МОУ лицей №6 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Тазетдинова А. Н.
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ
ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ
КЛАСС
Цель:
Оборудование:
ХОД УРОКА
Повторение.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами будем решать задачи на делимость. Но, прежде чем их решать, вы должны вспомнить методы, которые используются при решении задач на делимость, а именно:
Применение свойств степени натуральных чисел от 2 до 9. (Вывешивается таблица степеней чисел от 2 до 9, по ней учащиеся отвечают);
Применение свойств степени с натуральным показателем;
Делимость двучленов на сумму и разность оснований;
Теоремы о делимости и их применение.
Следующий этап повторения – математическая зарядка. Встаньте ровно, начали!
27 кратно 3
18 – делитель 0
0 – делитель 18
25 кратно 5
189 делится на 9
121 кратно 11
4 – делитель 102
116 кратно 4
201 кратно 10
А теперь переходим к решению задач. Кто быстрее всех решит такую задачу:
Решивший эту задачу первым, показывает решение на доске. Если никто из класса не догадается, как решать эту задачу, решение показывает учитель.
Решение данной задачи может быть такое: воспользуемся признаком делимости на 10. Для того, чтобы данное выражение делилось на 10, необходимо, чтобы последняя цифра в данном выражении была 0, т. е. сумма единиц всех слагаемых должна оканчиваться нулем. Найдем, какой цифрой оканчивается каждое слагаемое:
- оканчивается так же, как , т. е. на 6;
- оканчивается так же, как , т. е. на 1;
- оканчивается цифрой 6;
- оканчивается цифрой 7.
Сложим последние цифры (единицы слагаемых):
6 + 1 + 6 + 7 = 20.
Сумма единиц оканчивается нулем, значит, данное число кратно 10.
Решение. Последняя цифра данного выражения должна быть 0. Получаем:
- оканчивается на 6, т. к. 6 в любой степени оканчивается на 6;
22= 22 22 - последняя цифра 2;
48= 48 48² - последняя цифра 4.
Сумма единиц 6 – 2 – 4 = 0. Данное выражение оканчивается нулем, значит, оно делится на 10.
Решение. .
Один из сомножителей равен 55, значит, выражение делится на 55.
Решение. Каждое из оснований 81, 27 и 9 является степенью числа 3, тогда
= 3.
Один из сомножителей равен 45, значит произведение делится на 45 и данное выражение делится на 15.
Решение. Способ 1.
= (5.
Следовательно, данное выражение делится на 75.
Способ 2.
Тогда
Так как 75, то данное выражение делится на 75.
Следующие задачи нужно решить, используя запись числа в позиционной десятичной системе счисления:
ab = 10a + b; abc = 100a + 10b + c; abcd = 1000a + 100b + 10c + d.
Сначала класс работает самостоятельно, затем один из учеников показывает своё решение на доске.
Решение. ab = 10a + b; ba = 10b + a; ab – ba = 10a + b – 10b – a = 9a – 9b = 9 (a – b).
Данное выражение кратно 9.
Решение.
abc – cba = 100a + 10b + c – 100c –10b – a = 99a – 99c = 99 (a – c).
Данное выражение кратно 99.
Решение.
Abcd + dcba = 1000a + 100b + 10c + d + 1000d + 100c + 10b + a =
1001a + 110b + 110c + 1001d = 11 (91a + 10b + 10c + 91d).
Данное выражение делится на 11.
Решите следующие задачи, используя свойства делимости двучлена.
- делится на х - у и на х + у;
- делится на х + у;
- делится на х – у.
Решение. Показатель степени 10 чётное число, значит, делится на сумму оснований, т. е. на 10.
Решение. Так как показатель степени 150 чётное число, то данное выражение делится на разность оснований 28 – 12 и на их сумму 28 + 12, т. е. на 16 и на 40.
Самостоятельная работа на листочках, которые затем сдаются.
Определите, на какие числа делятся следующие выражения:
(делится на 70 и 42, показатель степени 14-чётное число)
(делится на 25, показатель степени – число нечётное)
(делится на 100)
(делится на 1000)
(делится на 200)
Домашнее задание. № 488, 491.
ИТОГ УРОКА
Учащиеся ознакомились с различными типами задач на делимость,
Учащиеся получили представление о решении задач на делимость различными способами.
ЛИТЕРАТУРА
Алимов А. Ш. «Алгебра – 7», М: Просвещение,97
«Программно-методические материалы по математике». Сборник нормативных документов. 5-11 классы, М: Дрофа,99
«Программно-методические материалы по математике. Тематическое планирование». 5-11 классы, М: Дрофа,99
Конивец Г. «7 класс с расширенным преподаванием математики. Тема урока «Делимость чисел»».