СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков и букв Б-Д в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов коррекционной школы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв Б-Д в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов коррекционной школы.»









Дифференциация звуков и букв Б-Д в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов коррекционной школы.



























Учитель-логопед

М.Н. Бондаренко























Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Б -Д в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов коррекционной школы».

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

Учитель-логопед М.Н. Бондаренко



Цели: 

  • образовательные:

    • уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

    • формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д]  в слогах, словах;

    • совершенствование навыков выполнения  звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического представления;

    • обогащение словарного запаса.

  • коррекционно-развивающие:

    • развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;

    • развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;

    • уточнение пространственной ориентировки;

    • развитие мелкой моторики пальцев рук;

    • выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;

    • развитие связной речи, высказывания.

  • воспитательные:

    • воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные  зеркала, линейки, коробочки с фасолью, нитки, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.



– Посмотрите на картинку и назовите изображения  предметов. 

Что это? (Дерево, дом, бочка)

– Расположите слова-предметы по порядку  по количеству букв в них, начиная с  наименьшего.

Дом, бочка, дерево.

– Выделите первый звук в каждом слове.

Основная часть.

Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

Шапка красная на нем, издали горит огнем.

Он устроился на сук,

Барабанит «тук» да «тук».

(Дятел)  

Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий,  взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – дом).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это ….

(Белка)

Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – бочка).



Сопоставление звуков по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки  б-д, б-д… Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.

Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б]  и [д]  и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и  крючок вверху)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?

Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (выводится на интерактивную доску).

ба – да                        до – бо

бо – до                        да – ба

ду – бу                        ды – бы                     



Физминутка.

Долго дятел дуб долбит. (повороты туловища влево и вправо (руки на поясе)

Клювом дятел дуб долбит (пальчики в форме клювика, постучать по одной

ладони, затем по другой)

Тук, тук, тук, (2 раза) (2 наклона вперед)

Пауков найдет он. (пальчики в форме клювика, постучать по одной

ладони, затем по другой)



Различение б – д на письме.

Работа с фасолью.

  1. Выложить на подставках из фасоли прописные маленькие буквы  б – д.

  2. Из нитки по образцу учителя сделать прописные маленькие буквы б и д.

  3. Из каких элементов состоит буква б? А буква д?

Игра «Шифровальщики». (подчеркнуть б-д  разными цветными карандашами).

1.Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

Парад, облако, болото, енот, дом, азбука– победа;

Радуга, ананас, борт, овал, тумба, адрес – работа;

Зуб, арбуз, бочка, окно, труд, апельсин – забота;

2. Из названных слов записать в тетрадь букву, изучаемую на уроке и её место в слове.

Дом, рыба, удочка, автобус, зуб, клубок, ягоды, радуга.

д 1, б 3, д 2, б 5, б 3,  б 4, д 4, д 3.

Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка).

Физминутка. Гимнастика для глаз.

– Нарисуйте глазками круги и овалы начиная со стрелки 1.

Игра «Странные слова».

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.

– как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз? (д).Почему?

– А у которых вверх? (б). Почему?

Спишите, вставляя нужные буквы.

Ро от, улавка, ым, ра уга   

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.



Игра «Что лишнее?»

На   доске выводятся картинки: носки, ботинки, туфли, сапоги.

– Какая картинка лишняя?      Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы?        Обувь

Запишите это слово в тетрадь. Это слово можно записать и графически. Черточками давайте обозначим количество букв  в слове.

Учитель показывает пример графической записи слова на доске.  Далее ученики выходят к доске и самостоятельно записывают слова графически.       

_ б _ _ _

б) кастрюля, тарелка, стол, ложка.                               Посуда          _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, брюки, юбка.                          Одежда         _ д _ _ д _

г) стул, машина, диван, стол                                 Мебель         _ _ б _ _ _

Физминутка 

Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Заниматься каждый день (повторяем движения)

С одной ветки, прыгнув смело (руки на поясе, прыжок влево)

На сучок она присела (присесть).

Вправо прыгнула потом, (руки на поясе, прыжок вправо),

Покружилась над дуплом (покружиться)

Влево-вправо целый день (прыжки влево-вправо)

Прыгать белочке не лень!




Итог занятия.

– Чем мы занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания были вам интересными?

Рефлексия. Прикрепите смайлики на доску, кому наше занятие понравилось и было все понятно возьмите веселый смайлик, кому не очень понравилось или не все понятно – грустный смайлик.

Спасибо вам за работу ребята! Желаю вам успехов!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!