Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА. БУКВЫ ЗВУКИ О – Ё. ОСЕНЬ. ( 2 , 3 класс. Группа «Нарушения письма и чтения, обусловленные нарушением фонематических процессов ).
Цель:
Учить детей различать гласные О-Ё устно и на письме.
Развивать фонематическое восприятие и формировать четкие фонематические представления, навыки анализа и синтеза.
Развивать словарный запас, формировать связную речь детей на примере словосочетаний.
Уточнить понятие детей о словосочетании, учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Продолжать учить находить границы предложения, выделяя начало и конец.
Учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и проверять себя в тех случаях, когда возникают сомнения в подборе необходимой буквы, слога , слова.
Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание.
Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё, прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.
Воспитывать любовь к природе. Уточнить понятие «Поздняя осень».
Оборудование:
индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал (Приложение 2 ) Таблица с гласными 1 и II ряда (Приложение 1). Два жёлтых листа с буквами «О- Ё»; индивидуальные карточки с заданиями; три картинки « Осень».
Ход занятия
1.Организационный момент. На доске два жёлтых листика с буквами О и Ё. Постановка учебной цели. Загадка об осени :
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я
(осень)
Вопросы : Какое время года ? Когда это бывает ? Ранняя, золотая, поздняя. Раскрыть.
Л о го п е д .Сегодня , ребята мы будем учиться различать устно и на письме гласные О и Ё
II. Повторение пройденного материала.
Л о г о п е д. Ребята, назовите гласные II ряда. Как образовались гласные II ряда?
Вывешивается на доску таблица с гласными 1 и II ряда (Приложение 2)
III. Работа с зеркалами.
Л о г о п е д. Ребята, возьмите каждый своё зеркало и произнесите звук [o], обратите внимание на положение губ( губки круглые, расстояние между зубками большое, язычок находится внизу).
П о я с н е н и е л о г о п е д а :
При артикуляции звука [o]:
а) губы округлены и немного выдвинуты вперёд;
б) зубы закрыты округлёнными губами;
в) язычок лежит на дне ротика;
г) горлышко «работает» (рука ребёнка лежит на горлышке для контроля)
Л о г о п е д. Сейчас, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначают буквой Ё Почувствовали ли вы разницу между произнесением ё и о?
У ч е н и к и Положение губ такое же, только спинка язычка сначала находится вверху, около верхних альвиол,а затем уходит резко вниз, на дно рта.
Л о г о п е д. Какой вывод можно сделать?
Ученики. Звуки сходны в артикуляции.
Л о г ог п е д. Правильно, ребята эти гласные сходны по произношению ( артикуляции), но различны по написанию. Они парные , Чтобы не путать эти гласные, нужно научиться их различать.
1V. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.
Ло г о п е д . Обратите внимание на таблицу. К какому ряду относится гласная Ё?
Рассмотрите и объясните, как образовалась гласная II ряда ё.
У ч е н и к и. Ё – гласная II ряда. Ё образовалась путём слияния согласного [й’] с гласной 1 ряда [o].
[й’] + [o] = [й’o]—ё
Что умеют гласные второго ряда:
- Смягчать согласную, мягкую согласную будем отмечать зелёной точкой, гласную первого ряда О- красной точкой, гласную второго ряда Ё- красным кругом.
Л о г о п е д. Теперь выполните задания индивидуального дидактического материала .
Задание 1
Открыли тетради, пишем число.
На доске написаны слова: нос –нёс.
Л о г о п е д. Ребята ,прочитайте слова. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте и скажите, какими буквами различаются эти слова.
Ученики. По смыслу это разные слова: первое – часть тела, второе – слово-действие, а различаются они буквами о-ё. В первом слове н звучит твёрдо, во втором слове н произносится мягко. Спешите и обозначьте О-Ё и мягкую согласную.
Задание 2
Прочитайте пары слогов, Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных. (Слоги написаны на доске)
мо-мё по-пё со-сё то-тё ро-рё но-нё бо-бё фо-фё
Задание 3
физминутка
Игра с мячом. Произносим слоги парами. Логопед со звуком о, ребята со звуком ё.
Ом-ём ос-ёс от-ёт ор-ёр то-тё со-сё ко-кё ро-рё во-вё ол-ёл
Задание 4
«повторялки»
физминутка, можно с мячом
Запомните и повторите ряды слогов
Мо-мё-мо мё-мо-мё мо-мё-мо-мё мё-мо-мё-мо то-тё-то тё-то-тё то-тё-тё-то тё-то-тё-то
Задание 5
Запишите слоги в две строчки. С буквой о в одну строчку, с буквой ё- в другую.
Диктовка. Комментирование по цепи с показом букв.
От, ёт, Ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё.
Задание 6
Работа в карточках.
Л о г о п е д. Найдите и соедините слова с их графическим изображением.
костёр, осёл, сом, весёлый, сёмга.
Задание 7.
Карточки – овощи.
Вставьте пропущенные буквы о-ё в словах. Обозначьте гласные о и ё красным кружочком , а смягчённую согласную зелёным кружочком.
Тел…н…к, к…зл…н…к, ут…н…к, лис…н…к, ягн…н…к, щен…к, жереб…н…к.
Задание 8.
Найти. Записать получившееся словосочетание в тетради. Обозначить О-Ё и мягкую согласную.
У детей на столах карточки чашки со словами. На столе блюдца со словами.
Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания.
В чашках слова:
Задание 9 .
На индив. Карточках.
Оставь только те буквы, которые подходят. Лишнюю букву зачеркни.
Образец: Б(о,ё)ря вед(о,ё)т л(о,ё)шадь.
Задание 10 .
Задание на листе на доске. Дети исправляют ошибки красным фломастером по очереди.
Исправь ошибки в словосочетаниях
Плывот по реке
Выбросим старьо
Большой посолок
Ведот кёзу
Везёт вёз
Дорни за кольцо
Маленький лисонок
Быстрый самолот
Подмол пёл
Пёел кашу
Ученики по очереди читают задания , выполняют их, если возникают трудности, логопед объясняет и помогает детям.
Логопед. Вы хорошо потрудились. Давайте ещё раз обратимся к заданию 2. С кажите , как читаются согласные, после которых стоит гласная ё.
У ч е н и к и: Все согласные, после которых стоит гласная II ряда ё, произносятся мягко, а согласные, после которых стоит гласная 1 ряда о, произносятся твёрдо.
V.Итог занятия.
1.Обобщение.
Л о г о п е д. Ребята, что сегодня узнали на логопедическом занятии?
У ч е н и к и. Узнали, как образовалась гласная II ряда ё, о том, что гласная ё всегда смягчает тот согласный, после которого она стоит.
Л о г о п е д.
Правильно, ребята. В заключении предлагаю вам поиграть.
2. И г р о в о е з а д а н и е по воспроизведению ряда гласных звуков ; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции ( на развитие слухового внимания и восприятия).
Солисты.
Вариант 1
Логопед вводит учащихся в игровую ситуацию.
Л о г о п е д. В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки.
«Песенки-распевки» представляют собой всё усложняющиеся ряды гласных звуков:
Оа: ау; иа; уи;
Иао; аио; уаи; уои;
Иаоу; уоаи; аоуи; иауо;
Иаоуэ; оэиау;уоаиэ;эиоау.
Вариант 2
Л о г о п е д. Вот беда , ребята, солист потерял голос! Он должен петь, но не может, давайте догадаемся, какие песенки должны прозвучать.
Логопед предлагает учащимся по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить «песенки» - ряд гласных звуков из 2- 5 элементов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Волкова Л.С. Логопедия Москва «Просвещение» 1989
Ефименкова Л.Н Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос,2003
Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза/Е.В Мазанова – М : ООО «Аквариум-принт»,2006.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников «союз» Санкт-Петербург 1998
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа : логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко – СПб. : Детство-Пресс, 1998.
Ткаченко Т.А Формирование и развитие связной речи : логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство-Пресс, 1999.