СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактика в географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод обучения - это определенный способ организации совместной деятельности педагога и учащихся направленный на достижение поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.задач

Просмотр содержимого документа
«Дидактика в географии.»

Понятие о методе обучения. Классификация методов обучения географии.



Метод обучения географии - это определенный способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач. В основе методов обучения лежат объективные законы действительности и соответствующие им способы познавательной деятельности разумного человека.

В методических руководствах методы обучения географии традиционно подразделяются по источникам знаний на следующие три группы:

1) словесные методы (живое слово учителя, рассказ, беседа, дискуссия, диспут и т.д.);

2) практические методы (работа с учебником и книгой, работа с глобусом и географической картой, работа с цифровым материалом и др.);

3) наглядные методы (работа с учебными картинами, диафильмы, учебное кино и т.д.)

В одном из пособий ЮНЕСКО (95) методы обучения географии подразделяются на 1) объяснительные и 2) поисковые (исследовательские).

Объяснительные методы - это в основном дедуктивные методы, с помощью которых мировоззренческие идеи, общие и единичные научные понятия, причинно-следственные связи, закономерности и факты, раскрываемые учителем или же содержащиеся в учебнике, предлагаются учащимся как бы в «готовом виде» для последующего осмысления, запоминания, усвоения и применения.

Исследовательские методы - это преимущественно индуктивные методы: усвоение материала при их использовании идет в основном в направлении от знания конкретного примера к обобщению, от гипотезы к закону, от проблемы к ее решению. Исследовательские методы часто связываются с проблемным обучением.

На пути к решению имеющейся проблемы учащимся непременно придется приобрести определенные знания, умения и навыки, необходимые для решения стоящей перед ними проблемы. В итоге самостоятельной исследовательской деятельности учащиеся могут прийти к открытию для себя той или иной истины, причинно-следственной связи, закономерности или закона.

Подобная классификация методов в отечественной литературе была предложена дидактами И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным и конкретизирована применительно к школьной географии Л.М.Панчешниковой. Дальнейшее развитие идей вышеупомянутых авторов позволяет выделить следующие методы обучения школьной географии:

  1. объяснительно-иллюстративный метод;

  2. репродуктивный метод;

  3. метод проблемного изложения;

  4. частично-поисковый метод;

  5. исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный метод призван обеспечить усвоение школьниками различной информации, передаваемой в «готовом» виде. Этот метод нацелен на то, чтобы дать школьникам четкие определения научных географических понятий, раскрыть ведущие мировоззренческие идеи, представить новые факты и т.д. Этот метод является наиболее подходящим для определения системы научных понятий, объяснения какой-либо классификации, формирования знаний, носящих принципиально теоретический и структурированный характер.

В процессе обучения учитель организует познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков: учитель излагает и объясняет новый учебный материал, раскрывает причинно-следственные связи и закономерности, формулирует определения важнейших понятий и т.д., иллюстрируя свое объяснение различными средствами наглядности (учебные картины, модели, схемы, природные экспонаты, образцы и т.д.). Учащиеся при этом воспринимают, осознают, понимают, усваивают знания, а также в специально созданных педагогических ситуациях применяют эти знания для решения тех или иных учебных задач.

Объяснительно-иллюстративный метод предъявляет высокие требования к изложению учителя, к его научности, системности, доказательности, доступности, образности и др., требует от него глубокого знания географической науки и смежных с ней дисциплин.

При этом чрезвычайно важно педагогически грамотно, последовательно и целенаправленно раскрывать противоречия, которые имеют место в развитии изучаемых объектов и явлений, анализировать (а не просто констатировать!) причины и следствия этих противоречий, побуждать школьников к высказыванию прогнозных и оценочных суждений.

К объяснительно-иллюстративному методу относятся:

-«преподнесение» информации в «готовом виде»;

-приведение примеров и фактов, иллюстрирующих раскрываемую идею или закономерность;

-чтение и пересказ текста учебника или учебных пособий;

-нахождение главной мысли раздела или параграфа;

-извлечение (приведение) сведений, содержащихся на картах, графиках, схемах, моделях и т.д.;

-нахождение и извлечение нужных количественных показателей в тех или иных указанных учителем источниках информации (книгах, справочниках, словарях, хрестоматиях и др.);

-лекция и др.

Репродуктивный метод  направлен преимущественно на то, чтобы научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или же по предложенному учителем образцу. Обучение географии по репродуктивному типу выражается прежде всего в том, что учитель организует самостоятельную или частично самостоятельную работу школьников, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ выполнения которых учащимся достаточно хорошо знаком. Наиболее распространенной и широко применяемой формой использования данного метода является постановка заданий, выполняемых по стандартным планам. В географическом образовании широкое применение получили типовые характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов; типовые задания, требующие на основе ранее изученных закономерностей объяснения причин разнообразных природных и социальных явлений и процессов по предложенному учителем основанию (критерию); применение ранее усвоенных знаний для решения тех или иных учебных задач и др. В целом же деятельность школьников при этом состоит в применении знаний и умений по образцу или же по «готовой» схеме и определяется типовым планом или же алгоритмом о порядке и последовательности выполняемых действий. Так, характеристика климата отдельных территорий материка или континента в целом строится по следующему типовому плану, который заранее сообщается учащимся: 1) географическое положение территории; 2) средние температуры января и июля; 3) количество осадков и их распределение по сезонам; 4) продолжительность зимы и лета; 5) причины, влияющие на климат; 6) климатический пояс.

К репродуктивному методу относятся и такие задания, при выполнении которых школьники руководствуются инструкцией о порядке действий, например при определении географических координат, направлений и расстояний по карте.

В обучении географии широко распространены типовые задания, требующие объяснения явлений или сравнения объектов в повторяющейся учебной ситуации, например: «Объясните, почему самые низкие температуры на территории Евразии наблюдаются в бассейнах Яны, Индигирки, Колымы»; «Объясните влияние климатических условий на специализацию сельского хозяйства Красноярского края» и т.п.

В целом же деятельность учеников является репродуктивной, поскольку логика их рассуждения определена типовым планом, инструкцией о порядке учебных действий или ранее выполненным образцом.

Репродуктивный метод лежит в основе типологического подхода к обучению школьной географии.

Метод проблемного изложения - метод, применяемый для того, чтобы показать школьникам образец доказательного решения той или иной глобальной, региональной или локальной проблемы, раскрыть сложный путь движения познающей мысли к истине. В обучении географии по типу проблемного изложения учитель формулирует проблему и в принципе сам ее решает, но при этом он показывает, демонстрирует школьникам логику решения проблемы, обращая при этом особое внимание на противоречия, имеющие место в ее развитии, становлении, преобразовании. Другими словами, учитель демонстрирует школьникам образец доказательного научного познания, раскрывает сложный, противоречивый путь искания оптимального решения. Деятельность учащихся при этом заключается в том, что они контролируют и осознают ход мысли учителя, следят за логикой и всем ходом научно обоснованного доказательства, усваивают основные этапы, ход и логику решения целостных проблем.

Проблемное изложение может быть использовано при рассмотрении сложного процесса образования какого-либо компонента природы или природно-территориального комплекса. Так, приступая к характеристике рельефа Евразии, учитель формулирует проблему: «Формирование рельефа материка есть результат взаимодействия внутренних и внешних факторов»; строит свое изложение таким образом, чтобы доказать взаимосвязь эндогенных и экзогенных процессов в образовании современной природы Евразии. Содержание школьной географии открывает широкие возможности для проблемного изложения в связи с рассмотрением проблем и перспектив развития отдельных отраслей хозяйства, экономических районов и стран.

В ряде случаев проблемное изложение целесообразно посвятить ознакомлению школьников с разными мнениями, существующими в географической науке: о глобальном изменении климата на Земле; о происхождении вечной мерзлоты; об отсутствии развитой древесной растительности в зоне тундр и т.д.

Частично-поисковый метод направлен на поэтапное приобщение школьников к творческой деятельности и в реальной педагогической практике реализуются с помощью проблемных или творческих заданий, способ выполнения которых ученикам неизвестен. Именно это обстоятельство отличает творческие задания от типовых, решаемых преимущественно по репродуктивному типу. В обучении географии по частично-поисковому типу учитель разрабатывает задание и сообщает его школьникам. После этого он квантует, то есть расчленяет задание на несколько подзаданий, составляющих определенные этапы на пути его выполнения. Затем учитель организует деятельность школьников по решению проблемы, направляя каждый шаг школьников на пути ее исследования. Деятельность школьников при этом носит поисковый, творческий характер. Однако эта деятельность имеет не полностью самостоятельный, а лишь частично самостоятельный, частично-поисковый характер. В целом же познавательная деятельность школьников состоит в том, что они воспринимают и осмысливают задание в целом, уясняют его главную проблему, последовательно и поэтапно решают ее частные задачи и вопросы. Школьники, таким образом, конечно, осуществляют поисковую деятельность, хотя и не вполне самостоятельно. Отсюда и название метода - частично-поисковый.

Исследовательский метод нацелен на приобщение школьников к творческой деятельности и требует от учащихся полностью самостоятельного решения той или иной учебной проблемы. Если при частично-поисковом методе ученики делают только отдельные шаги на пути выполнения творческого задания, то в данном случае им предлагается самостоятельно решить проблему в целом. В практике обучения географии долговременные творческие задания применяют в краеведческой работе. На уроках же преобладают кратковременные задания, требующие переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками географической информации.

Исследовательский метод основан на собственных научных наблюдениях учащихся, эксперименте, моделировании, проведении исследований в окружающей природной среде или на местности.

В обучении географии могут быть также использованы такие методы, как полевые и лабораторные практикумы и исследования, методы школьной математической статистики (описательной и индуктивной), графические методы, методы моделирования и др. Арсенал методов, применяемых в процессе обучения географии, является практически неисчерпаем.

2. Выбор и эффективность метода обучения географии.

Выбор и эффективность метода обучения географии являются системно детерминированными и зависят от широкого круга факторов и условий. В обучении географии на выбор того или иного метода в первую очередь влияют 1) цели и задачи географического образования, его специфика; 2) содержание усваиваемого школьниками материала; 3) уровень интеллектуального развития школьников; 4) степень профессиональной подготовленности учителя; 5) конкретные условия осуществления педагогического процесса (наличие необходимого оборудования, различных средств наглядности, учебной и специальной литературы и т.д.); 6) состояние и специфика природной среды в данной местности; 7) характер местных экологических проблем; 8) наличие в классе доброжелательной атмосферы и обстановки эмоционального комфорта и др.

При этом очень часто метод, используемый педагогом, представляет собой некий компромисс между тем, что рекомендует психолого-педагогическая наука и тем, что подсказывает его личный опыт, его ежедневные контакты с реальными детьми и окружающей социо-природной средой. Конечно, не все учителя стремятся к тому, чтобы использовать новые методы, рекомендованные учеными. И это является существенным препятствием для внедрения в реальную школьную практику некоторых инновационных подходов, предлагаемых теорией и методикой обучения географии.

Методы обучения географии, как уже отмечалось, всегда «производны» от целей и содержания географического образования. Во всяком эффективном процессе обучения географии методы не только органично взаимодействуют между собой, но и являются взаимно дополняемыми, взаимозаменяемыми элементами. В обучении географии можно достичь хороших результатов посредством любого метода.

Иногда методы обучения географии обусловливают некоторые необходимые перемены в школьном расписании, которое должно предоставлять специально отведенное время для общения учащихся и педагогов с природой, для проведения полевых практик, для организации экскурсий и походов-экспедиций по исследованию и охране природы родного края.

3. Нетрадиционные формы урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц, кроссворды, занимательный материал, современные педагогические технологии обучения на разных типах уроков (технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно - коммуникативную технологию).

В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших классах), уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений - игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно-коммуникативным - технологиям.

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

  1. на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

  2. на развитие внимания (географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт (филворд);

  3. на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
    викторина, приём «вспомни силуэт», географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);

  4. на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен - не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);

  5. на развитие мотивации (географические «Крестики - нолики», приём «Узнай меня», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»);

  6. на развитие воображения (аукцион);

  7. на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

  8. на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

  9. на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

  10. на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.

Заключение

Говоря о достоинствах или недостатках того или иного метода, необходимо еще раз подчеркнуть, что любая классификация есть всегда некоторая условность и имеет лишь относительную ценность. Жизнь, реальная педагогическая практика всегда несравненно богаче даже самой полной классификации. Именно поэтому абсолютной классификации нет и быть не может. Нет и быть не может и универсального метода обучения географии.

 В своей подготовке к урокам придерживаюсь основных принципов педагогической техники.

Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, предоставлять ученику право выбора, при этом право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Принцип открытости. Не только давать знания но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса. «Образование не достигает точки насыщения».

Принцип деятельности. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность» Освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс об учения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшение затрат в процессе образования.

Классификации методов обучения.

В дидактике различают три большие группы методов: методы стимулирования учебной деятельности школьников, методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля за эффективностью этой деятельности. Методы организации учебно-познавательной деятельности классифицируют по разным основаниям: по характеру познавательной деятельнос­ти школьников, по источникам знаний, по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные методы), по степени самостоятельности учащихся.

В методике обучения географии существуют две классифика­ции методов обучения: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний. Многолетний опыт обучения географии в школе подтверж­дает эффективность классификации методов по источникам знаний. В этой классификации выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения, различающиеся по источникам знаний. Словесные методы .Речь — важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источ­ником географической информации), это и работа с текстомучебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма:беседа с классом, а также работа школь­никовс вопросами и заданиями учебника. Основное назначение словесных методов — передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целе­вых установок, актуализации опорных знаний, при обобщении и систематизации учебного материала. Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с поста­новкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

Наглядные методы обучения географии. Вэтой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий. Иногда функции наглядного материала выполняет краеведческий материал и модели. Среди названных методов разли­чают методы использования учебных картин, иллюстративных таблиц, экранных пособий, педагогического рисунка, карт и других моделей. Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у школьников наглядно-образного мышления, остро­ты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. В одних случаях они предшествуют словесным. Например, фор­мулировка понятия "озеро" дается только после рассмотрения учебных картин с изображением разных озер, после просмотра диафильма или кинофильма об озерах.

Практические методы обучения. Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т.д.). Суть практических методов обучения состоит в том, что учи­тель ставит учебную задачу и организует деятельность учащих­ся по усвоению способов действий с географическими объек­тами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например, читать, анализировать текто­ническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа, со строением земной коры. В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве (а также в непроизвод­ственной сфере), методы работы с картами, схемами, профиля­ми, статистическими показателями.

Классификация методов обучения по характеру познава­тельной деятельности школьников.

 Объяснительно-иллюстративный метод(или информацион­но-рецептивный) предназначен для передачи учебной инфор­мации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью это­го метода закладывается основной запас знаний, на базе кото­рых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретиче­ских знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фак­тов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.).

 Репродуктивный методнаправлен на закрепление знаний и формирование специфических географических умений. Роль учителя заключается в том, что он системой заданий органи­зует деятельность школьников по неоднократному воспроизве­дению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деятельности. Репродуктивный метод учит школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации, действовать по об­разцу.

 Метод проблемного изложения. Назначение этого метода — показать учащимся сложный путь познания, движения к исти­не, продемонстрировать образец доказательного решения како­го-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого (коллектива ученых). Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью которых решаются проблемы. Например, учитель ставит и раскрывает проблему определения относительного и абсолютного возраста горных пород . Применение проблемного метода ограничено содержанием учебного материала и умением учите­ля излагать его проблемно. 

Частично-поисковый метод. Задача этого метода — посте­пенно приобщить школьников к творческой деятельности, по­скольку два вышеназванных метода рассчитаны на репродук­тивное, а не на творческое мышление учащихся. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного по­знания. Учитель предлагает школьникам часть учебного мате­риала освоить самостоятельно.

 Исследовательский метод. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них матери­ал. Задание учителя ставит их перед необходимостью "пройти путь ученого", последовательно и сознательно применять обще­учебные и специфические для географии способы деятельности. Главное назначение этого метода — приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изуче­ния нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обосновании их правильности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!