СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика формирования у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УМК ИСТОРИИ РОССИИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.В. ТОРКУНОВА 8 КЛАСС)

Просмотр содержимого документа
«Динамика формирования у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности»

В.И. Головачева


ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УМК ИСТОРИИ РОССИИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.В. ТОРКУНОВА 8 КЛАСС)


Программа формирования у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности основывается на нескольких идеях.

Ученые утверждают, что самостоятельная работа подростков с первоисточниками будет более успешной, если в ее основе будет лежать конкретная программа действий обучающегося, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовки обучающегося к работе с текстами.

Примерами такой работы стали социологические исследования 32 обучающихся восьмых классов на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Дмитриева» Курской области в период сентября 2019 г.– май 2020 г. Данные исследования проводились в рамках написания магистерской диссертации.

После завершения итогового этапа эксперимента были проведены контрольные диагностические работы для определения динамики формирования у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками в экспериментальной и контрольной группах. Представим анализ результативности формирования у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Для характеристики уровней сформированности у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками использовались показатели, разработанные Л.Г. Смышляевой в работе К.Д. Ломовцевой: низкий уровень, который показывает сложности в проведении исследований; средний уровень – показывает фрагментарное или случайное получение результатов в исследовательской деятельности и высокий, который показывает стабильные и постоянные результаты в исследовании [6, с. 51].

Определение исходного уровня сформированности у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности дает возможность получить данные о сложностях освоения самостоятельной работы с первоисточниками.

Рассмотрим приобретение компетенций самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности обучающихся по отдельности.

Анализ сформированности мотивационно-целевой компетенции проводился с помощью методики диагностики учебной мотивации школьников Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, М.Г. Мануйлова [7].

Данные свидетельствуют о том, что исходное состояние сформированности у подростков уровней мотивационно-целевой компетенции самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности ЭГ и КГ в основном представлено средним и низким уровнем. По результатам формирующего этапа эксперимента значительное увеличение наблюдается у экспериментальной группы, количество обучающихся с высоким уровнем возросло по сравнению с началом эксперимента. Количество обучающихся со средним уровнем в ЭГ и КГ уменьшилось.

Уровень сформированности компетенции организации и проведения самостоятельной работы с первоисточниками диагностировался с помощью результатов заданий по самостоятельной работе с первоисточниками по составленной нами рабочей программе. Пример задания из рабочей программы можно увидеть ниже.

Пример урока №4.

Документ: Записи о раздаче в Санкт-Петербурге офицерам и рядовым гвардейских полков денег на именины за их участие в дворцовом перевороте в пользу цесаревны Елизаветы Петровны. 8, 21 декабря 1741 г.

«Ведомость, сколько по имянным Ея императорского величества указом, подписанным собственною Ея императорского величества рукою имелось из соляной суммы в разные места в отпуску к разным людям в выдаче денег с декабря прошлого 1741 по нынешней 1743 год в Санкт-Петербурхе из Соляного комиссарства, а в Москве из Соляной канторы.

Декабря 8 […] в полки лейб-гвардии на раздачю имянинникам гранодерам, мушкетерам и пртчим чинам в Преображенской, Семеновской, Измайловской и Конной; всего на 8517 человек на каждого по 3 рубли. Итого 25551. И впредь оную суммы выдавать повсягодно, щитая декабря с 15 числа.

Декабря 21. В 4 полка дейб-гвардии и в два пехотныя на роздачю штап, обер и ундер офицером, капралом и рядовым каждому на треть года жалованья не в зачет 72178 р. 17 к.

В 4 ж полка лейб-гвардии на 8517 человек в прибавок к имянинным дачам по 1 руб. на каждого человека за крестины детей их, и впредь оную сумму выдавать повсягодно; 8517 руб.».

Задание к документу по системе кейс-стади:

1.  Определите проблему.

2.  Какие теоретические знания можно применить в данной ситуации?

3. Проанализируйте данный кейс.

4. На основе анализа данной информации, перечислите, что предлагалось за участие в дворцовом перевороте за Елизавету Петровну?

5. Предположите, почему Елизавета Петровна выбрала данную тактику?

6. Как бы вы поступили на месте Елизаветы Петровны? (аргументируйте свой ответ)

7. Как бы вы поступили на месте офицеров и рядовых гвардейских полков? (аргументируйте свой ответ)

8. Предложите свои варианты решения кейса.

Анализируя данные, полученные в ходе проведенной диагностики, приходим к выводу, что большинство обучающихся в начале эксперимента обладали низким и среднем уровнями, т.е. у них преобладал репродуктивный тип самостоятельной работы. В группе «Компетенции организации и проведения самостоятельной работы с первоисточниками» обучающиеся испытывают определенные трудности в проведении анализа и синтеза, в осуществлении различных этапов работы с первоисточниками, а так же на низком уровне находится умение критически мыслить и способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения (Гибкость мышления).

Следует отметить, что в группе компетенций «Компетенции организации и проведения самостоятельной работы с первоисточниками» отмечается наибольшее число ( 90% в обеих группах) обучающихся со средним и низким уровнем компетенции.

Такие приемы деятельности как: анализ и синтез представленной информации; использование методологических понятий и принципов; использование памяток в работе с первоисточниками; применение различных приемов и методов самостоятельной работы; гибкость и критичность мышления, в начале эксперимента оценены низкими баллами, которые к концу эксперимента существенно повысились.

Компетенции самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления) определялись по методике определения уровня самооценки с помощью процедуры тестирования, предложенной Н.Г. Казанцевой [5]. Анализ данных показывает, что в ЭГ произошло увеличение высокого уровня и уменьшение среднего, низкого уровня не наблюдается. В КГ наблюдается увеличение высокого уровня и уменьшение среднего и низкого уровней. Это говорит о том, что при формировании данной компетенции обучающиеся ЭГ и КГ стали более объективно оценивать свои способности, проводить рефлексию собственных действий, работать концентрированно и дисциплинированно, продуктивно управлять своим временем.

Компетенции самостоятельной работы с первоисточниками определялись по критериям балльно-рейтинговой карты оценивания проектной работы, предложенной И.Д. Чечель [8, с. 5-6]. Анализ данных показывает, что в ЭГ произошло увеличение высокого уровня и уменьшение среднего уровня. В КГ изменений не наблюдается. Это говорит о том, что при формировании данной компетенции обучающиеся ЭГ стали более квалифицированными, они овладели методами проведения самостоятельной работы с первоисточниками, обладали информационными технологиями и т.п.

Экспериментальная группа обучалась по созданным педагогическим условиям, способствующим формированию у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности, контрольная группа обучалась по традиционной форме, соответствующей учебному плану общеобразовательной организации.

Обобщив данные мы получаем следующие результаты (см. Таблицу 1). Наглядно динамика сформированности навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности в ЭК и КГ представлена на Рисунке 1.


Группа

Время эксперимента

Уровни сформированности навыков самостоятельной работы с первоисточниками

Кол-во участников

высокий

Средний

низкий

ЭГ

начало

40,55%

40,37%

15,5%

19

конец

79,47%

16,72%

3,95%

19

КГ

начало

39,22%

39,74%

21,24%

13

конец

47,31%

35,37%

16,46%

13

Таблица 1. Динамика сформированности навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности




Рисунок 1. Динамика сформированности навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности.


По данным таблиц видно, что обучающиеся ЭГ и КГ овладели навыками самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Анализ проведенного исследования позволил сделать некоторые выводы:

- практически все негативные восприятия урока были связаны с причинами личностного характера: тревога, страх, скука, непонимание материала, пассивность;

- разнообразные формы работы, особенно нетрадиционные уроки, повышают интересы к предмету, вызывают рост активности обучающихся на уроке;

- применение дифференцированных заданий позволило создать для большинства обучающихся комфортную обстановку на уроке.

Важной задачей нашей работы было формирование навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности. Обучающиеся составляли картотеки книг по темам, учились давать историографические справки к изученному материалу. Так же главным было не только выполнить свою работу, но и суметь представить ее на обсуждение своим одноклассникам. На этом этапе работы обучающимся требовался весь арсенал знаний, умений и навыков. Большинство учеников успешно справились с этой задачей. Но помимо успехов обучающихся были обнаружены и некоторые проблемы:

- не всегда создаются комфортные условия для работы каждого обучающегося на уроке;

- не все обучающиеся могут выразить свою индивидуальность;

- недостаточно высокая мотивация к обучению обучающихся.

В связи с этим мы предлагаем использовать следующие рекомендации при формировании навыков самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности:

  1. Четко сформулировать цель предстоящей деятельности.

  2. Продумать почему вы будете это делать и для чего это нужно.

  3. Оценить и проанализировать возможные пути достижения цели.

  4. Выбрать оптимальный вариант, взвесив все условия.

  5. Наметить промежуточные этапы предстоящей деятельности.

  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя, корректируйте работу с учетом получаемых результатов.

  7. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с целью, учтите сделанные ошибки.

Полученные результаты показывают необходимость использования методов и приемов самостоятельной работы с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности, формирования у подростков навыков самостоятельной работы с первоисточниками. Эти данные выступают основанием для системной целенаправленной работы с обучающимися восьмых классов общеобразовательной организации.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать вывод о совершенствовании навыков самостоятельной работы с первоисточниками. Однако на данном этапе работы следует отметить и слабые стороны в совершенствовании навыков обучающихся. Сложным у обучающихся остается совершенствование навыков устной речи. К сожалению, часто результаты письменных работ превышают результаты устных ответов, обучающимся трудно сделать переход от внутренних мыслей к устной речи. Наблюдения показали, что это связано со сложностями личностного характера конкретного ученика. Таким образом, создав комфортные условия на уроке, применив нетрадиционные технологии обучения можно помочь обучающемуся преодолеть все страхи в работе с первоисточниками на уроках истории и во внеурочной деятельности.



Список литературы

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 176 с.

  2. Вяземский Е.Е., и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. — М.: Владос, 2001. 160 с.

  3. Гайсенок Л.К. Самостоятельная работа на уроках истории // Преподавание истории в школе, 2000. №9. С.42-45

  4. Глазырина Т.Н. Методика преподавания истории: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-21 03 01 «История» / Т. Н. Глазырина. – Новополоцк: ПГУ, 2011. 356с.

  5. Изучение общей самооценки с помощью опросника г.Н.Казанцевой [Электронный ресурс] // URL: https://tahobaza.ru/metodika-kazancevoi-izuchenie-obshchei-samoocenki-s-pomoshchyu/ (дата обращения: 19.09.2020)

  6. Ломовцева К.Д. Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в 7 классе на основе ФГОС. Екатеринбург, 2018. 115с.

  7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс] // URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/mladshie-shkolniki/prochee/163-metodiki-diagnostiki-uchebnoj-motivatsii-shkolnikov (дата обращения: 19.09.2020)

  8. Чечель, И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И. Чечель // Директор школы. 2008. №4. С. 3-10.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!