Дифференциация звуков и букв Б-Д в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов коррекционной школы.
Учитель-логопед
М.Н. Бондаренко
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Б -Д в письменной речи при профилактике и коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов коррекционной школы».
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»
Учитель-логопед М.Н. Бондаренко
Цели:
образовательные:
уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д] в слогах, словах;
совершенствование навыков выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
обогащение словарного запаса.
коррекционно-развивающие:
развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
уточнение пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
развитие связной речи, высказывания.
воспитательные:
воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные зеркала, линейки, коробочки с фасолью, нитки, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.
– Посмотрите на картинку и назовите изображения предметов.
Что это? (Дерево, дом, бочка)
– Расположите слова-предметы по порядку по количеству букв в них, начиная с наименьшего.
Дом, бочка, дерево.
– Выделите первый звук в каждом слове.
Основная часть.
Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.
Шапка красная на нем, издали горит огнем.
Он устроился на сук,
Барабанит «тук» да «тук».
(Дятел)
Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – дом).
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно это ….
(Белка)
Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – бочка).
Сопоставление звуков по артикуляции.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки б-д, б-д… Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.
Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д.
Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху)
Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).
Буква д вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»:
Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);
Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).
– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?
Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:
Чтение слогов хором (выводится на интерактивную доску).
ба – да до – бо
бо – до да – ба
ду – бу ды – бы
Физминутка.
Долго дятел дуб долбит. (повороты туловища влево и вправо (руки на поясе)
Клювом дятел дуб долбит (пальчики в форме клювика, постучать по одной
ладони, затем по другой)
Тук, тук, тук, (2 раза) (2 наклона вперед)
Пауков найдет он. (пальчики в форме клювика, постучать по одной
ладони, затем по другой)
Различение б – д на письме.
Работа с фасолью.
Выложить на подставках из фасоли прописные маленькие буквы б – д.
Из нитки по образцу учителя сделать прописные маленькие буквы б и д.
Из каких элементов состоит буква б? А буква д?
Игра «Шифровальщики». (подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).
1.Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.
Парад, облако, болото, енот, дом, азбука– победа;
Радуга, ананас, борт, овал, тумба, адрес – работа;
Зуб, арбуз, бочка, окно, труд, апельсин – забота;
2. Из названных слов записать в тетрадь букву, изучаемую на уроке и её место в слове.
Дом, рыба, удочка, автобус, зуб, клубок, ягоды, радуга.
д 1, б 3, д 2, б 5, б 3, б 4, д 4, д 3.
Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка).
Физминутка. Гимнастика для глаз.
– Нарисуйте глазками круги и овалы начиная со стрелки 1.
Игра «Странные слова».
– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.
– как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз? (д).Почему?
– А у которых вверх? (б). Почему?
Спишите, вставляя нужные буквы.
Ро от, улавка, ым, ра уга
Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.
Игра «Что лишнее?»
На доске выводятся картинки: носки, ботинки, туфли, сапоги.
– Какая картинка лишняя? Носки.
– Как одним словом назвать остальные предметы? Обувь
Запишите это слово в тетрадь. Это слово можно записать и графически. Черточками давайте обозначим количество букв в слове.
Учитель показывает пример графической записи слова на доске. Далее ученики выходят к доске и самостоятельно записывают слова графически.
_ б _ _ _
б) кастрюля, тарелка, стол, ложка. Посуда _ _ _ _ д _
в) шапка, платье, брюки, юбка. Одежда _ д _ _ д _
г) стул, машина, диван, стол Мебель _ _ б _ _ _
Физминутка
Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Заниматься каждый день (повторяем движения)
С одной ветки, прыгнув смело (руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела (присесть).
Вправо прыгнула потом, (руки на поясе, прыжок вправо),
Покружилась над дуплом (покружиться)
Влево-вправо целый день (прыжки влево-вправо)
Прыгать белочке не лень!
Итог занятия.
– Чем мы занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания были вам интересными?
Рефлексия. Прикрепите смайлики на доску, кому наше занятие понравилось и было все понятно возьмите веселый смайлик, кому не очень понравилось или не все понятно – грустный смайлик.
Спасибо вам за работу ребята! Желаю вам успехов!