СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация [ц] – [ч] в словосочетаниях, предложениях.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умения различать звуки Ч-Ц по артикуляции; расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»; дифференциация звуков и букв Ц-Ч на материале словосочетаний, предложений.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация [ц] – [ч] в словосочетаниях, предложениях.»

Дата № урока

Класс Группа


Тема: Дифференциация [ц] – [ч] в словосочетаниях, предложениях.

Цель:  умение различать звуки Ч-Ц по артикуляции; расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»; дифференциация звуков и букв Ц-Ч на материале словосочетаний, предложений.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь различать на слух и на письме буквы Ч, Ц в словосочетаниях, предложениях; уметь выполнять буквенный синтез, уметь работать см деформированным предложением.

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию; формировать коммуникативные навыки через речевую деятельность; воспитывать усидчивость, работоспособность.

Метапредметные: совершенствовать навыки сравнения, анализа, обобщения, классификации; развивать мелкую моторику кисти и подвижность органов артикуляции; развить все виды восприятия.

Оборудование: буквы Ч - Ц (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); картинки с изображением птиц; карточки для составления слов и предложения раздаточный материал, ручки, карандаши.


Ход занятия.

I Организационный момент
Логопед: (звучат голоса птиц). Что вы представили, когда услышали эти звуки? Чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц). Весь материал нашего занятия будет связан с птицами. Каждый, кто будет давать на занятии правильные ответы, получит фишку-птичку.

II Сообщение темы занятия
Логопед: Соберите слово из букв, лежащих в конвертах. Какие слова вы получили? (Дети зачитывают названия птиц, а логопед вывешивает картинки). Как можно назвать их одним словом? (Птицы). (Логопед перечисляет названия птиц). Ребята, как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти картинки? (В одних названиях есть звук ч, а в других – ц. Дети прикрепляют картинки с изображением синицы, скворца, цапли – на одну сторону доски, а грача, ласточки, чайки, чижа – на другую)). Сформулируйте тему нашего урока? (Различай ч-ц).

Запишите в тетрадях число и тему занятия.
Выполните звукобуквенный анализ получившихся слов.

III Артикуляционная гимнастика
Логопед: А чтобы нам легче нам было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи. Выполним упражнения «Улыбочка», «Рупор», «Чашечка», «Грибок», «Футбол», «Вкусное варенье».

IV Дифференциация ч-ц в словах
а) уточнение и сравнение артикуляции согласных звуков ч-ц;
Какой же орган речи будет нам помогать различать звуки ч-ц? (Нам будут помогать губы. При звуке ц – губы в улыбочке, а при звуке ч- губы рупором).

б) характеристика звуков ч-ц с опорой на схему;
звук ч – согласный, непарный, глухой, мягкий. 
звук ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый.

в) соотнесение звука с буквой;
Логопед: Какой буквой обозначается на письме звук ч? (Буквой ч)
Какой буквой обозначается на письме звук ц? (Буквой ц). 
Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слова с буквами ч-ц?

Какое правило правописания существует в русском языке, которое связано с одной из этих букв? (ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧК, ЧН пиши без мягкого знака).

V Развитие мелкой моторики 
Подготовим руки к письму и выполним массаж пальцев рук при помощи колец су-джок.

д) дифференциация ч-ц на материале слов;
Логопед: Вставьте необходимую букву в названия птиц. 
отгадать загадку:

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (Синица)


Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

(Грачи)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

А зовут его скворец

(Скворец)

Над волной она летает,

Рыбу из воды хватает,

Провожает корабли

И встречает близ земли

(Чайка)



А какие буквы вы напишите в названиях птиц на ваших карточках?
У каждого ребёнка карточка с названием птицы, в котором пропущена буква ц или ч. Ребёнок проговаривает название птицы, прикрепляет карточку под рисунком птицы и объясняет какую букву ч-ц нужно написать.

VI Физкультминутка 


VIII Дифференциация ч-ц на материале предложений
Логопед: Какое сейчас время года в природе и по календарю? (весна). Какое время года наступает после зимы? (Весна). А кто являются первыми вестниками весны? (Птицы). Люди с нетерпением ждут прилёта птиц. И птицы рады возвращению домой. Ребята, они прислали нам весточки в этих конвертах, но, к сожалению, я не смогла их прочитать, так как предложение «рассыпалось».

Соберите его и запишите в своих тетрадях.
Скоро грачи и скворцы начнут выводить птенцов.

Анализ предложения:
- Сколько слов в предложении?
- А какое слово в этом предложении особенное?( и – маленькое слово, союз).
- Какие слова из этого предложения вам уже встречались? (Грачи, скворцы).
- В каких словах вам встретилась буква ч, буква ц?
- Какое правило правописания вам встретилось в этом предложении?
- Какие слова необходимо проверить, прежде, чем записать?
- Что необходимо помнить при записи предложения?
(После выполнения работы осуществляется проверка. Один ребёнок читает написанное предложение, а другой прикрепляет правильный вариант на доске). 

IX Согласование существительного с числительным
Логопед: Посчитайте, ребята, сколько у вас птиц. (Дети дают ответы, согласовывая числительные с существительными: У меня пять синиц и три грача).

X Подведение итогов
Логопед: Ребята, а ведь птицы не могут существовать без леса. Украсьте птицами деревья. ( Дети прикалывают своих птиц на 2 дерева, на которых прикреплены буквы ч, ц). Каких птиц вы прикрепили на дерево с буквой Ч, а каких на дерево с буквой Ц? А какой птицы нет на дереве? (Чайки). Почему?
Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с буквами ч-ц? (Дети повторяют алгоритм)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!