СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда ( О-Ё)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей различать гласные О-Ё устно и на письме.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных 1 и 2 ряда ( О-Ё)»

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА. БУКВЫ ЗВУКИ О – Ё. ОСЕНЬ. ( 2 , 3 класс. Группа «Нарушения письма и чтения, обусловленные нарушением фонематических процессов ).


Цель:

  1. Учить детей различать гласные О-Ё устно и на письме.

  2. Развивать фонематическое восприятие и формировать четкие фонематические представления, навыки анализа и синтеза.

  3. Развивать словарный запас, формировать связную речь детей на примере словосочетаний.

  4. Уточнить понятие детей о словосочетании, учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

  5. Продолжать учить находить границы предложения, выделяя начало и конец.

  6. Учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и проверять себя в тех случаях, когда возникают сомнения в подборе необходимой буквы, слога , слова.

  7. Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание.

  8. Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё, прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

  9. Воспитывать любовь к природе. Уточнить понятие «Поздняя осень».


Оборудование:

индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал (Приложение 2 ) Таблица с гласными 1 и II ряда (Приложение 1). Два жёлтых листа с буквами «О- Ё»; индивидуальные карточки с заданиями; три картинки « Осень».


Ход занятия


1.Организационный момент. На доске два жёлтых листика с буквами О и Ё. Постановка учебной цели. Загадка об осени :

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я

(осень)


Вопросы : Какое время года ? Когда это бывает ? Ранняя, золотая, поздняя. Раскрыть.


Л о го п е д .Сегодня , ребята мы будем учиться различать устно и на письме гласные О и Ё


II. Повторение пройденного материала.


Л о г о п е д. Ребята, назовите гласные II ряда. Как образовались гласные II ряда?


Вывешивается на доску таблица с гласными 1 и II ряда (Приложение 2)


III. Работа с зеркалами.


Л о г о п е д. Ребята, возьмите каждый своё зеркало и произнесите звук [o], обратите внимание на положение губ( губки круглые, расстояние между зубками большое, язычок находится внизу).


П о я с н е н и е л о г о п е д а :


При артикуляции звука [o]:

а) губы округлены и немного выдвинуты вперёд;

б) зубы закрыты округлёнными губами;

в) язычок лежит на дне ротика;

г) горлышко «работает» (рука ребёнка лежит на горлышке для контроля)


Л о г о п е д. Сейчас, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначают буквой Ё Почувствовали ли вы разницу между произнесением ё и о?


У ч е н и к и Положение губ такое же, только спинка язычка сначала находится вверху, около верхних альвиол,а затем уходит резко вниз, на дно рта.


Л о г о п е д. Какой вывод можно сделать?


Ученики. Звуки сходны в артикуляции.


Л о г ог п е д. Правильно, ребята эти гласные сходны по произношению ( артикуляции), но различны по написанию. Они парные , Чтобы не путать эти гласные, нужно научиться их различать.


1V. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.


Ло г о п е д . Обратите внимание на таблицу. К какому ряду относится гласная Ё?

Рассмотрите и объясните, как образовалась гласная II ряда ё.

У ч е н и к и. Ё – гласная II ряда. Ё образовалась путём слияния согласного [й’] с гласной 1 ряда [o].


[й’] + [o] = [й’o]—ё


Что умеют гласные второго ряда:

- Смягчать согласную, мягкую согласную будем отмечать зелёной точкой, гласную первого ряда О- красной точкой, гласную второго ряда Ё- красным кругом.


Л о г о п е д. Теперь выполните задания индивидуального дидактического материала .



Задание 1

Открыли тетради, пишем число.

На доске написаны слова: нос –нёс.

Л о г о п е д. Ребята ,прочитайте слова. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте и скажите, какими буквами различаются эти слова.

Ученики. По смыслу это разные слова: первое – часть тела, второе – слово-действие, а различаются они буквами о-ё. В первом слове н звучит твёрдо, во втором слове н произносится мягко. Спешите и обозначьте О-Ё и мягкую согласную.


Задание 2


Прочитайте пары слогов, Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных. (Слоги написаны на доске)

мо-мё по-пё со-сё то-тё ро-рё но-нё бо-бё фо-фё


Задание 3

физминутка


Игра с мячом. Произносим слоги парами. Логопед со звуком о, ребята со звуком ё.

Ом-ём ос-ёс от-ёт ор-ёр то-тё со-сё ко-кё ро-рё во-вё ол-ёл


Задание 4

«повторялки»

физминутка, можно с мячом


Запомните и повторите ряды слогов

Мо-мё-мо мё-мо-мё мо-мё-мо-мё мё-мо-мё-мо то-тё-то тё-то-тё то-тё-тё-то тё-то-тё-то


Задание 5


Запишите слоги в две строчки. С буквой о в одну строчку, с буквой ё- в другую.

Диктовка. Комментирование по цепи с показом букв.

От, ёт, Ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё.


Задание 6

Работа в карточках.

Л о г о п е д. Найдите и соедините слова с их графическим изображением.




костёр, осёл, сом, весёлый, сёмга.

Задание 7.

Карточки – овощи.

Вставьте пропущенные буквы о-ё в словах. Обозначьте гласные о и ё красным кружочком , а смягчённую согласную зелёным кружочком.

Тел…н…к, к…зл…н…к, ут…н…к, лис…н…к, ягн…н…к, щен…к, жереб…н…к.


Задание 8.


Найти. Записать получившееся словосочетание в тетради. Обозначить О-Ё и мягкую согласную.

У детей на столах карточки чашки со словами. На столе блюдца со словами.

Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания.

В чашках слова:

Задание 9 .

На индив. Карточках.

Оставь только те буквы, которые подходят. Лишнюю букву зачеркни.

Образец: Б(о,ё)ря вед(о,ё)т л(о,ё)шадь.










Задание 10 .


Задание на листе на доске. Дети исправляют ошибки красным фломастером по очереди.

Исправь ошибки в словосочетаниях

Плывот по реке

Выбросим старьо

Большой посолок

Ведот кёзу

Везёт вёз

Дорни за кольцо

Маленький лисонок

Быстрый самолот

Подмол пёл

Пёел кашу



Ученики по очереди читают задания , выполняют их, если возникают трудности, логопед объясняет и помогает детям.


Логопед. Вы хорошо потрудились. Давайте ещё раз обратимся к заданию 2. С кажите , как читаются согласные, после которых стоит гласная ё.


У ч е н и к и: Все согласные, после которых стоит гласная II ряда ё, произносятся мягко, а согласные, после которых стоит гласная 1 ряда о, произносятся твёрдо.


V.Итог занятия.


1.Обобщение.


Л о г о п е д. Ребята, что сегодня узнали на логопедическом занятии?


У ч е н и к и. Узнали, как образовалась гласная II ряда ё, о том, что гласная ё всегда смягчает тот согласный, после которого она стоит.


Л о г о п е д.

Правильно, ребята. В заключении предлагаю вам поиграть.


2. И г р о в о е з а д а н и е по воспроизведению ряда гласных звуков ; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции ( на развитие слухового внимания и восприятия).


Солисты.


Вариант 1


Логопед вводит учащихся в игровую ситуацию.


Л о г о п е д. В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки.


«Песенки-распевки» представляют собой всё усложняющиеся ряды гласных звуков:

Оа: ау; иа; уи;


Иао; аио; уаи; уои;


Иаоу; уоаи; аоуи; иауо;


Иаоуэ; оэиау;уоаиэ;эиоау.


Вариант 2


Л о г о п е д. Вот беда , ребята, солист потерял голос! Он должен петь, но не может, давайте догадаемся, какие песенки должны прозвучать.


Логопед предлагает учащимся по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить «песенки» - ряд гласных звуков из 2- 5 элементов.



Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Волкова Л.С. Логопедия Москва «Просвещение» 1989

  2. Ефименкова Л.Н Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос,2003

  3. Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза/Е.В Мазанова – М : ООО «Аквариум-принт»,2006.

  4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников «союз» Санкт-Петербург 1998

  5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа : логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко – СПб. : Детство-Пресс, 1998.

  6. Ткаченко Т.А Формирование и развитие связной речи : логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство-Пресс, 1999.















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!