«Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» 5 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Образовательные:
формирование умения свободно (в уме) умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000;
отработка и первичное закрепление умений и навыков выполнения подобных заданий;
выявление закономерностей и обобщение учебного материала.
2. Воспитательные:
воспитание познавательной активности, ответственности;
активизация мыслительной деятельности в процессе выполнения заданий;
воспитание чувства ответственности, самоконтроля, математической культуры;
отработка и закрепление умений и навыков выполнения подобных заданий.
3. Развивающие:
развитие внимательности, логического мышления;
формирование потребности в приобретении новых знаний;
развитие умения систематизировать и применять полученные знания.
Оборудование: мультимедийная установка, учебник, карточка с заданием для каждого ученика.
1. Организация начала занятия.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Здравствуйте ребята. Я хочу вам предложить задачу.(Слайд №2)
Задача. В журнале дан рецепт вкусных пирожных. Из одной порции получается 4 штуки. К вам на день рождения придет много гостей и вам нужно увеличить рецепт в 10 раз.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы увеличить количество продуктов в 10 раз?
Дети: нужно все умножить на 10.
Учитель: как вы можете это сделать?
Дети: сначала килограммы переведём в граммы, а затем умножим полученные числа на 10.
Решение(устно)
0,2кг=200г *10=2000г=2кг(муки и сахара);
0,1кг=100г * 10=1000г=1 кг(масла);
0,04кг=40г * 10=400г (сгущёнки)
3 * 10=30 (яиц)
Учитель: но это занимает много времени. Мы можем научиться делать всё гораздо быстрее.
Сегодня мы с вами будем работать над проблемой – как умножить и разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000. Давайте подумаем, нужны ли нам эти знания в жизни или мы сможем прожить без них? Решённая задача показала, что такие знания часто проходится использовать в повседневной жизни.
Учитель: Значит, мы должны уметь выполнять такие действия?
Дети: да.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Учитель: (Слайд № 3)Посмотрите, чем отличаются дроби в задании?
Дети: в этих дробях перемещалась запятая. Каждая предыдущая дробь - меньше следующей.
Учитель: как изменяется значимость цифры при перемещении её на 1 разряд влево?
Дети: цифра переходит в более старший разряд.
Учитель: Как меняется число, если все его цифры сдвигаются на 1 разряд влево?
Дети: Это число увеличивается в 10 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз?
Дети: умножению на 10.
Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод. Как умножить десятичную дробь на 10?
Дети: В этой дроби нужно переместить запятую на 1 цифру вправо, так чтобы эта дробь увеличилась в 10 раз.
Учитель: (Слайд № 4)Посмотрите, чем отличаются эти дроби ?
Дети: в этих дробях перемещалась запятая. Каждая предыдущая дробь - больше следующей.
Учитель: как изменяется значимость цифры при перемещении её на 1 разряд вправо?
Дети: цифра переходит в более младший разряд.
Учитель: Как меняется число, если все его цифры сдвигаются на 1 разряд вправо?
Дети: Это число уменьшается в 10 раз.
Учитель: Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 10 раз?
Дети: делению на 10.
Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод. Как разделить десятичную дробь на 10?
Дети: В этой дроби нужно переместить запятую на 1 цифру влево, так чтобы эта дробь уменьшилась в 10 раз.
Учитель: Давайте обратимся к нашему учебнику и посмотрим, что же там написано. (работа с учебником стр. 188, правила умножения и деления на 10, 100, 1000). Выполнить умножение и деление десятичных дробей с помощью таблицы классов и разрядов.
Учитель: А если мы будем переносить запятую не на 1, а на 2, 3 и т.д. знаков влево , то что будет происходить с дробями?
Дети: эти дроби будут уменьшаться в 100 раз, в 1000 раз и т.д.
Учитель: Какому арифметическому действию это соответствует?
Дети: это уменьшение -деление на 100, 1000.
3. Физминутка.
1.Упражнения для расслабления глазной мышцы. Посмотреть вдаль, перевести взгляд на оконную раму(3 раза).
2.Дыхательные упражнения: глубоко вздохнуть и резко выдохнуть (3 раза).
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Работа с учебником. Решение заданий № 663, №6 67. Ребята по желанию выходят к доске, решают примеры с объяснением и комментариями. Тем, кому трудно предлагается выполнять задания с помощью таблицы классов и разрядов, которая проецируется на экран.(Слайд № 5)
5. Блицопрос.
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.(слайд № 6,7)
Обучающиеся 5-7 минут выполняют блицопрос, затем берут в руки карандаши, меняются листочками и выполняют взаимопроверку. Критерий оценки и правильные ответы проецируются на экран.(Слайд №8) Дети сразу выставляют друг другу оценки и сдают учителю на дополнительный контроль.
6. Подведение итогов урока.
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Выставление оценок за работу на уроке, за блицопрос.
7. Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (поведения, способов деятельности, общения).(слайд №9)
8. Домашнее задание.
Домашнее задание обучающиеся получают двухуровневое и выполняют его в рабочих тетрадях на печатной основе.(Слайд № 9)
1 уровень (для сильных) № 39.2 (а,б,в)
2 уровень (для слабых) № 39.1 (1-5).
Уровни дети выбирают сами, но большая часть класса выполняет оба задания.