СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно-прикладное творчество. Дизайн

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»

 

Пояснительная записка

 

          Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет  имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет  потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские

качества. Программа рассчитана на обучение детей 10- 16 лет

        Новизна программы состоит в том, что дети углубленно  учатся основным техникам сразу нескольких  ремесел: квиллингу, гильошированию, росписи по стеклу, росписи по ткани, работе с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала. Занятия  имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, учатся выполнять актуальные декоративные изделия.

       Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях,  далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное творчество»

При этом следует учитывать, что программа  направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

        Цель программы: развитие мотивации воспитанников к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией  декупажа, росписи по стеклу, художественной росписи по ткани, гильоширования, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий и т.д.

        Задачи программы:

     Обучающие:

- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;

- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.

    Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.

 Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.

        Работа курса способствует:

 

  - Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и                             характера;

  - Помощи      в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

  - Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;

  - Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

  - Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

  - Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных  средств;

  - Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

 

        Ожидаемые результаты реализации программы.

- Формирование интереса к творческой деятельности;

- Выражение собственной индивидуальности;

- Развитие творческого, креативного мышления;

- Формирование умения решать художественно-творческие задачи;

 

В результате  изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:

  • Технологию и основные приёмы изготовления панно из квиллинга, способы художественной обработки изделий из стекла, дерева, ткани.
  • Технику безопасности труда и личной гигиены.
  • Инструменты и приспособления для декупажа, витража, гильоширования, росписи ткани.
  • Правила гильоширования, составления рисунка.
  • Понятия «Витраж», декупаж, дизайн, колорит, резерв, батик.
  •  Основные и дополнительные материалы.
  • Основные приёмы техники гильоширования, росписи тканей, витража.
  • Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
  • Технологию изготовления сувениров с использованием декупажа, витража, квиллинга, батика.

     должны уметь:

  • Пояснять значение терминов «витраж», «декупаж», «квиллинг», «гильоширование», «батик»,  «дизайн», «панно».
  • Изготавливать сувениры, магнитики, рамки для фото.
  • Панно в технике квиллинга, витража, декпажа, батика.
  • Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках.
  • Подбирать материалы и инструменты для работы.
  • Работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, резервом, инструментом выжигания, лаком и резцами.
  • Владеть приёмами техники  гильоширования, росписи ткани и по стеклу.
  • Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены.
  • Изготавливать сувениры в изученных техниках.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Токкинская школа – интернат среднего (полного) общего образования им. П.П. Ощепкова» Олекминского района РС (Я)





Рассмотрено на МО математического цикла

Протокол№_____от____________20____ г.

Руководитель МО:

/ Павлова А.Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «ТШИС(п)ОО»

/Ананьева В.Н/

«____»_____________20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ТШИС(п)ОО»:

/Макаров М.А./

Приказ №____от______________20____г.






Рабочая программа


« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДИЗАЙН»

(Проектная деятельность)

9 класс






Разработала: Соловьева Любовь Сергеевна


2015г.

Рабочая программа курса «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»


Пояснительная записка


Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские

качества. Программа рассчитана на обучение детей 10- 16 лет

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: квиллингу, гильошированию, росписи по стеклу, росписи по ткани, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, учатся выполнять актуальные декоративные изделия.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение проектной деятельности «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цель программы: развитие мотивации воспитанников к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией декупажа, росписи по стеклу, художественной росписи по ткани, гильоширования, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий и т.д.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;

- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.

Работа курса способствует:



- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;

- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;

- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

- Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;

- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.



Ожидаемые результаты реализации программы.

- Формирование интереса к творческой деятельности;

- Выражение собственной индивидуальности;

- Развитие творческого, креативного мышления;

- Формирование умения решать художественно-творческие задачи;



В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:

  • Технологию и основные приёмы изготовления панно из квиллинга, способы художественной обработки изделий из стекла, дерева, ткани.

  • Технику безопасности труда и личной гигиены.

  • Инструменты и приспособления для декупажа, витража, гильоширования, росписи ткани.

  • Правила гильоширования, составления рисунка.

  • Понятия «Витраж», декупаж, дизайн, колорит, резерв, батик.

  • Основные и дополнительные материалы.

  • Основные приёмы техники гильоширования, росписи тканей, витража.

  • Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.

  • Технологию изготовления сувениров с использованием декупажа, витража, квиллинга, батика.

должны уметь:

  • Пояснять значение терминов «витраж», «декупаж», «квиллинг», «гильоширование», «батик», «дизайн», «панно».

  • Изготавливать сувениры, магнитики, рамки для фото.

  • Панно в технике квиллинга, витража, декпажа, батика.

  • Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках.

  • Подбирать материалы и инструменты для работы.

  • Работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, резервом, инструментом выжигания, лаком и резцами.

  • Владеть приёмами техники гильоширования, росписи ткани и по стеклу.

  • Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены.

  • Изготавливать сувениры в изученных техниках.


Проектная деятельность «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»

Программа курса рассчитана на 34 часа

В условиях научно-технического прогресса на развитие промышленного производства большое влияние оказывает состояние производственной культуры, содержания, характера условий и эстетики труда.

На качество подготовки учащихся, расширение их кругозора значительно влияет политехническое образование, знание основ графической грамоты, умение выражать свои творческие замыслы с помощью графических изображений, рассматривать конструкции различных объектов производства в соответствии с требованиями дизайна.

Знания и умения, полученные учащимися при углубленном изучении основ дизайна, не только облегчат и ускорят овладение ими будущей профессией, но и будут способствовать дальнейшему росту их созидательной деятельности их профессионального мастерства.

Предлагаемая программа курса «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн» адресована учащимся интересующимися художественным творчеством, декоративно-прикладным искусством и благоустройством интерьеров. Курс направлен на углубленную интеграцию предметов эстетического цикла и образовательной области «Технология», что позволит расширить и углубить знания по таким разделам технологии как «Художественная обработка материалов», «Введение в художественное конструирование», «Черчение», «Творческий проект» с тем, чтобы максимально приспособить пути его усвоения к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемых.

Учитывая вышеизложенное, данный курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы, освоение которого способствует формированию интереса и положительной мотивации к изучению определенного модуля (Основы дизайна).

Предлагаемые модули элективного курса: бумажная пластика, декоративная роспись, современное декоративное - прикладное искусство.

Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на обучение учащихся навыкам и приемам выполнения простейших технологических операций создания предметов быта, композиций декоративного характера имеющих определенную художественную ценность. Использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для конкурентоспособности при реализации. Главное - в итоге ученик должен увидеть и ощутить продукт своего труда.

Цель курса: Способствовать формированию художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности. Всестороннее развитие мышления учащихся, их пространственного воображения, без которого невозможна творческая художественно-конструкторская деятельность.

Задачи курса:

  1. Выявить и развить личностные способности ученика в определенной деятельности через раскрытие приобщение и привитие любви к традиционному искусству;

  2. Формировать представление о как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой духовного края;

  3. Осуществлять профессионально-ориентированную подготовку учащихся к трудовой деятельности, как средство развития личности и ее профессионального самоопределения.

  4. Развитие композиционных способностей, чувственного отношения к миру,

  5. Развития у детей такой сферы мыслительной деятельности как воображение, способности «конструировать» в своем сознании представления действительности в индивидуальных комбинациях и связях.

Заключение

Разнообразие декоративных работ позволяет предложить учащимся занятия по душе, привлечь к работе как успевающих в учебе, так и отстающих, учитывая, что-то, или иное увлечение влияет на трудных подростков. При создании изделий декоративно-прикладного искусства решение художественно-творческих задач должны органически сочетаться с овладением приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материале. При этом у учащихся развивается то особое чувство материала, его художественных и технических возможностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Школьники узнают, что каждый материал требует лишь ему присущие меры стилизации и обобщения, что накладывает свой отпечаток на решение художественного образа.




















Календарно-тематический план


п/п

Раздел

Всего

часов

Тема раздела

Теория

Практика

1.

Бумажная пластика



Квиллинг

ТБ при работе с режущими инструментами. Краткая история развития техники бумажная пластика

0,5


Квиллинг

Выполнение панно

0,5

2

Отделка готовых изделий



1

2.

Декупаж


Декорируем посуды, предметов интерьера









Декорируем бутылку, тарелку



ТБ при работе с инструментами и материалами для декупажа

История появления техники декупаж

Первые пробы декупажа.

1


Учимся обрабатывать деревянную поверхность. Учимся клеить салфетку классическим способом, постановка руки. Учимся удалять морщинки салфетки.


1

Правила работы со стеклом –обезжиривание, грунтование.


1

Клеим салфетку, декорируем фон. Знакомимся с декоративными материалами – глиттеры, структурные пасты, контуры и т.п.


1

Отделка готовых изделий


1




3.














Роспись по стеклу.



Витраж

Другие способы оформления


Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур.

1


Основные приёмы витража. Правила работы контуром. Выполнение контура


2

Правила заполнения рисунка


2

Декоративное оформление стеклянного сосуда в технике роспись манкой и др.

0,5

1,5

Завершение работы по изготовлению. Оформление работы.


1


4.

Художественная роспись ткани.



Батик

Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи

1


Способы перевода рисунка на ткань.


1

Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка

0,5

1

«Времена года» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики


1

Рисунок «Времена года». Эскиз в цвете. Гуашь


1




«Времена года». Роспись ткани


3,5

5.
































Гильоширование



Выжигание по ткани





Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка.

1


Ознакомление с приемами работы (2 способа)

0,5


Выбрать эскиз, сделать рисунок, на ватмане, темным фломастером или маркером; подобрать материал, который плавится и достаточно хорошо просвечивает. Ткань погладить утюгом и, сложив вдвое, прикрепить иголочками по краям к бумаге.


0,5

  1. Резать ткань сплошной линией. 
    2. Выжигать мелкие отверстия. 
    3. Формировать разнообразные прорезы. 
    4. Ставить «точки» разного диаметра. 
    5. Сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек», прорезов, мелких отверстий. 
    6. Выполнять украшающие элементы; точки, обколку, «бусинки». 
    7. Обрабатывать края изделия фестонами и зубчиками. 
    8. Соединять детали изделия «мережкой». 

1

5

6.

Выставка

1

Выставка работ декоративно-прикладного творчества. Знакомство с народными умельцами




Итого:

34ч









Содержание программы



  1. Бумажная пластика (4ч)


Квиллинг

Знакомство с программой курса. Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа:

Запись правил техники безопасности

Выполнение панно в технике квиллинг.


  1. Декупаж (5ч)

Декорируем посуды, предметов интерьера

Декорируем бутылку, тарелку


Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды.

Практические работы:

1. Декупаж стеклянной посуды

2. Декупаж плетёных изделий.


  1. Роспись по стеклу (8ч)

Витраж

Другие способы оформления

Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера.

Практические работы:

  1. Отработка нанесения линий на стекло

  2. Нанесение резерва

  3. Нанесение витражной краски

  4. Выполнение витражных картин

  1. Художественная роспись ткани (8ч)

Батик

Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.

Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка.

. Практические работы:

Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани. Панно «Времена года» Оформление в рамку


5. Гильоширование (8ч)

Выжигание по ткани

Выбрать эскиз; подобрать материал, который плавится и достаточно хорошо просвечивает. Ткань следует погладить утюгом, прикрепить иголочками по краям к бумаге. Выжигать с середины изделия. Иглой касаются ткани, перемещают иглу вдоль линии рисунка чтобы ткань прорезалась насквозь.

Практическая работа

Горячей иглой на ткани удается выполнить следующие операции: 
1. Резать ткань сплошной линией. 
2. Выжигать мелкие отверстия. 
3. Формировать разнообразные прорезы. 
4. Ставить «точки» разного диаметра. 
5. Сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек», прорезов, мелких отверстий. 
6. Выполнять украшающие элементы; точки, обколку, «бусинки». 
7. Обрабатывать края изделия фестонами и зубчиками. 
8. Соединять детали изделия «мережкой». 

6. Выставка работ декоративно-прикладного творчества . Знакомство с

народными умельцами - ( 1ч.)

Подведение итогов года.

Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки

Практическая работа:

  1. Отбор изделий для итоговой выставки

  2. Оформление работ. Презентация.







Использованная литература.




1. Журналы. «Народное творчество» -1990-1993 г.

«Юный Художник» - 1993 г.


2. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным творчеством»-

О. А. Скоролупов. -2007г.

«Кружок изготовления сувениров» - О. С. Молотаборова

«Народные промыслы» - Е.Субочева

«Народные художественные промыслы»- П.И.Уткин, Н.С.Королева



  1. «Декоративно-прикладное творчество»- О.Н.Маркелова -2009г.

«Декоративно-прикладное творчество»- О.Я.Воробьева -2009г.

«Мастерим игрушки сами» (образовательная программа) - Н.В.Кочеткова – 2010г.

«Студия декоративно-прикладного творчества» (программы, рекомендации) - Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова -2008г.

«Занятия по прикладному искусству» - Е.А.Гурбина – 2009г.






Скачать

© 2016, 1606 44

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!