СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа "Эстрадный вокал – как средство развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа "Эстрадный вокал – как средство развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности".»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)








ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Эстрадный вокал – как средство развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности







Выполнила студентка группы 42 М Пустовойтова Е.С.

(подпись) (расшифровка подписи)


Руководитель работы Лебедева Н. Б.

(подпись) (расшифровка подписи)


Рецензент: Ломова Л.А.

(подпись) (расшифровка подписи)







Допущена к защите « ____» _______ 2019г.

Заместитель директора по УР____________ __Шульгина Л.А.

(подпись) (ФИО)





Воронеж, 2019





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты влияния эстрадного вокала на развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста……………….7

    1. Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………7

    2. Специфика формирования музыкальных способностей средствами эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста………………..16

Глава II. Практическое исследование по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста средствами эстрадного вокала…..28

    1. Уровень развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования…………………….....28

    2. Результаты проведенной работы по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста………………………….…...31

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников……………………………………….......42





Введение



Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка для ребенка мир радостных переживаний. Дети любят петь. В пении они активно выражают свои чувства, глубже воспринимают музыку. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Издавна, самым массовым и любимым видом искусством было пение.

Певческая культура близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием певческой деятельности развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития музыкальных способностей ребёнка. Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах Зиминой А.Н., Безбородовой Т., Алиевой, Тарасовой. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в любом виде творчества. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность выражать свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

В последнее десятилетие особенно стало популярным эстрадное искусство. Эстрадное пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В отличие от академического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. В связи с этим возникает необходимость появления разнообразных методик, разработок, рекомендаций для преподавателей, занимающихся в этой области.

Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои музыкальные способности.

В педагогической литературе неоднократно подчеркивалось, что работу по музыкально-эстрадному воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе большое значение имеет внеурочная работа с детьми.

Определяющим направлением является организованная образовательная внеурочная деятельность, в процессе которой дети приобретают навыки и умения для публичных выступлений, участия в конкурсах. В традиционной музыкальной педагогике обучение строится на принципах «дидактической направленности», что имеет свои положительные стороны, но вместе с тем ограничивает возможность педагога для развития индивидуального детского творчества. Значительными возможностями для развития музыкальных способностей обладает внеурочная деятельность детей, которая осуществляется в процессе непосредственного общения ребенка, педагога и родителей. В общеобразовательных организациях не в полной мере используется этот потенциал, а ведь именно этот возрастной период развития ребенка обладает самыми большими возможностями для развития музыкальных способностей детей. Немногие дети имеют возможность профессионально заниматься пением вне стен школы. И благодаря внеурочным занятиям каждый ребёнок может раскрыть свой творческий потенциал.

Несмотря на то, что многие проблемы развития музыкальных способностей младших школьников были рассмотрены в методической литературе многими преподавателями - практиками, проблема развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста средствами эстрадного вокала именно во внеурочной деятельности была исследована недостаточно.

Это и ряд других объективных факторов, способствующих возрастанию интереса общества к эстрадному исполнительству детей младшего школьного возраста (телевизионные проекты «Голос – дети», «Ты – супер», и многочисленные вокальные эстрадные конкурсы) позволяют сделать вывод, что заявленная тема дипломной работы «Эстрадный вокал – как средство развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности» весьма актуальна, и необходимость разработки данной темы мы считаем своевременной и отвечающей задачам детской вокальной педагогики.

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с помощью эстрадного вокала во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: условия формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий эстрадным вокалом во внеурочной деятельности

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий эстрадным вокалом во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме ВКР.

  2. Дать психологическую и физиологическую характеристику детей младшего школьного возраста.

  3. Проанализировать возможности влияния эстрадного вокала на развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

  4. Выявить уровень музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий эстрадным вокалом во внеурочной деятельности.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.




Глава I. Теоретические аспекты влияния эстрадного вокала на развитие музыкальных способностей детей младшего школьного

возраста


1.1. Развитие музыкальных способностей у детей младшего

школьного возраста


Младший школьный возраст, возраст от 6-7 до 9-11 лет, называют вершиной детства. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Специфика обучения детей младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего, нужна в детской педагогике. Педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат» [28, с.268]. Определены два правила усвоения знаний. Существует «правило интереса» – чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечения внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю ребенка Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого [7, с.115]. Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка.

Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию.

Известно, что младший школьный возраст - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта [8, с.56].

Младшие школьники не способны долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Поэтому содержание музыкальных занятий должно быть максимально разнообразным. С целью поддержания интереса к занятиям музыкой важно обеспечивать важную смену различных видов музыкальной деятельности. Другой характерной особенностью учащихся младших школьников является необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. В этой связи становится актуальной задача обогащения чувственного опыта ребенка на основе эмоционального переживания содержания музыки. Эмоциональный отклик на музыку побуждает ребенка радоваться и печалиться, мечтать и грустить, то есть испытывать все многообразие чувств, которые ребенок способен пережить в процессе восприятия музыки в силу своих возрастных особенностей. Чувства и настроения, заложенные в музыкальном произведении, обогащают чувственный опыт ребенка. Очень важно учитывать в этом детском возрасте скорость нервных процессов в коре головного мозга. Форсирование темпов музыкального развития школьника может привести к отрицательным последствиям, внести страх и беспокойство в поведение школьника, вызвать нежелание заниматься музыкой. При организации процесса музыкального образования важно учитывать и другую особенность школьников, связанную с неравномерностью темпа становления различных функциональных систем.

Скорость музыкального развития обусловлена многими индивидуально– психологическими факторами. Не все школьники одинаково развиваются при единых требованиях. Одни будут успешны в овладении музыкальной

грамотой, в овладении слуховыми, музыкально-исполнительскими навыками. Для других эти стороны музыкального развития проходят в более медленном темпе. Поэтому очень важно к данной категории школьников применять другие требования, не отталкивая их от занятий музыкой.

Важно увидеть скрытые возможности школьника и более внимательно относиться к тем детям, которые на начальных этапах своего музыкального образования не показывают высоких результатов. Для таких детей необходима специально продуманная в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями методика. При этом важно не заставлять школьника приспосабливаться к педагогическому методу, а стремиться к тому, чтобы выбор метода соответствовал особенностям и способностям самого ребенка.

От переживания – к познанию ­ таков естественный путь в музыке, учитывающий и эмоциональную природу этого вида искусства, и природу самого ребенка, естественную черту к опережению уровня своего развития.

Под музыкальным развитием учащихся понимается развитие музыкальных способностей. Хочется конкретно остановиться на видах и общей характеристике музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений – веселым, радостным настроением, а минор – грустным. В некоторых случаях это бывает именно гак, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).

Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом.

Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты. Для развития ладового чувства можно использовать подвижные сюжетные игры, хороводные игры, которые учат детей прислушиваться к пению друг друга.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо се запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями [24, с.181].

Наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии некоторые дети прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре [6, с.54]. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда ребенку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений,— отмечает Б.М. Теплов,— делает участие двигательных моментов особенно существенным» [25, с.201].

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, — возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в музыкальном движении и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе. Чувство ритма развивается у детей гораздо сложнее, чем звуковысотный слух. Простукивание простого ритмического рисунка, прохлопывание – эти приемы помогают детям развивать чувство ритма и музыкальные способности в целом.

Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [24, с.216-217].

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей [25, с.54]. Музыкальные способности создаются и развиваются в постоянной практической деятельности.

Музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям младшего школьного возраста музыкальных видах деятельности. Музыкальная деятельность детей младшего школьного возраста существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В младшем школьном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако если сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является, лишь его элементами.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы [20, с.44].

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные

способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [25, с.235].

Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной культуре, тем более музыкальными они становятся. Б. М. Теплов дал следующее определение способностей – индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают одного человека от другого.

Сложность представляет формирование музыкально-слуховых представлений, чистое пропевание и умения подбора по слуху на музыкальных инструментах мелодической линии.

Музыкально-ритмическое чувство – способность активно переживать музыку посредством движения, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и умение точно воспроизводить ритмический рисунок. В настоящее время разрабатываются новые подходы к проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Уточнение теоретических аспектов развития музыкальных способностей, возможности и закономерностей их формирования остается актуальной задачей современной педагогики.

Б.М. Теплов выделил общие и специальные музыкальные способности, которые нужны детям для успешного овладения музыкальной деятельностью. К специальным музыкальным способностям он относит абсолютный тембровый, динамический, гармонический слух. К общим моментам музыкальной одаренности он относил силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности человека. Успех процесса развития музыкальных способностей младших школьников на наш взгляд заложен в важной методической установке – в объединении усилий как педагогов, так и родителей, в создании на базе общеобразовательных школ музыкальных кружков и секций.

Именно во внеурочной деятельности дети приобретают навыки и умения для публичных выступлений, участия в конкурсах. Такая тенденция углубляет противоречия между требованием общества к всестороннему развитию личности, ее способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах детской художественно-творческой деятельности и недостаточной возможностью реализовать это в рамках основной образовательной программы.

В настоящее время музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из важных методов воспитания. В связи с этим развитие музыкальных способностей детей, начиная с младшего школьного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания. Наличие музыкальных способностей определяет уровень гармонично развитой личности.

Культурно – досуговая деятельность, которая осуществляется в студиях и кружках при общеобразовательных учреждениях является составной частью системы образования. Дополнительное образование в силу своего содержания является самым широким путем, на наш взгляд, вхождения личности в культуру через творчество, всесторонне развивая музыкальные способности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие музыкальных способностей одна из главных задач музыкального воспитания детей. Это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным, и если не руководить музыкальным развитием ребенка, то многие способности ребенка останутся нереализованными. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию учащихся.





1.2.Специфика формирования музыкальных способностей средствами эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста



Рассмотрев виды музыкальных способностей, которые формируются у детей, начиная с самого раннего школьного возраста, необходимо понять, как эти способности могут развиваться средствами эстрадного вокала, той проблеме, которой посвящена наша выпускная работа.

По определению международной ассоциации эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже - романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день - это простота формы и содержания, доступность понимания массам.

Сегодня на эстраде существует много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, хип-хоп, классический джаз, соул и много-много их разновидностей. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.

Наука о голосе не дает в настоящее время, к сожалению, достаточного материала для построения в полной мере научной методики обучения пению. Поэтому вокальная педагогика базируется до сих пор преимущественно на эмпирически выработанных приемах воспитания голоса. Сложность явлений при певческом звукообразовании и отсутствие в полной мере научнообоснованной методики воспитания вокалиста являются основными причинами большинства встречающихся в вокальной практике ошибок, нередко ведущих к порче, а в худших случаях даже к полному срыву голосов и разнообразным заболеваниям голосового аппарата детей. Здесь, в первую очередь, следует остановиться на ошибках, часто наблюдаемых у начинающих заниматься пением. Голос у них не успел еще сформироваться, его диапазон мал, а самое воспроизведение звуков, особенно в высоком регистре, дается с трудом; представления о правильном певческом звуке, естественно, у них тоже еще нет. Вполне понятно, что в процессе приспособления голоса к исполнению какого-либо произведения ребенок не в состоянии пользоваться правильными движениями гортани, дыхании и артикуляционных мышц. Чтобы при этом преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть звучности голоса, дети часто перегружают голосовой аппарат. В результате они либо срывают голос, либо, в лучшем случае, приобретают ряд вредных навыков, отрицательно отражающихся на качестве голоса. Происходит качание голоса, звук приобретает напряженный, носовой или горловой его характер, гримасы лица при пении, напряженное состояние всего тела, набухание вен на шее, крикливость звука, плохая дикция и т. д. Многие такого рода дефекты являются результатом неправильного пения и нерационального режима голоса в детском возрасте. Вместе с тем, у поющих детей нередко приходится наблюдать те же различные болезненные состояния голосового аппарата, что и у взрослых певцов, начиная от обычного воспаления голосовых связок и до типичных «певческих узелков». Эти заболевания, несомненно, связаны с неправильным пением и нерациональным голосовым режимом. В результате этого, хрупкие детские голоса часто гибнут, не успев расцвести. Между тем, в природе детского голоса уже заложены зачатки того исключительного многообразия тембровых оттенков и индивидуальных особенностей, которыми так богат человеческий вокальный голос. Теперь становится понятным, почему в дальнейшем так часто встречаются голоса, лишенные свежести, имеющие в себе те или иные крепко укоренившиеся дефекты, от которых очень редко удается преподавателям освободить голос, вернуть ему красоту звучания. Из изложенного становится совершенно очевидным, что для нормального развития голоса ребенка необходимо создать здоровый режим работы с детским голосом и подвести под его воспитание прочную научно разработанную вокальную методику. Эта методика непосредственно использована в певческой практике, виды которой очень разнообразны.

Многое из старого, особенно эффективные методы выдающихся педагогов и певцов, актуальны и сегодня. Знакомство с деятельностью педагогов-вокалистов прошлого и настоящего дает нам возможность сравнить методические требования со своими, проследить единство методических требований. О необходимости обучения детей с младшего школьного возраста правильной вокализации говорил еще А. С. Варламов – один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если учить ребенка петь с детства при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах современных исследователей (Е. А. Аркина, В. А. Багадурова, И. И. Левидова), посвященных детскому голосу.

Накопленный педагогами-музыкантами богатый педагогический опыт позволяет создать современные условия для развития способностей детей средствами музыкального искусства, формировать певческий голос детей младшего возраста, раскрывать индивидуальность ребенка, используя новые методы, приемы по воспитанию исполнительской выразительности детей во всех видах музыкальной деятельности.

В последнее десятилетие особенно популярным стало эстрадное искусство. Открываются детские эстрадные студии и кружки на базе общеобразовательных школ. Однако, не так много специалистов в данной области и недостаточно программ по обучению эстрадному вокалу детей младшего школьного возраста. Мало методической литературы по данной теме. В методических пособиях по обучению школьников пению содержатся рекомендации по развитию звуковысотного слуха, а вопросу дыхания не уделяется должного внимания. Однако, следуя методике постановки голоса известно, что «...искусство дыхания – есть искусство пения..» ( Ф. Ламперти) и без правильной организации дыхания процесс обучения значительно тормозится.

Задача педагога научить ребенка правильному вокальному дыханию, и правильному формированию звука.

Конечно, единой методики для всех детей не существует. И справедливо утверждение знаменитого итальянского педагога Генриха Панофки, что «нужно было бы написать столько методик, сколько учеников». И не случайно свою книгу он назвал «Искусство пения», а не «Методика».

Если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, создавая оптимальные условия для развития музыкальных способностей, для проявления инициативы, творчества, артистизма и самостоятельности. Обучение ребенка передаче своего понимания красоты, добра, радости с помощью вокала, пластики, эмоциональной выразительности достаточно удачно происходит во внеурочной деятельности, где удается успешно соединить в единое целое творчество ребенка как вокалиста, танцора, актёра и музыканта. При этом, внеурочные занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, развивая свои коммуникативные навыки.

На занятиях в эстрадных кружках дети учатся правильно петь, красиво танцевать, раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке, в том числе и на сцене. Занятия эстрадным вокалом расширяют его представление о мире, людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации. На развитие ребенка, его музыкально-певческих способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для школьников (исполнителей песен) выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые индивидуальные развивающие упражнения, направленные на решение определенных проблем, преодоление технических трудностей и воплощение творческих задач.

В конце прошлого века в России сложилась ситуация так называемого «детского репертуарного вакуума». Несмотря на то, что среди песен, созданных в России советского периода, осталась значительная часть, которая не потеряла своей актуальности, большая их часть все-таки перестала отвечать веяниям нового времени и не подходила для исполнения. Политика композиторов-песенников свернула в русло идеологии денег. Детская эстрада на время перестала интересовать композиторов, и жанр детской песни почти исчез. Практически исчезли детские программы, новые мультфильмы и художественные фильмы, из которых появлялось большинство столь любимых нами детских песен. В начале нового века ситуация с детским репертуаром постепенно стала улучшаться. Современные дети снова имеют свои песни, своих авторов, своих звезд. Среди многообразия песен, созданных специально для детей, становится все больше чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной взрослой жизни. Сегодня руководители кружков в основном используют песни современных композиторов-песенников, специализирующихся на создании песен для детей. Среди них можно назвать имена А. Варламова, С. Ведерникова, А. Ермолова, А. Иевлева, Т. Морозовой, В. Осошника, А. Пинегина, О. Поляковой, В. Потапова, О. Сачкова, С. Смирновой, В. Цветкова, О. Юдахиной и др. Композиторы, пишущие для детей, чувствуют, что нужно сегодняшним детям, они, с одной стороны, ориентируются на моду, но вместе с тем стараются оказать на них положительное воспитательное воздействие. Помимо этого, у сегодняшних детей большой популярностью пользуются современные обработки песен, проверенных временем, которые по праву могут быть названы «классикой детской песни». Также в репертуаре юных артистов – произведения из репертуара взрослых певцов-музыкантов, близкие по духу детскому творчеству, где они по-своему используют свои различные актерские, певческие приемы.

Невозможно исполнять эстрадную песню и не сопровождать ее движением, мимикой, пластикой. Поэтому у многих преподавателей сложилась система, где на сенсорной основе, на базе единства эмоционального и слухового компонентов, развиваются музыкальные способности: способность переживания, различения, сопоставления и воспроизведения ладовысотных соотношений и музыкального ритма. В процессе этой деятельности создаются маленькие шоу - номера, яркие, непосредственные по исполнению. Это и сольные и ансамблевые сцены под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанные с постановкой концертных эстрадных номеров (т. е. соединение вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики и оформление номера яркими, красочными костюмами). Внешнее оформление номера очень важно. Причем все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность подготовки музыкального эстрадного номера. «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям» [15, с.110]. В каждом ребенке нужно раскрыть артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца.

Несмотря на свой юный возраст, ребята, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к работе, они побуждают детей обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме. Пластика, актерское мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у того, кто хочет связать свою жизнь с искусством или чьи родители мечтают увидеть имя своего ребенка в первых строчках хит-парадов. Самое главное, что дает детям детская эстрада, кроме навыков сцены, – это дисциплина, уважение к своему и чужому времени и труду. Это очень важное качество и в любой работе, и в жизни. Ребенок приобретает музыкальный, сценический опыт, который с радостью представляет для зрителей на концертах.

В школьном кружке вокального пения, как правило, органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

Специфика занятий эстрадным вокалом заключается в следующем: эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяя всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука также необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

В задачи обучения эстрадному вокалу входят: формирование и развитие художественного восприятия музыки, певческих навыков, исполнительских навыков, навыков овладения сценическими приемами, характерных для разных жанров эстрадной музыки, чувство метра и ритма, тембра голоса, бережного отношения к слову, навыков вокального исполнения произведений, навыков работы с фонограммой и микрофоном, навыков сольного исполнения в сопровождении оркестра, фортепиано и других музыкальных инструментов.

В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других – результатом долгого и кропотливого труда.

Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют «белым звуком», «открытым пением», в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

На современной эстраде в основном используется полуприкрытая манера вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится «насыщеннее», красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса. Обучение детей эстрадному пению - это большая работа преподавателя. Его задача добиться более ровного звучания гласных на протяжении всего диапазона, ведь в младшем школьном возрасте диапазон содержит три регистра: головной, смешанный - центральный и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, основную часть диапазона составляет центральный регистр. Начинать развивать голос нужно постепенно, с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса, его основоположником был М.И. Глинка. Такому же принципу построения голоса нужно следовать и преподавателю эстрадного вокала.

Преподавателю не стоит сразу работать над сложным репертуаром, динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат. Сначала необходимо с ребенком выучить мелодию и петь её на любую удобную гласную. Нельзя сразу работать с текстом, поскольку можно не достичь требуемого результата. Вместе с работой над интонацией необходимо разобраться с дыханием. Следует помнить, что дыхание нужно брать как можно чаще, не забывать о фразировке. Детей надо учить, что дыхание надо брать на каждой паузе. В самом начале песни, а также после проигрыша нужно делать носом активный вдох. В оставшихся случаях необходим активный выдох со сменой дыхания. В тексте песни или в нотах дыхание очень удобно обозначать галочками.

В это же время можно начать работать и с текстом. Детям надо предложить прочесть текст несколько раз, и определить какие у кого сложности в дикции. Трудные в дикционном отношении отрывки нужно изолировать от всего текста и заучить как скороговорку. Темп проговаривания можно довести до быстрого. Это обеспечит запас прочности.

После выполнения технической работы можно заняться и творческой работой. Нужно прочесть весь текст как стихи. Они подскажут драматургию песни. Это позволит окрасить песню живыми эмоциями.

После этого можно всё соединить воедино. Главное, чтобы в конечном итоге ни один компонент не пострадал. Этот этап обычно немного дольше всех предшествующих. Песню нужно записать на магнитофон и объективно оценить. Ребенок должен самостоятельно оценивать своё исполнение, анализируя его мельчайшие детали, учиться кропотливо тренировать голос.

В своей выпускной работе мы не можем не затронуть дискуссионного вопроса о различии академического вокала от эстрадного. Если академический вокал прежде всего – это акустическое пение, то эстрада – это пение в микрофон. Следует сказать, что перед академическим и эстрадным вокалом стоят различные задачи. Академический вокал – это абсолютно другой мир, здесь столетиями складывались стандарты и требования, обусловленные историческим развитием вокального искусства, где ценилась чистота и уникальность тембра, способность солиста «пробивать» оркестр. В эстраде же ценится тембр, где может присутствовать сип, гортанность, гнусавость или иное качество голоса, которое в классическом понимании вокала считается недостатком и неприемлемым. Именно поэтому единой эстрадной постановки, как правило, не существует. Но есть общее в требованиях к эстрадному и академическому пению детей, которыми они должны руководствоваться при работе с педагогом: выработка чистоты и четкости интонации, поставленного дыхания, свободы гортани, и др.

Таким образом, вся система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует эстрадную музыку для приобщения детей к музыкальному искусству. Сейчас же все большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение, при этом эстрадное исполнение, к большому сожалению, стремится вытеснить академическое. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растет с каждым годом. Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей своей яркостью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые идеи и мечты. В существующих общеобразовательных учреждениях, кружках эстрадного вокала занятия направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха. На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания. Существует несколько различных форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу. К ним относятся: кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли, вокальные группы, шоу-группы, вокальные эстрадные студии и др. Как правило, в них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу, так и коллективные, ансамблевые занятия. Как правило, программа, по которой ведутся занятия по обучению детей эстрадному вокалу, предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов, если речь идет о студии (вокал, танец, актерское мастерство), или же одного педагога, работающего в тех же направлениях. Что касается личности руководителя вокального эстрадного ансамбля и его взаимодействия с детьми, занимающимися в ансамбле, нужно заметить, что он очень часто является для детей не просто педагогом, обучающим их азам эстрадного пения и поведению на сцене, но и примером для подражания, т.к. сам является исполнителем. Давая ребенку определенную долю самостоятельности во время процесса обучения, педагог позволяет ребенку проявлять инициативу, делая практически незаметной границу между ним и учеником, ощутить отношение партнерства и сотрудничества, повышая тем самым степень доверия к себе, педагогический авторитет, что положительно сказывается на воспитательном процессе. Отношения между ребенком и педагогом и между детьми в коллективе оказывают огромное влияние на их творческое развитие. В центре внимания во время обучения во внеурочной деятельности должна стоять не столько технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, те нравственные изменения, которые возникают в нем. В творческом коллективе должны складываться теплые, дружеские отношения. Дети должны научиться уважать талант друг друга, болеть за коллектив в целом. На развитие ребенка, его творческих и вокальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для юных певцов выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач.

Как уже было сказано выше, эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой пения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения.

Глава II. Практическое исследование по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста средствами

эстрадного вокала



2.1. Уровень развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе



Цель практического исследования – выявить уровень развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий эстрадным вокалом во внеурочной деятельности.

Практическое исследование проводилось на базе вокально-эстрадного кружка в МКОУ Колодежанской ООШ Воронежской области с детьми младшего школьного возраста.

Для практического исследования были задействованы 10 учащихся 1-4 классов с разным уровнем музыкального развития. Исследование проводилось в течение внеурочной деятельности.

Решались следующие задачи:

  1. Выявление уровня развития музыкальных способностей детей в процессе вокально-эстрадной работы.

  2. Наблюдение, сравнение и анализ данных.

На данном этапе исследования были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, диагностика.

Вначале практического исследования проводилось прослушивание учеников 1-4 классов, целью которого было выявление исходных музыкальных способностей детей. После прослушивания была составлена группа, которая в процессе занятий во внеурочной деятельности выполняла определенные задания (дыхательные, игровые упражнения, распевки, музыкальные игры), в результате которых был выявлен уровень музыкального развития и способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Была проведена диагностика музыкальных способностей каждого ребенка и уровень вокально-певческой подготовки.

Качественная и количественная обработка результатов практического исследования проводилась в соответствии с критериями сформированности музыкальных способностей. Критерии и показатели сформированности музыкальных способностей представлены в таблице №1.


Таблица № 1. «Диагностика музыкальных способностей от 20 апреля (количественная обработка)»

Уровень музыкальных способностей

Показатели

Низкий

Средний

Высокий

Эмоциональная отзывчивость

55%

45%

Чувство ритма

80%

20%

Музыкально-слуховые представления

60%

40%


Критерии и оценки выражены в баллах:

Низкий уровень (от 1 до 3 баллов) – учащийся не воспринимает музыку, слабо проявляется эмоциональный отклик на музыку. Ему сложно представить музыкальный образ. Не всегда внимательно слушает музыку, отвлекается. При слушании музыки ученик невнимателен. С трудом, только с помощью учителя подбирает слова для описания настроения музыки. Отсутствует ритмическое мышление. Учащийся не может точно повторить ритмический рисунок.

Средний уровень (от 4 до 6) – учащийся воспринимает музыку, но не всегда проявляет эмоциональный отклик на нее. Дослушивает произведение до конца. Иногда допускает ошибки в определении динамики звучания музыки. Подбирает правильные слова в определении настроения музыки. Иногда ошибается в определении ритмического рисунка.

Высокий уровень (от 7 до 10) – учащийся с интересом воспринимает музыку. Представляет и описывает музыкальный образ. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет: динамику музыки (громко, тихо, постепенно усиливая, постепенно затихая) и ее настроение (веселое, печальное и т.д). Повторяет с точностью ритмический рисунок. Учащиеся поют естественно высоким, светлым звуком без крика и напряжений. Успешно демонстрируют комплекс музыкальных способностей, реагируют на ритмические изменения в музыке.

Анализ полученных в ходе наблюдений данных позволили выделить следующие показатели музыкальных способностей детей. Выявлено, что большее количество детей имеет низкий балл оценки музыкальных способностей: 55% учащихся демонстрируют низкий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку; у 80% – плохое чувство ритма; у 60% недостаточно сформированы музыкально-слуховые представления.

Таким образом, уровень развития музыкальных способностей детей представляется недостаточным. Учащиеся 1-4 классов не в полной мере могут охарактеризовать настроение музыки, слабо интонируют, не могут повторить точно ритмический рисунок, плохо представляют характер музыки, нет навыка точного воспроизведения с голоса учителя или со звука инструмента музыкальной мелодии, плохо запоминают мелодию, нет своего отношения к образу, содержащемуся в предлагаемой учителем песни.

Результаты на начальном этапе практического исследования показали необходимость дельнейшей работы по формированию у школьников музыкальных способностей в процессе обучения навыкам эстрадного вокала во внеурочной деятельности (кружок эстрадного пения).



2.2. Результаты проведенной работы по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста



На основании данных начального этапа практического исследования можно предположить, что развивая у школьников в процессе занятий эстрадным вокалом такие показатели как: эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, мы можем добиться улучшения музыкальных способностей у школьников в целом.

Исходя из полученных результатов начального этапа практического исследования, мы сформулировали цель: развить музыкальные способности у младших школьников в процессе занятия эстрадным вокалом в условиях эстрадного кружка.

Выявлялся уровень развития музыкальных способностей младших школьников с 20 апреля по 17 мая на внеурочных занятиях по эстрадному вокалу у 10 школьников 1-4 классов.

Выявлению уровня развития музыкальных способностей предшествовала разработка метода музыкально-педагогического анализа. Он основывался на двух основных заданиях для детей:

  1. Выполнить ряд несложных упражнений по формированию правильной певческой установки, упражнений по отработке элементарных навыков дыхания, звукоизвлечения.

  2. Разучить и исполнить одну несложную детскую эстрадную песню под фонограмму ( – ).

Практическое исследование проводилось на той же группе, что и на начальном этапе.

Учащимся предлагалось выполнение несложных упражнений по формированию правильной певческой установки, упражнений по отработке элементарных навыков дыхания: анализ вдоха (естественность, глубина), выяснение значения правильного дыхания, тренировка вдоха по руке учителя (бесшумного, глубокого, короткого и т.д.), тренировка ровного, без толчков, равномерного выдоха, тренировка задержки звука на дыхании, тренировка полученных навыков дыхания в процессе пения одного звука, тренировка смены дыхания «внутри» певческого упражнения.

Также дети выполняли упражнения по постановке и развитию голоса: на свободу и раскрепощение нижней челюсти, пение с поднятием мягкого нёба (купол), упражнение по выравниванию гласных. Проводилась работа по воспитанию вокального слуха у учащихся, организованности внимания, по координации вокального слуха и работы голосовых складок, укрепление певческого дыхания, пение на «опоре». Осуществлялся постепенный переход на пение с текстом. Составлен примерный репертуарный список:

«Колыбельная» (муз. Г. Гладков, сл. Ю. Ким),

«Антошка» (муз. В.Шаинский, сл. Ю.Энтин),

«Песня друзей» (муз.Г..Гладков, сл. Ю.Энтин),

«Когда мои друзья со мной» (муз. В.Шаинский, сл. М.Пляцковский),

«Лягушка» (аранжировка И.Теньков),

«Шалунишки» (cл. и муз. Жанна Колмагорова),

«Четыре таракана и сверчок» итальянская народная песня,

«Люси» ( О.Газманов),

«Песенка-чудесенка» (муз М. Протасов, сл.А. Кондратьев),

«Песенка Синеглазки» (муз. Минков, сл. Ю. Энтин),

«Любитель - рыболов» (сл. А. Барто, муз. М. Старокадонский),

«Мистер Жук» (муз. Д. Гладков).

В дальнейшем, на протяжении исследования дети занимались разучиванием предложенных им песен, работали над расширением динамических возможностей голоса в пении, расширением диапазона голоса под контролем педагога, занимались упражнениями по развитию подвижности голоса, пением музыкальных попевок «разной краской» в зависимости от задуманного исполнительского плана. Дети имели возможность получить первые навыки пения в микрофон.

В ходе этого выявились проблемы работы с так называемыми «гудошниками», к сожалению, оказавшимися частью контингента исследуемой группы. Основным направлением работы с ними было: научить их себя слушать, не переходя в пении на крик, не петь говорком, научить пользоваться не только грудной манерой звукообразования, научить их воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые учителем звуки, отработать отдельные певческие интонации и модели, мотивы и звукосочетания, расширить диапазон голосов учащихся, привить простейшие певческие навыки. Здесь особенно важен был индивидуальный подход к каждому ученику, и выяснение причин, что мешает ему верно петь:

– стеснительность (в основном у мальчиков);

– общая вялость, апатичность ребенка;

– или, наоборот, чрезмерная активность, от которой происходит напряжение лица, артикуляционного аппарата всего корпуса;

– наконец различные заболевания: болезнь связок, горла, простуда.

Будучи крайне восприимчивы и склонны к подражанию, дети демонстрировали заимствованную у взрослых манеру пения, причем встречающиеся трудности преодолевались ими в большинстве случаев путем вредных напряжений голосового аппарата или его отдельных частей. Дети старались петь как можно более громко, чем это по силам их хрупкому голосовому аппарату. В результате крикливого пения, исполнения непосильных вещей, а также «взрослой манеры» пения, в звучании детского голоса слышались чуждые детской природе элементы. Таким образом, они бы приобретали ряд дурных вокальных навыков, портящих истинную природу голоса ребенка, его, так сказать, первичную основу. Поэтому задачей педагога была работа по освобождению голоса от вредных наносов и наслоений. Такой дефект, как пение в нос, происходит от опускания небной занавески, она перекрывает доступ звука в полость рта, звучащая струя воздуха направляется в нос.

Пение в нос – «гнусавость» недопустимо. Поэтому приходилось учить детей формировать звук близко к зубам, одновременно поднимая купол, т.е. мягкое нёбо. Требовалось от детей свобода нижней челюсти, она должна опускаться мягко, точно формируя гласные, как они есть. А, О, У, И, Ы, Э, Е, а не иначе. Требовалось, что все буквы-звуки должны быть произнесены на уровне зубов. Объяснялось детям, что зубы как клавиши у рояля. «Какие бы звуки пианист не извлекал, руки его всегда на одном уровне - на уровне клавиатуры».

Занятия начинались с упражнения с закрытым ртом или как еще называют «мычанием» на букву М и Н. Медленно, на одном звуке, потом 2-3 звука. Это упражнение развивало у детей подвижность мягкого неба, активизировало небную занавеску, которую нужно поднимать на высоких нотах. Это упражнение дает ощущение головного тона.

С самого начала с детьми велась работа по улучшению дикции в пении, улучшалось качество произношения не только гласных и согласных, заставляя активно работать мышцы артикуляционного аппарата.

Для этого давались упражнения – скороговорки и упражнения на гласную «А», которая считается в пении наиболее трудной. В упражнениях она произносилась вмести с согласными М, Н, Л. Некоторым детям с вялой артикуляцией давалась согласная «Р», которая активизирует главную артикуляционную мышцу–язык.

Верхние ноты у большинства детей вызывали большие трудности, им рекомендован приём пение на улыбке, при этом не нужно петь громко и делать большой вдох. У некоторых детей это вызывало желание гримасничать. Что сразу прекращалось, т.к. активная работа артикуляционного аппарата не должна перерастать в клоунаду, когда мышцы лица задействуют преувеличенно. Требовалось всё делать мягко и эластично. В итоге дети выполняя упражнения не делали резких движений нижней челюсти, сохраняя стабильное положение гортани. При работе использовались образные выражения, помогающие получить нужный эффект: «Звук чуть ярче», «чуть более вперед», «более округло», «более компактно». Главное требование к детям, избегать крика, крик – враг пения. При постоянном увеличении громкости голоса голос садится. Поэтому осуществлялся контроль за звучностью детей. Также останавливалось фальшивое пение детей, и велась работа по исправлению этого недостатка. Пропевание песен на удобную гласную, без словесного текста. В процессе работы встречался недостаток неправильного пения у детей «пение в себя», т. е. чрезмерно заглубляли звук, загоняли его в затылок, а между тем главной задачей вынести звук вперед, как бы озвучивая пространство учебного помещения, для этого применялись образные выражения: «Поближе к зубам звук, пойте на улыбке, отпусти звук лететь, прицелься в дальний ряд зала». В процессе изучения произведений учащимися, был важен правильный исполнительский показ учителя, чтобы заинтересовать детей, повысить у них мотивацию к выступлению. В процессе занятий мы наблюдали двигательную активность детей, которая помогала их общению с музыкой и друг с другом.

Диагностические методы и параметры оценки уровня музыкальных способностей в результате проведения практического исследования были такими же, как и на начальном этапе.

Результаты представлены в таблице №2.

Таблица №2. «Диагностика музыкальных способностей»

Уровень музыкальных способностей

Показатели

Низкий

Средний

Высокий

Эмоциональная отзывчивость

20%

70%

10%

Чувство ритма

40%

50%

10%

Музыкально-слуховые представления

40%

50%

10%



Группа детей, занимающихся в эстрадном кружке, и участвующих в практическом исследовании, показала улучшение результатов по всем исследуемым параметрам. Особенно порадовало повышение общего уровня эмоциональной отзывчивости. Такие результаты получены благодаря сочетанию в учебно-воспитательном процессе уроков музыки и участию детей во внеурочной деятельности, а также благодаря следованию методики индивидуального обучения эстрадному вокалу.

Таким образом, практическое исследование значительно повысило уровень сформированности музыкальных способностей, и общего развития музыкальности, так необходимых на уроках музыки.

Мы провели сравнительный анализ уровня сформированности музыкальных способностей до начала исследования и по его завершению.

Сравнивая результаты, мы отметили положительную динамику в развитии всех компонентов общей музыкальности детей и уровня их музыкальных способностей. Также отмечалось повышение таких показателей, как увлеченность детей выполнением предлагаемых учителем упражнений, пением под фонограмму с микрофоном, проявление инициативы и сотрудничества между ними, побуждение детей к самостоятельности, согласованность и выразительность движений под музыку, умение создать конкретный интересный сценический образ.

Таблица №3. «Сравнительная таблица проведенного исследования»

Показатели

Констатирующий

Формирующий

Динамика

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Эмоциональная отзывчивость

55%

45%

20%

70%

10%

35%

25%

10%

Чувство ритма

80%

20%

40%

50%

10%

40%

30%

10%

Музыкально-слуховые представления

60%

40%

40%

50%

10%

20%

10%

10%

Таким образом, результаты практического исследования показали, что при систематических индивидуальных занятиях с детьми средствами эстрадного вокала в условиях кружковой работы можно добиться хороших результатов по формированию музыкальных способностей младших школьников.

Выводы по II главе:

На занятиях дети с удовольствием выполняли упражнения и разучивали, а затем исполняли песни в эстрадной манере.

Получив знания и навыки, дети будут в дальнейшем иметь возможность реализовать свои умения в концертной, конкурсной деятельности. Опыт, полученный на занятиях эстрадным вокалом (правильно передавать эмоциональное состояние при исполнении произведения, ознакомление и практическое обучение элементарным эстрадным приёмам, формирование вокально-слуховой, двигательно - ритмической координации, обучение практическим навыкам выразительного и осознанного исполнения). Будет востребован в социальной жизни, и поможет чувствовать им себя комфортно в любой социальной среде, а также может повлиять в дальнейшем на выбор профессии. Это позволяет приобщить подрастающее поколение к творческой деятельности, получить учащимися дополнительного образования в области искусства, что безусловно расширяет кругозор детей, эстетически развивает их, будит инициативу и стремление к самосовершенствованию.






Заключение


Музыкальные способности, являясь индивидуально-психологическими особенностями личности, требуют развития всех составляющих компонентов: музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости, образного и логического мышления, способности к сотворчеству в индивидуальной педагогической работе, которая может быть осуществима не только на уроках музыки в школе, но и во внеурочной деятельности.

В основе организации внеурочной музыкальной деятельности детей должно быть сочетание обучения и творчества. Особое внимание следует уделять формированию эстетического воспитания, приобщение их к общей человеческой культуре. В основе воспитания музыкальных способностей средствами эстрадного вокала, который помогает развить певческий голос, музыкально - вокальный слух, чувство ритма, музыкальную память, уровень общего развития лежат следующие положения:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

2. Практическая направленность обучения;

3.Занимательность, наглядность;

4. Художественно-исполнительская деятельность;

5. Последовательность усложнения учебного материала;

Важнейшими действиями преподавателя на пути правильного развития музыкальных способностей на занятиях эстрадным вокалом:

1. выбор упражнений и репертуара в полной мере доступного детской психике, тесситуре и техническим возможностям ребенка;

2. применения специальных упражнений для голоса, цель которых улучшение всех параметров музыкальных способностей;

3. системность, последовательность в работе;

4. поддержание естественного звучания детского голоса.

Приёмы и объяснения преподавателя при обучении детей пению должны быть очень простыми, сформулированными понятным для детей языком. Большую помощь здесь окажут наглядный и игровой методы. Эти методы ещё важны в психологическом плане, т.к. помогают не уставать, переключаться на разные виды деятельности.

Главной целью музыкального обучения школьников является формирование музыкальной культуры. Музыкальная культура связана с развитием у них конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков. Поэтому столь необходимо развитие у младших школьников музыкальных способностей в комплексе.

Наблюдение за детьми в процессе занятий эстрадным вокалом позволяло сделать следующие выводы:

– комплекс музыкальности представляет собой многоуровневую систему общих и специальных способностей;

– в использовании в работе над эстрадным репертуаром необходимо создать атмосферу творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

– учитывать индивидуальные особенности детей.

Уровень общей и музыкальной культуры учителя должен быть высоким: эрудиция по вопросам искусства в целом, музыкальный кругозор, художественно-исполнительское мастерство учителя, речевая культура.

Анализ методической литературы и сама исследовательская деятельность в процессе подготовки дипломной работы позволяют констатировать, что результаты исследования формирования и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с помощью эстрадного вокала будет проходить более эффективно при реализации следующих условий:

  1. Подбор разнообразного эстрадного репертуара для детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей и обеспечение щадящего режима занятий во внеурочной педагогической деятельности.

  2. Владение учителем методами и приемами развития навыков эстрадного вокала у детей младшего школьного возраста.

  3. Систематичная работа учителя по формированию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста средствами эстрадного вокала.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что при активном индивидуальном развитии детей средствами эстрадного вокала можно добиться больших результатов в развитии музыкальных способностей младших школьников, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование сформированности музыкальных способностей младших школьников. Исследование включало два этапа опытно-экспериментальной работы – констатирующий и формирующий. Первый этап был направлен на диагностику музыкальных способностей школьников, второй – на проверку влияния приемов и методов эстрадного вокала на уровень их музыкальных способностей в процессе индивидуальной внеурочной деятельности.

В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель, решены задачи исследования.



Список использованных источников



  1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. – Воронеж: НПО МОДЕК, 1998. – 352с.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта / Ю. Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336с.

  3. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи / Е. И. Алмазов. – М., 1963. – 18с.

  4. Апраксина, О. Л. Методика музыкального воспитания в школе / О. Л. Апраксина. – М.: Просвещение, 1985. – 224с.

  5. Вендрова, Н. Воспитание музыкой / Н. Вендрова. – М.: Просвещение, 1991. – 248с.

  6. Волкова, М. Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха / М. Г. Волкова. – М.: НИИВШ, 1989. – 120с.

  7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Искусство, 1968. – 240с.

  8. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2004. – 512с.

  9. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М., 1993. – 193с.

  10. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС – Пресс, 2003. – 264с.

  11. Дмитриев, Л. Д. Вопросы вокальной педагогики. Сборник статей. Вып. 1 / Л. Дмитриев. – М.: Музгиз, 1962. – 147с.

  12. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 304с.

  13. Иванов, А. П. Об искусстве пения / А. П. Иванов. — М.: Профиздат, 1963. – 104с.

  14. Кадцын, Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Л. М. Кадцын. – Екатеринбург.: Учебное пособие, 2006. – 10с.

  15. Кузнецов, В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России / В. Г. Кузнецов. – М.: Монография, 2005. – 122с.

  16. Кузнецов, В. Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями / В. Г. Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1986. – 148с.

  17. Левидов, И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии / И. И. Левидов. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 268с.

  18. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина. – М.: Просвещение, 1976. – 208с.

  19. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина. – М.: Музыка, 1967. – 88с.

  20. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – М.: Академия развития, 1997. – 240с.

  21. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е. М. Пекерская. – М.: Просвещение, 1996. – 102с.

  22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.

  23. Семячкина, Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности / Г. А. Семячкина. – Якутск, 2009. – 23с.

  24. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Школьная пресса, 2003. – 192с.

  25. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) / Б. М. Теплов. – М., 2002. – 349с.

  26. Ульева, И. Если вы любите петь / И. Ульева. – М.: Просвещение, 2010. – 107с.

  27. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Д. Б. Эльконин. – М-В.: Институт практической психологии, 1997. – 416с.

  28. Юдовина - Гальперина, Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог / Т. Б.Юдовина - Гальперина. – СПб.: Изд-во «Союз художников», 2002. – 641с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!