Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Токкинская школа – интернат среднего (полного) общего образования им. П.П. Ощепкова» Олекминского района РС (Я)
Рассмотрено на МО математического цикла Протокол№_____от____________20____ г. Руководитель МО: / Павлова А.Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «ТШИС(п)ОО» /Ананьева В.Н/ «____»_____________20____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ТШИС(п)ОО»: /Макаров М.А./ Приказ №____от______________20____г. |
Рабочая программа
« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДИЗАЙН»
(Проектная деятельность)
9 класс
Разработала: Соловьева Любовь Сергеевна
2015г.
Рабочая программа курса «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»
Пояснительная записка
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские
качества. Программа рассчитана на обучение детей 10- 16 лет
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: квиллингу, гильошированию, росписи по стеклу, росписи по ткани, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, учатся выполнять актуальные декоративные изделия.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение проектной деятельности «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цель программы: развитие мотивации воспитанников к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией декупажа, росписи по стеклу, художественной росписи по ткани, гильоширования, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий и т.д.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Работа курса способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
- Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Формирование интереса к творческой деятельности;
- Выражение собственной индивидуальности;
- Развитие творческого, креативного мышления;
- Формирование умения решать художественно-творческие задачи;
В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:
Технологию и основные приёмы изготовления панно из квиллинга, способы художественной обработки изделий из стекла, дерева, ткани.
Технику безопасности труда и личной гигиены.
Инструменты и приспособления для декупажа, витража, гильоширования, росписи ткани.
Правила гильоширования, составления рисунка.
Понятия «Витраж», декупаж, дизайн, колорит, резерв, батик.
Основные и дополнительные материалы.
Основные приёмы техники гильоширования, росписи тканей, витража.
Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
Технологию изготовления сувениров с использованием декупажа, витража, квиллинга, батика.
должны уметь:
Пояснять значение терминов «витраж», «декупаж», «квиллинг», «гильоширование», «батик», «дизайн», «панно».
Изготавливать сувениры, магнитики, рамки для фото.
Панно в технике квиллинга, витража, декпажа, батика.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках.
Подбирать материалы и инструменты для работы.
Работать с клеем, с тушью, акварелью, с красками для батика, резервом, инструментом выжигания, лаком и резцами.
Владеть приёмами техники гильоширования, росписи ткани и по стеклу.
Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены.
Изготавливать сувениры в изученных техниках.
Проектная деятельность «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»
Программа курса рассчитана на 34 часа
В условиях научно-технического прогресса на развитие промышленного производства большое влияние оказывает состояние производственной культуры, содержания, характера условий и эстетики труда.
На качество подготовки учащихся, расширение их кругозора значительно влияет политехническое образование, знание основ графической грамоты, умение выражать свои творческие замыслы с помощью графических изображений, рассматривать конструкции различных объектов производства в соответствии с требованиями дизайна.
Знания и умения, полученные учащимися при углубленном изучении основ дизайна, не только облегчат и ускорят овладение ими будущей профессией, но и будут способствовать дальнейшему росту их созидательной деятельности их профессионального мастерства.
Предлагаемая программа курса «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн» адресована учащимся интересующимися художественным творчеством, декоративно-прикладным искусством и благоустройством интерьеров. Курс направлен на углубленную интеграцию предметов эстетического цикла и образовательной области «Технология», что позволит расширить и углубить знания по таким разделам технологии как «Художественная обработка материалов», «Введение в художественное конструирование», «Черчение», «Творческий проект» с тем, чтобы максимально приспособить пути его усвоения к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемых.
Учитывая вышеизложенное, данный курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы, освоение которого способствует формированию интереса и положительной мотивации к изучению определенного модуля (Основы дизайна).
Предлагаемые модули элективного курса: бумажная пластика, декоративная роспись, современное декоративное - прикладное искусство.
Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на обучение учащихся навыкам и приемам выполнения простейших технологических операций создания предметов быта, композиций декоративного характера имеющих определенную художественную ценность. Использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для конкурентоспособности при реализации. Главное - в итоге ученик должен увидеть и ощутить продукт своего труда.
Цель курса: Способствовать формированию художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности. Всестороннее развитие мышления учащихся, их пространственного воображения, без которого невозможна творческая художественно-конструкторская деятельность.
Задачи курса:
Выявить и развить личностные способности ученика в определенной деятельности через раскрытие приобщение и привитие любви к традиционному искусству;
Формировать представление о как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой духовного края;
Осуществлять профессионально-ориентированную подготовку учащихся к трудовой деятельности, как средство развития личности и ее профессионального самоопределения.
Развитие композиционных способностей, чувственного отношения к миру,
Развития у детей такой сферы мыслительной деятельности как воображение, способности «конструировать» в своем сознании представления действительности в индивидуальных комбинациях и связях.
Заключение
Разнообразие декоративных работ позволяет предложить учащимся занятия по душе, привлечь к работе как успевающих в учебе, так и отстающих, учитывая, что-то, или иное увлечение влияет на трудных подростков. При создании изделий декоративно-прикладного искусства решение художественно-творческих задач должны органически сочетаться с овладением приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материале. При этом у учащихся развивается то особое чувство материала, его художественных и технических возможностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Школьники узнают, что каждый материал требует лишь ему присущие меры стилизации и обобщения, что накладывает свой отпечаток на решение художественного образа.
Календарно-тематический план
№п/п | Раздел | Всего часов | Тема раздела | Теория | Практика |
1. | Бумажная пластика Квиллинг | 4ч | ТБ при работе с режущими инструментами. Краткая история развития техники бумажная пластика | 0,5 | |
Квиллинг Выполнение панно | 0,5 | 2 |
Отделка готовых изделий | | 1 |
2. | Декупаж Декорируем посуды, предметов интерьера Декорируем бутылку, тарелку | 5ч | ТБ при работе с инструментами и материалами для декупажа История появления техники декупаж Первые пробы декупажа. | 1 | |
Учимся обрабатывать деревянную поверхность. Учимся клеить салфетку классическим способом, постановка руки. Учимся удалять морщинки салфетки. | | 1 |
Правила работы со стеклом –обезжиривание, грунтование. | | 1 |
Клеим салфетку, декорируем фон. Знакомимся с декоративными материалами – глиттеры, структурные пасты, контуры и т.п. | | 1 |
Отделка готовых изделий | | 1 |
3. | Роспись по стеклу. Витраж Другие способы оформления | 8ч | Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка из геометрических фигур. | 1 | |
Основные приёмы витража. Правила работы контуром. Выполнение контура | | 2 |
Правила заполнения рисунка | | 2 |
Декоративное оформление стеклянного сосуда в технике роспись манкой и др. | 0,5 | 1,5 |
Завершение работы по изготовлению. Оформление работы. | | 1 |
4. | Художественная роспись ткани. Батик | 8ч | Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи | 1 | |
Способы перевода рисунка на ткань. | | 1 |
Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка | 0,5 | 1 |
«Времена года» Эскиз. Графика. Выразительные возможности графики | | 1 |
Рисунок «Времена года». Эскиз в цвете. Гуашь | | 1 |
| | | «Времена года». Роспись ткани | | 3,5 |
5. | Гильоширование Выжигание по ткани | 8ч | Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка. | 1 | |
Ознакомление с приемами работы (2 способа) | 0,5 | |
Выбрать эскиз, сделать рисунок, на ватмане, темным фломастером или маркером; подобрать материал, который плавится и достаточно хорошо просвечивает. Ткань погладить утюгом и, сложив вдвое, прикрепить иголочками по краям к бумаге. | | 0,5 |
Резать ткань сплошной линией. 2. Выжигать мелкие отверстия. 3. Формировать разнообразные прорезы. 4. Ставить «точки» разного диаметра. 5. Сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек», прорезов, мелких отверстий. 6. Выполнять украшающие элементы; точки, обколку, «бусинки». 7. Обрабатывать края изделия фестонами и зубчиками. 8. Соединять детали изделия «мережкой». | 1 | 5 |
6. | Выставка | 1 | Выставка работ декоративно-прикладного творчества. Знакомство с народными умельцами | | |
Итого: | 34ч | | |
Содержание программы
Бумажная пластика (4ч)
Квиллинг Знакомство с программой курса. Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Запись правил техники безопасности
Выполнение панно в технике квиллинг.
Декупаж (5ч)
Декорируем посуды, предметов интерьера
Декорируем бутылку, тарелку
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды.
Практические работы:
1. Декупаж стеклянной посуды
2. Декупаж плетёных изделий.
Роспись по стеклу (8ч)
Витраж
Другие способы оформления Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера.
Практические работы:
Отработка нанесения линий на стекло
Нанесение резерва
Нанесение витражной краски
Выполнение витражных картин
Художественная роспись ткани (8ч)
Батик
Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.
Приготовление красителей. Работа с колером. Отработка приёмов заливок на ткани. Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка.
. Практические работы:
Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани. Панно «Времена года» Оформление в рамку
5. Гильоширование (8ч)
Выжигание по ткани
Выбрать эскиз; подобрать материал, который плавится и достаточно хорошо просвечивает. Ткань следует погладить утюгом, прикрепить иголочками по краям к бумаге. Выжигать с середины изделия. Иглой касаются ткани, перемещают иглу вдоль линии рисунка чтобы ткань прорезалась насквозь.
Практическая работа
Горячей иглой на ткани удается выполнить следующие операции:
1. Резать ткань сплошной линией.
2. Выжигать мелкие отверстия.
3. Формировать разнообразные прорезы.
4. Ставить «точки» разного диаметра.
5. Сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек», прорезов, мелких отверстий.
6. Выполнять украшающие элементы; точки, обколку, «бусинки».
7. Обрабатывать края изделия фестонами и зубчиками.
8. Соединять детали изделия «мережкой».
6. Выставка работ декоративно-прикладного творчества . Знакомство с
народными умельцами - ( 1ч.)
Подведение итогов года.
Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки
Практическая работа:
Отбор изделий для итоговой выставки
Оформление работ. Презентация.
Использованная литература.
1. Журналы. «Народное творчество» -1990-1993 г.
«Юный Художник» - 1993 г.
2. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным творчеством»-
О. А. Скоролупов. -2007г.
«Кружок изготовления сувениров» - О. С. Молотаборова
«Народные промыслы» - Е.Субочева
«Народные художественные промыслы»- П.И.Уткин, Н.С.Королева
«Декоративно-прикладное творчество»- О.Н.Маркелова -2009г.
«Декоративно-прикладное творчество»- О.Я.Воробьева -2009г.
«Мастерим игрушки сами» (образовательная программа) - Н.В.Кочеткова – 2010г.
«Студия декоративно-прикладного творчества» (программы, рекомендации) - Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова -2008г.
«Занятия по прикладному искусству» - Е.А.Гурбина – 2009г.