченными возможностями здоровья, так как не зависит от текущей подготовки ребенка и его местонахождения.

Использование системы позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что можно предложить множество различных методик, но цель не в процессе обучения, а в конечном приобретении знаний – это главное, а вот как этого достигнут педагоги  это вопрос риторический и без воспитания он не решается. Не забываем, что ученик является формирующейся личностью, а не уже сформировавшейся. Поэтому опираться на его желания, его интересы, считать, что он как личность уже готов сам выбирать участки знаний, которые необходимо осваивать —не корректно и просто пагубно. Поэтому, я считаю, что «цифровая школа» хороша либо как некое дополнение к традиционной школе, либо как средство получения новой специальности или профессии для уже сформированной личности. А вот начиная со старших классов, ученики должны уже сами определить, какой режим обучения для них оптимален. От педагога же требуется помочь в этом деле ученику и привить к нему навыки работоспособности и мотивации. При высокой мотивации и самообразование не последний фактор в получении образования



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.runet-id.com (дата доступа: 09.04.2020).

  2. Миронцов, И. В. Эффективность онлайн-обучения как компонента высшего образования (на основе количественного мета-анализа) интеграционных процессов / И. В. Миронцов // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. – № 2. – С. 68–74.

  3. Третьяков B.C., Ларионова В.А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 55–66.

  4. Кузьминов Я. Главный тренд российского образования – цифровизация [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ug.ru (дата обращения: 12.04.2020).

  5. Горелов, Н. А.  Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 241 с. 

  6. Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 23 апреля 2019 года. – СПб.: СПбГУП, 2019. – 172 с.

  7. https://xn----otbzjdu.xn--p1ai/uchi-ru-distantsionnoe-obuchenie/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!