СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа: "Развитие творческих способностей на уроках технологии".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломная работа.

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа: "Развитие творческих способностей на уроках технологии".»

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»


Программа профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС»









ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»









Выполнил:
















2022





Содержание


Введение 3

1 Творчество как необходимы компонент развития личности в

современном обществе 3

    1. Проблема творчества в истории и теории педагогики 3

1.2 Основа работы учителя технологии 7

2 Предмет «Технология» как наука 9

2.1 Цели и задачи предмета «Технология» 9

2.2 Формирование творческих способностей учащихся на уроках

технологии 11

2.3 Формы и методы развития творческих способностей обучающихся 13

2.3.1 Традиционные и нетрадиционные формы 13

2.3.2 Проблемное обучение на уроках технологии 17

2.3.3 Метод проектов 20

3 Развитие и реализация творческого потенциала учащихся 22

3.1 Развитие творчества детей младшего школьного возраста 22

3.2 Развитие творчества детей среднего школьного возраста 26

Заключение 30

Список использованных источников 31
















«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива».

В.А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

Современное информационное общество стремительно развивается и требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как инициативность, предприимчивость, изобретательность, способность быстро принимать решения, а это невозможно без умения работать самостоятельно и творчески. Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека остается актуальной в современном мире. Обществу нужны творческие личности, способные принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного, обладающие умением самостоятельно познавать. Стимулируя творческое развитие, мы повышаем обучаемость детей, что приводит к формированию всестороннего развития личности в целом.

Задача педагогов на сегодняшний день – всесторонне использовать в образовательном процессе методы и приемы для развития творческих способностей. Разнообразный подход поможет подросткам с интересом овладевать определенными знаниями, умениями и навыками. Наилучшим образом это можно сделать на уроках технологии.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания – творческая личность. Без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно добиться всестороннего развития личности. И здесь важными факторами выступают эстетический вкус и эмоции. Недаром, творческие способности проявляются в единстве красоты и труда.

С давних пор ученые разных стран пытались анализировать творческий процесс, понять его сложный механизм, его структуру. Ведь личность не рождается творческой, а становится ею при определенных условиях.

Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, ориентир на запоминание материала. Основными критериями здесь служат следующие понятия:

  • Учитель учит – ученик учится.

  • Учитель думает – ученик воспроизводит знания.

  • Учитель говорит – ученик слушает.

  • Учитель управляет – ученик подчиняется.

  • Учитель активен – ученик пассивен.

  • Учитель – субъект обучения – ученик – объект обучения.

В противовес традиционной педагогике, мысль о самоценности детства, высказанная еще в XVIII веке Ж.Ж.Руссо, нашла свое отражение во взглядах многих педагогов альтернативной педагогики. А.Ферьер (1879-1960) писал «Ребенок есть не совершенный взрослый, он является в каждом отдельном возрасте законченным в себе существом». Он отстаивал идею о школе деятельности, где ребенок находится в центре всего учебного процесса. А.Ферьер понимал, что только в условиях учета интересов ребенка, а также в общности труда, возможно наиболее полное раскрытие его способностей и творческих сил.

Теория интересов нашла свое развитие и во взглядах Э.Кей (1849-1926). Она предлагала для развития творческих способностей ребенка использовать помимо школьного обучения семейное воспитание, выстраиваемое на методе естественных последствий, объединить обучение с реальной жизнью, включая детей в различные виды творческой деятельности. Э.Кей утверждала, что для развития творческих способностей ребенка главное организовать благоприятную среду, с которой взаимодействует ребенок. Такая теория в то время отличалось новизной, поскольку предписывала соблюдать и защищать права ребенка.

Теория свободного воспитания наиболее полно раскрыта у М.Монтессори (1870-1952) и актуальна до настоящего времени. Она предлагала развивать способности ребенка посредством создания «простора свободного и естественного проявления личности ребенка». М.Монтессори создает особую «подготовительную» среду, основанную на теории «чувственных фаз» (особые отрезки жизни, в которых ребенок самостоятельно фокусирует свое внимание на конкретных потребностях своего развития) и «нормализующего» воспитания. Окружающая среда должна соответствовать внутренним потребностям развития ребенка. Только тогда возможно построение «нормальной», нравственно положительной личности [1].

Во многих странах нашли отражение идеи свободного воспитания. В том числе и в нашей стране занимались проблемой детского творчества, развития творческих способностей детей, такие выдающиеся педагоги, как В.А. Левин, Р.С. Немов, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн, А.А. Мелик-Пашаев и др. Все они указывали на то, что одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе, у детей в детском саду выступает личность самого педагога.

В.А. Левин предлагал готовить к творчеству каждого растущего человека и утверждал, что усилия всех педагогов должны быть направлены на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоничное развитие личности. Он высказал мнение, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, а результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, а не «служить безликим памятником умения владеть технологиями» [2]. В.А.Левин считал развитие творческих способностей у детей дошкольного и школьного возраста является актуальной задачей педагогической науки и приоритетным направлением государственной образовательной политики.

Р.С. Немов и Б.М. Теплов предполагали, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [3].

Б.М. Теплов дает более подробное описание понимания способностей и выделяет три признака:

1) под способностями понимается индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [3].

Понятие творчества и искусства связаны между собой неоднозначностью, неточностью границ исследования. Часто такие понятия, как «творческий человек» и «человек искусства» становятся равноправными.

С.Л. Рубинштейн в основу творческих способностей включал различные психические свойства и качества, необходимые для осуществления творческой деятельности. Он отличает творческую личность от заурядной личности по ее способности к «преобразованию данного»: «Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности… Для других всякая данная ситуация – это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности» [4].

Существует множество точек зрения на проблему развития творческих способностей детей. Но наиболее полное раскрытие природных способностей и духовных сил ребенка становится лишь возможным при следовании законов природного развития, способностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Помочь максимально раскрыть творческие способности ребенку сможет педагог, используя специально организованную среду.

1.2. ОСНОВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Творческие способности можно не только развивать, но и формировать, что подчеркивают современные научные исследования. Если от ребенка только требуют творчества, но не учат ему, то дошкольники и младшие школьники начинают имитировать творческий процесс, что подробно описано в книге «Общая психология» под редакцией А. Скрипченков и Л. Долинской [5].

Трудовое воспитание является основой уроков технологии. Очень важно развивать в молодом человеке привычку и любовь к труду. Каждый должен найти для любимое занятие в жизни, реализовать себя, найти свое призвание. А чтобы достичь каких-то успехов, выполнять любую работу надо с радостью, с настроением. Умению трудиться с удовольствием и нужно обучать педагогу на своих уроках. Формирование таких важных качеств, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений, как раз и способствует образовательная область предмета «Технология».

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» - Константин Георгиевич Паустовский. Эти слова прекрасно отображают основу работы каждого преподавателя. Ведь если не поддерживать творческое начало учеников и не развивать его, то качества, данные самой природой, можно утратить. Поэтому важно поддерживать любой творческий порыв ребенка, суметь найти нужные слова, когда что-то не получается.

Творчество – процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли. Самостоятельно творческие способности не могут развиваться, они требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Поэтому на педагоге лежит огромная ответственность – развивать в учениках творческую нотку. В процессе творчества происходит как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие человека, формируется опыт коллективного взаимодействия, совершенствуется навыки работы с различными материалами и инструментами. Происходит стремление вперед, к более лучшему и совершенному. С возрастом каждому человеку приходиться решать все больше нестандартных задач. И если творчество не станет основной ценностной ориентацией с раннего детства, то вряд ли оно сможет сформироваться и развиться в будущем. Без творческого развития невозможно обладать широким кругозором, получать удовольствие от выполненной работы, двигаться вперед. К тому же и такие качества, как сообразительность и наблюдательность, имеют творческое начало.

Одним из важных средств развития творчества молодого поколения является техническое детское творчество, способствующее формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Изучая разные науки, знакомясь с промышленным производством, достижениями науки и техники, учащиеся получат и будут применять полученные знания и навыки только если вовлекутся в творческую работу.

Техническое творчество чаще всего проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и других технических объектов. Такой вид деятельности преимущественно осуществляется чаще всего на уроках технологии. Главной целью обучения этого предмета и является развитие творческих способностей. Не даром в настоящее время в рамках образовательного процесса ФГОС педагоги осознают, что основная цель обучения – это, прежде всего развитие творческой личности, а не только овладение определенными знаниями и навыками.

Современные образовательные системы позволяют каждому человеку выбирать свою траекторию обучения.

Разные виды технологий: игровые, проблемные, технологии развивающего обучения, технологии современного проектного обучения.


Внеурочная деятельность, особенно по технологии, создает прекрасные условия для самореализации личности ребенка, выявляет и развивает творческий потенциал. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ» КАК НАУКА

Предмет «Технология», также, как и любая педагогическая наука, строится на принципах единства теории и практики. Результатом учебной практической деятельности является идеальный продукт, который достигается не только процессом обучения в школе, но и охватывает все образовательное пространство ребенка. Это значит, что технологическая подготовка школьника должна реализоваться в едином процессе их трудовой и социально-профессиональной адаптации в окружающем мире.

Образовательная область «Технология» призвана подготовить школьников к самостоятельной трудовой жизни, связанной с их созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями. Что определено в основных целях и задачах технологической подготовки школьников в государственных программах и других нормативных актах. Целеполагание и реализация технологической подготовки школьников должны соответствовать жизненным и профессиональным интересам и ценностям подрастающего поколения.

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»

Ставя перед собой определенные цели и пытаясь их осуществить, любой педагог должен учитывать, что в любом виде деятельности, включая и учебную, важно различать разные уровни целей, находящиеся в диалектическом взаимодействии и развитии. Выделяют стратегические и оперативные цели. Стратегическая цель технологической подготовки предполагает формирование готовности школьников к труду и последующему профессиональному обучению в соответствии со способностями и потребностями и интересующей сфере деятельности. Она выступает фактором, который определяет целостность образовательной системы. В зависимости от этапа подготовки школьников могут определяться тактические цели, предусматривающие реализацию тех или иных разделов и уровней обучения. Оперативные цели технологической подготовки школьников направлены на реализацию поставленных задач в конкретных условиях.

На каждой школьной ступени ставятся конкретные задачи.

В начальной школе происходит привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, а также привитие навыков аккуратности, трудолюбия и бережливости. Ребенок должен прийти к пониманию роли труда в жизни человек, ознакомиться с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, получить навыки ручной работы. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

В среднем школьном звене продолжается работа по выработке системы ценностей, взглядов, психологических установок и качеств личности, необходимых для реализации личных устремлений и позволяющих стать эффективным работником. Вовлекая в общественно полезный труд, процесс обучения знакомит подростка с отраслями народного хозяйства, видами труда, различными профессиями, воспитывая тем самым, в любом человеке настоящего гражданина, который сможет понять, какой вид трудовой деятельности ему больше подходит.

Итогом обучения в старшей школе становятся умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, навыки работы и сотрудничества в коллективе, развитие способностей находить и обрабатывать нужную информацию, объективно оценивать свои профессиональные возможности и уметь использовать их на рынке труда, успешно включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.

Создавая необходимые условия в процессе обучения, педагог помогает школьникам получить технологические знания и практические умения, умело организует работу по их освоению. Ключом к успешному обучению является последовательное усвоение знаний и умений учащимися, в порядке возрастающей трудности.

2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Совершенствование науки и техники, высокие темпы их развития требуют от работников более квалифицированных кадров, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и продуктивно. Но у подрастающего поколения снижается мотивация к обучению, ведь им легко стали доставаться знания, меньше нужно прилагать усилий. К тому же в школах детей перегружают большим объемом учебной информации и увеличением требований. Это приводит к снижению стремлений учащихся развивать свои умения и навыки, что приводит к снижению качества знаний.

На уроках технологии, впрочем, как и на многих других предметах учителя сталкиваются с определенными проблемами:

  1. Отсутствие внутренней мотивации к деятельности, работа по шаблону, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию (выполнение задания ради оценки).

  2. Не умение применить теорию на практике, использовать полученные знания.

  3. Страх перед практической деятельностью, а, иногда, и отказ от нее.

Что же делать, чтобы молодое поколение захотело развивать в себе талантливую, полную творческого порыва личность, всесторонне развитую, неординарную, интересную и, главное - счастливую? Ведь уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, быстрее находят свое место в обществе, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А значит и более востребованы, более успешны.

Каждый педагог понимает, что нет бесталанных детей. Важно вовремя раскрыть в каждом ребенке его способности, показать радость от выполненного труда, помочь поверить в себя. Стараться сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно относиться к желанию ребенка проявлять инициативу. Создание уютной атмосферы в классе, наличие множества наглядных пособий, нужного материала для творчества позволяет создавать реальные возможности для полноценного детского труда. Также следует исключить критику по отношению к ученику, быть справедливым в оценках детского творчества, избегать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.

Для улучшения организации работы учителя технологии помогут ряд правил:

  • Служить примером для подражания. Учителю самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.

  • Разрешать делать ошибки. Учащиеся не должны бояться думать независимо, рисковать.

  • Поощрять разумный поиск, раскрывать творческий потенциал каждого.

  • Поощрять умение находить, формулировать и предлагать первым проблему.

  • Готовить к препятствиям, учить ребят их преодолевать, отстаивать свое мнение.

Уроки технологии как никакие другие тесно связаны с жизнью общества. Они дают учащимся необходимые знания и умения, которые пригодятся им на каждый день. Именно в практической деятельности формируются способности использования полученных знаний в новой ситуации.

Систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии сделает ребенка духовно выразительнее и счастливее.

2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.3.1. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Перед учителем стоит непростая задача: не только создавать условия для творческого подхода к решению разных проблем, но и не выходить за рамки программы. Поэтому очень важно правильно выбирать методы и формы обучения. Важно не отходя от учебной программы заинтересовать учащихся, увлечь определенной идеей, зажечь искру творчества.

Учитель может опираться на традиционные и нетрадиционные методы, но желательно использовать определенные принципы обучения:

- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

- отказ от шаблона в организации урока для большей заинтересованности детей;

- поддержка альтернативности, учета различных мнений;

- учет положительного эмоционального тона урока;

- дифференциация по интересам, возможностям, склонностям и способностям;

- развитие функции общения на уроке, побуждение к действию;

- использование оценки в качестве формирующего, а не только результативного инструмента.

Для обеспечения качества образования одним из показателей личностного роста учащегося является повышение его познавательной и творческой активности. Для этого создаются определенные педагогические условия, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют политехнический кругозор, формируют практические умения. Разнообразие методических приемов приводит к развитию памяти, внимания, наблюдательности, фантазии. Из нестандартных форм урока можно использовать КВНы, уроки-викторины, диспуты, уроки-исследования и другие. Для поддержания интереса к уроку и усиления продуктивности в роли приема выступают занимательные аналогии, кроссворды, шарады, игры-тренинги. Существует множество приемов, которые понравятся ребятам: «Кластер», «Дерево предсказаний», «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт», «Лови ошибку!», «Верите ли вы», «Синквейн», «Что лишнее?», «Коллаж», «Снежный ком», «Удивляй», «Одним словом», «Корзина идей», «Шпаргалка».

Для активизации процессов поиска новых решений в общеобразовательной школе наиболее эффективными являются такие методы, как морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, мозговой штурм, метод сфокусированных объектов и ассоциаций, функционально-стоимостный анализ. Данные методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Учащиеся, знакомясь с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологии, получают в обучении явно выраженную политехническую направленность. В процессе чего у школьников формируются политехнические умения и навыки.

Ощутимый эффект в работе с детьми получил метод проектов. Именно здесь ребятам легче всего раскрыть свои способности, проявить свою индивидуальность, выразить себя, свое творчество. Учащимся обязательно нужно создать все условия для работы, оказать помощь и поддержку в выборе темы, объяснить правила оформления и подготовки к работе, рассмотреть все требования, показать уже выполненные работы по другим темам, указать на возможные ошибки. В проектной деятельности следует учитывать возраст, интересы и возможности учащихся. Для школьников 5-6 классов характерны стремления к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. В 7, 8 классах учащиеся имеют представление о том, что такое проект, и более осознанно выбирают тему своей работы. В старших классах учащиеся скорее всего выбирают темы, связанные с исследовательской деятельностью: Этикет и имидж делового человека, Здоровый образ жизни и т.п.

На уроках технологии изготавливается много интересных и полезных изделий и поделок. Применяя творческие задания, нельзя забывать и о дифференцированном подходе. Каждый ученик имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения. Для того, чтобы учащийся не утратил интереса к выполнению задания, ему надо предлагать выполнить определенный вид модели (более простую или сложную), учитывая его успехи и наклонности по предмету.

Чтобы создать красивую вещь, нужен творческий подход. Для это необходимо обладать мастерством, которое оттачивается на уроках. Педагогу требуется научить ребенка трудиться, помочь раскрыть свои способности, поверить в свои силы. Наблюдая друг за другом на уроках технологии, учащиеся подмечают недостатки в работах своих одноклассников и стараются их не допустить в своей работе. И здесь опять пригодиться умелый совет учителя, который должен прозвучать корректно и доброжелательно, не обидев никого из ребят.

Для эффективности урока также можно применять соуправление классом, приемы обучения с помощью органов чувств, приемы сочинительства, иллюстрирование тетрадей, взаимоопрос по цепочке, создание проблемной ситуации. Урок пройдет более интересным, если создать в классе территорию счастья, где каждый ученик будет знать, что его всегда поддержат, поверят в его силы, поощрят даже маленькие успехи. Открытость, искренность и дружелюбие со стороны учителя помогут ребенку чувствовать себя комфортно. А, значит, и работа на уроке пройдет продуктивно.

К активным методам и приемам можно отнести:

  • игровые методы (деловые игры, дидактические и учебные, игровые ситуации);

  • методы эмоционального стимулирования (создание ситуации занимательности, удивление, поощрение и порицание);

  • учебная дискуссия (диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем);

  • проблемное обучение (форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности через прием создания проблемной ситуации, выдвижение гипотез, разъяснение и др.).

Чередуя формы работы (круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение, баттл), учитель вызывает интерес ученика, желание выполнять поставленную задачу. Пусть ученики ищут ответы на вопросы не только в учебнике, но и в роликах, в интернете, картинках, в жизненных ситуациях.

Важная роль на уроке отводится рефлексии. Ее также можно разнообразить разными приемами:

- «Выбор» - ученик выбирает из таблицы подходящие для него слова о продуктивности урока и о его отношении к происходящему;

- «Аргументация своего ответа» - дописывает коротко свое мнение о работе на уроке, о своем настроении, о навыках;

- «Плюс, минус, интересно» - быстрое получение мнения ученика;

- «Дерево творчества» - на готовой заготовке дерева ученики прикрепляют листики, плоды или цветочки;

- «Незаконченное предложение» - на вопрос учителя ученик продолжает фразу;

- «Пирамида успеха», «Лестница успеха», «Шкала самооценки» - выбор конкретного эмоционального состояния с помощью шаблона.

На современном этапе работы школы предмет технология имеет небольшое количество часов в неделю. В связи с этим приходится переносить часть работы на внеурочную деятельность. Для повышения творческого потенциала учащихся проводятся предметные недели, экскурсионные работы, праздничные и соревновательные мероприятия, выставки и конкурсы, открытые уроки, мастер-классы. Здесь ребенок является активным участников педагогического процесса, появляется совместная деятельность педагогов и учащихся, где творческий процесс увлекает всех.

Большое место в школе для развития творческих способностей учеников является кружковая работа. Кружки способствуют привитию интереса к предмету, развитию кругозора, любознательности, привитию навыков самостоятельной работы, а значит повышению качества подготовки к учебным предметам. На кружках каждый имеет возможность выбрать себе занятие по душе, решать интересующие проблемы, выполнять интересную работу.

2.3.2. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Развивать творческие способности можно с помощью проблемного обучения. Сама проблемная ситуация создает атмосферу удивления, эмоциональных переживаний. Пробуждается познавательная активность из-за необычности приводимого факта, грандиозности полученной информации или парадоксального опыта. Наиболее удачно применяется проблемная обучение, если вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта. Приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненной ситуации, но и за счет повышения новизны информации, что возбуждает интерес к ним. Учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знания и опыта. Ребенок начинает мыслить на фоне эмоционального подъема, когда видит какие-либо противоречия. Он начинает сравнивать и сопоставлять:

  • факты, явления, данные;

  • суждения и мнения великих ученых, идеи;

  • мнения самих учащихся;

  • документов, произведений искусства.

Учащиеся начинают выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы:

  • при высказывании различных мнений;

  • выдвинутое предложение не совпадает с результатом опыта;

  • гипотеза не совпадает с новыми фактами;

  • следствие гипотезы не совпадает с проверочным экспериментом.

Важным в проблемном обучении является самостоятельный вывод ученика, обобщение полученной информации.

Система работы по разработке занятий складывается из этапов:

1 этап. Подготовительный.

Приходится анализировать содержание программы, чтобы отобрать темы, на которых использование ТПО даст положительный эффект (машиноведение, материаловедение, кулинария, элементы домашней экономики и т.д.). Затем выделить учебные занятия.

2 этап. Разработка ПС.

Этот этап стал самым сложным, так как готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Это непаханое поле, чистый лист.

3 этап. Целеполагание.

Четко прописываются все дидактические цели (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Формы работы, обучения.

Исходя из целей урока, определяются формы работы с классом (индивидуальная, парная, групповая и т.д.) и формы обучения (беседа, лабораторная работа, практический показ и т.д.).

Этапы разрешения ПС.

Во-первых, формулировка гипотез (эти гипотезы учитель должен предвидеть, подсказать, чтобы сориентироваться на дальнейший ход урока). Среди всех гипотез одна должна быть обязательно правильная.

Во-вторых, решение ПС (через беседу, побуждая ребенка активизировать ранее полученные знания, через работу с технической литературой, с учебником, через передачу новых сведений учителем, через практические действия ребенка и т.д.).

В-третьих, проверка решения ПС - через новые знания выполнить первоначальное задание.

Критерии оценивания.

Карточки различного уровня усвоения знаний. Но, главное - самостоятельность на дальнейших уроках, вне уроков, практическое применение знаний в жизни [6].

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

- поиск истины (способа, приема, правила решения);

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- противоречия практической деятельности;

- практическое задание, не сходное с предыдущим.

Применение проблемных ситуаций на уроках имеет множество положительных аспектов:

- способствует повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект;

- не допускает переутомления;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности;

- вырабатывает активную жизненную позицию.

Проблемные ситуации могут использоваться как при разных видах уроков, так и на разных этапах конкретного урока:

  1. при проведении практических занятий (метод проблемного эксперимента);

  2. при изучении нового материала (метод выдвижения гипотез, предположений, формулировки выводов и их опытная проверка);

  3. при закреплении знаний (использование проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях).

Создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует систему знаний, умений и навыков, но развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения в решении задач приводит к пониманию недостаточности имеющихся знаний, что вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребенка слепо штудировать предмет за погоней за общей успеваемостью. Необходимо давать возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся стремление высказывать и доказывать свою точку зрения.

2.3.3. МЕТОД ПРОЕКТОВ

Современный учитель в своей работе опирается на основные требования ФГОС, которые подразумевают овладение учащимися методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике. Все эти поставленные государством задачи и позволяет выполнить метод проектов, который направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала.

Проект может быть интересен для ученика тем, что имеет личную значимость для ребенка, он индивидуален, а, значит, уникален. Любой проект формирует большое число умений и навыков, поэтому эффективен.

Проект развивает познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, видеть взаимосвязь между разными дисциплинами.

Проекты можно выполнять по определенному плану:

  1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

  2. Набор первоначальных идей.

  3. Проработка одной или нескольких идей.

  4. Изготовление изделия.

  5. Испытание и оценка.

Для успешной работы в процессе проекта учитель помогает ученикам в поиске нужных источников информации, координирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.

Для получения определенных знаний, умений и навыков на уроках технологии можно использовать тематические упражнения с элементами проектирования. Выбирать такие упражнения надо небольшого объема с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чередовать и озвучивать учащимся характер деятельности (индивидуальной или групповой), ставить определенные цели, знакомить с конкретными материалами и оборудованием. Подбирая задания, учитывать их значимость, актуальность и практическую полезность. Метод проектов лучше использовать не как итоговую самостоятельную работу, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальным потребностям личности.

Групповые проекты требуют особого отношения. Они помогают сплотить коллектив, учитывать мнения других, учат взаимопомощи, доверию, уважению. Групповые проекты помогают учащимся объединиться по интересам, предоставляют возможность равноправия и свободу выражения идей, вырабатывают терпимость к чужим высказываниям и идеям, помогают преодолевать психологические барьеры в индивидуальном саморазвитии личности, не только позволяют проявить взаимопомощь, но и стимулируют дух соревнования.

На уроках технологии можно не только научить подростков способам обработки ткани или работе с одной деталью, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы. Проектная деятельность дает возможность подготовить школьников к профессиональному самоопределению.

Активизировать процесс, придать ему занимательный характер при любых методах обучения, помогут современные средства информации: интернет, электронные энциклопедии, компьютерные игры по предметам, онлайн-викторины. Нельзя обойтись и без современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих. Разнообразие форм и методов поможет сформировать у школьников беглость мышления, любознательность, гибкость ума, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Все это приводит к формированию творчески развитой личности.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

    1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образование является одним из социальных и природных факторов развития творческих способностей. Но на этапе школьного образования многие ученики охладевают к творческому процессу. Так происходит от недостатка признания у учителей и у сверстников. Одаренные или «окрыленные» дети не выдерживают стрессовых ситуаций и соревновательных моментов; их может угнетать скучная монотонная работа, ряд обязательств и правил. Ведь творчество нельзя поместить в определенные рамки.

«Поэтому важным фактором творческого развития учащихся является творческий педагог. Только творческий педагог с нестандартным мышлением, чувством юмора, увлеченный и увлекающийся может разрешить это непростое противоречие, снимая давление авторитетов, перемещая фокус внимания учеников на творческие задачи, для выполнения которых необходимы определенные навыки» [6].

Педагог должен постоянно совершенствовать приемы работы, уметь слушать и слышать детей, интересоваться их интересами, поддерживать постоянно доверительные дружеские отношения с учащимися. Только благоприятная доброжелательная атмосфера может послужить появлению новых идей. У каждого ребенка должно быть чувство психологической защищенности, только тогда ему захочется взяться за решение поставленной задачи, появится стремление довести начатое дело до конца.

Создавая на каждом уроке творческую ситуацию, мы развиваем инициативу школьника, желание сделать что-то самому. Но ребенок должен быть уверен, что учитель всегда сможет прийти ему на помощь. Результатом помощи педагога является активизация деятельности школьника, а не решение предложенной проблемы самому. Педагог также помогает ребенку развивать навыки общения и сотрудничества в группе, обучая обращать внимание на потребности окружающих, на их чувства и взгляды.

Большая роль отводится педагогу в оценивании результатов работы учащегося, отмечая индивидуальные достижения. Хороший учитель обладает способностью предвидеть результат, уметь диагностировать потенциальные способности и творческие возможности ученика. Важно еще и выбрать для каждого ребенка наиболее эффективные приемы работы.

«Таким образом, развитие творчества и творческих способностей у младших школьников обусловлено следующими педагогическими и психологическими условиями организации процесса обучения и воспитания в начальной школе».

  1. Изменение роли ученика. Поступив в начальную школу, ученик меняет свою роль, став активным участником познания. У него появляется возможность выбора удовлетворения своих интересов и потребностей, реализации своего потенциала. Происходит личностно-деятельностное взаимодействие педагога и учащегося, прямая и обратная взаимосвязь, основанная на доверительных отношениях.

  2. Комфортная психологическая обстановка. Педагог поощряет и стимулирует учащихся к творчеству, верит в силы и возможности ребенка, уважительно относится к его потребностям, интересам, мнениям, суждениям. Заботясь о каждом, учитель справедлив и достаточно требователен, используя положительные эмоции.

  3. Создание внутренней мотивации учения. Для развития познавательной потребности, развивая интерес к знаниям и процессу его поиска, педагог мотивирует учащегося на эмоциональный подъем, на творческий порыв. Важно, чтобы в такой момент ребенок не переутомился.

  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Помощь взрослого должна быть не подсказкой, а умной и ненавязчивой идеей, которую можно предложить ребенку. Ученик сам развивает идею и претворяет ее в жизнь.

  5. Сочетание разнообразных форм работы. Каждый урок нужно сделать неповторимым, интересным, увлекательным. Педагог может использовать и сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные работы разных уровней сложности. В начальной школе предпочтение отдается коллективной и групповой формам, т.к. совместный поиск объединяет знания и способности. Важная роль отводится рефлексии, которая позволяет корректировать образовательный процесс.

  6. Межпредметность. Использование знаний из разных областей помогает решать творческие задачи более успешно и увлекательно.

  7. Создание ситуации успеха. Творческие задания предлагаются всему классу, что всегда приводит к успешному выполнению поставленной цели.

  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельность стимулирует интерес к творческой деятельности, лучше развивают умения учащихся. Ребенок всесторонне постоянно развивается. Задания должны быть посильными для детей, но не слишком легкие. В обратном случае это может привести к потере интереса к заданию.

  9. Разнообразие творческих заданий. Необходимость умелого сочетания обычных и творческих заданий обеспечит развитие личности ученика.

  10. Последовательность и систематичность. Для развития и активизации творческих способностей необходима не эпизодичность, а последовательность и систематичность продуманных уроков для любой программы начального обучения[7].

Немаловажная роль в процессе образования и воспитания творческого молодого поколения играет семья. Именно в семье ребенок максимально свободно проявляет свои таланты и способности, перенимает накопленный опыт. Наиболее ярко проявляются интеллектуальные и художественные способности в привычной семейной обстановке. И то, как именно будет развиваться ребенок, в каком направлении пойдет развитие, говорят множество факторов:

- наличие братьев и сестер, роль ребенка в семье;

- близость с отцом или матерью;

- организация художественно-эстетической деятельности;

- отношение к ребенку родителей;

- проявление доверия, близости и уважения к детям;

- стремление к повышению образования членов семьи, восприимчивость к новым знаниям;

- возраст родителей;

- совместное семейное времяпровождение;

- отношение родителей к способностям ребенка

- звучание живой музыки в доме.

Таким образом семейная среда играет огромное влияние на развитие креативности младших школьников. Поэтому в процессе воспитания только совместными усилиями семьи и школы можно максимально повлиять на всестороннее творческое развитие личности, помочь полноценно раскрыть все то прекрасное, что есть в каждом ребенке.

3.2.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательная программа усложняется с каждым учебным годом. Нарастающая нагрузка, повышенные требования взрослых ослабляют интерес ребенка, что может привести к потере способности к творчеству.

Главным направлением в работе учителя в средней школе – воспитать ребенка, способного к самообразованию, стремящегося к непрерывному профессиональному совершенствованию.

Перед школой стоят основные цели:

  • создание творческой атмосферы путем актуализации изучаемого материала;

  • создание адаптированной окружающей среды;

  • введение системы индивидуальной работы, участие в научной работе и техническом творчестве;

  • работа с одаренными детьми;

  • компьютеризация обучения.

Природные задатки развиваются в способности благодаря творческой деятельности. И главным здесь также является благоприятная эмоциональная среда, доброжелательные отношения, поддержка взрослых. Важна внутренняя мотивация учения, которая приведет к успешному развитию способностей, умственной активации. Учитель, с помощью своего профессионального опыта, должен помочь ученикам обрести уверенность в правильности выбранного творческого пути, помочь поверить в себя. Ребенок в среднем звене может уже выступать и в качестве партнера учителя, который создает условия для успешного сотрудничества и общественного созидательного труда.

Развитие творчества связано и с качеством изучаемого материала и с дифференцированным подходом. Педагог учитывает уровень обученности и развития учащихся, намечает перспективы развития каждого ученика, прогнозируя возможные трудности.

На уроках технологии возможно создавать ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились быстро находить решения и предлагать свои варианты. Педагог предлагает учащимся продолжать осваивать социальные роли через участие в обучающих технологиях и тренингах, моделирует ситуации из реальной жизни. Работая с различными видами деятельности, подросток чувствует себя настоящим творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к окружающему миру.

В среднем звене для развития самостоятельности можно использовать метод проектов. Именно проекты помогают учащемуся развивать умения анализировать, вносить предложения, видеть более полно результаты своего труда. Проекты помогают более широко использовать знания из других научных дисциплин, решать сложные прикладные задачи, моделировать и конструировать. Оформлению проектов отводится большая роль, где наиболее ярко проявляется детская фантазия и индивидуальность.

Подготавливая ребенка к началу деятельности, педагог принимает все ответы и реакции детей (устные и письменные, в графической и пластической форме, имеющие литературную и нелитературную формы); обеспечивает независимость выбора и принятия решений учащимися для самостоятельного контроля собственного продвижения.

Проектная исследовательская позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности ребенка, раскрывает творческий потенциал каждого. Проектному методу присущи элементы новизны, приобретения опыта творчества и многоуровневой, разнообразной, поэтапной работы. Формируются такие черты характера, как ответственность за результаты своего труда, умение решать трудные задач. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося. А главное, каждый педагог исходит из интересов и способностей самого ребенка, всесторонне развивая личностные качества.

На занятиях по технологии приходится решать технические задачи, т.е. задачи, связанные с чтением чертежа, анализом конструкции изделия, составлением технического плана, выполнением рабочих операций. Решение их основано на знаниях и умениях, полученных учащимися еще в начальной школе. Содержание задач должно учитывать особенности конструкции и технологии изготовления изделий, рекомендуемых для каждого класса. Это требует определенной подготовки. Умение читать чертеж требует знаний о свойствах геометрических фигур, конструктивной особенности и назначении деталей. Таким образом в среднем звене ученик, применяя полученные уже знания, развивается дальше, совершенствую свое пространственное воображение.

Учитель в 5-8 классах старается научить школьников придерживаться наиболее целесообразной последовательности, как правило, вначале определяют название детали, затем ее форму и размеры, форму деталей и размеры ее элементов, их местоположение. Более одаренным ученикам можно предложить более сложные задачи: построение недостающих проекций чертежа, выполнение эскиза по техническому рисунку, определение формы и размеров отдельных элементов деталей.

В работе приветствуется использование технологии интегрированного обучения. Например, взаимодействуя с учителем физики, можно составлять и решать физические задачи с техническим содержанием. Такой метод позволяет повышать знания учащихся о технических объектах и технологических процессах, а также обучать работе со справочной литературой и другими источниками научно-технической информации. Знакомство с чертежом, его оформлением использует знания предмета «Черчение» (6 класс – с понятиями «сборочный чертеж», «спецификация»; 7 класс – с понятиями «конструкторская и технологическая документация», с видами штриховки деталей в сечениях и разрезах, с чертежами деталей с резьбой, изготовление на станках; 8 класс – с чертежами электрических и электронных схем). В технологии используются различные математические подсчеты и такие понятия, как «призма», «куб», «цилиндр», «окружность», «линия», используются математические инструменты. Связь технологии с химией прослеживается при изучении металлов и их свойств, при изучении цементного (штукатурного) раствора в 6 классе; при изучении темы «Классификация сталей. Термическая обработка сталей» в 7 классе. Обучающиеся знакомятся с химическими элементами, их особенностями, области применения, технологии получения и придания им нужных свойств и характеристик. В 5-6 классах, изучая технологию, обучающиеся знакомятся с процессом получения бумаги, картона, целлюлозы, фотопленки и кинопленки, покрышек, резиновой обуви и другой продукции из древесины путем ее химического разложения. Предмет технология связан также и с экономикой. Основы экономических знаний получают в 8 классе при изучении раздела «Бюджет семьи». Также при раскройке материала важен экономический расчет ткани, а в «Кулинарии» - рациональный расчет продуктов. Полученные знания помогут получить навыки во взрослой самостоятельной жизни. Ученик должен понять, что все находится в тесной взаимосвязи и важно развивать себя во всех областях деятельности.

Все шире учитель использует в учебной деятельности повседневный опыт школьника, больше раскрывает его собственные возможности. Также обязательно наличие образцов творческого поведения. Видя результаты труда взрослого, ребенок старается внести свои изменения, и даже подражая, делает работу по-своему. А, значит, творит, создает что-то новое, индивидуальное, необычное. Когда ребенок самостоятельно решает задачу, отличную от тех, которые уже решал, он находится в поиске. В результате приобретает новые знания и умения, которые пригодятся ему в жизни.

В конце каждой работы обязательно нужно подводить итоги, устраивать выставки, выделять положительные аспекты готовых изделий. Работа, которая доставляет радость и удовольствие, которая по достоинству оценена, вызывает желание не останавливаться на достигнутых результатах, подталкивает идти вперед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В педагогической энциклопедии творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [7].

Основная цель творческой деятельности – изменение субъекта, создание творческой личности. Значит, чтобы личность стала творческой ее необходимо включить в творческую деятельность. Именно детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. И педагогу важно не упустить шанс как можно более эффективно использовать их в школьном возрасте.

Успешно развивать творческие способности помогает создание определенных условий:

  1. Раннее интеллектуальное и физическое развитие детей.

  2. Создание благоприятной, комфортной психологической обстановки.

  3. Предоставление свободы выбора вида деятельности ребенку, умелое чередование деятельности.

  4. Доброжелательная продуманная помощь взрослого.

  5. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимальных сил в использовании своих возможностей.

Все дети талантливы и любознательны от природы и нам, педагогам, нужно умело построить свою деятельность, чтобы помочь ребенку полноценно развиваться. Каждый ребенок должен чувствовать общественную пользу своего труда, его значимость, нужность, полезность. Только таким образом жизнь наполнится яркими красками.


Список используемой литературы

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. - М., 2002.
2. Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 1993-56с.

3. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение: теория, методология, практика» М: Международная педагогическая академия, 1998.

4. С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2000 – С. 307

5. Общая психология / под ред. А. Скрипченко, Л. Долинской. –М.: АПН, 215. -720 с.

6.  И.А.Ильницкая Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1-1985 г.

7. И.В.Груздова Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб.-метод. Пособие /И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – 1 оптический диск.

8. Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебринников Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие. –М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.

9. Е.В.Лопанова, Т.Б.Рабочих Личностно-деятельностные технологии обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!