СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дикое поле и его народы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание кочевых племен на Нижнем Дону - скифы, сарматы, половцы

Просмотр содержимого документа
«Дикое поле и его народы»

Дикое поле и его народы

Первое письменное упоминание о киммерийцах относится к началу раннего железного века. Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря. По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и началось их продвижение в Грецию, кельты были оттеснены на запад.

Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Раньше всех о киммерийцах написал великий греческий поэт Гомер в своих произведениях «одиссея» и «Илиада» . К 650 году до н.э. скифские войска вытеснили киммерийцев из северного Причерноморья. В VII веке до н.э. из азии вторглись племена скифов и образовали государство- скифию. К началу VI века до н.э. киммерийцы уже не существовали как этнос .

Но мало кто из русских людей знает, что союзы племен реальных киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.

О нашем родстве говорит и такой источник как «Велесова книга», которая в настоящее время имеется в нескольких переводах. Легенду о родстве славян и киммерийцев приводит и арабское сочинение 12 века «Собрание историй». В ней говорится о трёх братьях – Русе, Кимере и Хазаре.

Cкифами началась череда кочевых цивилизаций: Скифы – сарматы – готы и гунны – авары и предки болгар – хазары, печенеги и половцы.

Скифы, как и киммерийцы, также были кочевниками. Они смогли преодолеть сопротивление ким­мерийцев благодаря своей численности, сплочённости и организованности. Когда Геродот в V в. до н. э. написал о скифах, он считал, что те делятся на скифов-пахарей, скифов-земледельцев, скифов-кочевников и царских скифов. Послед­ние жили на берегах Азовского моря и в степной части Крыма. Скифы-пахари жили в лесостепной зоне, преимущественно между Днестром и Днепром. А скифы-кочевники освоили степи Поднепровья. Свои поселения они обустраивали на хол­мах, удобных для обороны и окружённых земляными валами и рвами. Этот народ известен благодаря высокому мастерству ремесленников. Особенно распространён­ным было кузнечество, гончарство, ткачество. Скифы выплавляли железо и бронзу.



Сарматы — кочевой народ существовавший примерно с V в. до н.э. по IV в. н. э. Сарматы говорили на скифском языке восточной-иранской группы индо-европейской языковой семьи. Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.
Их территория, которая была известна как Сарматия в греко-римской этнографии, соответствовала западной части большей Скифии (в основном современных Украины, юга России, а также в меньшей степени северо-восточных Балкан, и современной Молдавии). В момент наибольшего могущества, около 100 г. до н.э., эти племена занимали территорию от Вислы и устья Дуная на западе и до Волги на востоке. Южная граница обитания доходила до берегов Черного и Каспийского морей, а также до Кавказского хребта. На севере граница соотвествовала границе леса и степи.

Сарматы появились в VII веке до н.э. в степной области к востоку от реки Дон и к югу от Уральских гор. На протяжении веков они жили в относительном мире со своими западными соседями – скифами. Как союзники, они даже участвовали в войне с персами Дария I. Но в III в. до н.э., мирные отношения сармат со скифами сменились военными столкновениями. В 280-260 гг. до н.э. скифы потеряли значительную территорию, и сарматы уже доминировали в степях Северного Причерноморья.

C I в. н.э. сарматы начинают совершать набеги на Римскую империю. Позже часть сармат поступает на службу Рима.

В период упадка сарматы вступили в IV в., когда на их территорию вторглись сначала готы, а затем и гунны. В итоге сарматы оказались под властью гуннов и были втянуты в Великое переселение народов и окзались в территории Римской империи. А часть сармат (в частности, аланы) вместе с вандалами добралась до Африки образовали там свое королевство.

Потомки сарматов стали известны в раннем средневековье, как аланы. Современными потомками сармат считаются осетины на Северном Кавказе.

Сарматы были известны в Древнем Риме как опасные и достойные противники, снискавшие себе славу «великолепных воинов». Столетиями они терзали стареющую империю, вызывая головную боль у императоров и полководцев. В это время эти кочевники стали столь влиятельной силой, что информация о них достигла даже Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволявшего совершать стремительные набеги на границы Римской империи, отчуждать пастбища и скот у более слабых соседей, взимать дань с земледельцев и охранять собственные кочевья.

Птолемей выделил среди пестрого этнического массива варваров большие племена роксоланов и аланов. Античные авторы говорят о них как о сильных, храбрых и «многоконных воинах». Римский историк Аммиан Марцеллин упоминает живущих возле Днестра «европейских алан», родиной которых были Кавказские степи и предгорья. Их господство в Северном Причерноморье продолжалось на протяжении двух с половиной веков, а аланское переселение считается последней сарматской миграцией на запад.




Как сообщает иудейский историк и писатель Иосиф Флавий, аланы около 36 года н. э. занимали области Меотиды (современное Приазовье — Прим. авт.) вокруг реки Танаис (Дон). Часть их спустя некоторое время продвинулась к Дунаю. Во II веке они образовали мощный союз племен, который занял господствующее положение среди других кочевых народов и дал им свое наименование. По словам Аммиана Марцеллина, аланы «мало-помалу… изнурили соседние народы распространили на них название своей народности, подобно персам… Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся великолепными воинами».
Частые военные столкновения с сарматами в I и II веках н. э. нашли свое отражение, в частности, в искусстве Боспора.

Широко известно сообщение опального римского поэта Овидия о том, что сарматские женщины наравне с мужчинами ездят верхом на охоту, ходят на войну и носят мужскую одежду.


Другие античные авторы также писали о том, что сарматки нередко выступали как военачальницы, семейные жрицы и даже боевые всадницы.
Так, римский географ Помпоний Мела писал, что сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами».
От сарматских женщин к нам пришли кокошники.




Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Поклонялись сарматы Богине-матери Митре. (Доиранские культы)
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Подобный тип кавалерии был и у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии катафрактариями.
На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.



Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя и Британию. Сегодня английские историки подтверждают сарматское происхождение знаменитого короля Артура и его рыцарей круглого стола.
Современные ученые предполагают, что скифо-сарматы, это предки славянского народа и в том числе русского.
Монеты сарматов








Список использованных интернет ресурсов:

http://blogrider.ru/blogs/216019/posts/id/9789931/zagadki_istorii_sarmati.php

http://kovaleva-s.ucoz.ru/load/kratkaja_khronologicheskaja_tablica_istorii_donskogo_kraja/1-1-0-4

http://donovedenie.ru/blog/kraj_kochevnikov_i_kazakov/2012-12-09-127

http://meotyda.ru/node/73#comment-3397

http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/1683.html

http://tainy.net/20187-zabytye-kimmerijcy-nashi-pryamye-predki.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D1%81_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)



Фото с сайтов:

http://worldofschool.ru/istoriya/drevnego-mira/stati/perednyaya-aziya/skifiya/skify-rasselenie-zanyatie-duhovnyj-mir-kratko

http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/1683.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

http://donovedenie.ru/blog/velikaja_krepost_sarkel/2012-12-20-131

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%86%D1%8B

https://topwar.ru/92244-mif-o-mongolo-tatarskom-nashestvii.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!