СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа "Основные направления повышения эффективности управления качеством образования", 2017г

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломная работа на тему: "Основные направления повышения эффективности управления качеством образования в общеобразовательном учреждении", 2017год. ЧОУ ДПО "Центр Знаний".

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа "Основные направления повышения эффективности управления качеством образования", 2017г»

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС»












ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


на тему: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ»








Выполнила:


Костякова Светлана Викторовна,

директор школы,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым.









г. Саки, 2017

Содержание


Введение 3-5

1.Теоретические аспекты формирования системы управления

качеством образования

1.1 Управление качеством образования как педагогическая проблема 6-7

1.2. Понятие качества образования 7-14

1.3. Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования 14-18

2.Опытно-экспериментальная часть

2.1 Констатирующий эксперимент 18-22

2.2 Формирующий эксперимент 22-39

2.3 Контрольный эксперимент 39-40

Заключение 40-41

Список использованных источников 42-44
















Введение

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в нашем случае образовательному, то есть, в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами.
В  контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

На современном этапе развития общества качество образования является одной из важнейших проблем. В концепции модернизации российской школы достижение нового качества общего образования провозглашено первостепенной задачей.

Говоря о качестве образования, имеется в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучаемого.

В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы. Управление качеством образования в школе есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия педагогических коллективов многих образовательных учреждений. Однако существует противоречие: подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.

На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др. В данной работе я хотела бы более подробно остановиться на системе внутришкольного контроля, как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования, в связи с тем, что оно менее изучено в научно-педагогической литературе.

Цель данной работы: создать систему внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.

Объект исследования: качество образования.

Предмет исследования: система внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.

Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным при создании системы внутришкольного контроля.

Задачи исследования:

  1. Определить и обосновать виды и формы внутришкольного контроля, требования к внутришкольному контролю.

  2. Провести мониторинг качества образования обучающихся;

  3. Разработать систему внутришкольного контроля в образовательном учреждении;

  4. Определить результативность применения разработанной системы внутришкольного контроля как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении.











1. Теоретические аспекты формирования системы управления качеством образования.

    1. Управление качеством образования как педагогическая

проблема.

Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

Социальный аспект решения названной проблемы раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. Это предъявляет особые требования к современной школе, которая должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями социальных навыков и умений, что, в свою очередь, обусловливает усиление внимания к результативному поиску педагогических решений. В педагогическом плане, качество образования рассматривается с двух позиций: во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг; во-вторых, как результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей. Решение проблемы повышения качества образования учащихся связано с организацией учебно - воспитательного процесса в современной школе и особенностями осуществляемого в ней управления. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в учебном заведении образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами, для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение новых форм и методов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

    1. Понятие качества образования

Проблема качества образования – одна из наиболее актуальных проблем современного общества, развитие которого требует новых подходов в развитии образования. Изменяются и требования к качеству подготовки школьников. В национальной доктрине российского образования качество образования считается ведущим приоритетом. По-настоящему качественное образование является основой стабильности, личной гарантии для выпускника школы. Дальнейшее профессиональное образование выпускников общеобразовательных учреждений должно базироваться на качественном, «солидном» школьном образовании, включающем такие характеристики, как основы «стабильности» личности, способность к совместной (командной) работе, готовность к учению и к самообучению.

Современные экономические отношения, переход к демократическому и правовому государству, развитие рынка образовательных услуг предъявляют к выпускникам качественно новые требования. Образование является главной ценностью, которой располагает человек в современном обществе. Качественное образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. «Ответственность в образовании перед потребителем особенно высока, поскольку его продукт – новое поколение, будущее общество».

Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» [17, с.33] в образовательном процессе.

Исследования Российской академии образования[34] позволяют сформулировать характеристики качественного образования: образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Однако из этой формулировки трудно понять, - какие же это качества личности позволят выпускнику адаптироваться в постоянно меняющемся жизненном поле?

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании [15] «качество образования выпускников» трактуется как «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».

Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач» [36, с. 175].

Однако, несмотря на широкое обсуждение вопросов качества образовательной подготовки учащихся, практика обеспечения качества образования школьников во многих случаях все ещё не дает желаемых результатов.

Смена образовательной парадигмы повлекла за собой изменение целей образования. Оно ориентировано на другой результат, на другое качество. Представление же о качестве образования у большинства педагогов осталось прежним.

Изучение научной литературы, школьной практики, опыт сотрудничества с руководителями школ, с заместителями директоров и учителями позволяет выявить противоречие между декларируемыми целями и традиционной системой образовательной подготовки, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов учебной деятельности школьников.

Важнейшим смыслом образования является самораскрытие ученика, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии учителя и ученика собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью школы, а ученик, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку. Качественное образование – это образование качеств личности.

Оценка качества образования в школе также является одной из сложнейших педагогических проблем. Используемые, сегодня формы и методы оценки качества образования обучающихся, не позволяют всесторонне и совершенно объективно произвести эту оценку, поскольку непросто определить всё то, что надо оценивать. Количество «отличников» и «хорошистов» в школе мало говорит о качестве обучения каждого школьника в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах ученика.

Как отмечает А.Талых, «сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды» [29, с.13].

Качество образования – это степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Критерии качества во многом зависят от того, в какой системе образования они рассматриваются и какие педагогические подходы преобладают.

Так, качество образования в системе гуманистической педагогики рассматривается с позиции учащегося.

Гуманистический подход к определению качества образования предполагает выполнение следующих «предписаний»:

  1. стандартизация, предписание, внешняя определенность и контролируемый учебный план, программа отвергаются. В основе – предоставление учащимся возможности определять значение учебы и конструировать (принимать участие в создании) программы и становиться ответственным за реализацию образовательной потребности и создание для себя условий;

  2. аттестация определяется как источник информации для учащегося и обратной связи для получения сведений о качестве учения обучающегося, как неотъемлемая часть процесса учения. Самоаттестация друг друга одобряется как путь развития и углубления осознания учения;

  3. социальный акцент делается на конструктивизм, подчеркивается, что учение – это больше процесс усвоения общественной (социальной) практики, чем индивидуальное завоевание.

Согласно определению Международной организации по стандартизации (ИСО) качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [13]. Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше. Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению, и, следовательно, очерчивают границу качества объекта. В практической деятельности термин «объект» часто заменяют термином «продукция». Продукция представляет собой результат процесса или какой-либо деятельности [19, с. 9-10].

Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.

По мнению Поташника М.М., «качество образования представляется как соотношение цели и результата, как мера достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника» [19, с.33]. Подобное определение понятия «качество» дают также Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.

А.М.Моисеев трактует понятие «качество образования в школе» как «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование» [23].

В.М.Полонский понимает под качеством образования выпускников «определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники» [24, с.20].

В.П.Панасюк определяет качество школьного образования как «такую совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [22, с.58].

В рассмотренной выше группе определений речь идет о качестве как характеристике результата образовательного процесса, но не упоминается о качестве как характеристике самого образовательного процесса. В то же время существуют точка зрения, согласно которой, говоря о качестве образования необходимо иметь в виду и качество образовательного процесса, образовательных услуг.

Так, в психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом: «качество образования – понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которая измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников.

Качество образовательной подготовки выпускника, соискателя – это совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса, знаний, умений и навыков, востребованных государством, обществом, личностью. Качество образования измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации»[18, с.196-197].

Шишов С.Е. и Кальней В.А. определяют качество образования как «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности» [36, с.78].

По мнению Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова «качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта)» [30, с.69].

Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова считают, что качество образования предполагает не только выявление конечных результатов, но и качество условий образования, процесса образования.

В данной работе мы также будем придерживаться указанной позиции, то есть, говоря о качестве образования, будем рассматривать две стороны: процессуальную и результативную.

Очевидна взаимосвязь этих сторон: без качественного процесса невозможен качественный результат.

В свою очередь качество образовательного процесса на наш взгляд также является интегративным понятием и в нем можно выделить несколько составляющих:

  1. качество содержания образования;

  2. качество образовательных технологий;

  3. качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности);

  4. качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.);

  5. качество педагогов (квалификация).

Итак, качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

1.3.Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования.

Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта [4; 71].

Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.

В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:

  1. достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;

  2. дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.


Функции внутришкольного контроля:

  1. Функция обратной связи.

Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.

  1. Диагностическая функция.

Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.

  1. Стимулирующая функция.

Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

В содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база.

В учебно-воспитательном процессе внутришкольный контроль обычно осуществляется за выполнением всеобуча, состоянием преподавания учебных предметов, уровнем знаний умений и навыков учащихся, внеклассной воспитательной работой, организацией внешкольной воспитательной работы.

Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за выполнением нормативных документов, выполнением решений педсоветов и рекомендации научно - практических конференций, производственных совещаний, за работой методических объединений, за повышением квалификации учителей и их самообразованием.

Учебно-материальная база подвергается внутришкольному контролю по таким параметрам как хранение и использование учебно-наглядных пособий и ТСО, развитие кабинетной системы, ведение школьной документации и школьного делопроизводства, деятельностью учебно-воспитательного персонала и др.

Для характеристики внутришкольного контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации в настоящее время остается дискуссионной, что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. Над этой проблемой работают такие ученые, как М.Л. Портнова, Н.А. Шубин, Т.И. Шамова и другие. Так в классификации Т.И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, отмечает Т.И. Шамова, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта [9; с. 116].

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и другое.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий.


Рисунок 1- Формы внутришкольного контроля.


В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы внутришкольного контроля взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать различные методы контроля.

При проведении контроля эффективным является использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса.

В школьной практике широко используются также социологические методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок. Они позволяют проверяющему быстро получить интересующую его информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Констатирующий эксперимент

Организация внутришкольного контроля - один из самых сложных видов деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями. Внутришкольный контроль - это система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе. Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей ОУ как единого школьного сообщества.

Каждый руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля.

Однозначного толкования сущности и назначения  внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет.  

Юрий Анатольевич Конаржевский считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания. 

Алексей Васильевич Чоботарь считает, что внутришкольный контроль- одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на ее оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе 

Я придерживаюсь следующей трактовки внутришкольного контроля: внутришкольный контроль есть оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства 

взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение качества образования и эффективности педагогического процесса. 

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия.

Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.

Именно внутришкольный контроль становится тем необходимым звеном, благодаря которому можно осуществлять функцию анализа, добиваясь ее качественного проведения. Именно внутришкольный контроль выступает для аналитической функции в роли основного поставщика нужной и необходимой информации, которую затем в управленческом механизме обрабатывают и анализируют. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. В практике российского образования мотивирующие возможности контроля используются недостаточно. Контроль, в основном, ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Хотя, одной из основных задач контроля является побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей.

Негативное отношение педагогов к контролю сильно затрудняет для администрации ОУ осуществление контрольно-диагностической функции. Между тем осуществление контроля необходимо для осуществления обратной связи для того, чтобы руководитель знал объективное состояние дел в своем учреждении. Следовательно, руководитель должен создать такие условия, чтобы контроль был максимально эффективным, и чтобы сотрудники учреждения были заинтересованы в объективности контроля. Эти и ряд других проблем школы вызывают необходимость совершенствования внутришкольного контроля в школе.

Цель данной работы: создание системы внутришкольного контроля как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении.

В соответствии с целью работы поставлена гипотеза: управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении будет эффективным при создании системы внутришкольного контроля.

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных, инструктивно-методических документов и материалов по изучаемой проблеме;

  • изучение и обобщение педагогического опыта по управлению качеством образования;

  • методы педагогического моделирования

  • методы наблюдения, анкетирования.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе сельских МБОУ. Это школы с численностью 1594 человек. Ежегодно в план работы школы включается вопрос внутришкольного контроля. Целью внутришкольного контроля является: совершенствование уровня деятельности школы; повышение мастерства учителей; улучшение качества образования в школе.

Основные задачи контроля:

  1. Периодическая проверка выполнения требований государственных, скорректированных программ по предмету;

  2. Формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;

  3. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин. Соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

  4. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;

  5. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;

  6. Изучение опыта работы учителей;

  7. Диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;

  8. Отработка наиболее эффективных технологий преподавания предмета;

  9. Повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приёмов работы в практику преподавания учебных предметов.

Целью констатирующего эксперимента стало изучение качества образования на первоначальном этапе исследования. Для реализации данной цели мною был проведен мониторинг успеваемости обучения в 1 полугодии 2016-2017 учебного года. После проведения и анализа контрольных мероприятий были получены следующие результаты:

2.2 Формирующий эксперимент

Обозначенные в первой главе теоретические положения о внутришкольном контроле как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования, а также анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования позволили мне определить цель формирующего эксперимента, которая заключается в разработке системы внутришкольного контроля с целью повышения управления качеством образования. В процессе создания системы внутришкольного контроля основывалась на следующих принципах:

  1. Принцип поиска позитивного: если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным.

  2. Принцип контроля за достижением цели: бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быт нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения.

  3. Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: чем активней педагоги ОУ участвуют сами в процессе внутришкольного контроля - взаимоконтроль и самоконтроль, тем понятнее и важнее он ими ощущается.

  4. Принцип гласности и открытости контроля: результаты контроля - как позитивные так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

  5. Принцип системности: если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается.

Мной были выделены этапы и основные направления внутришкольного контроля.

Этапы:

  1. Планирование.

Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.

  1. Сбор информации.

Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.

Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос (устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).

Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

  1. Обработка информации и экспертная оценка.

При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.

  1. Распространение информации.

Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости - до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях.

  1. Хранение информации.

Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.

Основные направления, каждое из которых имеет свою цель:

1) Контроль качества образовательного процесса. Сюда относится:

1.1. Контроль качества знаний учащихся.

Цель: организовать работу педагогического коллектива школы по повышению качественной успеваемости учащихся; осуществление контроля и коррекция учебного процесса с целью устранения причин и препятствий к созданию ситуации успешности обучения.

1.2 Контроль за преподаванием учебных предметов и профессиональной деятельностью педагогов.

Цель: повысить персональную ответственность педагогов школы за результативность и качество своей профессиональной деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.

1.3 Контроль ведения школьной документации.

Цель: организовать работу педагогического коллектива школы на соблюдение единых норм, требований при оформлении школьной документации, единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, сформировать у учащихся ответственное отношение к ведению тетрадей и дневников.

1.4 Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

Цель: организовать работу педагогического коллектива школы на обеспечение успешного усвоения базового уровня образованности учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию; организовать работу педагогического коллектива школы на создание условий для развития и саморазвития учащихся, успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей, осуществление контроля и коррекция учебного процесса с целью устранения причин и препятствий к созданию ситуации успешности обучения.

2) Внутришкольный контроль за методической и инновационной работой школы.

Цель: организовать работу педагогического коллектива школы на повышение методического уровня каждого педагога, отработку и совершенствование механизмов распространения передового педагогического опыта, повышение уровня квалификации: на вовлечение педагогов в активную инновационную деятельность, на развитие компетентностных и научно-исследовательских умений учащихся.

3) Работа с педагогическими кадрами.

Цель: совершенствовать систему работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности.

4)Посещение уроков.

Цели посещения уроков разные:

4.1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника), через посещение серии уроков. Основная цель: оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации – работа учителя, её результативность и системность.

4.2. Контрольно-обобщающее посещение уроков – это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель: оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый период времени. В центре внимания администрации – работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков.

4.3.Тематическое посещение уроков – это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Основная цель: выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. В центре внимания администрации – избранный аспект учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с указанными направлениями была разработан общий план работы школы, в котором отражена система внутришкольного контроля (см. Приложение), а также были разработаны программы контроля.

1.1. Контроль качества знаний учащихся

В рамках этого направления проводим стартовые контрольные работы со 2-8, 10 классы; диагностические работы в выпускных классах; собеседования с классными руководителями и учителями-предметниками по итогам предварительной успеваемости за каждую четверть; был проведён контроль за организацией проведения контрольных уроков, состоянием преподавания русского языка и математики в начальных классах и 9, 11 классах, выявлением практической направленности учебных занятий и организации повторения учебного материала в выпускных и предвыпускных классах. Результатом данной работы служит незначительное, но постоянное повышение качества знаний:

Таблица 2. Результативность процесса обучения по итогам 1 полугодия 2016-2017 учебного года

№ ОУ


Всего

уч-ся

1-11 классы

Кол-во

уч-ся подлежащих аттестации

(2-11 классы)

% успеваемости по ОУ

% качества по ОУ

Успевают

Не успевают

Не выставлены оценки

На «5»

На

«4» и «5»

С одной

«4»

С одной «3»

всего

С одной «2»

С двумя «2»

Более двух «2»

По всем предметам

частично


1720

1486

97,9

46,2

51

548

18

159

40

24

12

4

0

2





Диаграмма 1. Сравнительные показатели успеваемости и качества знаний по школе.

1.2 Контроль за преподаванием учебных предметов и профессиональной деятельностью педагогов

В рамках этого направления проверяется состояние организации учебного процесса:

- в 5-ых классах с целью изучения преемственности в обучении и воспитании, усвоении программного материала, диагностики уровня обученности, состояния здоровья, базовых эмоций на начало обучения в 5 классе;

- в 10 классе с целью диагностики качества обучения и результатов учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучения;

- оказание методической помощи вновь прибывшим учителям, большое внимание уделяется персональному контролю учителей;

- анализ эффективности использования на уроке форм и методов обучения;

- контроль за преподаванием уроков физкультуры и организация работы СМГ;

- анализ эффективности использования на уроке форм и методов обучения при переходе на новые стандарты и организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС;

- организация личностно-ориентированного и дифференцированного обучения на уроках, прежде всего это персональный контроль учителей, имеющих по итогам четверти неуспевающих учащихся и учащихся, имеющих одну тройку.

К этому же направлению можно отнести и наставничество над молодым педагогом. Цель данной работы: организовать работу с молодыми учителями, оказать практическую помощь учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Работа ведётся по следующим направлениям: оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе, повышение уровня методической подготовленности педагогов, оказание практической помощи молодым специалистам, обеспечение   постоянного   освоения   современных   образовательных технологий, проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности, оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов, оказание психологической поддержки.

Результатом данной работы является стабильная успеваемость по итогам окончания учебного года на протяжении последних 3 лет, снижение количества учащихся, условно переведенных в следующих класс.

Диаграмма 2. Сравнительные показатели успеваемости и качества знаний по школе


1.3 Контроль ведения школьной документации.

Для реализации данного направления проверялось: своевременность и правильность оформления личных дел учащихся 1, 5, 10 классов; качество составления рабочих программ по предметам, элективным курсам, курсам по выбору; качество составления планов работы МО; соблюдение единого орфографического режима при заполнении журналов классными руководителями и объективности выставления оценок учителями-предметниками; количество и назначение ученических тетрадей по предметам, соблюдение единого орфографического режима оформления; работа классных руководителей и учителей-предметников по вопросу своевременного выставления текущих отметок и соблюдение учащимися единого орфографического режима при ведении дневников; доступность размещения информации для выпускников по подготовке к ГИА (наличие стендов по подготовке к ГИА в кабинетах, размещение информации на сайте школы); анализировалось умения педагогов правильно составлять поурочные планы.

Проверка школьной документации приводит к выводам, что правильно и вовремя заполняют журналы 90% учителей, 10% - допускают ошибки, которые отражаются в справках администрации по проверке журналов. Анализ системы контроля знаний учащихся по классным журналам отразил следующее: что 20% учителей нарушают систему устного опроса школьников из-за слабой накопляемости оценок, низкой плотности опроса за урок, а как следствие и результативности уроков. Отмечается недостаточное осуществление текущего контроля за знаниями слабоуспевающих учащихся. В связи с этим учителям рекомендовано составить индивидуальный план работы на каждого слабоуспевающего школьника. С моей же стороны ведётся проверка поурочных планов учителей, в которых должна быть отражена работа с данными обучающимися и я могу проконтролировать работу учителя. Результатом такой работы служат показатели обучения по итогам 1 полугодия 2016-2017 учебного года.

1.4 Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

В данное направление ВШК включаются следующие вопросы: индивидуальные беседы с учащимися, нарушившими дисциплину в урочное и внеурочное время; индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников; участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников; выявление учащихся слабомотивированных к обучению при подготовке к ГИА, составление плана работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию и учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности; наличие мониторинга учащихся и учителей-предметников при подготовки к ГИА; работа классных руководителей с учащимися «группы риска» и их семьями; работа учителей-предметников по устранению пробелов в знаниях слабоуспевающих учащихся; проведение родительских собраний в 9-ых, 11 классах.

С учителями русского языка и математики каждый месяц проводится собеседование по итогам диагностических работ и подготовке выпускников к ГИА, т.к. именно в предвыпускных классах в прошлом году были низкие показатели по итогам переводной аттестации. Каждым учителем составлен план подготовки к ГИА, расписаны индивидуальные консультации для каждого обучающегося, ведётся мониторинг индивидуального учета результатов подготовки к ГИА.

Подготовка к ГИА выпускников 9, 11 классов ведется в соответствии с планом-графиком подготовки к ГИА, который включает в себя вопросы: по повышению качества преподавания учебных предметов, мероприятия по информационному сопровождению ГИА как выпускников, так и их родителей.

По итогам 1 диагностической работы каждый учитель-предметник составляет план подготовки к ГИА как детей с низкой мотивацией к обучению, так и высокомотивированных к обучению; ведёт мониторинг учета результатов подготовки к ГИА, как класса в целом, так и мониторинг индивидуального учета результатов подготовки к ГИА; определяем дни и время индивидуальных консультаций для каждого выпускника каждый месяц пишем диагностические работы по предметам, для того, чтобы отследить динамику каждого ребёнка; проводим родительские собрания, на которых информируем о порядке проведения ГИА и об изменениях этого порядка. Уже стало традицией проводить индивидуальные собеседования с родителями выпускников по определению каждому обучающемуся индивидуальной стратегии подготовки к сдаче экзамена. Результаты такой работы видны из диаграмм:



Диаграмма 3. Процент качества ОГЭ по русскому языку выпускников 9 классов

Диаграмма 4. Процент качества ОГЭ по математике выпускников 9 классов

Диаграмма 5. Средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку выпускников 11 классов.

Диаграмма 6. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике выпускников 11 классов.

Результаты участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Ежегодно школа подводит итоги участия обучающихся в спортивных соревнованиях, в творческих конкурсах в области искусства и в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. За 2015-2016 учебный год значительно пополнилась база данных «Одаренные дети» в разделах «Образование», «Спорт», «Искусство»:

Диаграмма 7. База данных «Одаренные дети».

Самой значимой олимпиадой для всех школьников России является Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), которая проводится в несколько этапов. В 2015 – 2016 учебном году традиционно прошел школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам (русский язык, литература, математика, физика, химия, география, биология, история, обществознание, право, ОБЖ, физическая культура), в том числе для учащихся 4 классов (по русскому языку и математике). По сравнению с 2014-2015 учебным годом увеличилось количество участий в первом (школьном) этапе ВсОШ - 683 участия (344 учащихся). В 2014-2015 учебном году - 605 работ (317 учащихся). Некоторые из них поучаствовали в двух, трех и даже большем количестве олимпиад. Выполнили более 50% заданий – 175 участников олимпиад (25,6%), не справились с заданиями – 83 человека (12%).

Во второй (муниципальный этап) прошли 84 учащихся (в прошлом году - 79 человек). Призерами муниципального этапа ВсОШ стали 9 учащихся, заняв 12 призовых мест. Первых мест нет. Призовые 2 – 3 места заняли 7 учащихся, призеры IV степени – 5 учащихся.

Количество участий школьников в интеллектуальных конкурсах регионального уровня и выше в 2016 – 2017 учебном году составило 1557, что больше по сравнению с 2015 – 2016 учебным годом на 497 участий. Учителями школы впервые организовано участие в таких дистанционных олимпиадах и конкурсах как Всероссийская школьная предметная олимпиада по русскому языку «Паллада», Международная олимпиада «Фоксворда», в Международном интеллектуальном конкурсе «Классики 2015-2016», в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис 2016 - Весенняя сессия».

В рейтинге школ-участников конкурса «Олимпис 2016 - Весенняя сессия» школа заняла 285 место из 5562 школ по количеству полученных дипломов (151 диплом из 189 участий, т.е. 80% победителей и призеров).

Количество участий школьников в интеллектуальных конкурсах регионального уровня и выше в 2015 – 2016 учебном году составило 1557, что больше по сравнению с 2014 – 2015 учебным годом на 497 участий. Учителями школы впервые организовано участие в таких дистанционных олимпиадах и конкурсах как Всероссийская школьная предметная олимпиада по русскому языку «Паллада», Международная олимпиада «Фоксворда», в Международном интеллектуальном конкурсе «Классики 2015-2016», в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис 2016 - Весенняя сессия».

В рейтинге школ-участников конкурса «Олимпис 2016 - Весенняя сессия» школа заняла 285 место из 5562 школ по количеству полученных дипломов (151 диплом из 189 участий, т.е. 80% победителей и призеров).

Увеличение количественного состава участников олимпиад и конкурсов различного уровня произошло из-за целенаправленной работы МО и учителей-предметников именно с группой одарённых детей. Победители олимпиад награждены почётными грамотами на общешкольной линейке. По результатам проведения школьного этапа принимаются следующие решения:

1) Обсудить результаты школьных олимпиад и количество участников на заседаниях МО.

2) Учителям-предметникам рекомендовано:

2.1. проработать материал районных и областных предметных олимпиад последних лет с целью эффективной подготовки учащихся к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников.

2.2. вести целенаправленную работу с группой одарённых детей по подготовке к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников

2.3. активизировать интерес к предмету через внеклассные мероприятия, кружковую деятельность, праздники, осуществлять сопровождение, индивидуальную работу с одаренными детьми, обеспечив выполнение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

2.4. увеличить количество часов на подготовку учащихся к олимпиадам за счет часов индивидуальных и групповых занятий и внеклассной работы.

2)Внутришкольный контроль за методической и инновационной работой школы.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

В 2015-2016 учебном году был проведён педагогический совет на тему «Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний».   Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по про­блеме мотивации учения, педагогический совет вынес следующее решение:

  1. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.

  2. Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации.

  3. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников.

  4. Рассмотреть на заседаниях ШМО учителей-предметников инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения, такие как «технология учебного проектирования», «технология деятельностного метода», «технология портфолио ученика» и т.д.

  5. Мотивировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся через создание медиатеки, предоставления возможности свободного выхода в Интернет.

Учитывая данное решение и с учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2016– 2017 учебном году методическая тема школы звучит так: «Формирование учебной мотивации как показатель качества знаний».

Направления методической работы: повышение качества образования в школе через непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета, освоение инновационных технологий обучения.

Формы методической работы:

  1. работа методического совета школы;

  2. работа методических объединений;

  3. работа педагогов над темами самообразования;

  4. открытые уроки;

  5. обобщение передового педагогического опыта учителей;

  6. внеклассная работа;

  7. аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;

  8. организация и контроль курсовой подготовки учителей.

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала МБОУ является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами системы непрерывного педагогического образования. Для качественной реализации ООП педагоги школы совершенствуют свое профессиональное мастерство через непрерывное повышение квалификации раз в 3 года, участие в профессиональных конкурсах, организацию и проведение мастер-классов, обучающих семинаров, участие в проектах, создание и обобщение методических материалов, участие в работе школьных методических объединений.

Главное требование к педагогу - это осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Ожидаемый результат повышения квалификации  профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС достигнут не в полном объеме. Большинство педагогов школы прошли курсовую подготовку по реализации ФГОС. В 2015-2016 учебном году началось внедрение стандартов основного образования в штатном режиме во всех пятых классах. К данному процессу теоретически готовы 90 % работающих учителей школы, из них в начальной школе обучены в соответствии с ФГОС НОО 100% педагогов, преподающих в этих классах. Общий показатель обученности в соответствии с ФГОС ОО – 87%. Достичь 100% показателя обученности по ФГОС ОО не удается в связи с ежегодным пополнением педагогического коллектива новыми, не обученными кадрами.

В настоящее время по объективным причинам не прошли курсы повышения квалификации по реализации ФГОС 13 педагогов.

Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на основе перспективного плана курсовой подготовки с учётом запросов педагогов, результатов их педагогической деятельности, с учётом целей и задач, стоящих перед образовательной организацией.

Таблица 3. Динамика прохождения курсовой подготовки.

Показатель

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

На курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО ИРОСТ, а также на базе КПК и КГУ и в др. организациях обучалось

27

39

43

54

в том числе прошли обучение по внедрению в учебно-воспитательный процесс ФГОС нового поколения (плановые и целевые)

11

24

21

33

курсы планового повышения квалификации прошли

8

21

13

14

посетили целевые курсы (курсы в рамках модернизации, по договорам с МОУО)

17

14

16

18

посетили целевые курсы по Госзаданию ГлавУО, ДОиН (бесплатно)

2

4

6

16

посетили внебюджетные курсы (закупки, организация летнего отдыха, ОТ и ТБ, ПТМ, ГОиЧС, энергосбережение, и т.д.)

-

-

8

6


3).Работа с педагогическими кадрами.

Качество знаний учащихся, обученность зависят и от уровня профессионализма учителей. Проанализировав данное направление, администрация школы пришла к выводу, что остро встает проблема профессиональной компетентности педагогических кадров.

В связи с эти в межкурсовой период с целью внутриорганизационного обучения персонала школы, как самообучающейся организации, методической службой ОО проводятся тематические педсоветы и методические семинары, тематика которых отражает актуальные проблемы развития образования. В рамках внутриорганизационного обучения с использованием опыта педагогов школы был проведен педагогический совет по теме «Первые шаги реализации ФГОС ООО», на общешкольных методических семинарах и заседаниях ШМО рассматривались следующие вопросы:

  • «Проектирование рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО»

  • «Изучение Профессионального стандарта педагога»

  • «Актуальные педагогические технологии в контексте введения ФГОС нового поколения»;

  • «Современный урок в свете требований ФГОС ООО».

  • «Методико-психологическое сопровождение работы с одарёнными детьми».

  • «Организация работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися».

  • «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога».

Силами творческой группы МО классных руководителей был проведен семинар-практикум «Использование современных воспитательных технологий в деятельности классного руководителя».

Не остается без внимания администрации и такой вопрос, как посещение уроков. Администрация школы посещает уроки, учебные и элективные курсы и занятия в рамках дополнительного образования.

Все посещённые уроки проанализированы администрацией, рекомендации даются каждому учителю. 

Анализ посещения уроков показывает:

  1. учителя на достаточно высоком уровне владеют технологиями личностно-ориентированного обучения;

  2. большинство учителей достаточно опытные, уверенно и профессионально владеют учебным материалом, обеспечивают выполнение стандарта образования по предметам;

  3. на уроках создаётся ситуация успеха, поощряется творчество учащихся.

По итогам посещённых уроков можно сделать следующие выводы:

  1. Педагоги школы предъявляют и стремятся соблюдать единые требования к ученикам на уроках.

  2. Учителя школы владеют методикой проведения традиционного урока, но наблюдается использование разнообразных приемов и методов организации учебной деятельности, а также применение компьютерных технологий, что позволяет сделать урок интересным и познавательным.

  3. Отмечается тенденция того, что часть учителей уделяет достаточно внимания индивидуальной работе со слабоуспевающими детьми на уроке, вовлекая их в работу класса, конкретизируя внимание на ходе изучения учебного материала, учитывая уровень их подготовки при выполнении заданий. При этом уделяется внимание развитию у учащихся монологической речи, умению иллюстрировать ответ своими, самостоятельно подобранными примерами, составлению кратких планов прочитанного без наводящих вопросов со стороны учителя, самостоятельно разобраться в материале, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  4. Учителям-предметникам необходимо использовать на уроках способы и приемы, которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей; с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала, способов его изучения.

2.3 Контрольный эксперимент

Задача контрольного этапа исследования заключается в выявлении изменений в уровне качества образования у школьников второго и третьего уровня обучения.

Для реализации данной цели мною будет проведен повторный мониторинг успеваемости по итогам 2016-2017 учебного года. А именно, в конце мае 2017 года будут проанализированы итоги окончания 2 полугодия 2016-2017 учебного года в сравнении с итогами 1 полугодия 2016-2017 учебного года.

Но уже сейчас, в ходе получения промежуточных данных, следует отметить, что действительно при использовании системы внутришкольного контроля можно получить положительную динамику в управлении качеством образования. После проведенных мероприятий у учащихся повысился уровень усвоения материала, т.е. улучшилось качество образования в образовательном процессе.

Заключение

Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, т.к своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.

Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе отмечается внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования.

Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Целью моей работы было создать систему внутришкольного контроля, как одного из направлений повышения эффективности управления качеством образования. Также необходимо было опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования данной системы контроля.

После проведения опытно-экспериментального исследования я получила результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении мониторинга на констатирующем этапе и положительная динамика результатов мониторинга на промежуточном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость использования системы внутришкольного контроля для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы


  1. Алашеев С, Рафор С. ЕГЭ: технология достижения успеха обучения // Директор школы. 2004. № 6. С.11-21.

  2. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - 1. - С.22-31

  3. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001.359 с

  4. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. - М.: Педагогический поиск, 2007. - 250 с.

  5. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 220 с.

  6. Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля / И.В. Гуревич // Директор школы. - 2006. - № 3. - C.32-35.

  7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2000. - 223 с.

  8. Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 2005. - 120 с.

  9. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. - С.116-144.

  10. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народное образование, №9.2002. С.83-92.

  11. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.15-16

  12. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.

  13. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.


  1. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М/ Сентябрь, 2001.

  2. Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 2008.

  3. Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 2006. - 167 с.

  4. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

  5. Психолого-педагогический словарь. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 196-197.

  6. Розова Н.К. Управление качеством. - «Питер», 2003. – С. 9-10

  7. Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 95 с

  8. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ “Народное образование", 2002. - 172 с.

  9. Системное управление качеством образования в школе» С-Пб.,М, 2000.с.58.

  10. Словарь-справочник «Внутришкольное управление». - М, 2006.

  11. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. М.,2005, с.20.

  12. Студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2001.176 с. (2)

  13. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). - СПб. - М., 2000.

  14. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования. - СПб. - М., 2000.

  15. Татьянченко В.С. Планирование внутришкольного контроля / В.С. Татьянченко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

  16. Талых А. Предмет мониторинга – качество образования.//Директор школы. – 2009. - №3. – С.13.

  17. Третьяков П.И. Шамова Т.И. Управление качеством образования- основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы.//Завуч, №7, 2002. - С. 69.

  18. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. 2004. - № 1. - С.79-82.

  19. Управление качеством образования / Под ред.М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с

  20. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 208.

  21. Учение к обновляющейся школе. Сб. научных трудов/ИОСО РАО/, под ред. Дика Ю.И., Хуторского А.В., М.,2002.

  22. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 2006. - 298 с.

  23. Шишов С.Е.,. Кальней В.А.. Мониторинг качества образования в школе. - М.,2009. - С.78.

  24. Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М.2009. – С.175.







45




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!