Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Раз-два - выше голова, Три- четыре - руки шире, Пять-шесть - тихо сесть, Семь-восемь - лень отбросим. -Я рада вас видеть! Начнем урок математики. | Дети хором рассказывают физминутку и показывают движения. |
2.Актуализация знаний. Устный счет. | -Ребята, давайте проведем разминку ума. Взгляните на экран. Соедините выражения, значения которых одинаковы. 9 · 9 90 : 10 5 · 5 4 · 9 3 · 3 20 - 4 4 · 4 90 - 9 6 · 6 15 + 10 -Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, а теперь поиграем в игру «Расшифруй слово», смотрим на экран. Шифр: 132, 40, 250, 30, 50, 72, 80, 50, 50, 80. Д-132, Е-40, Л-250, И-30, М-50, С-72, У-80 На экране запись: Делим сумму. | Дети читают выражения левого столбика и подбирают к нему выражение с правого столбика. Дети решают пример и называют число, которому соответствует буква. |
3.Совместное «открытие» нового. | - Вы отлично справились с устным счетом и определили тему урока. Прочитаем тему урока. Прочитайте задачу. На экране: У Васи было 396 очков. А у Коли втрое меньше. Сколько очков было у Коли? Как запишем вычисления? 396 : 3 = (300 + 90 + 6) : 3 = 300 : 3 + 90 : 3 + 6 : 3 = 132 Какой можно сделать вывод? Вывод: Надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число. - Молодцы, вы великолепно справились с моим заданием. | Дети хором читают. Выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число |
4.Первичное закрепление.
5. Физминутка | - Ребята, а сейчас этот вывод вы закрепите на примерах. Работа по учебнику: Раздели поровну: 68 попугайчиков в 2 клетки; 93 ромашки в 3 вазы; 48 цыплят в 4 корзинки. Взаимная проверка тетрадей. Поставьте на полях плюсик, если ваш сосед не допустил ошибок. А теперь отложим ручки и приведем физминутку. Раз – подняться, потянуться; Два - согнуться, разогнуться; Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка; На четыре - руки шире; Пять, шесть - тихо сесть. | Решают примеры. Работают в парах. Один ученик комментирует, все проверяют. Выполняют движения, повторяя за учителем. |
6. Работа над вторым выводом. 7. Физминутка | - Ребята, на доске записан пример 60 : 5 Подумайте, можем ли делимое представить в виде суммы разрядных слагаемых? Такие случаи деления называют внетабличными. Найдите в учебнике задание под №5 с.88 (1 столбик - 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант) Внимательно рассмотрите образец, который дан в учебнике. 1 вариант 2 вариант 60 : 5 78 : 6 75 : 5 96 : 6 95 : 5 84 : 6 - Как можно представить делимое? Второй вывод: “Надо представить делимое в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число”. -Проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, как вы представили делимое. - Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Предлагаю гимнастику для глаз. Смотрим на экран. Гимнастика для глаз. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Дети: Нет, не можем. Умение ориентироваться в учебнике и работать с информацией Решаю примеры по вариантам. Двое учеников читают, как представили делимое Выполняют гимнастику для глаз |
8. Самостоятельная работа. | Выбор задания на усмотрение ученика. Дифференцированная работа 1 уровень: Распредели поровну 69 катушек в 3 коробки; 86 книг на 2 полки; 84 тарелки в 4 шкафа. 2 уровень: Вычисли частное: 98 : 7 = 77 : 7 = 104 : 8 = 3 уровень: Реши задачу. В туристическом слёте принимали участие 120 школьников и 36 взрослых. Сколько им палаток понадобится, если в каждой палатке умещается 4 человека? | Каждый ученик выбирает любое задание и записывает его в тетрадь. |
9.Повторение изученного | - У каждого у вас лежит карточка, на ней записано выражение. Запишите в первой строке ответ первого действия, во второй-ответ второго, а в третьей - ответ третьего действия. | Решают задания на карточке |
10. Итог урока. Рефлексия. 11. Домашнее задание | - Какое открытие мы сегодня сделали? Какой новый случай деления вы узнали? Кому было трудно на уроке? Почему? Решить задачу на с.89 №6(в) и №7 - воспользоваться правилом деления суммы на число. | Выслушиваются ответы детей. Формирование умения строить речевое высказывание |