I. Организация начала занятия | - Ребята, поприветствуйте наших гостей. - А сейчас первыми сядут те, в чьем имени слышится звук [р]. - Сели ровно, расправили плечи, руки положили на стол. | Встают, здороваются. Садятся согласно инструкции. | Садятся Вера, Егор и Ярослав. |
II. Определение темы | - Сегодня мы отправимся в путешествие в один город. Посмотрите на экран и назовите некоторых из его жителей. Кто это? - Что объединяет эти слова? Подберите обобщающее слово. - Как вы понимаете, что такое «профессия»? - Прочитайте, куда мы отправимся? - Во время путешествия вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание откроется флажок с буквой. В конце путешествия из этих букв вы составите слово и узнаете название одной современной профессии. Вы готовы к путешествию? - …, назови последний звук в слове «повар». - …, назови 3-ий звук в слове «парикмахер». - Догадайтесь, чему вы будете учиться во время путешествия? | Внимательно слушают. Называют по очереди. - Это парикмахер. - Это врач (доктор). - Это шофёр. - Это повар. - Это профессии. - Профессия – это род трудовой деятельности. - Мы отправимся в путешествие в город профессий. - Да! - В слове «повар» последний звук [р]. - В слове «парикмахер» 3-ий звук [р’]. - Мы будем учиться различать звуки [р] и [р’]. | 1-ый слайд Магнитные «флажки» с буквами на доске. |
III. Тренировочные упражнения по теме занятия 3.1 Уточнение характеристики звуков 3.2 Слуховая дифференциация 3.3 Определение наличия звука в слове | - Правильно! Прочитайте тему занятия. - Назовите 1-ую остановку. - Дайте характеристику звукам [р] и [р’]. Оформите их «паспорта» на доске. - Проверим, верно ли вы выполнили задание. - Что между звуками общее? - Чем звуки отличаются? - Молодцы! Вы получаете 1-ую подсказку. Назовите букву. - Назовите 2-ую остановку. - Каким цветом обозначают твердые согласные? - Каким цветом обозначают мягкие согласные? - Я буду называть слова, а вы поднимите синий флажок, если в слове слышится [р], зеленый - [р’]. - Молодцы! Вы получаете 2-ую подсказку. Назовите букву. - Назовите 3-ью остановку. - Назовите только те предметы, в названии которых слышится звук [р] \ (14-ый слайд [р']). - Человеку какой профессии принадлежат эти предметы? (Назовите профессию, с которой связаны эти предметы). - Молодцы! Вы получаете 3-ью подсказку. Назовите букву. | - Тема занятия «Звуки [р] и [р’] в словах. - 1-ая остановка «Переулок звуков». Выходят по очереди и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте к доске. Смотрят на экран. - Эти звуки согласные, звонкие и непарные. - Звук [р] – твердый, а [р’] – мягкий. Называют. - 2-ая остановка «Проспект внимания». - … синим цветом. - … зеленым цветом. Следуют инструкции. Называют. - 3-ья остановка «Площадь профессий». Называют слова. - Эти предметы принадлежат … - Эти предметы связаны с профессией … Называют. | 2-ой слайд 3-ий слайд 4-ый слайд 5-ый слайд Слова: повар, пекарь, сварщик, кочегар, рабочий, шахтер, моряк, матрос, доктор, врач, актер, актриса, дворник, дворецкий, акробат, спортсмен, юрист, президент. 6-ой слайд 7-14-ый слайды |
IV. Динамическая пауза V. Упражнения на закрепление усвоенных навыков 5.1 Определение места звука в слове 5.2 Словообразование 5.3 Звуко-буквенный анализ | - Настало время отдохнуть. Повторяйте движения. - Молодцы! За активное участие вы получаете 4-ую подсказку. Назовите букву. - Назовите 4-ую остановку. - Определите, кто в каком доме живет. В 1-ом доме живет человек, в названии профессии которого звук [р] слышится в начале слова, во 2-ом доме – в середине слова, в 3-ем – на конце слова. - Почему вы никуда не поселили моряка (гитариста)? - Молодцы! Вы получаете 5-ую подсказку. Назовите букву. - Назовите 5-ую остановку. - Назовите предметы. - От данных имен существительных образуйте названия профессий. - Проверим! - Молодцы! Вы получаете 6-ую подсказку. Назовите букву. - Назовите последнюю остановку. - Подберите к образованным словам подходящие схемы. - Проверим! - Молодцы! За это задание вы получаете 2 подсказки. Назовите буквы. | Смотрят на экран и повторяют движения. Называют. - 4-ая остановка «Аллея труда». Комментируют по очереди. - В этом слове звук [р']. Называют. - 5-ая остановка «Образовательная улица». - трактор, кран, скрипка, барабан, ворота. - тракторист - крановщик - скрипач - барабанщик - вратарь Называют. - Последняя остановка «Конечный дворик». Подбирают с комментированием. Называют. | 15-й слайд 16-18-ый слайды 19-й слайд 20-й слайд 21-й слайд 22-й слайд 23-й слайд 24-й слайд |
VI. Подведение итогов | - Вспомните, для чего мы собирали флажки? - Составьте слово. Прочитайте его. - Кто такой дизайнер? - Это художник-конструктор. - Настало время вернуться из путешествия в класс. - Чему вы сегодня учились? - Вспомните названия профессий с этими звуками. - Молодцы! | - Мы собирали флажки, чтобы составить слово. - Это дизайнер. Высказывают предположения. - Мы учились различать в словах звуки [р] и [р’]. Перечисляют. | Складывают слово на домке. |