СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра с элементами тренинга предназначена для педагогов, психологов с целью помочь коллегам выйти из возникающих конфликтных ситуаций на работе .

Просмотр содержимого документа
«Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями»

Управление образования администрации города Шахтерска

Шахтерская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 13

имени Н.И.Баранова











Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями





Подготовили

Гришина С.В.,

учитель начальных классов

Скилевая Т.С.,

учитель географии, биологии














Шахтерск, 2017

«Плохой хозяин растит сорняк,

хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

дальновидный воспитывает работника»

Японская мудрость


ТЕМА: Педагог – родители: проблемы общения


Цель: подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач, упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта, умения убедить.

Просвещение, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций при общении с родителями обучающихся.


Задачи:

1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме (профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями).

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,- возражение, - дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме.


Обоснование проблемы:

Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать. Следовательно, цель игры познакомить с теоретическими аспектами конфликтных ситуаций и практическими способами эффективной коммуникации для разрешения проблемных ситуаций.


Вид деловой игры: организационно – деятельная игра. Участники моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.


Ход игры


  1. Правила проведения игры

- Сегодня мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности и доверия. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок. Давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • доверительный стиль общения;

  • активное участие в происходящем;

  • работа по принципу «здесь и теперь»;

  • уважение к говорящему;

  • обращение по имени, и на ты.

  • не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

  • слушать, не перебивать.


  1. Видеоролик – мультфильм для эмоционально-психологического настроя участников игры

Если успеха достичь трудно,

нужно приложить больше усилий
Пьер Бомарше
Успех сопутствует тому,

кто полностью является самим собой
Рольф Ширм

  1. Тимбилдинг - игра на командообразование

Цели: создание сплоченных команд с общей мотивацией и желанием развиваться. Сохранение благоприятного микроклимата внутри коллектива. Введение в атмосферу игры, сплочение группы, знакомство участников группы, снятие тревожности, эмоционального напряжения участников.


1игра. Знакомство

Цель: Введение в атмосферу игры, сплочение группы, знакомство участников группы.

Инструкция. Сначала мы должны познакомиться. Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени пожелание своим коллегам. Например: «Я Светлана. Я желаю всем силы». «Я Татьяна. Я желаю всем творчества».

2 игра. «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»

Инструкция. Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что...» Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».



  1. Правила проведения игры (мозговой штурм):

4.1. Упражнение « Работа с родителями»

Цель: повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение данной темы.

Методические рекомендации: Тренер объединяет участников в три группы, Каждая группа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: Участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в школах.


    1. Упражнение «Эффективность общения»

Цель: подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Методические рекомендации:

Участники с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказывают свою точку зрения, а тренер записывает на доске предложения. Затем группа выбирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.


  1. Упражнение «Общение учителя с родителем – это…»

Цель: активизация процесса игры.

Методические рекомендации:

Группа объединяется в три команды (___________________________________), и в течение 10 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение учителя с родителем».

Например: «о» — обаяние педагога,

«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова —«учителя», третья – слова «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, вывешивают на доске.


6. Упражнения на погружение в педагогическую проблему

6.1.

1) Конфликт

Учащийся, который хорошо учится, остаётся после уроков для посещения театрального кружка в школе. Ребёнок очень доволен, а родители против. Мама считает: «Это пустая трата времени, пусть лучше дома помогает своим двум маленьким братьям». Происходит постоянный конфликт между классным руководителем и родителями.

2) Ошибка

Ученик 4 класса очередной раз пришёл на урок математики с неправильно решённой задачей. Учитель, проверяя домашнее задание, сообщила ученику о допущенных ошибках. Но ребёнок ответил: «А папа сказал, что мы правильно решили, и я исправлять ничего не буду!» И это было уже не первый раз.

3) Правонарушение

Ученик Саша совершил правонарушение – стоял вместе с другом и кидал камни в окно, где жил пожилой человек. Просто так, ради интереса. В окно попал и разбил его друг, а не он. Когда родители Саши узнали об этом, то они стали оправдывать своего сына: он кидал, но он же не разбил окно. Поэтому родители утверждали, что их сын не виноват и никак не могли понять, почему они должны возмещать материальный ущерб.

4) Техника чтения

Ученица 1 класса имеет низкий уровень чтения вслух. С учителем мама не хочет оставлять, потому что ребёнок начинает плакать, не хочет читать, и маме становиться жаль дочку. В группу продлённого дня ходить девочка не хочет, потому что учитель ГПД тоже старается почитать с девочкой. На репетитора нет времени и денег. Но ребёнок постоянно посещают танцевальный кружок. Родители делают всё, чтобы ребёнок избегал общения с учителем после уроков. На замечания учителя повысить технику чтения мама реагирует так: «У нас сейчас семейные проблемы, я не буду загружать ещё чтением. Придёт время – научится»



- Как можно разрешить данные конфликты?

- Что можно посоветовать учителям?


6.2. Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»

Цель: повысить уровень мотивации участников в работе по теме «Конфликты».

Методические рекомендации:

Группа объединяется в 2 подгруппы, одна из них собирает аргументы, доказывающие, что конфликты с родителями недопустимы, другая – отстаивает позицию: «Конфликты – это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями». В течение 5 мин. Каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их.


6.3. Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Цель: Познакомить участников с понятие конфликта, привести классификацию типов конфликтов и познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса.

«акулы» чаще используют соревнование;

«черепашки» — уклонение;

«медвежата» — приспособление;

«лисы» — компромисс;

«совы» — сотрудничество.

Упражнение «Письмо к директору школы»

Цель: Отработать техники выхода из конфликтных ситуаций

Тренер просит участников представить, что директор собирается издать приказ о том, что в День Учителя все участники игры должны будут дежурить в школе и следить за порядком. Но еще не успел издать этот приказ, а только думает над его проектом и хотел бы знать наше мнение. В связи с этим необходимо написать директору письмо в соответствии с указанным на карточке стилем.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

После того, как письма готовы (5мин.), представители подгрупп по очереди зачитывают их, а остальные участники отгадывают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован.


Участники обсуждают возможности и недостатки каждого стиля выхода из конфликтной ситуации в рамках данного игрового контекста.


6.4. Упражнение «Согласие».

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: Всем известно, что бывают такие виды конфликтов:

- учитель-учитель;

- учитель-дети;

- учитель-родители;

- администрация-родители.

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт в стадии их возникновения.

Но, тем не менее есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряжённость ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями, словами. Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться и ответить на его выпад не противостоянием, а согласием.

  • Ты никогда никому не помогаешь.


  • Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.


  • Ты совсем не умеешь красиво одеваться.


  • Почему ты на всех смотришь волком?


  • С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.


  • Ты как не от мира сего.


  • У тебя такой страшный взгляд.


  • С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.


  • У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.


  • Посмотри, на кого ты похожа!


  • Ты слишком много болтаешь ерунды.


  • Что ты вечно на всех кричишь?!


  • У тебя полностью отсутствует чувство юмора.



6.5. Мини-лекция «Манипуляции»

Цель: Постараться научить участников владеть навыками распознавания различных типов манипуляций и способами защиты от них.

Психологи отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:

«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.

«Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель — диктовать свои условия.

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся, во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

Судья.Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.


Упражнение «Манипуляции. Колобок и Лисица»

Цель: Научить участников распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике. Отработать навык противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.


Содержание. Участникам предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипуляторным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.

При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания.

Например:

  • Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:

- я такой грязный, что тебе будет неприятно;

- я круглый, могу свалиться;

- высоко забираться придется.

- да и вообще, я ведь мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, то наверняка следишь за своей фигурой.

  • Ой, смотри, Заяц бежит. А ты знаешь, на соседней поляне я видел охотника с ружьем...

  • Если же ты действительно хочешь послушать мои песни, подожди до пятницы: я запишу свой платиновый диск и подарю его тебе.

  • А ты знаешь, Лиса, я встревожен, твое предложение пугает меня. Давай лучше миром разойдемся, а то я охотника позову, и он сделает из тебя прекрасную шубу.

  • И вообще, некогда мне, покатился я дальше.

  • Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь! От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый), и тебе придется идти к врачу. Лиса! Все хотят меня съесть, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу…





Литература:

1. Байард Д., Байард Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Просвещение,1992

2. Грецов А.Г. Практическая психология…- М.: Питер, 2005

3. ЛитвакМ.Е. Профессия-психолог-Ростов н/Д.: Феникс 1999

4. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.

5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.

6. Овчарова Р.В. Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.

7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.

8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют ...- Психологический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.

10. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.































Дополнения


  1. Упражнение « Старинная английская игра»

Цель: Внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Методические рекомендации:

Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.

Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение:

После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопро­сы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.

Три упражнения на погружение в педагогическую проблему

3 Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»

Цель: Познакомить участников с классификацией конфликтных типов личности Д.Скотта: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик».

«Паровой каток». Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа.

«Скрытый агрессор». Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они играют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто.

«Разгневанный ребенок». Эти люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией.

«Жалобщик». «Жалобщики», как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих.

«Молчун». Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность и др.), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина.

«Сверхпокладистый». Когда такие люди встречаются нам, они кажутся приятными во всех отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цель: Закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции.

Тренер выдает каждой группе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик») и объясняет задание, начиная с ситуации: «Во время прогулки между Владом и Валерой произошел инцидент. Мальчики нашли божью коровку. Влад схватил жучка и, чтобы Валера не забрал, отбросилв сторону. Валера, с криком: «Ты убил божью коровку!», подбежал и ударил одноклассника. Воспитатель пожурила обоих мальчиков. Вскоре пришла мама Влада и устроила скандал.

Каждой группе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе.

На подготовку упражнения дается 7-12мин.

Затем участники делятся впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае учителю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.



Два упражнения на выход из педагогического конфликта

1. Упражнение «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу произносят записанную фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Тренер спрашивает, легко ли было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Текст карточек:

  • Ты никогда никому не помогаешь.

  • Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

  • Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

  • Почему ты на всех смотришь волком?

  • С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

  • Ты как не от мира сего.

  • У тебя такой страшный взгляд.

  • С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

  • У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

  • Посмотри, на кого ты похожа!

  • Ты слишком много болтаешь ерунды.

  • Что ты вечно на всех кричишь?!

  • У тебя полностью отсутствует чувство юмора.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!