СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диспут о счастье.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диспут о счастье.»

Урок- диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Цель:

  • обучение навыкам сравнительно-сопоставительного анализа произведений, объединенных одной общей темой, монологической речи;

  • развитие умения анализировать литературное произведение, навыков работы в группе, активизация творческих способностей учащихся;

  • воспитание чувства ответственности за свою жизнь, умения радоваться жизни.

Задачи:

  • развитие умения работы с текстом, выделение значимого;

  • формулирование проблемы, что значит быть счастливым;

  • формирование своей точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию, как «счастье»;

  • нахождение связи идей писателей с современностью.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие листы учащихся, свечи декоративные, импровизированное «Дерево счастья».


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (для каждой группы свой вопрос для обсуждения, ответы даются по порядку от каждой группы, дополнения обязательны)

Ход урока

  1. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке.

  1. Чтение притчи о счастье.

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронесся маленький шустрый котенок. Он кувырком покатился мимо кота, потом резко подскочил и снова начал бегать кругами.

  • Что ты делаешь?- лениво поинтересовался кот.

  • Я пытаюсь поймать свой хвост!- запыхавшись, ответил котенок.

  • Но зачем?- засмеялся кот.

  • Мне сказали, что хвост- мое счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свое счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он все время ускользает от меня.

  • Да, - улыбнулся кот,- когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно все время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует у меня по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом.

Мы гоняемся за тем, что находится совсем рядом.

О чем эта притча? (о счастье)

Нет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь. Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в ЗАГС и церковь. В торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для одних брак становится, действительно, бесценным событием. Для других он просто терпим, через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.

В чем же дело? При каком условии любовь может быть длиною в жизнь? Что значит быть счастливым?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока: Что значит быть счастливым?

Эпиграф урока, как вы его понимаете?

Чтобы ответить на вопрос, что значит быть счастливым, мы, работая в группах, анализируя и сопоставляя рассказы Антона Чехова «О любви», Ивана Бунина «Кавказ» и Александра Куприна «Куст сирени», должны ответить на вопрос: в чем счастье героев произведений, и наше понимание счастья?

  1. Работа по теме урока.

1.Словарная работа.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «счастье»? (состояние души, при котором нет чувства горя и тоски; чувства радости и тоски; чувства гармонии удовлетворенности; удача; блаженство, победа, случай, благополучие, удачливость, благодать, успех, фортуна, везение и др.)

  1. Значение слова «счастье» Слайд 3

Счастье- 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

2. успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)

Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. Во всех трех рассказах прослеживается общая тема- любовь. Необычайная сила и искренность чувств свойственна героям рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но любовь в рассказах трагична, за исключением рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Актуальна ли эта тема рассказов? Есть ли связь с современностью поднятых проблем в рассказах? Нам предстоит разобраться : что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих? Для работы нам необходимо разделиться на группы. (по цвету бейджиков)

IV. Работа в группах.

У каждой группы есть ряд проблемных вопросов, на которые вы должны ответить: в чем счастье героев?

I группа. А.Чехов «О любви»

  • По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

(Виноват Алехин, т. к. много рассуждал: чтобы любовь не разбилась о быт, погрязла в мелочах жизни, не выдохлась, необходимо расстаться, но прекрасное, которое потеряно, способно осветить жизнь человека удивительным огнем)

II группа. И.А.Бунин «Кавказ»

  • Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

(Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение)

III группа. А.И.Куприн «Куст сирени»

  • Что помогло героям сохранить счастье?( Умение проникать в душу любимого героя, стремление сделать другого счастливым, за обыденной семейной жизнью они не растеряли своего чувства. Герои все также любят друг друга, делают все для счастья любимого человека)

Алмаз- драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный. Намек на чистые, светлые чувства между супругами. Сирень-весной- пора любви-4 лепестка символ Вселенной, 5лепестков приносит счастье.

Пока группы работают, играет классическая музыка.

      1. Обсуждение вопросов. Выступает один из группы, остальные дополняют.

Слово для первой группы. Вывод . Слайд 4.

«О любви»: запоздалое объяснение, пропущенное счастье. Герой по собственной воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и убеждения. Алехин позднее понимает, как обманчиво было все то, что мешало любить. «Высший, более важный» смысл остался для Алехина недоступным.

Слово для второй группыВывод. Слайд 5.

«Кавказ»: украденное счастье, вынуждены таиться, скрываться, бежать, чтобы быть вместе. Счастье временное, непрочное, зыбкое и хрупкое, омрачено неизбежностью возвращения домой.

Слово для третьей группы. Вывод. Можем ли мы считать рассказ важным, актуальным сегодня для взаимоотношений людей?

Слайд 6

«Куст сирени»: за обыденной семейной жизнью не растеряли свои чувства. Герои все также любят друг друга, делают все для любимого человека.

Мне хочется закончить выступления групп словами Алехина («О любви» А.Чехов)

«Тайна сия великая есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались неразрешенными. То объяснение , которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, - это объяснять каждый случай по отдельности, не пытаясь обобщить».

Любовь каждый воспринимает и чувствует по- своему.

2.А что же говорят о любви и счастье известные люди? Поищем мудрости в афоризмах и пословицах.

Слайд 7.

«Если хочешь быть счастливым - будь им». Козьма Прутков

«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн

«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко

«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский

«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?

Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям

V. Рефлексия. Дочитаем нашу притчу (чтение притчи).Мы гоняемся за тем, что всегда рядом.

Я надеюсь, что каждый из вас определил для себя видение, что значит быть счастливым. У вас на столах лежать разноцветные листья, на них, пожалуйста, запишите, что значит быть счастливым для вас. Затем делимся мыслями, крепим листочки на наше «Дерево Счастья». Ничего страшного , что листья у нас разные, это ведь необычное дерево, листья на нем никогда не опадут, а кому вдруг взгрустнется, подойдет к этому дереву, прочитает наши мысли, поднимет себе настроение. Вернемся к эпиграфу урока: изменилось ли ваше понимание слов Александра Куприна.

Наше общение я хочу закончить словами И.Бунина. «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

VI. Выставление оценок. В группе обсудите и поставьте друг другу оценки за работу. Спасибо за урок!

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!