СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискуссия "Утилизация шин в России: правила и особенности"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила утилизации шин в России

Просмотр содержимого документа
«Дискуссия "Утилизация шин в России: правила и особенности"»



Утилизация шин: способы переработки.

Количество автомобильного транспорта в мире растет высокими темпами. В областях с разными климатическими условиями необходимы два комплекта колес на летний и зимний период. Проблема утилизации шин стоит перед многими странами. Количество старых шин растет в геометрической прогрессии. Куда деть старые покрышки?

Если крупногабаритные автошины просто выбросить на свалку, то срок естественного разложения может достигать 120 – 150 лет.

В процессе распада покрышек образуется мелкая пыль, которая содержит опасные ароматические соединения. Продукты распада обладают канцерогенными свойствами. Вред для окружающей среды и человека многократно усиливается, если происходит термический распад. Во время горения токсины выделяются в атмосферу, что приводит к росту числа онкологических заболеваний органов дыхания. Продукты распада могут попасть в грунтовые воды, загрязнить источники питья.

Существует официальный документ – ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности». Согласно классификации использованные автомобильные покрышки относятся к 4 классу опасности.

При нарушении процесса переработки одна шина заражает 50 квадратных метров грунта!!! и проникает в почву до уровня грунтовых вод.

Восстановление экологического баланса после транспортировки из зараженной местности составляет 3 года.

Старые шины нельзя использовать для оформления клумб и формирования ограждений, отходы следует оградить от контакта с почвой для предотвращения заражения.

В дополнении к ГОСТу есть Федеральный закон №51 «Об охране окружающей среды», который предупреждает об опасности рти — отходов 4 класса, запрещает:

  1. выброс шин в непосредственной близости от водных объектов, как на поверхности земли, так и вблизи подземных вод;

  2. размещение отходов недопустимо вблизи населенных пунктов, в лесопарковых, рекреационных, курортных зонах;

  3. вблизи путей миграции птиц, животных, около нерестилищ рыб, в местах гнездования птиц.

В законах присутствует запрет на сжигание отходов, которые относятся к 4 классу опасности, поскольку отравляющие вещества попадают в атмосферу и наносят вред здоровью человека, животных, всей экосистеме.

Шины относятся к 4 классу опасности из-за того, что в производстве используют: натуральные каучуки;сажу;кремниевую кислоту;искусственные полимеры;смолы.

При разложении покрышек образуется мельчайшая пыль, которая при близком контакте вызывает:аллергические реакции;бронхиальную астму;инфекционные заболевания дыхательных путей;онкологические заболевания органов дыхания.

При термическом разложении шины могут выделять вещества 1 и 2 класса опасности:стирол;фуран;свинец;сернистая кислота.

Эти химические вещества при контакте с почвой, грунтом, дождевой водой могут загрязнять воздух, землю, источники пресной воды.

После пожара в месте складирования покрышек на почве в течение 15-20 лет ничего не растет, земли выбывают из пользования.

Время естественного разложения шин может достигать 120-150 лет, в течение этого периода происходит заражение окружающей среды.

Законодательными актами предусмотрены меры ответственности за неправильную утилизацию, хранение старых шин.

Несанкционированное хранение и выброс покрышек приводит:

  • загрязнение окружающей среды,

  • засорение, истощение источников воды, как подземных, так и поверхностных;

  • гибель животных и птиц;

  • нанесение вреда рыбным запасам;

  • ущерб лесному хозяйству;

  • загрязнение земель, которые используются для сельского хозяйства;

  • вред растительному миру.

Утилизации могут быть подвержены все виды шин, различаются только материальные затраты. Самая сложная и дорогая переработка шин – это деструкция порванных, изношенных, загрязненных шин.

Виды вторсырья:

Резиновые камеры от велосипедных, мотоциклетных, автомобильных шин.

Колеса от колясок, велосипедов, специальной техники.

Специализированная авторезина, устойчивая к проколам.

Шипованная старая резина.

Грузовые шины автомобилей и специальной техники.

Куда сдать старые шины на утилизацию?

Пункты приема отработанных шин отличаются по роду деятельности, целей организации, статуса клиента. Возможно, некоторые шины можно продать, цена на новые комплекты высока. Если покрышки в плохом состоянии, то нужно сдать их на переработку.

При шиномонтажах часто есть пункты приема старых шин, куда можно сдать автопокрышки. Прием осуществляется бесплатно или за небольшую плату, в размере 100 – 200 рублей за транспортные расходы на доставку сырья. После сбора партии шины утилизируют на перерабатывающем заводе.

Существуют шиномонтажные компании, которые имеют план утилизации. Такие организации обладают лицензией на транспортировку старых шин.

Чаще всего бесплатный прием автошин на утилизацию осуществляют организации с экологической направленностью. Они осуществляют сбор колес, покрышек от частных лиц и организаций. Автолюбители с многолетним опытом использования машины стремятся освободить место и минимизировать вред для окружающей среды. Денежное вознаграждение для таких клиентов не самое главное, они готовы сдать шины на утилизацию бесплатно.

Существуют организации, которые принимают б/у покрышки и выплачивают денежное вознаграждение клиенту. Выплата является стимулирующей и покрывает транспортные и грузовые расходы. Перед сдачей можно ознакомиться с прайсом, где указан вид колеса и денежная компенсация. Прием осуществляется от физических лиц и частных клиентов.

Выплаты осуществляются в зависимости от размера колес. Самые дешевые – резиновые камеры. Автомобильные покрышки отличаются по стоимости в зависимости от диаметра. Чем больше колесо, тем больше выделяется средств за утилизацию. Перед сдачей необходимо уточнить актуальные цены.

Автосервисы помимо денежного вознаграждения проводят выгодные акции:

  • обслуживание вне очереди для клиентов, которые сдают шины на утилизацию;

  • зачисление денежных средств на карту клиента для последующего обслуживания;

  • бесплатная мойка машины;

  • бесплатная подкачка колес;

  • предоставление скидки на автотовары и услуги.

Предприятия по переработке покрышек принимают колеса от организаций. Расчет денежного вознаграждения ведется в зависимости от партии переработанных шин и количества килограмм. Расчет цены осуществляется за одну тонну шин. Самые дешевые – велосипедные шины, дороже можно сдать автомобильные шины, самые дорогие – покрышки с шипами.

Что делают из переработанных шин?

Использование вторсырья выгодно экономически, кроме того минимизируется риск загрязнения окружающей среды.

Процесс переработки начинается с измельчения сырья и его разделения на фракции:

  1. мелкая резиновая крошка от 1 — до 5 мм, внутри категории выделяют более мелкую градацию, каждый из видов крошки идет на производство определенного вида продукции;

  2. корт из текстильных материалов подвергаются пиролизу, после чего идет на производство ГСМ;

  3. металлические детали сепарируются при помощи магнитных установок и идут на переплавку.

Что можно сделать из покрышек?

На предприятиях по утилизации шин проводят измельчение резиновых колес, получают крошку, которую можно использовать:

  • изготовление резиновых напольных покрытий;

  • производство аксессуаров для автомобилей;

  • специальное покрытие для детских и спортивных площадок;

  • использование в качестве компонента при асфальтировании дорог;

  • изготовление резиновой обуви;

  • производство спортивного инвентаря, например, боксерских груш, матов, матрасов.

Переработка покрышек

В технологически развитых странах старые покрышки идут на производство новых колес с наложением нового резинового профиля на старый каркас.

Также из покрышек получают топливо методом пиролиза

Переработка шин в топливо и энергию (методы)

В качестве источника энергии покрышки стали использовать относительно недавно. Были разработаны технологии, которые сделали сжигание шин выгодным и безопасным. Такой способ утилизации применяется в развитых странах.

Простое сжигание

Установка для сжигания представляет собой вращающуюся печь с разными температурными режимами. В центре располагается высокотемпературная зона, по краям – воздух более холодный. Благодаря такому устройству минимизируются самые неприятные и опасные последствия сжигания – дым и запах.

Среди всех способов переработки сжигание – самый неэкологичный метод. В атмосферу могут попадать отравляющие вещества высокого класса – диоксины, свинец, соединения серы. Производные серы обладают высокой токсичностью, способны попадать в бронхи и легкие и вызывать онкологические заболевания.

Пиролиз - представляет собой распад шин в специальном закрытом реакторе при температуре около 500 градусов.

Благодаря современным технологиям эффективность процесса возросла, применяется на шиноперерабатывающем заводе. В результате образуется несколько компонентов:

  • жидкое топливо, которое можно транспортировать и применять;

  • пиролизный газ применяют для двигателей, котлов отопления, плит;

  • технический газ;

  • металлические компоненты.

Способы переработки шин в крошку

Есть несколько методов, применяемых на заводах переработки покрышек, для измельчения старых шин и получения резиновой крошки разных фракций для дальнейшего использования.

Механическое измельчение

Простой и распространенный метод измельчения отработанных шин. На сырье поэтапно воздействует специализированное оборудование, в результате чего получаются разные фракции по размеру частиц и сопутствующие материалы.

Этапы механической обработки:

  • механическое измельчение с использованием высоких температур;

  • измельчение при комнатной температуре;

  • снижение температуры сырья;

  • деструкция при помощи прессования через матрицы.Механическое измельчение покрышек в крошку.

Бародеструкция

Получение резиновой крошки происходит за счет разрушения шины гидравлическим прессом. Далее сырье подвергается температурной обработке при помощи высокого давления и пропуску сырья через специальную камеру. Преимущества метода – легкое отделение металлических частей от шины. Однако технология энергозатратна, требует дорогостоящего оборудования, длительного процесса.

Применение роторного диспергатора

Технология не применяется широко. Процесс переработки требует предварительного измельчения сырья и высоких энергозатрат. Оборудование рассчитано на работу в течение 20-25 лет. При помощи установки частицы резины размером 0,2 см прессуются в гильзе, под давлением стержня пропускаются через мелкий зазор.

Обработка озоном

Достаточно новый метод на заводе по переработке автомобильных шин. Полное название способа переработки – озоно-динамический метод. Шины переносят в озоновую среду, разрушение происходит путем растрескивания. В результате получается резиновая крошка, металлический корт, текстильная составляющая и другие элементы.

К преимуществам метода относятся:

  • небольшие энергозатраты;

  • высокая производительность – около 100 камер за 3 — 4 часа;

  • длительный ресурс производственного оборудования – около 50 лет.

  • Ударно-волновое измельчение

Метод впервые применили на производстве около 20 лет назад. Шины подвергаются заморозке в специальных криогенных камерах. Измельчение покрышек проходит по средствам низких температур и последующим воздействием ударной волны. Воздействие создается электронными устройствами. Производительность методов достаточно высока, позволяет обрабатывать большие объемы покрышек без нагревания и нанесения вреда окружающей среде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!