СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Правовой эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на формирование правовой культуры учащихся. Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов средних школ и классных руководителей. Турнир состоит из 6 раундов. В ходе которых учащимся предлагается дать правовую оценку различным жизненным ситуациям.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Правовой эрудит"»

Сергеенко С.П., методист

ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Турнир

"Правовой эрудит"

Цель: актуализация знаний учащихся по правам ребенка посредством использования игровых методов обучения.

Задачи:

  • формирование гражданской позиции, адекватной оценки своих поступков и действий окружающих, а также правовой культуры учащихся;

  • воспитание уважительного отношения к правам других людей.

Все говорят: жестокий век!

Но разве дела только в веке?

Во всём повинен человек.

За всё в ответе человеки.

I тур "Разминка"

(Командам предлагается разгадать кроссворд).

По горизонтали:

1. Противоправное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

3. Решение, вынесенное судом в результате судебного разбирательства уголовного дела и устанавливающее виновность или невиновность подсудимого, меру наказания виновного.

6. Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народам) органам государства.

7. Мера воздействия против совершившего преступление, поступок.

По вертикали:

1. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

2. Столкновение, серьезное разногласие, спор.

4. Определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

5. Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством; регулятор общественных отношений.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали:

1. Правонарушение

3. Приговор

6. Закон.

7. Наказание

По вертикали:

1. Преступление

2. Конфликт

4. Обязанность

5. Право

II тур "Ты мне, я – тебе"

(Члены команд задают по очереди вопросы друг другу; предлагаются ситуации, которые надо квалифицировать по статье закона).

Вопросы первой команде:

  1. С какого возраста можно привлечь к административной ответственности, в каких случаях несовершеннолетний подлежит административной ответственности на общих основаниях? (Какие наказания?)

  2. Кому можно присутствовать при допросе подростка?

  3. Виктор П. (17 лет) и Денис О. (15 лет) были задержаны в нетрезвом состоянии возле кинотеатра сотрудником милиции. Какое наказание может быть применено к каждому из них?

  4. Каковы права несовершеннолетнего, задержанного милицией?

Вопросы второй команде:

  1. Денис О. (16 лет) и Владимир Г. (15 лет) шли по улице, громко выражаясь нецензурной бранью, и были остановлены милиционером. Какое наказание за этим последует?

  2. С какого возраста можно пить пиво?

  3. Максиму Г. (16 лет) пришла повестка в военкомат для постановки на учет допризывников. Максим повестку выбросил и в военкомат не явился. Какие взыскания могут быть применены к Максиму?

  4. На какое время могут задерживать несовершеннолетнего в отделении?

Ответы на вопросы для 1 команды:

1. Административной ответственности подлежат лица, которым в момент совершения правонарушения было полных 16 лет. Подросток подвергается административной ответственности, если за его деяние не предусмотрена уголовная ответственность.

В случае, когда административное правонарушение совершено подростком в возрасте до 16 лет, ответственность не наступает, а дело передается на рассмотрение ко­миссии по делам несовершеннолетних, которая применяет к ним меры воспитательного характера.

В отношении несовершеннолетних применяются следующие виды

административных взысканий:

  • предупреждение;

  • штраф (при отсутствии самостоятельного заработка штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих);

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося объектом административного правонарушения.


2. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 14-летнего возраста, обязательно присутствует педагог. В допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет по усмотрению следователя может присутствовать педагог.

3. Несовершеннолетний Виктор может быть привлечен к ответственности по статье 159 часть 1, к нему могут быть применены следующие взыскания: предупреждение или наложение штрафа в размере до одной минимальной зарплаты.

За появление Дениса в пьяном виде возле кинотеатра наказываются родители или лица, их заменяющие, наложением на них штрафа в размере до двух минимальных зарплат (статья 159 часть 4 Кодекса об административных нарушениях).

4. Административное задержание может длиться не более трех часов. Сотрудник милиции, задержавший несовершеннолетнего правонарушителя, обязан разъяснить его права. Он может:

знакомиться с материалами дела, касающегося его;

давать объяснения;

предъявлять доказательства;

заявлять ходатайства;

пользоваться юридической помощью адвоката;

выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Ответы на вопросы 2 команды.

1. Денис и Владимир совершили мелкое хулиганство. Так как Денису 16 лет, то его действия квалифицируются по статье 156 и влекут наложение штрафа в размере до двух минимальных зарплат. Владимиру 15, а мелкое хулиганство, совершенное в возрасте от 14 до 16 лет, наказывается наложением штрафа на родителей в размере от 3-х до 5 минимальных зарплат.

2. Пиво не относится к категории спиртных напитков, поэтому его можно употреблять в любом возрасте. Но, во-первых, употребляя пиво, подросток быстро может дойти до состояния опьянения, а во-вторых, даже малое количество пива оставляет запах алкоголя, поэтому доказать, что подросток пил именно пиво, очень трудно.

3. Согласно статье 190 часть 1 КоАП (Кодекс об административных правонарушениях), неявка граждан в военный комиссариат без уважительных причин для приписки к призывному участку влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 1 минимальной зарплаты.

  1. Административное задержание может длиться не более трех часов. Подростка могут задержать на 72 ч, если:

  • он будет застигнут при совершении преступления;

  • очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

  • на нем или на его одежде будут обнаружены следы преступления;

  • у него нет постоянного места жительства.

III тур "Конкурс капитанов"

Задумайтесь! Изначально ваше равнодушие, а затем недоброжелательное отношение к окружающим может перерасти из проступка в тяжкое преступление. Согласно статье 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет и только в виде исключения – с 14 лет за некоторые виды преступлений, общественная опасность которых понятна несовершеннолетнему, достигшему этого возраста. Назовите виды преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

(Капитаны по очереди перечисляют преступления.)

Преступления, за совершение которых предусмотрена ответственность с 14 лет:

  • убийство;

  • причинение смерти по неосторожности;

  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

  • изнасилование;

  • насильственные действия сексуального характера;

  • похищение человека;

  • кража;

  • грабеж;

  • разбой;

  • вымогательство;

  • угон автодорожных транспортных средств или маломерного водного судна;

  • умышленное уничтожение или повреждение имущества;

  • захват заложника;

  • хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;

  • хищение наркотических средств;

  • умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;

  • хулиганство;

  • заведомо ложное сообщение об опасности;

  • осквернение сооружений и порча имущества.

IV Тур «Отгадай сказку»

(Ведущий задает вопрос. Время обдумывания — 30 секунд. Первой отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ— 1 балл.)


  1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка, на заботу? («Двенадцать месяцев». Мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них.)

  2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? ("Золушка", или «Хрустальный башмачок». Мачеха и сестры не разрешили Золушке поехать на бал, а заставили ее выполнять работу по дому.)

  3. В какой сказке замечательного детского сказочника X. К. Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная королева». Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.)

  4. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка». Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)

  5. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: «Ребенок не обязан быть как все»?

(«Гадкий утенок». Его обижали, гнали отовсюду за то, что он выглядел не как все.)

  1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой женщины с целью вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия похитителя и возвращает себе законную жену?

(«Царевна-лягушка».)

  1. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?

(«Сказка о рыбаке и рыбке» Л. С. Пушкина)

  1. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.

(«Гуси-лебеди»)

  1. Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? И к кому только ни обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища.

(«Заячья избушка», или «Лиса, заяц и петух».)

  1. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано?

(«Волк и семеро козлят»)

  1. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения.

(А. С. Пушкин «Сказка о попе и о его работнике Балде»)

  1. В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву своей не менее красивой сопернице с целью ее устранений, а также о тяжких последствиях этого поступка и о недопустимо больших затратах на погребение? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

  2. В какой сказке личность, во всех отношениях очень серая, задумывает коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно.

("Красная шапочка" Ш. Перро)

V Тур

«Народная мудрость гласит»

Команды должны вспомнить пословицы и поговорки о праве, законах, суде и т. д.

Конкурс проводится в форме аукциона. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней. Например, можно использовать такие пословицы:

  • «Где закон, там и обида»,

  • «Не всякий прут по закону гнут»,

  • «Не пойман — не вор»…

VI Тур

«Мы знаем свои права,

а знаем ли мы обязанности»

Написать на ватманах права и обязанности детей в семье, школе, обществе.

(На выполнение задания отводится 7 минут).

Задание 1 команде – «Ребёнок, семья и школа»

Задание 2 команде – «Ребёнок и общество»

(Жюри подводит итоги турнира.).

"Узелки на память"

После проведения турнира учитель подводит итоги и предлагает некоторые советы.

Хочешь, чтобы тебя считали самостоятельным и ответственным человеком? Докажи это.

Желание получить признание сверстников может оказаться для тебя ловушкой.

Находи в себе мужество говорить сверстникам "нет", что поможет тебе избежать поступков, о которых потом придется сожалеть.

Научись уважать себя во избежание многих бед.

Когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят твои привлекательные качества.

Родители должны быть твоими друзьями, источником советов и наставлений.

Рефлексия: «Дерево впечатлений»

А сейчас, ребята, я прошу вас подвести итог нашего сегодняшнего занятия. (Раздаются листы бумаги с нарисованным яблокам). В центре зала вы видите дерево, а в руках каждого из вас нарисованное яблоко. Запишите на нём свои впечатления о нашей встрече и о том, что вам больше всего запомнилось и понравилось. Своё яблоко прикрепите, пожалуйста, на дерево.

Спасибо всем за активное участие. Надеюсь, что знания, полученные в ходе сегодняшнего мероприятия, помогут Вам избежать правовых неприятностей.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!