СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктанты для 2-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диктант (лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся при изучении какого-либо языка. Используется при обучении орфографии и пунктуации. В качестве текстов диктантов чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктант иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).Специфические формы диктант используются и в преподавании других предметов; например, топографический диктант на уроках географии, музыкальный диктант на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях. Диктанты – это сервис для повышения грамотности письменной речи. 

Просмотр содержимого документа
«Диктанты для 2-4 классов»

3 класс.


Контрольный диктант за I четверть.


Весёлые каникулы.


Школьники ходили в осенний лес. Много еловых и сосновых шишек лежат там на земле. Светлана и Стас набрали полную корзину. Их класс будет делать лесные игрушки.

У Серёжи вышла лисичка – сестричка из сказки. Наташин аист стоит на одной ножке. Боря мастерит белочку с рыжим хвостом. Весёлых зверей и птиц подарит детвора малышам из детского сада.


Грамматические задания.


1 . Выписать из текста последнее предложение, выполнить синтаксический разбор предложения.


2 . Найти и выписать из текста по два слова с безударными гласными и парными согласными, которые стоят в слабой позиции, подобрать проверочные слова.


3. Образовать с помощью разных частей слова и записать слова с корнем -лес-. Разобрать их по составу.


4. Найти в тексте и выписать слова в которых:

I вариант – звуков больше, чем букв;

II вариант – букв больше, чем звуков.



















Контрольный диктант за I полугодие.


Зимой в лесу.


Наступило раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Веточки берёз украшены пушистым инеем. Цепочка следов вьётся по лесной опушке. По самому краю полянки пробежал зайка. Весёлая стайка птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке старого дерева. С его ветвей свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей!


Грамматические задания.


1 . Выполнить синтаксический разбор предложений:


I вариант – 4 предложение

II вариант – 6 предложение


2 . Определить падеж и склонение.


Под ногами, на опушке, зайка, на верхушке, с ветвей, по краю, смолой.


3 . Выполнить морфологический разбор слов:


I вариант - на пень,

II вариант – инеем.




















Контрольный диктант

Тема : Глагол.


Зимний лес.


Ах, как красиво в зимнем лесу! Куда ни глянешь – всё кругом покрыто мягким, пушистым снегом. Ветви деревьев покрыты колючим инеем и напоминают сказочные узоры: диковинные фигурки зверей, птиц, каких-то гномиков. В лесу тихо-тихо.

Идёшь – только снег под лыжами поскрипывает. Остановишься – тут сразу все звуки лесные услышишь. Вот где-то вверху попискивают синички, одиноко стучит дятел. На старом дереве у него устроена «кузница». Видно, принёс шишку , вот и долбит. А сколько следов можно увидеть на белой скатерти снега! Сколько интересного можно прочитать на этих белых страницах!


Грамматические задания.


1 . Определить лицо и число глаголов:

I вариант - 2 предложение;

II вариант - 4 предложение.


2 . Выполнить морфологический разбор:


I вариант - глянешь, на дереве;

II вариант - поскрипывает, под лыжами.


3 . Выполнить фонетический разбор:


I вариант - снегом

II вариант - дятел.















Контрольный диктант за III четверть.


Бобровый пруд


Протекал в лесу тихий ручеёк. Пришёл к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверёк плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в бобровом пруду шустрые рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо серенькая утка. Весело стало лесным обитателям. Лёгкие стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел чёрный аист, у воды на одной ноге подремать. Спасибо бобру!


Грамматические задания.


1 . Выполнить синтаксический разбор предложений :

I вариант - 6 предложение;

II вариант - 8 предложение.


2 . Подобрать синонимы к словам тихий, большой, лягушка, весело.


3 . Разобрать по составу.


Наносил, острыми, молодых, бобровый, серенькая, подремать.


















Контрольный диктант за II полугодие.


Рябчиха.


Я давно приметил в лесу одну поляну с рыжиками. Они рассыпались в траве, как жёлтые пуговки. Рыжики хорошо солить. Мы взяли корзины и отправились в лес. Томка с нами побежал.

Дошли мы до заветной полянки. Томка закружился , завертелся на одном месте. Близко от нас захлопала крыльями птица. Мы заглянули под куст . Там сидела удивительная курочка. Она была пёстренькая с мохнатыми лапками. На голове у неё красовался чёрный хохолок. Это была рябчиха.

Вдруг курочка поползла по земле. Она вытянула шею, захлопала крыльями и поскакала в сторону. Курочка уводила нас в лес. Так птица спасала своё гнездо.


Грамматические задания.


1 . Найти в тексте местоимения и определить их лицо.


2 . Выполнить морфологический разбор:


I вариант - с нами;

II вариант - у неё.


3 . Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант - 1 предложение;

II вариант - 4 предложение.


4 . Выполнить фонетический разбор слов:


I вариант - в лесу;

II вариант - по земле.













4 класс.


Входной контрольный диктант.


Лес осенью.


Как лес хорош поздней осенью! Ветра нет. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев белеет небо. На липах висят последние жёлтые листья.

А какой осенний, ясный, немножко холодный день! Берёза, вся золотая, красиво рисуется на голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся сверкает. Свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие листья.


( По И. Тургеневу)


Грамматические задания.


1 . Разделить для переноса слова, в которых есть буквы, не обозначающие звуков.


2 . Выписать из текста 4 – 5 слов , состоящих из корня, суффикса и окончания.


3 . Выпишите из текста 3 слова с проверяемыми безударными гласными, подберите к ним проверочные слова. Разберите все слова по составу.

















Контрольный диктант за I четверть.


В осеннем лесу.


Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы ты видишь яркие пятна клёнов, осин. Тихо падают с берёз лёгкие листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Краснеет кое-где шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва, шуршит тростник у болота.

Чист и прозрачен воздух. Холодная вода лениво плещется в лесном ручье. По ручью, как парусная лодка, плывёт золотой листик. Ещё зелёный стоит в лесу старый гигантский дуб. Но уже оголились вершины берёз. Съёжились, поникли цветы.


Грамматические задания.


1 . К слову гигантский подобрать 2-3 синонима.


2 . Выполнить синтаксический разбор предложений.


I вариант - 4 предложение;

II вариант - 9 предложение.


3 . Яркие1 -






















Контрольный диктант за I полугодие.


Таёжная река.


Река эта очень живописна. Высокие горы подступают к ней и бегут вдоль её берегов. Но не угнаться неуклюжим гигантам за лёгкими струями. Каменные громады отстают и синеют вдали тяжёлыми контурами. А река извивается по широкой долине. Переливается на солнце красавица-река. Вокруг неё роскошный изумрудный ковёр покрытый пестреющими яркими цветами. В зимнюю пору река сверкает под косыми лучами солнца всеми цветами радуги. Зелень хвойных лесов кажется тёплой из-за ослепительной белизны снегов, а долина – ещё необъятнее.


Грамматические задания .


1 . Выписать из текста словосочетания сущ. + прил., выделить окончания, определить падеж имён прилагательных.


2 . Выписать из текста 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова, выделить корень.


3 . Разобрать слова по составу.


Каменные, сверкает, белизна, синеют, красавица, по широкой.


4 . Подобрать 2-3 синонима к словам высокие, бегут, тёплый.




















Контрольный диктант.


Горные леса.


Все леса хороши с их грибным воздухом и волшебным шелестом листьев. Особенно хороши горные леса около моря. В них был слышен шум далёкого прибоя. С моря постоянно полз седой туман. От обилия влаги быстро рос мох. Он спадал с веток зелёными прядями до самой земли. В горных лесах поселилось весёлое эхо. Оно подхватывало любой звук и несло через скалы. По ночам гулко стонали, скрипели сосны и ели. По их вершинам бойко пробегал ветер и сбрасывал на землю шишки.


Слова: от обилия, подхватывало.


Грамматические задания.


1 . Подбери к данным именам прилагательным антонимы, запиши полученные словосочетания.


У весёл… эха – у … тишины,

ранн… утром - … вечером,

о сладк… мёде - … лекарстве.


2 . Выполнить морфологический разбор.


С грибным (воздухом) –

Через скалы –


3 . В каждой группе найти лишнее слово, выписать его, подобрать однокоренные слова, разобрать их по составу.


Группа, суббота, осенний, коллекция, прорубь.

Вьюга, подготовка, хлопья, друзья, сучья.










Контрольный диктант за III четверть.


Весна на севере.


После двадцатого мая ты уедешь из Москвы на север. Как хорошо в эту пору в суровом лесном краю. Природа здесь ликует после долгого зимнего сна. Весной на севере ночь тает, словно остатки льда на реках и озёрах. От сплошной темноты зимой идёт переход к летнему дню. Солнцу надо успеть растопить глубокие зимние снега, прогреть озябшую землю. Недолго гостят на севере весна и лето. Вот солнце и спешит в этот короткий срок дать побольше тепла и света.


Грамматические задания.


1 . Выполнить морфологический разбор.


Уехал3

Спешит3


2 . Подобрать синонимы к следующим словам:


Хорошо - …, долгий - … , темнота - … , озябшую - …, спешит - … .


Глаголы разобрать по составу.


3 . Выполнить синтаксический разбор 3 и 5 предложений. Определить падеж имён существительных.


















Контрольный диктант за II полугодие.


Цветы леса.


Я очень люблю простые лесные цветы. Ранней весной, как только растает снег, мы идём далеко в лес. Там мы любуемся цветами ожившего леса. Эти цветы нравятся нам больше пышных садовых.

На самом берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут незабудки. Очень красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных этих лепестках отразилась голубизна летнего неба.

Прячась в высоких зарослях камыша, тихо струится живой лесной ручеёк. Колышутся зелёные травинки. Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок.


Грамматические задания.


1 . Выполнить морфологический разбор.


Цветут –

Нам –


2 . Разобрать по составу.


У болотца, маленькие, крошечных, голубизна, смотреть, цветут, травинки, ожившего.


3 . Выполнить синтаксический разбор последнего предложения из второго абзаца.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!