Тема: «Дифференциация гласных у – ю», 6 класс
Цель: учить различать гласные у – ю на слух и на письме.
Задачи:
Образовательные: учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными у-ю в слогах и в словах.; осуществлять контроль и самоконтроль своих действий.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа, синтеза;
развивать зрительную, речеслуховую память, внимание, логическое мышление;
расширять и обогащать лексический запас детей.
Воспитательные: воспитывать умение слушать речь педагога и одноклассников.
Планируемые результаты
Базовые учебные действия:
-личностные: формирование положительной адекватной самооценки на основе критериев успешности.:
-регулятивные: умение сохранять цель до конца занятия, оценивание правильности выполнения своих действий;
-коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и в письменной форме;
-познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
Предметные: умение слышать различия в произношении мягких и твёрдых согласных, обозначать на письме мягкость согласных буквой Ю, твёрдость согласных буквой – У, автоматизация орфограмм ЧУ-ЩУ, ча-ща, заглавная буква в именах людей.
Оборудование: компьютер, проектор, зеркала, карточки для индивидуальной работы, презентация «Дифференциация гласных у – ю »
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, дети, я рада вас вновь видеть на нашем логопедическом занятии.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать. (слайд 2)
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи
– Актуализация знаний о гласных 1 и 2 рядов. (слайд 3)
Рассмотрите картинки.
Назовите первые буквы в названиях этих картинок.
– Сообщение темы нашего занятия: различай …
– Обозначим наши цели: чему должны научиться
Расскажите, что вы знаете о гласных у-ю?
Какую гласную у или ю легче произнести?
Отличаются ли они по звучанию и написанию?
. (Ответы детей).
(слайд 4,5)
Зеркала: произносим [у] – [йу]. Посмотрите на свои губы, язык. Что происходит? (У – губы «трубочкой»,спинка языка выгнута, йу- сначала губы в «улыбке», спинка языка выгнута крутой «горкой», затем губы «трубочкой», спинка языка выгнута)
Вывод обучающихся: Ю – состоит из двух положений губ и языка].
3. Развитие фонематического восприятия
Прослушайте слоги, сожмите кулачки, если произнесу твёрдо, а если мягко – покажите ладошки: лю, гу, гю, ку, ру, дю, кю, юн?
4. Развитие пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза
Буквы у – ю живут в своём доме (слайд 7)
Сколько этажей в этом доме, сколько подъездов? Прочтите слоги с твёрдыми согласными, слоги с мягкими согласными.
лу | лю | лу | лю |
ну | ню | ну | ню |
ру | рю | ру | рю |
су | сю | су | сю |
ту | чу | ту | щу |
ду | дю | ду | дю |
– Почему слоги чу, щу выделены? Выпишите сначала слоги с гдасной у, а потом с гласной ю. .. Подчеркните согласный мягкий двумя чертами.. Придумайте слова с этими слогами.
Коллективная работа: люди, нюх, рюкзак, сюрприз, тюк, дюжина, чужой, щука …
5.Развитие звуко-буквенного анализа Игра «Шифровальщик»
(слайд 8)
Проверка.
Физминутка
(слайд 9,10)
6.Образование глаголов 1 лица единственного числа. (слайд 12-13)
7. Реши филлворд, подбери к словосочетаниям ответы из филлворда.(слайд 14-16)
8.Отгадайте ребусы (слайд 17-19), загадку (слайд20)
Уют, стою, узор .
И шепнёт: «Не забудь про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовётся … (слайд 21 – незабудка).
– Какую нашу гласную запишем? Где ещё есть «опасное» место? Незабудка – от не забуду. Где растёт незабудка? (На лугах, в сырых местах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Согласование имён прилагательных с именами существительными.
(слайд 22)
Работа на индивидуальных карточках: вставь у – ю:
Ч…десные, хр…пкие, гол…бые, кр…пные, л…бопытные, кол…чие,д…шистые.
– выводы.
– Что это за слова? Слова – признаки. Подберите подходящие по смыслу слова – предметы – названия цветов.
9. Рефлексия деятельности
– Над чем сегодня работали?
– После каких согласных пишем у, ю?
– Какое правило надо помнить?
– О чём ещё узнали?
– Удалось ли достигнуть поставленных целей?
– Оцените уровень владения темой по линеечке достижений.
У | Т | Ю | Г | Г | А | Д | Ю | К | А |
К | Л | Ю | К | В | А | Ю | Р | И | К |
М | Я | Н | Ы | С | У | Г | Т | С | У |
Ю | З | И | А | Л | У | К | А | Т | С |
Ч…десные
хр…пкие
гол…бые
кр…пные
л…бопытные
кол…чие
д…шистые
6