Тема. Деление круглых чисел вида 80:20.
Цель.
1) Познакомить, учащихся с делением вида 80:20. Закрепить прием деления круглых чисел.
2) Развивать вычислительные навыки, активность, внимание, логическое мышление, математическую речь, интерес к предмету.
3) Формировать общеучебные навыки: работу с книгой, аккуратность, трудолюбие, внимание.
Ход урока
I. Организация класса.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
II. Тема и цель.
На этом уроке мы познакомимся с делением двузначных чисел, оканчивающихся нулем.
Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Где учатся дружно, считают умело,
Там и сказке можно появиться смело.
Мы побываем с вами в очень доброй сказке Шарля Перро. Встретимся с героиней, которую знают и любят все дети. Отгадайте, как ее зовут?
«Часы пробили ровно полночь, и прекрасная незнакомка выбежала из зала, оставив на ступеньках хрустальную туфельку (Золушка)
- Правильно, это Золушка.
Сегодня на уроке математики мы будем не только учениками 3 класса, а станем волшебниками. Потому что только волшебники творят чудеса. И мы должны обязательно помочь Золушке выполнить все задания злой Мачехи, т.е. попасть ей на королевский бал.
Мы должны учиться рассуждать, быть внимательными и сообразительными.
1. Задание Мачехи.
Математическая разминка.
- Должны отделить фасоль, горох и гречку.
а) Табличное (х) и (:)
3x4=12 81:9=9
24:4=6 30:6=5
7x5=35 5x5=25
б) Вычислительные навыки при (+) и (-)
72+28=100
64-14=50
55+16=71
в) Вспомним действия с «0» и «1»
0 ... 6=6 1 ... 12=12
25 ... 25= 1 0... 1=0
г) Решение задач по данному условию.
1) Мачеха велела перебрать 3 мешка с крупой. В каждом мешке было по 20 кг крупы. Сколько всего кг крупы было в 3 мешках?
20кг 20кг 20кг
20x3=60 (кг) - всего.
2) У Мачехи 2 дочки:
1. Дочь - сорвала 5 клубничек, 2 дочь -? клубничек в 4раза больше. Сколько клубничек сорвала 2 дочь?
1)5x4=20 (кл.)-2 дочка
Изменить вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия. 2)5+20=25 (кл) - всего.
Откроем тетради и запишем дату, когда у нас в гостях была сказка. (12 января).
2. Задание Мачехи. Прополоть грядки на огороде. Морковь. (1 грядка)
Назовите однозначные и двузначные числа.
2, 5,7… 23, 75…
Назовите состав двузначного числа (В числе 23-3 единицы и 2 десятка)
Среди двухзначных чисел есть круглые числа, это числа, оканчивающиеся нулем.
Назовите их в порядке возрастания.
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 - (трехзначное число).
Они отличаются отсутствием единиц.
Назовите десятки в каждом числе.(2 дес, 3 дес. ...)
Вот мы и подошли к теме нашего урока.
3. Задание Мачехи. Свекла. (2 рядка)
Сегодня нам предстоит научиться а) делить круглые числа вида 80:20
Прием деления двузначного числа на двузначное число, оканчивающихся нулями, рассмотрим на примере иллюстрации пучков палочек, (учебник стр.5)
- Сколько всего пучков палочек нарисовано?
8 десятков - 80 единиц
-Разложили на группы палочки
по 2 десятка или 20 единиц в каждую группу.
- Сколько таких групп получилось (4).
- Как можно проверить? 20x4=80
Действием (х). Берем число 20 слагаемым 4 раза.
80:20=
20x4=80
80:20=4
Вывод. При делении круглых чисел можно выразить их в укрупненных единицах. Первичная проверка понимания.
Дети должны объяснить аналогичные примеры деления.
70 : 10 = 60 : 30 =
10 * 7 = 30*2=60
70: 10 = 7 60:30=2
Сравним случаи деления вида
80:4=20 80:40=2
Какое число мы получим при делении двузначного числа на однозначное, и при делении круглых чисел?
Вывод. При делении круглого двузначного числа на однозначное число в ответе всегда получается двузначное число.
При делении круглых двузначных чисел в ответе всегда получается однозначное число. (Правило проговаривается «хором»).
4. Задание Мачехи. Помидоры (3 грядка)
в) Закрепление.
1. Решение примеров с комментированием (полное объяснение). №1 учебник стр.5
2. Упражнение вычислительных навыков при делении круглых чисел. № 2 учебник (1.2 стб) стр. 5
Самостоятельная работа (3, 4 столбики)
Проверка. Дети говорят только ответы.
г) Творческое применение знаний.
А сейчас проверим, насколько вы были внимательны и как усвоили новый материал.
1. Исправь ошибку.
1.60:30=20
2.80:40=2
3.70:10=70
2. Заполни, пустую клетку. 90: =3 40: =2
5. Задание Мачехи.
Физминутка.
Поможем золушке с уборкой дома. Пол подметем. Белье постираем, встряхнем хорошенько, повесим, погладим, сложим в стопочку. Чисто в доме стало. Вздохнули - выдохнули, сели.
6. Задание Мачехи.
Повторение пройденного материала. Обобщение и введение знаний в систему.
- Разложить фрукты по пакетам и вазам.
1. 20 яблок Золушка разложила в пакеты, по 2 яблока в каждый. Сколько
получилось пакетов с яблоками?
20:2= 10 (пакетов) - с яблоками.
2. 20 груш Золушка разложила в вазы, по 10 груш в каждую. Сколько получилось ваз с грушами?
20:10=2 (вазы) - с грушами.
(Дети записывают отдельно в тетради только решения и ответ)
Помните, ребята Фея очень помогла Золушке. Какие превращения вы
помните? (Карету из тыквы, лошадей из мышат, кучера из крысы). Нам нужно очень постараться, чтобы произошло волшебство.
7. Задание Мачехи.
Решить уравнения.
№ 6 учебник стр.5
Назвать компоненты при (х), (-), (:) - устное решение.
Ваша «Волшебная» работа помогла из тыквы создать карету.
8. Задание Мачехи.
Найти значение выражений без скобок и со скобками. Запись в тетрадь с комментированием.
№8 учебник (1,2 стб.) стр.5 (Открывается кучер)
9. Задание Мачехи.
Геометрический материал. (наглядность)
а) S прямоугольного земельного участка, которым владела Мачеха равен 90м2. Длина равна 30 м. Чему равна ширина участка? Как по известной S и одной стороне найти другую сторону.
S уч.=а х в 90:30=3 (м) (S нужно разделить на другую известную сторону)
б) Начертить 2 отрезка (работа с учебником №5 стр. 5)
_________________________
8 см
8+4=(12)см _____________________________________________
12см = 1 дм 2см (Открывается 6 лошадей)
10. Задание Мачехи.
Домашнее задание. Откроем дневники и запишем д/з. Вам нужно выполнить № 3учебник № стр.5.
Есть карета, есть кучер, есть шестерка лошадей - можно ехать во дворец. Но должно произойти еще одно превращение. Догадались! Золушка должна стать принцессой.
11. Задание мачехи.
Подводим итог урока.
- С какой темой познакомились на уроке?
- Что делали на уроке?
- Понравился ли вам урок? (после ответов детей открывается картинка Золушки)
Учение и знания - позволяют творить настоящие чудеса!