СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктанты Русский язык 5-7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка текстов диктантов поможет учителю организовать контроль знаний на уроках русского языка в  5-7 классах

Просмотр содержимого документа
«Диктанты Русский язык 5-7 класс»

5 класс

Понятие о синтаксисе и пунктуации.


Прочитайте, расставьте запятые, спишите:

Очень-очень

Странный вид

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Пёсик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Б.Заходер


Правописание корней -гор-\гар-, -зар-\-зор, -раст-\-рос-\-ращ-


Растение, заря. гореть, сращение, озарить, водоросли, догорает, возрастной, выращенный, возгорание, озаряется, росток, подросли, зарница, перегореть, отрасль, ростовщик.(17)


Правописание корней –кос-\-кас-, -лаг-\-лож-


Касательная, слагается, разложить, прикосновение, предложение, сложение, прилагательное, прикасаться, наложение, излагать, коснуться, облагать, касание, приложение, коснётся.(15)


Заложить, излагать, нарастает, приложение, заросли, касалась, коснуться, водоросли, отрасль, неукоснительно, прикосновение, доложить, взращённый. (13)


Правописание суффиксов существительных –ек-,-ок-,-ик-,-чик-,-щик-


Буфетчик, резчик, заказчик, заправщик, сменщик, пильщик, листик, кусочек, карандашик, огонёчек, петушок, барашек, флажок, старичок, одежонка, старушонка, девчонка, доченька, мышонок, зайчонок.(20)


Обобщение по теме «Имя существительное». Род и падежные окончания.


1.Записать под диктовку в 3столбика по родам:

Оттепель, корень, миндаль, ячмень, мель, нить, рукопись, табель, сталь, ткань, сеть, голубь, лось, медведь, лошадь, окунь, память, честь, власть, цель, боль, жизнь, путь, якорь.

2.Поставить в нужный падеж:

Упражняться в (умножение).Ошибаться при (склонение).Вызывать по (фамилия).Найти в (энциклопедия).Упрекать в (равнодушие).Заниматься в (студия).Сходить в (планетарий).Не забывайте о (сострадание и милосердие).





Обобщающий диктант по теме: «Имя существительное». Конец года


1.

Кипрей.

Кипрей(1) – очень тёплый цветок. Скоро ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву(4). А около кипрея инея(3) нет. Вокруг не го стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте(2) растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги(2), пока зима не прикроет их, как ватным одеялом(3), глубоким снежочком.

И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож и защитник(2), их нянька(2).

Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка(2), а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит(3) теплотой. Самоотверженный цветок(2)!


2.

Русская зима.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду(2) сменяют ясные дни. Блестя на солнце(3) глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие(1) реки и маленькие речонки(2)(4). Припорошила зима землю снежной шубкой(2). Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью(1) зимний лес. Вот постучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик(2). С шумом(3) пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь(4).

Стайка(2) весёлых клестов расселась на ветках ели. Они ловко вонзают свои клювики(2) в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась в сугробе.


Грамматическое задание:

Синтаксический разбор предложения

Морфологический разбор существительного

Морфемный разбор существительных

Фонетический разбор


3.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь, от деревни к деревне, тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало(2) шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел(2) каждый росточек(2) и травинку.

С ружьём и записной книжкой(2) побывал Пришвин на Урале, в Сибири(3), в Карелии(4). Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята(3), читали его книги?


Грамматическое задание:

Синтаксический разбор предложения

Морфологический разбор существительного

Морфемный разбор существительных и глаголов









6 класс


Первый диктант. Вводный.


Перелётные птицы.

Я плыл на пароходе из Египта в Грецию. Корма была завалена товарами, и на ней сидела масса перелётных птичек. Они порхали над волнами и опять садились на корму, клевали сквозь камышовые решётки упаковочных ящиков пунцовые египетские помидоры. На ночь птички расположились спать на мачтах.

Матросы не позволяют пассажирам ловить птичек. Весною, по словам матросов, птиц можно видеть только на судах, идущих на север, осенью – идущих на юг. Вы догадываетесь, почему. Птицы как-то почуяли, поняли, что на перелёт через море нужно много сил. Поэтому лучше с комфортом переплыть на пароходе!


Правописание наречий.


Спросонья, исподтишка, вперегонки, втихомолку, сообща, неразборчиво, нарочно, нечаянно, в одиночку, совершенно, наоборот, наедине, изредка, ежедневно, небрежно.


Задолго, впервые, на совесть, ежечасно, всмятку, насквозь, вскачь, искренне, непритворно, неподдельно, внезапно, неожиданно, вдруг, по-своему, часто-часто, мало-помалу.


О-А на конце наречий


Свернуть вправо, приехать издалека, пойти налево, навещать изредка, приходить запросто, раскалить железо докрасна, сказать сгоряча, вытереть насухо, звуки слышались то справа, то слева, тучи снова собрались.


Сперва подумай, потом говори. Насильно мил не будешь. Рыбак рыбака видит издалека. Сладостями досыта не наешься. Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. Вытереть насухо, вернуться домой засветло, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, закрыть двери наглухо, переписать набело.


Дефис в наречиях


Поступить по-товарищески, тихо-тихо, по-лисьи хитро, по-медвежьи неуклюже, по-весеннему тепло, по твоему совету, выть по-волчьи, по весеннему небу, поступать по-твоему, по новому шоссе, жить по-новому, чуть-чуть.


Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бежать без устали, вволю поиграть, ветер продувал насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, смущённо улыбаться, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить.


Вовремя спохватиться, спорить без толку, охотиться в одиночку, стрелять наудачу, расположиться неподалёку, спорить впустую, втайне рассчитывать на успех, вконец измучился, письмо до востребования, рубашка навыпуск, идти вразвалку, насилу добежали.


Обобщение изученного по орфографии наречий.

1. В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы: жарче светит солнце, гуще трава, и обильнее идут дожди, и ярче небо, и необыкновенно интересен каждый человек. (К.Г.Паустовский)

(подчеркните как члены предложения наречия и прилагательные)

2. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.(А.П.Чехов)

Не бойся идти медленно, бойся стоять на месте.

Учитель говорил так огорчённо о нашем поведении, что нам стало бесконечно жаль его.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

В этом году зима началась не рано, а поздно.

Ещё совсем не поздно делать добро.

Ученик отвечал у доски невпопад

4. Студент блестяще сдал зачёт

Учитель улыбнулся ободряюще.

Медведица неуклюже заковыляла

Хорошо и легко дышится в горах


Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.


Никого не встретил, ни с кем не говорил, мне не в чем тебя упрекать, ни в чём нет радости, некогда мы были друзьями, я вас никогда не забудуникому ничего не сказал; кое-как и как-нибудь до добра не доведут, в каком-то журнале я видел твой портрет, кое в чём я могу помочь, чей-то знакомый почерк.



Правописание причастий.


Шторы приспущены, серебряные нити на шёлковой ткани, пустынная ночная дорога, раннее прибытие делегации, двигатели хорошо смазаны, побелённые стволы деревьев, величественное явление природы, трибуны переполнены, подобранная со вкусом мебель, запущены новые космические корабли, подробно разъяснённая задача.


Выловленная рыба, жареный гусь, жаренные в масле пирожки, балованный ребёнок, над озером пустынным, неслыханное происшествие, реки скованы льдом, раненный в бою солдат, званый обед, льняные локоны, испечённый пирог, решённая задача, печёные яблоки, запряжённый конь, картина написана масляными красками, деревянная игрушка, подлинный портрет, смышленый ребёнок, нежданные гости, купленная земля.


Мои друзья достаточно образованны, и мне всегда с ними интересно. Все комиссии уже образованы. Лица солдат серьёзны и сосредоточенны. Моё внимание сосредоточено на решении этой задачи. История эта очень запутанна. Нитки так запутаны котёнком, что невозможно разобраться. Бригада организованна и дружна. Собрание хорошо организовано.


Выкачанная нефть, выкаченная из подвала бочка, выслушанные замечания, высушенные грибы, замешанный в преступлении, замешенное тесто, подстреленная утка, расстрелянные патроны, потерянное письмо, увенчанный венком победитель, настоянный чай.


Протоптанная в ягодниках и мхах тропинка ведёт к опытному полю, устроенному на болоте. Сквозь нависшие увешанные моховыми бородами ветви видны крыши хозяйственных построек. Поле окружено лесом, болотистой тайгой. Странно видеть в непролазной, заваленной буреломом дикой чащобе зелёные, разработанные человеком поля.


Обобщающий диктант.

Ежи.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной тишине под полом вдруг послышались какие-то голоса. Они были похожи на шорох птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. ( По И.Соколову-Микитову). (125слов).


7 класс


Вводный диктант

Лебеди

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё не виданным мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёй розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили над заливом, потом стали садиться на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водой, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.


Правописание предлогов


Расположились вблизи дач, показалось из-за туч, появился передо мной, выскочил из-под ног, изо дня в день, по истечении недели, по прибытии из командировки, по приезде в город, сквозь лесную глушь, изо всех сил, пробирались мимо рощ, по окончании школы.


В продолжение ночи я не спал ни минуты. Несмотря на моё нерасположение к Аркадию Павловичу, пришлось мне однажды быть у него в гостях. Герасим шёл, не смотря под ноги. Изменения в течении болезни уже были хорошо заметны. Наша армия обрушила на противника весь огонь артиллерии, стянутой сюда в течение весны. Наше пребывание за границей сократили ввиду неожиданной забастовки работников аэропорта. Крыша сияет медью, на коньке – флюгер в виде рыцаря. Эти герои будут участвовать в продолжении рассказа. В отличие от родителей молодое поколение спокойно приняло перемены.


Правописание союзов.


Горы были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поёт, или сшибает палкой сухие сучья. На земном шаре есть не только леса, но и степи, и пустыни, и тундры, и озёра. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

Любовь – это неведомая страна, и все мы плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём.(М.Пришвин)


Через полчаса ветер затих так же внезапно, как и появился. Молчание тоже ответ. То же слово, да не так бы молвить. Чтобы писать грамотно, надо знать и теорию. Все устали, зато цели достигли. По чему вы судите о характере человека: по его поступкам или словам? Что бы ни говорили, а знания нужны человеку. Нам выдали учебники, причём бесплатно. Журавли летели так быстро и кричали, как будто звали за собой. Честолюбив неудачник, оттого и озлоблен. В горах видны кедровые леса, несмотря на то что в долине хвойные деревья постепенно исчезают.


Правописание частиц НЕ и НИ


Что ни говори, а он хорош. Ни свет ни заря. Не раз он писал об этом. Не написал ни строчки. Не мог не заметить. Нигде ни пылинки. Сделать во что бы то ни стало. Пожелал ни пуха ни пера. Ни один не пришёл. В доме я был не один. Куда ни глянешь, всюду беспорядок. Не машина, а рухлядь. Откуда ни возьмись выпрыгнул заяц. Чего он только не делал! Кто только не обижал его! Он не мог не подняться со своего места. Он не мог ни пошевелить рукой, ни подняться с места.

Наша команда не тренировалась и проиграла. Сколько ни тренировалась наша команда, всё же проиграла. Всюду, куда бы он ни приехал, его уже ждали. Где такая крепость, куда бы пули не залетали? Не раз я видел оленьи следы. Как бы то ни было, мои предчувствия оправдались.



Обобщающий диктант


1

Юность Левитана.

В Москве, в одном из классов училища ваяния и живописи, сидел мальчик и ждал, когда школьный сторож окончит свой обход.

Оставаться в училище после занятий строго воспрещалось, но Левитану некуда было идти. Родители умерли, дома у него не было, а старший брат, который учился в этом же училище, сам часто не знал, где найти ночлег. Работал Левитан упрямо, с увлечением, учился блестяще. Ему было семнадцать лет, когда однажды в мастерскую пришёл знаменитый художник Саврасов – автор картины «Грачи прилетели». Он вдруг остановился у мольберта Левитана: его поразила так просто, от души написанная картина. Понравился и скромный, очень застенчивый мальчик в поношенном(3) пиджаке. Саврасов через несколько недель предложил Левитану перейти к нему в мастерскую. Наступил март, и саврасовская мастерская заволновалась: скорее за город, чтобы посмотреть на последний снег, на ручьи, на сияющее(3) голубизной небо. Целыми днями бродил учитель с учениками по лесам и полям, заражая всех своей вдохновенной любовью к природе(4).


2

Лекарства для путешественников.

Робинзон Крузо на необитаемом острове почти ничем не болел, несмотря на многочиленные холодные ванны в море и сон на деревьях. Один только раз в продолжение долгих лет жизни на острове он захворал.

В романе Жюля Верна «Таинственный остров» вынужденные поселенцы на острове Линкольна, кроме Хаберта, ничем не болели. Но и для Хаберта не пришлось искать или изобретать лекарство, насчёт него позаботились. Он получил нужный хинин, спасший(3) ему жизнь, благодаря капитану Немо(4). Далеко не всем путешественникам так везёт. Но имей в виду, что около тебя , в лесу, в поле, в воде и на пыльной дороге растут лекарства. Оберни натёртую ногу листком подорожник, и в течение некоторого времени режущая (3) боль стихнет(4).


3

Один в море.

Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой воды, матрос в три приёма стянул пиджак.

Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и обвиваясь вокруг его ног.

Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, проваливаясь с головой, но иногда высовываясь из волны по плечи.

Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее.

Вдруг он услышал нежный всплеск весёл и увидел немного погодя почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму.


4

Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель. Они лизали почерневшие водоросли, вытащенные(3) на берег рыбацким неводом(4).

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались звуки, тревожащие(3) своей необычностью(4). Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали эту тонкую ниточку загадочной трели.

Прислушавшись повнимательнее, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром. Стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился гуще. Когда же ветер усиливался, звуки забирались всё выше и выше. Они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. Но дирижёр-ветер был неумолим, настойчиво требуя от скрипача новых и новых усилий. Тогда таинственный музыкант, не выдерживая темпа, срывался. И слышались только сердитые всплески волн и шёпот опавших листьев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!