СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

обучающие:

    • сформировать представление о назначении и возможностях среды табличного процессора;
    • сформировать знания об основных объектах табличного документа (столбец, строка, ячейка, диапазон (блок) ячеек);
    • познакомить с интерфейсом среды электронной таблицы Microsoft Excel;
    • рассмотреть характеристику объектов электронной таблицы Microsoft Excel;
    • рассмотреть характеристику основных типов данных электронной таблицы Microsoft Excel;
    • научить технологическим приемам ввода  данных и работы с объектами электронной таблицы Microsoft Excel;
    • сформировать понимание формулы, объяснить правила записи формулы;
    • сформировать понятие ссылки, назначение относительных и абсолютных ссылок;
    • объяснить правила изменения ссылок в формулах при копировании;
    • закрепить знания технологии использования формул в электронной таблице Microsoft Excel;

развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания обучающихся;
    • развитие навыков практической деятельности;
    • развитие коммуникационной компетентности у обучающихся;
    • развитие способности логически рассуждать, делать  выводы;
    • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
    • развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

воспитывающие:

    • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
    • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты»

УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ НА ТЕМУ:

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.

Преподаватель: Черёмина Л.Ю.

Цели:

обучающие:

    • сформировать представление о назначении и возможностях среды табличного процессора;

    • сформировать знания об основных объектах табличного документа (столбец, строка, ячейка, диапазон (блок) ячеек);

    • познакомить с интерфейсом среды электронной таблицы Microsoft Excel;

    • рассмотреть характеристику объектов электронной таблицы Microsoft Excel;

    • рассмотреть характеристику основных типов данных электронной таблицы Microsoft Excel;

    • научить технологическим приемам ввода данных и работы с объектами электронной таблицы Microsoft Excel;

    • сформировать понимание формулы, объяснить правила записи формулы;

    • сформировать понятие ссылки, назначение относительных и абсолютных ссылок;

    • объяснить правила изменения ссылок в формулах при копировании;

    • закрепить знания технологии использования формул в электронной таблице Microsoft Excel;

развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания обучающихся;

    • развитие навыков практической деятельности;

    • развитие коммуникационной компетентности у обучающихся;

    • развитие способности логически рассуждать, делать выводы;

    • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

    • развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

воспитывающие:

    • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;

    • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: сообщение и закрепление новых знаний.

Метод урока: объяснительно-демонстрационный

Оснащение урока: программа Microsoft Excel, компьютерная презентация «Динамические таблицы как информационные объекты», дидактический раздаточный материал, мультимедийный проектор.


Список литературы.

  1. Н.В. Макарова ИНФОРМАТИКА 7 - 9 Санкт -   Петербург 2005

  2. Л.А. Залогова и др. под редакцией И.Г. Семакина: том 2 БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  3. А.Х. Шелепаева Поурочные разработки по информатике 8 - 9 классы. Москва “ВАКО” 2005

  4. ИНФОРМАТИКА. Еженедельная газета Издательского дома “ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ” №22, №24 2002г.

  5. Журин А.А. EXCEL 2000 Краткие инструкции для новичков. Москва. АКВАРИУМ, 2004






СТРУКТУРА УРОКА


  1. Организационный момент. (проверка наличия обучающихся, их готовности к уроку)

  2. Воспроизведение основных положений изученного материала на предыдущем уроке и домашнего задания.

  3. Изложение нового материала.

План

  1. Табличный процессор: назначение, возможности. Объекты табличного документа.

  2. Принципы работы электронных таблиц.

а) Интерфейс электронной таблицы Microsoft Excel

б) Характеристика объектов электронной таблицы

в) Характеристика основных типов данных электронной таблицы

г) Технологические приемы ввода данных и работы с объектами электронной таблицы

  1. Состав формулы.

  2. Абсолютные и относительные ссылки.

  1. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Табличный процессор: назначение, возможности. Объекты табличного документа.

актуализация знаний

вопросы:

  1. Перечислите, способы представления информации (ответ: текстовая, числовая, символьная, графическая, табличная).

  2. Вы видите три способа представления информации. Какая информация содержится в данных примерах? (ответ: о расписании занятий)

  3. Назовите форму представления информации в первом, во втором и третьем примере

( ответ: текстовая, графическая, табличная)

  1. Какая из трех форм представления информации, наиболее удобна для вас? (ответ: табличная)

Вывод: в большинстве случаев информацию удобно представлять в виде таблиц.

Рассмотрим еще пример представления информации в табличной форме.

  1. Какая информация содержится в данной таблице? (ответ: таблица умножения)

  2. Как определить результат 6*8? (ответ: пересечение строки и столбца)

Рассмотрим еще примеры представления информации в табличной форме.

Вопрос: Какая информация содержится в данном примере?

Ответ: вычисляется сумма выручки по каждой кассе за неделю и итоговые суммы продаж за один день и за неделю.

Вопрос: Какая информация содержится в данном примере?

Ответ: вычисляется сумма подоходного налога и сумма к выдаче, а также суммы в конце таблицы.

Рассмотрим характеристики вычислительных таблиц.

в этой таблице вычисляется сумма денег потраченных за приобретение канцелярских товаров.

Вопрос: Можем ли мы вычислить, какую сумму денег потратили за приобретение тетрадей обычных 12л.?

Ответ: нет, т.к. нет данных, сколько тетрадей приобрели.

Далее сообщается информация об истории вычислительных таблиц.

В августе все готовятся к новому учебному году. Но особенно много хлопот у завуча: составляется расписание уроков. Завучу надо учесть большое количество разных факторов: требования учебного плана, пожелания преподавателей, количество учебных помещений и т.д. и вот расписание составлено. Однако заботы завуча на этом не кончаются. Вдруг оказывается, что заболел один из преподавателей или не закончен ремонт в одном из классов. Каждое ЧП требует переделки всего расписания. При этом завучу приходится заново учитывать большой объем данных и связей между ними. С подобными задачами сталкиваются не только завучи. Диспетчерам при составлении графиков движения автобусов, бухгалтерам при составлении сметы, экспериментаторам при проведении серий опытов всем им приходится решать задачи, в которых изменение значения какого-то одного параметра требует пересчета большого числа результатов. И здесь компьютер готов сослужить добрую службу.

В 1979г. два студента экономиста Дэн Бриклин и Боб Френкстон решили изобрести способ, позволяющий выполнять домашние задания быстрее, чтобы освободить время для более важных дел – тренировок и вечеринок. Они написали первую в истории программу электронных таблиц и назвали ее VisiCalc (наглядный калькулятор). Так что все программы электронных таблиц, включая и Excel, обязаны своим появлением Дэну и Бобу.

Программа VisiCalc позволяла создавать и заполнять таблицы размером до 20 строк и 5 столбцов. Ключевым свойством предложенного решения была возможность указывать для некоторых ячеек данные, а для некоторых — схему выполнения вычислений. Позже доступное пространство ячеек было расширено.

В результате появилась возможность быстро и эффективно решать большое количество типовых расчетных задач, изменяя исходные данные.

Следующим шагом в развитии идеи электронных таблиц было появление в 1982 году продукта Lotus 1-2-3. Его отличительной чертой была интеграция в систему средств визуализации данных — т.е. построения всевозможных диаграмм, а также доступ к данным, полученным с помощью запросов к базам данных.

Еще одним ключевым шагом в развитии современных электронных таблиц была возможность работы с несколькими связанными таблицами одновременно. В некоторых продуктах набор связанных таблиц рассматривался в виде книги, в некоторых — трехмерного куба.

Последняя отличительная возможность современных таблиц — наличие языка макропрограммирования, т.е. описания действий над данными, что позволило создавать на основе электронных таблиц специализированные приложения. Программные продукты, предназначенные для создания и обработки электронных таблиц, называются табличными процессорами.

  1. Принципы работы электронных таблиц.

Интерфейс электронной таблицы.

По ходу объяснения преподавателя, обучающиеся работают с карточками. (соединить подписи с элементами окна)

Характеристика объектов электронной таблицы

Объектами электронной таблицы являются: ячейка, строка, столбец, блок ячеек

Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении строки и столбца. Каждая ячейка имеет адрес, который состоит из имени столбца и номера строки, на пересечении которых расположена эта ячейка. Например: A3; D6; AB46 и т.п.

Строка – группа ячеек, расположенных на одном горизонтальном уровне. Имена строк задаются целыми числами; начинается нумерация с 1 и т.д.

Столбец – группа ячеек, расположенных на одном вертикальном ряду таблицы. Имена столбцов задаются буквами латинского алфавита, сначала от А до Z, затем АА до AZ, ВА до BZ и т.д

Диапазон ячеек – это группа смежных ячеек., которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), а также последовательности строк или столбцов (или их частей).

Блок ячеек задается указанием адреса первой и последней его ячеек, между которыми ставиться разделительный знак – двоеточие

Изменение ширины столбцов и высоты строк

Наглядность таблицы во многом зависит от того, насколько удачно выбраны ширина столбцов и высота строк. Единицей измерения ширины столбцов является значение, равное ширине символа стандартного шрифта листа. По умолчанию ширина столбцов рабочего листа Excel является достаточной для отображения 8,43 символов. Если значение содержит большее или меньшее число символов, следует изменить ширину столбца.

Ширина столбца изменяется с помощью мыши или команд меню Формат. Выбрав команду Формат → Столбец → Автоподбор ширины, вы предоставите программе возможность самой установить оптимальную ширину столбцов и высоту строк на основе анализа содержимого выделенных ячеек.

Изменять ширину столбца удобнее всего с помощью мыши. Сначала подведите ее указатель к правой границе заголовка столбца, чтобы он приобрел вид двунаправленной стрелки. Затем, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите край заголовка столбца влево или вправо до установления нужной ширины и отпустите кнопку мыши.

При смещении границы вправо ширина столбца увеличивается, а при ее смещении влево - уменьшается. Значение ширины (в пикселах) отображается во всплывающей подсказке. После двойного щелчка на границе заголовка столбца Excel автоматически установит его ширину так, чтобы самая длинная запись столбца помещалась в ячейке полностью.

Точное значение ширины столбца задается в диалоговом окне Ширина столбца, которое открывается посредством команды Формат → Столбец → Ширина.

Аналогичным способом можно изменить ширину нескольких выделенных столбцов. При этом достаточно с помощью мыши определить нужную ширину для одного столбца. Как только вы отпустите левую кнопку мыши, для всех выделенных столбцов будет установлена одинаковая ширина. Чтобы для каждого из них задать оптимальную ширину с учетом содержимого ячеек, дважды щелкните на границе заголовка любого из выделенных столбцов.

Никогда не оставляйте в рабочем листе пустых столбцов. Они создают проблемы в процессе вычислений, при сортировке и использовании других средств программы.

Границы и цвет

Эффективное использование шрифтов поможет вам сделать электронные таблицы более наглядными. При оформлении рабочих листов важная роль отводится инструментам создания границ диапазонов и цветового выделения информации, на которую в первую очередь необходимо обратить внимание при ознакомлении с таблицей. Граница - это контур, окружающий ячейку или диапазон ячеек. Используя различные границы, а также изменяя ширину столбцов и высоту строк, вы можете создать таблицы любого вида. Заливка применяется для выделения цветом определенных областей рабочего листа. Для большей наглядности вы можете выделить цветным шрифтом как текстовую информацию, так и числовые значения. Для управления этими параметрами форматирования используются кнопки Границы, Цвет заливки и Цвет шрифта панели форматирования. Рядом с кнопками находятся стрелки, предназначенные для открытия соответствующих палитр.

Линии границы выбираются с помощью кнопок, на которых они изображены. Вы можете выбрать тип линии (двойную, одинарную и т. д.) и толщину. Excel предоставляет возможность создать обрамление для ячейки или диапазона ячеек. Посредством кнопок Цвет заливки и Цвет шрифта раскрываются палитры, которые используются аналогичным образом.

Выполнение практической работы. Приложение 1.

  1. Состав формулы.

Назначение формулы

Правила записи формулы. (запись в тетрадь)

Рассматривается пример.

В среде табличного процессора существует несколько видов ссылок, различающихся по форме записи адреса ячейки: относительные, абсолютные и смешанные.

Рассматриваются примеры.

Рассматриваются примеры.

Выполнение практической работы.


Домашнее задание (раздаточный материал)


1. В ячейке B2 записана формула =$А$1+100 (значение в ячейке условно не показано):

 

A

B

C

D

E

1

 

 

 

 

 

2

7

 

1

 

 

3

5

11

2

 

 

4

15

21

3

 

 

5

3

15

 

 

 

Ее скопировали в ячейку С4. Какое значение будет выведено в ячейке С4?

2. В ячейке D5 записана формула =$D4+C4. Ее скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?

Рефлексия.

О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?

Итог урока. Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!