СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

           Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.   

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

           Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.   

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

           Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.   

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

           Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.   

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

           Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.   

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

           Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.   

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников.»

Васильева Наталья Леонидовна,

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Долинск,

Сахалинская область

Дифференциация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.

Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится ксредним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.

Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.

Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения.

Основы дифференцированого подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова БМ., Якиманской И. С.

В настоящее время ряд учёных как Алексеев Н. Н., Бондаревская Е. В., Белухин Д. А., Демакова И. Д., Кушнир А. М. и многие другие исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.

Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.

Проблемы развития творческой личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, качественно решать проблемы общества, актуальны для нашего времени.

Раскроем сущность дифференцированного подхода. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение:

  • это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);

  • это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Цель дифференциации:

  • обучение каждого на уровне его возможностей;

  • адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения, т. е. на этапах усвоения знаний, умений, это является существенным положением методики обучения.

Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.

Положительные стороны дифференцированного обучения:

  • исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;

  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

  • отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

  • повышается уровень «Я - концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

  • повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;

  • в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

При осуществлении дифференцированного подхода к учащимся важна роль учителя, который должен правильно направить обучение на формирование личности ученика, оказать внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. В привитии интереса необходим коллективный и индивидуальный подходы: поставить перед классом цель, помочь каждому включиться в учебный труд.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:

1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).

Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.

Школы особого типа ориентированы на учащихся:

• Имеющих определённые способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

• С отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы)

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учетом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении.

Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная означает создание профиля обучения, уровневая – учет уровня развития учащихся.

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).

Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Рассмотрим организацию внутриклассной дифференциации. Она включает несколько этапов:

1. Определение критериев дифференциации.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние», и «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость, другие – способности учащихся.

Здесь представлены основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах.

2. Проведение диагностики.

Можно использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но чаще учитель сам проводит диагностику. Её характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности:

1 вариант – самый трудный

2 вариант – менее сложный

3 вариант – самый легкий.

Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант.

3. Распределение учащихся по группам

На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням). Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним.

Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.

Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп. Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами.

Некоторые способы дифференциации (по степени самостоятельности) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами самостоятельно выбирают задания.

4. Определение способов дифференциации.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.

5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.

Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.

6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится анализ выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития). В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.

Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

Способы дифференциации учебной работы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий и использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется.

Дифференцировать содержание учебных заданий можно:

  • по уровню творчества

  • по уровню трудности

  • по объёму

Дифференциация по уровню трудности - использование разных способов организации деятельности детей, при котором содержание заданий является единым, а работа дифференцируется. Например:

- усложнение материала, которое используется в задании;

- увеличение количества действий в выражении, в решении задачи;

- использование обратного задания вместо прямого;

- выполнение операции сравнения в дополнение к основному;

- использование букв вместо чисел или отдельных цифр.

Дифференциация по степени самостоятельности: знакомство с заданием одинаково, на исполнительном этапе: 1 группа – с учителем, 2 группа – сначала с учителем, затем самостоятельно, 3 группа – самостоятельно.

Дифференциация по степени и характеру помощи учащимся:

- стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку – учитель ободряет, разъясняет задание;

- направляющая – даётся подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания;

- обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.

Дифференциация по характеру учебных действий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Например, задания по выбору учащихся – оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации:

Ш.А. Амонашвили говорил: «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора».

Можно дифференцировать задания по выбору учащихся. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.

Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.

Создание ситуации выбора:

- Перед вами корзинки, в которые нужно собрать грибы. Для этого необходимо выполнить задание, написанное рядом с корзинкой. Выберите, какую корзинку будете наполнять. Труднее всего наполнить большую корзинку, полегче - среднюю, ещё проще – маленькую.

Но даже если будете наполнять маленькую корзинку, всё равно будет польза.

Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может изменяться (Сажаем деревья, спасаем животных – рисунки разного размера).

Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации.

Таким образом, учителю на уроке необходимо применять разные виды дифференцированной работы, используя ее на различных этапах.

А исходя из интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, повысить качество знаний и результаты развития логического мышления учащегося возможно, если использовать приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития.

Такие идеи, как дифференциация и интеграция содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!