СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дифференциация звуков С-Ш"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия по дифференциации звуков.

Просмотр содержимого документа
«"Дифференциация звуков С-Ш"»

Тема: Дифференциация звуков [С] и [Ш].

Цель: правильное произношение слов и предложений со звуками [С] и [Ш];

распространение предложений с помощью вопросов.

Задачи: развитие фонематического восприятия, упражнять в словообразовании, развивать слухоречевую память, внимание, воспитывать любознательность.

Оборудование: фишки, картинки.


Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Сравнение звуков [С] и [Ш].

а) Сравнение артикуляции звуков [С] и [Ш].

б) Сравнение характеристик звуков [С] и [Ш].

Игра «Две команды». Чем похожи и чем отличаются звуки [С] и [Ш].

в) Различение звуков [С] и [Ш] в слогах.

Игра «Эхо»:

са – са – са, ша – ша – ша,

аса – асы, аша – аши,

асу – асы, ашу – аши,

ста – сто, шта – што.

г) Различение звуков [С] – [Ш] в словах.

Игра «Эхо»:

уши – усы; кашка – кошка;

башня – басня; каша – коса;

шаман – саман; мишка – миска;

шутки – сутки; Машка – маска;

ваш – вас; Маша – масса.


3. Анализ слов маска, мышка.


4. Упражнение в словообразовании существительных, обозначающих лица по их занятиям.

Играет в шахматы – шахматист.

Играет на баяне – баянист.

Играет на пианино – пианист.

Играет в волейбол – волейболист.

Играет в баскетбол – баскетболист.

Играет в хоккей – хоккеист.

Работает на такси – таксист.

Поднимает штангу – штангист.

5. Физкультминутка.

Дети становятся в круг. Придумывают имена людей со звуком [Ш] и названия предмета со звуком [Ш]. (Картинки).

Шапка на Колюше.

Шляпа на Манюше.

Ушанка на Мише.

Башмаки на Витюше.

Капюшон на Валюше.

Шинель на Алёше.

Шинель на Ванюше.

Шлем на Гоше.

Кашне на Катюше.

Штаны на Илюше.

Шуба на Улюшке.

Рубашка на Любашке.

Шорты на Кирюше.

Шарф на Ванюше.


6. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ушк, -юшк, -ышк.

Игра «Назови ласково»:

кума – кумушка; камень – камушек;

воля – волюшка; хлеб – хлебушек;

штаны – штанишки; мать – матушка;

муха – мушка; батя – батюшка;

ухо – ушко; тётя – тётушка;

дед – дедушка; дядя – дядюшка.


7. Упражнение в распространении предложений с помощью вопросов.

Игра «Живые слова». (На каждое слово новое выставляется фишка – символ).

Кто это? Кошка.

Что делает кошка? Кошка спит.

Какая кошка спит? Пушистая кошка спит.

Под чем спит пушистая кошка? Пушистая кошка спит под скамейкой.

Где спит под скамейкой пушистая кошка? Пушистая кошка спит под скамейкой в саду.

(На доске выставлено столько фишек, сколько слов в предложении).

Из чего состоит предложение?

Сколько слов в этом предложении?

Какое короткое слово в этом предложении?



8. Упражнение в образовании прилагательных от существительных.

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Самолёт из пластмассы – пластмассовый самолёт.

Подушка из пуха – пуховая подушка.

Шинель из сукна – суконная шинель.

Мусс из вишен – вишнёвый мусс.

Компот из шиповника – шиповниковый компот.

Доска для шахмат – шахматная доска.


9. Упражнение в подборе родственных слов к словам.

Лес - лесок, лесник, лесной, лесовик.

Лист – листва, лиственный, лиственница.

Школа – школьник, школьная, школьница, школьники.

Весна – весенний, веснянка, веснушки.


10. Упражнение в образовании сложных слов.

а) Повторение: листопад, снегопад, пылесос, садовод, самосвал, самокат, самолёт.

б) Образование сложных слов:

пешком ходит – пешеход;

путь шествовать – путешественник.


11.Упражнение в различении звуков [С] и [Ш] в потешках.

Игра «Повтори и не ошибись!»

Мышки мишке моют миску.

Кошка спит, а мышку видит.

Шапка да шубка – вот и весь мишутка

В лесу шелестят листья.

Саша Маше сшила шапку.

Сова видит мышку.

Шишки на сосне, а шашки на столе.


12. Пересказ рассказа.

«Пушок и Машка»

У Саши собака Пушок. У Даши кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

13. Подведение итогов занятия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!