СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактика. Основные закономерности явлений наследственности.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные закономерности явлений наследственности. Различные задания к разделу.

Просмотр содержимого документа
«Дидактика. Основные закономерности явлений наследственности.»

17


Тема: Моногибридное скрещивание.
Первый и второй законы Менделя Задание 5.1. Генетические понятия

Заполните таблицу:

Понятия

Определения понятий

Генетика

Наследственность

Генотип

Фенотип

Гены Аллельные

Неаллельные

Признаки Доминантные

Рецессивные

Аллельное взаимодействие генов:

полное доминирование

неполное доминирование

***кодоминирование


Задание 5.2. Первый и второй законы Менделя

Дайте ответы на вопросы:

  1. Что изучает генетика?

  2. Как называется совокупность наследственных признаков, полученных от родителей?

  3. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков организма?

  4. Основной метод, применяемый для изучения закономерностей наследования признаков?

  5. Каковы генотипы чистых линий гороха с желтыми и зелеными семенами?

  6. Каким будет потомство от скрещивания сортов гороха с желтыми (АА) и зелеными (аа) семенами?

  7. В каком соотношении по фенотипу будет наблюдаться расщепление у растений, выросших из гибридных семян гороха (Аа х Аа)?

  8. Как называются гены, отвечающие за формирование альтернативных признаков (А, а)?

  9. Какое количество гомозиготных особей будет в потомстве от скрещивания гетерозигот?

  10. Как называются особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление признаков?

  11. Особь, генотип которой нужно определить, скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивным признакам. Как называется такое скрещивание?

  12. Особь имеет генотип Аа. Проводят анализирующее скрещивание. Каков будет результат?

  13. В каком соотношении будет расщепление по фенотипу и генотипу в потомстве, полученном от скрещивания гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветами?

Задание 5.3. Дайте определения или раскройте понятия:

1

. Генетика. 2. Гибридологический метод. 3. Чистые линии. 4. Альтернативные признаки. 5. Моногибридное скрещивание. 6. Доминантные признаки. 7. Первый закон Менделя. 8. Второй закон Менделя. 9. Аллельные гены. 10. Гетерозиготные особи. 11. Анализирующее скрещивание. 12. Неполное доминирование. 13. Гипотеза чистоты гамет.

Задание 5.4. Моногибридное скрещивание

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:




  1. Как в данном опыте получены гибриды от растений с желтыми и зелеными семенами?

  2. Запишите генотипы и под ними фенотипы Р, F1 F2.

  3. Сформулируйте первый закон Менделя.

  4. Сформулируйте второй закон Менделя.




Задание 5.5. Наследование окраски плодов у земляники

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:




  1. Проанализируйте рисунок. Определите генотипы родителей и потомства.

  2. Запишите генетическую схему скрещивания, объясните, почему в первом поколении все потомство имело розовые плоды.

  3. Объясните, почему во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 1/4 — красноплодных, 2/4 — розовоплодных и 1/4 — белоплодных растений.

  4. Какой тип аллельного взаимодействия наблюдается в данном случае?





Задание 5.6. Наследование окраски

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

З

адача - шутка.


Владелец нескольких тигров, имевших шерсть нормальной окраски (ген А1) – с поперечными полосами на шкуре приобрел тигра с продольными полосами (ген А2). Скрестив это животное с одним из своих тигров, он получил потомство в "клеточку" (А1А2). При скрещивании клетчатых тигров между собой потомки родились клетчатыми, а также с продольными и поперечными полосами.



  1. Составьте генетическую схему скрещивания и укажите генотипы всех указанных организмов.

  2. Какие различают типы аллельного взаимодействия генов?

  3. Какой тип аллельного взаимодействия наблюдается в данном случае?




Задание 5.7. Наследование окраски у мышей

Р

ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Желтые мыши всегда гетерозиготны. При скрещивании желтых мышей всегда две третьих потомства желтые, одна треть — черные.


  1. Составьте генетическую схему скрещивания и укажите генотипы родителей и потомства.

  2. Чем можно объяснить расщепление в соотношении 2:1?

Задание 5.8. Гибридологический метод. Первый и второй законы Менделя.:

Укажите правильные варианты ответов

Тест 1. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?

  1. Кариотип.

  2. Фенотип.

  3. Генотип.

  4. Геном.

Тест 2. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?

  1. Кариотип.

  2. Фенотип.

  3. Генотип.

  4. Геном.

Тест 3. Как называется первый закон Г.Менделя?

  1. Закон расщепления признаков в соотношении 3/1.

  2. Закон единообразия первого поколения.

  3. Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков.

  4. Промежуточное наследование при неполном доминировании.

Тест 4. Как называется второй закон Г.Менделя?

  1. Закон расщепления признаков в соотношении 3/1.

  2. Закон единообразия первого поколения.

  3. Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков.

  4. Промежуточное наследование при неполном доминировании.

Тест 5. В каком году Г.Мендель выступил с докладом "Опыты над растительными гибридами"?

  1. В 1831г.

  2. В 1859 г.

  3. В 1865г.

  4. В 1900 г.

Тест 6. В каком году К.Корренс (Германия), Э.Чермак (Австрия), Г.Де-Фриз (Голландия) переоткрыли законы Г.И.Менделя?

  1. В 1831г.

  2. В 1859 г.

  3. В 1865г.

  4. В

    1900 г.

Тест 7. Какая часть гомозиготных особей получается при скрещивании гетерозигот?

  1. Одна вторая.

  2. Одна третья.

  3. Одна четвертая.

  4. Три четвертых.

Тест 8. Какая часть особей с доминантными признаками получается при скрещивании гетерозигот?

  1. Одна вторая.

  2. Одна третья.

  3. Одна четвертая.

  4. Три четвертых.

Тест 9. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве?

  1. Гомозиготные.

  2. Гетерозиготные.

  3. Особи с доминантными признаками.

  4. Особи, образующие два типа гамет.

Тест 10. Какие суждения верны:

  1. Фенотип зависит только от генотипа.

  2. Фенотип зависит от взаимодействия генотипа и среды.

  3. Гаметы несут только один наследственный признак из пары.

  4. Генотип гороха с желтыми семенами может быть только АА.

Тема: Третий закон Менделя Задание 5.9. Дигибридное скрещивание

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Проанализируйте рисунок. Запишите генотипы, под ними фенотипы и гаметы Р.

  2. Запишите генотипы, под ними фенотипы и гаметы F1.

  3. Начертите решетку Пеннета, запишите гаметы и генотипы и под ними фенотипы F2.

  4. Почему 9/16 растений имели гладкие желтые семена?

  5. Почему 3/16 растений имели желтые морщинистые семена?

  6. Почему 3/16 растений имели зеленые гладкие семена?

  7. Почему 1/16 растений имели зеленые морщинистые семена?

  8. Сколько разных фенотипов получилось во втором поколении?

  9. Сколько разных генотипов получилось во втором поколении?

  10. Каково соотношение растений с желтыми и зелеными семенами во втором поколении?

  11. Каково соотношение растений с гладкими и морщинистыми семенами во втором поколении?

  12. Сформулируйте третий закон Менделя.

Задание 5.10. Наследование окраски и формы плодов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:












У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) — над желтой (b). Растения с красными округлыми плодами скрещены с растениями, обладающими желтыми грушевидными плодами. Определите генотипы родителей и потомства для всех четырех случаев.

Задание 5.11. Дигибридное скрещивание

Дайте ответы на вопросы:

  1. Сколько пар гомологичных хромосом отвечают за наследование окраски и формы семян у гороха?

  2. Сколько типов гамет образуется у сорта с желтыми и гладкими семенами?

  3. Сколько типов гамет образуется у гороха с желтыми и гладкими семенами, имеющего генотип АаВb?

  4. Запишите генотип гороха с желтыми гладкими семенами: АаВВ. Сколько различных типов гамет будет образовываться у данной особи?

  5. Сколько различных фенотипов образуется при скрещивания двойных гетерозигот, если аллельные гены расположены в различных парах гомологичных хромосом?

  6. Сколько различных генотипов образуется при скрещивания двойных гетерозигот, если аллельные гены расположены в различных парах гомологичных хромосом?

  7. Запишите все возможные генотипы гороха с желтыми и гладкими семенами.

  8. Запишите все возможные генотипы темноволосой женщины с голубыми глазами.

  9. Какова вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка от кареглазых и темноволосых родителей?

  10. Сколько фенотипов и генотипов будет при тригибридном скрещивании, если аллельные гены расположены в трех различных парах гомологичных хромосом??

Задание 5.12. Дайте определение или объяснение следующим понятиям:

1. Дигибридное скрещивание. 2. Неаллельные гены. 3. Двойная гетерозигота. 4. Необходимое условие, при котором выполняется закон 3 закон Менделя. 5. Третий закон Менделя. 6. Решетка Пеннета. 7. Возможные генотипы зеленых гладких семян.

Задание 5.13. Дигибридное скрещивание

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Сколько пар хромосом отвечает за наследование окраски семян (желтая, зеленая) и формы семян (гладкая, морщинистая) у гороха?

  1. Одна пара.

  2. Две пары.

  3. Три пары.

  4. Четыре пары.

Тест 2. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян — ААbb. Сколько различных типов гамет будет образовываться у данного сорта?

  1. Один сорт.

  2. Два сорта.

  3. Три сорта.

  4. Четыре сорта.

Тест 3. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян АаВb. Сколько различных типов гамет будет образовываться у данной особи?

  1. Один сорт.

  2. Два сорта.

  3. Три сорта.

  4. Четыре сорта.

Тест 4. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве?

  1. Один фенотип.

  2. Два фенотипа.

  3. Три фенотипа.

  4. Четыре фенотипа.

Тест 5. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. Сколько различных генотипов ожидается в потомстве?

  1. Шестнадцать разных генотипов.

  2. Двенадцать разных генотипов.

  3. Девять разных генотипов.

  4. Четыре генотипа.

Тест 6. Желтый цвет и гладкая форма горошин — доминантные признаки. Какие генотипы могут быть у гороха с желтыми и гладкими семенами?

  1. ААBB. 5. Aabb.

  2. AAbb. 6. AaBb.

  3. aaBB. 7. AABb.

  4. AaBB. 8. aaBb.

Тест 7. Желтый цвет и гладкая форма горошин — доминантные признаки. Какие генотипы могут быть у гороха с зелеными и морщинистыми семенами?

  1. ааbb. 5. Aabb.

  2. AAbb. 6. AaBb.

  3. aaBB. 7. AABb.

  4. AaBB. 8. aaBb.

Тест 8. Желтый цвет и гладкая форма горошин — доминантные признаки. Какие генотипы могут быть у гороха с зелеными и гладкими семенами?

  1. ААBB. 5. Aabb.

  2. AAbb. 6. AaBb.

  3. aaBB. 7. AABb.

  4. AaBB. 8. aaBb.

Тест 9. У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска — над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные и желтые плоды. В потомстве все растения имеют круглые и красные плоды. Каковы генотипы родителей?

  1. АаBb х aabb.

  2. АаBB х aabb.

  3. АABb х aabb.

  4. АABB х aabb.

Тест 10. У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска — над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные и желтые плоды. В потомстве 25% растений с круглыми красными плодами, 25% с круглыми желтыми плодами, 25% с грушевидными красными и 25% с грушевидными желтыми плодами. Каковы генотипы родителей?

  1. АаBb х aabb.

  2. АаBB х aabb.

  3. АABb х aabb.

  4. ААВВ х ааbb.









Т

ема: Сцепленное наследование генов Задание 5.14. Конъюгация и кроссинговер при мейозе

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено цифрами 1 — 4?

  2. Запишите, какие хромосомы, и какие гены попали в клетки после первого деления мейоза.

  3. Запишите, какие хромосомы, и какие гены попали в клетки после второго деления мейоза.

  4. Каково значение кроссинговера?





Задание 5.15. Сцепленное наследование признаков

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Опыты Т.Моргана показали, что если скрестить дрозофилу с серым телом и нормальными крыльями с мушкой, обладающей темной окраской и зачаточными крыльями, то в потомстве все мушки будут серыми, с нормальными крыльями.

Возьмем в качестве родителей (Р) гибридных дигетерозиготных самок и скрестим их с самцами, обладающими рецессивными признаками — темным телом и зачаточными крыльями. В потомстве (F1) получим 41,5% мух с серым телом нормальными крыльями, 41,5% темных с зачаточными крыльями, 8,5% серых с зачаточными и 8,5% темных с нормальными крыльями. Как объяснить полученные результаты?


  1. Проанализируйте рисунок. Запишите генотипы, фенотипы и гаметы, образующиеся у родителей.

  2. Запишите генотипы и фенотипы первого поколения.

  3. Каково расстояние между генами окраски тела и длины крыльев?

  4. Сформулируйте закон Моргана.

  5. Когда выполняется закон Моргана?

  6. Сколько групп сцепления имеет дрозофила?




***Задание 5.16. Полное сцепление генов у самцов дрозофилы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

И

звестно, что у самцов дрозофилы кроссинговер не происходит, в отличие от самцов абсолютного большинства других видов.

Если доминантные аллели различных генов находятся в одной хромосоме, а рецессивные — в другой, то говорят, что гены находятся в цис-фазе. Если доминантный ген находится в одной хромосоме с рецессивным аллелем другого гена — это транс-фаза.


  1. Проанализируйте рисунок. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных самцов с серым телом и нормальными крыльями (гены в цис-фазе) с темной самкой с зачаточными крыльями.

  2. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных самцов с серым телом и нормальными крыльями (гены в транс-фазе) с темной самкой с зачаточными крыльями.

Задание 5.17. Сцепленное наследование признаков

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Что отражает закон Моргана?

  1. Закон единообразия.

  2. Закон расщепления признаков в потомстве в соотношении 3:1.

  3. Закон независимого расщепления признаков, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

  4. Закон сцепленного наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме.

Тест 2. Генотип особи АаСс. Сколько типов гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и кроссинговера нет?

  1. Один сорт.

  2. Два сорта.

  3. Три сорта.

  4. Четыре сорта.

Тест 3. Генотип особи АаСс. Сколько типов гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними 10 морганид?

  1. Один сорт.

  2. Два сорта.

  3. Три сорта.

  4. Четыре сорта.

Тест 4. Генотип особи АаСс. Сколько кроссоверных гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними 10 морганид?

  1. 10% Ас и 10% аС.

  2. 5% Ас и 5% аС.

  3. 40% АС и 40% ас.

  4. 45% АС и 45% ас.

Тест 5. Генотип особи АаСс. Сколько некроссоверных гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними 10 морганид?

  1. 10% Ас и 10% аС.

  2. 5% Ас и 5% аС.

  3. 40% АС и 40% ас.

  4. 45% АС и 45% ас.

Тест 6. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян (желтая и зеленая) и их формы (гладкая и морщинистая) у гороха?

  1. Одна пара.

  2. Две пары.

  3. Три пары.

  4. Четыре пары.

Тест 7. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и черная) и их формы крыльев (нормальные и укороченные) у дрозофилы?

  1. Одна пара.

  2. Две пары.

  3. Три пары.

  4. Четыре пары.

Тест 8. Сколько групп сцепления имеет дрозофила?

  1. Одну.

  2. Две.

  3. Четыре.

  4. Восемь.

Тест 9. Какое явление вызывает нарушение сцепления аллелей генов, находящихся в одной хромосоме?

  1. Митоз.

  2. Амитоз.

  3. Конъюгация.

  4. Кроссинговер.

Тест 10. От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления?

  1. Ни от чего не зависит, случайна.

  2. От расстояния между генами в хромосоме.

  3. От расстояния между генами и центромерами в хромосоме.

  4. От расстояния между центромерами и теломерами в хромосоме.



Тема: Генетика пола Задание 5.18. Хромосомный механизм определения пола у дрозофилы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:








  1. Сколько аутосом и половых хромосом у дрозофилы?

  2. Какие половые хромосомы у самца и самки дрозофилы?

  3. Какой пол у дрозофилы гомогаметен? Гетерогаметен?

  4. В какой момент определяется пол у дрозофилы?

  5. П

    очему у дрозофилы соотношение полов в потомстве 50:50?








***Задание 5.19. Основные типы хромосомного определения пола

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:













В случае гетерогаметности женского пола для половых хромосом многими авторами приняты обозначения: Z вместо Х-хромосомы и W вместо У-хромосомы.


  1. К

    акой пол гетерогаметен у человека? Почему?

  2. Какой пол гетерогаметен у кузнечика? Почему?

  3. Какой пол гетерогаметен у шелкопряда? Почему?

  4. Какой пол гетерогаметен у моли? Почему?

***Задание 5.20. Конъюгирующие Х- и У-хромосомы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. ***Сколько пар гомологичных хромосом у мужчины? У женщины?

  2. Какие признаки сцеплены с Х-хромосомой?

  3. Какие признаки сцеплены с У-хромосомой?

  4. Какие признаки ребенок может унаследовать в норме только от матери?

  5. Какие признаки ребенок может унаследовать только от отца?





З

адание 5.21. Наследование окраски у кошек

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:







У кошек желтая окраска шерсти определяется доминантным геном В, а черная – b. Ген В сцеплен с Х-хромосомой. При скрещивании черной кошки с желтым котом все коты черные, а кошки с черепаховой окраской (трехцветные).


  1. Запишите схему скрещивания черной кошки с желтым котом. Объясните, почему в потомстве все коты черные, а кошки трехцветные.

  2. Запишите схему скрещивания черного кота и желтой кошки. Какие котята будут в результате этого скрещивания?

  3. Какое потомство может быть у черного кота и черепаховой кошки? Запишите схему скрещивания.

  4. Какое потомство может быть у желтого кота и черепаховой кошки? Запишите схему скрещивания.

  5. Почему в норме не бывает черепаховых котов?




Задание 5.22. Закон Моргана. Генетика пола

Дайте ответы на вопросы:

  1. Как наследуются гены, находящиеся в разных парах гомологичных хромосом?

  2. Как наследуются гены, находящиеся в одной паре гомологичных хромосом?

  3. Как называют группу генов, находящихся в одной хромосоме?

  4. Сколько групп сцепления у дрозофилы?

  5. Расстояние между генами 17 морганид. Сколько образуется кроссоверных гамет?

  6. От чего зависит частота кроссинговера?

  7. Как называются хромосомы, одинаковые у самца и самки?

  8. Какие половые хромосомы у самца дрозофилы?

  9. У каких организмов женский пол гетерогаметен?

  10. Какие Х-сцепленные рецессивные гены вам известны?

  11. Запишите генотип мужчины-дальтоника.

  12. Запишите генотип женщины, носительницы гена гемофилии.

  13. Почему в норме не бывает черепаховых котов?

Задание 5.23. Дайте определение или объяснение следующим понятиям:

1. Группа сцепления. 2. Морганида, ее значение. 3. Кроссинговер. 4. Закон Моргана. 5. Аутосомы и половые хромосомы. 6. Гетерогаметный мужской пол. 7. Наследование, сцепленное с полом.

Задание 5.24. Генетика пола

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Сколько аутосом в геноме человека?

  1. 22 аутосомы.

  2. 23 аутосомы.

  3. 44 аутосомы.

  4. 46 аутосом.

Тест 2. Сколько аутосом в генотипе человека?

  1. 22 аутосомы.

  2. 23 аутосомы.

  3. 44 аутосомы.

  4. 46 аутосом.

Тест 3. У каких групп организмов гомогаметны организмы мужского пола:

  1. У птиц.

  2. У пресмыкающихся.

  3. У двукрылых.

  4. У млекопитающих.

Тест 4. Где у человека расположен ген, вызывающий цветовую слепоту?

  1. В Х-хромосоме.

  2. В У-хромосоме.

  3. В 1 паре аутосом.

  4. В 18 паре аутосом.

Тест 5. Где у человека расположен ген, вызывающий гемофилию?

  1. В Х-хромосоме.

  2. В У-хромосоме.

  3. В 1 паре аутосом.

  4. В 18 паре аутосом.

Тест 6. Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?

  1. У всех сыновей.

  2. У всех дочерей.

  3. У половины дочерей.

  4. У половины сыновей.

Тест 7. Гены, находящиеся в У-хромосоме передаются:

  1. От отца сыновьям.

  2. От отца дочерям.

  3. От отца всем детям.

  4. От матери сыновьям.

Тест 8. Какое утверждение верно для половых хромосом:

  1. Половые хромосомы Х и У полностью гомологичны друг другу.

  2. Половые хромосомы Х и У гомологичны друг другу по небольшому участку.

  3. Вообще не имеют гомологичных участков.

Тест 9. Какой генотип у рыжего кота и черной кошки?

  1. У кота ХВУ, у кошки ХВХВ.

  2. У кота ХbУ, у кошки ХВХb.

  3. У кота ХbУ, у кошки ХbХb.

  4. У кота ХbУ, у кошки ХВХВ.

Тест 10. Какой генотип у трехцветной (черепаховой) кошки?

  1. ХВХВ.

  2. ХВХb.

  3. ХbХb.

Тема: Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность Задание 5.25. Взаимодействие генов

Заполните таблицу:

Понятия

Определения понятий

Аллельное взаимодействие генов:

полное доминирование

неполное доминирование

***кодоминирование

***сверхдоминирование

Неаллельное взаимодействие генов:

комплементарность

***эпистаз

***полимерия

множественное действие генов (плейотропия)


Задание 5.26. Взаимодействие генов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Определите генотипы всех указанных растений, объясните ход ваших рассуждений.

  2. Запишите генетическую схему скрещивания.

  3. Какой тип неаллельного взаимодействия генов наблюдается в данном случае?


Задание 5.27. Взаимодействие генов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Задача:

Трех петухов с ореховидными гребнями скрестили с курами, имеющими простые гребни. В одном случае все потомство имело ореховидные гребни, в другом — ореховидные и гороховидные, а в третьем — ореховидные, розовидные, гороховидные и простые гребни.











  1. Определите генотипы всех указанных птиц, объясните ход ваших рассуждений.

  2. Запишите генетическую схему скрещиваний.

  3. Какой тип неаллельного взаимодействия генов наблюдается в данном случае?

Задание 5.28. Взаимодействие генов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

З

адача:


При скрещивании белых морских свинок с черными потомство получилось серое, а в F2 на каждые 9 серых морских свинок появляются 3 черные и 4 белые.


  1. Определите генотипы всех указанных птиц, объясните ход ваших рассуждений.

  2. Запишите генетическую схему скрещиваний.

  3. Какие типы неаллельного взаимодействия генов наблюдаются в данном случае?

Задание 5.29. Цитоплазматическая наследственность

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1 — мозаичный лист у растения ночной красавицы; 2 — спермий; 3 — яйцеклетка;

4 — зеленые и бесцветные хлоропласты





  1. Какие растения вырастут из семян, полученных на зеленой ветке (А)? Почему?

  2. Какие растения вырастут из семян, полученных на пятнистой ветке (Б)? Почему?

  3. Какие растения вырастут из семян, полученных на бесцветной ветке (В)? Почему?

  4. Почему наследование происходит только по материнской линии?






Ответы:

Задание 5.1.

Понятия

Характеристика

Генетика

Наследственность


Генотип

Фенотип

Аллельные гены


Доминантные признаки

Рецессивные признаки

Гомозиготные особи

Гетерозиготные особи

Аллельное взаимодействие генов:

полное доминирование

неполное доминирование


***кодоминирование


***сверхдоминирование


Гипотеза чистоты гамет

Анализирующее скрещивание

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.

Совокупность генов, полученных от родителей.

Совокупность внешних и внутренних признаков.

Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.

Преобладающие признаки.

Подавляемые признаки, не проявляются у гибридов первого поколения.

Особи, не дающие расщепления в следующем поколении.

Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление.

Взаимодействие аллельных генов.

Взаимодействие аллелей, при котором рецессивная аллель гена не проявляется.

Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов развивается промежуточный фенотип.

Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов проявляются обе аллели (4 группа крови — IAIB).

Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов проявляется превосходство над родительскими формами по массе и продуктивности.

Гаметы чисты, каждая гамета содержит только один аллель гена.

Скрещивание особи, генотип которой нужно определить, с особью, гомозиготной по рецессивному признаку.


Задание 5.2.

1. Закономерности наследственности и изменчивости. 2. Генотип. 3. Фенотип. 4. Гибридологический. 5. АА и аа. 6. Генотип Аа, фенотип — желтые семена. 7. По фенотипу — 3:1, 3/4 будут иметь желтые семена, 1/4 — зеленые. По генотипу — 1:2:1, 1/4 АА, 2/4 Аа, 1/4 аа. 8. Аллельные. 9. 50%, 1/2. 10. Гетерозиготы. 11. Анализирующее. 12. 50% потомков будут иметь рецессивные признаки, 50% — доминантные. 13. По фенотипу — 1:2:1, 1/4 будут иметь красные цветки, 1/2 — розовые, 1/4 — белые. По генотипу — 1:2:1, 1/4 АА, 2/4 Аа, 1/4 аа.


Задание 5.3.

1. Генетика — наука о наследственности и изменчивости. 2. Гибридологический метод — метод, основанный на гибридизации, скрещивании. 3. Чистые линии — гомозиготные линии. 4. Альтернативные признаки — взаимоисключающие признаки. 5. Моногибридное скрещивание — скрещивание организмов, у которых анализируется одна пара признаков. 6. Доминантные признаки — признаки, проявляющиеся у гибридов, преобладающие признаки. 7. Первый закон Менделя — закон единообразия первого поколения. 8. Второй закон Менделя — закон расщепления. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление в соотношении 3:1, 3/4 имеют доминантные признаки, 1/4 — рецессивные. 9. Аллельные гены — гены, определяющие альтернативное развитие одного признака и находящиеся в в идентичных локусах гомологичных хромосом. 10. Гетерозиготные особи — особи, в потомстве у которых наблюдается расщепление. 11. Анализирующее скрещивание — скрещивание особи, генотип которой нужно определить с особью, гомозиготной по рецессивному гену. 12. Неполное доминирование — взаимодействие аллельных генов, при котором наблюдается промежуточное наследование признака. 13. Гипотеза чистоты гамет — гаметы чисты, несут только один наследственный признак из пары.


Задание 5.4.

  1. Пыльцой от сорта гороха с зелеными семенами были опылены цветы сорта с желтыми семенами. 2. Р: АА х аа; F1: Аа х Аа; F2: АА + 2Аа + аа. 3. При скрещивании гомозиготных организмов с альтернативными признаками гибридное поколение будет единообразным. 4. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление в соотношении 3:1, 3/4 имеют доминантные признаки, 1/4 — рецессивные.


Задание 5.5.

1. Генотипы родителей АА х аа; F1: Аа х Аа; F2: АА + 2Аа + аа. 2. В данном случае наблюдается неполное доминирование и промежуточный характер наследования у гибридов. 3. Красноплодные растения имеют генотип АА, розовоплодные — Аа, белоплодные — аа. Такое соотношение получается в результате случайного сочетания гамет, несущих доминантные (0,5 А) и рецессивные гены (0,5 а). 4. Неполное доминирование.


Задание 5.6.

1. Р: А1А1 х А2А2

Попер. Прод.

Гам.


F1: А1А2 х А1А2

Клетч. Клетч.

Гам.


F1: А1А1 + 2А1А2 + А2А2

Попер. Клетч. Прод.

***2. Полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. ***3. Кодоминирование.


Задание 5.7.

Тест 1: 3. Тест 2: 2. Тест 3: 2. Тест 4: 1. Тест 5: 3. Тест 6: 4. Тест 7: 1. Тест 8: 4. Тест 9: 1. **Тест 10: 2, 3.



Задание 5.8.

1. Р: ААВВ х ааbb.

Гаметы


2. F1: АaВb х AаBb.

3.


AB

Ab

aB

ab

AB


AABB

Ж.Г.

AABb

Ж.Г.

AaBB

Ж.Г.

AaBb

Ж.Г.

Ab


AABb

Ж.Г.

AAbb

Ж.М.

AaBb

Ж.Г.

Aabb

Ж.М.

aB


AaBB

Ж.Г.

AaBb

Ж.Г.

aaBB

З.Г.

aaBb

З.Г.

ab


AaBb

Ж.Г.

Aabb

Ж.М.

aaBb

З.Г.

aabb

З.М.

4. 9/16 имеют генотип А_В_, фенотип — желтые и гладкие. 5. 3/16 4. имеют генотип А_bb, фенотип — желтые и морщинистые. 6. 3/16 имеют генотип ааВ_, фенотип — зеленые и гладкие. 7. 1/16 имеет генотип ааbb, фенотип — зеленые и морщинистые. 8. Четыре. 9. Девять. 10. 12:4 или 3:1. 11. 12:4 или 3:1. 12. При скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков в соотношении 3:1.


Задание 5.9.

В первом случае генотип F1 АаВb. Геном гамет одного из родителей аb, второго — АВ. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гомозиготно по двум парам доминантных генов и имеет генотип ААВВ.

Во втором случае генотипы F1: 50% АаВb (круглые, красные), 50% ааВb (грушевидные, красные). Геномы гамет одного из родителей аb, у второго — 50% гамет АВ, 50% гамет аВ. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гетерозиготно по генам формы плодов и гомозиготно по доминантным генам окраски и имеет генотип АаВВ.

В третьем случае генотипы F1: 50% АаВb (круглые, красные), 50% Ааbb (круглые, желтые). Геномы гамет одного из родителей аb, у второго — 50% гамет АВ, 50% гамет Аb. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гомозиготно по доминантным генам формы плодов и гетерозиготно по генам окраски и имеет генотип ААВb.

В четвертом случае генотипы F1: 25% АаВb (круглые красные), 25% Ааbb (круглые желтые), 25% ааВb (грушевидные красные) и 25% ааbb (грушевидные желтые). Геномы гамет одного из родителей аb, у второго — 25% гамет АВ, 25% гамет Аb, 25% гамет аВ, 25% гамет ab. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гетерозиготно по генам формы и окраски плодов и имеет генотип АаВb.


Задание 5.10.

1. Две пары. 2. Один тип гамет. 3. Четыре типа гамет. 4. Два типа, АВ и аВ. 5. Четыре. 6. Девять. 7. ААВВ, АаВВ, ААВb, AaBb. 8. ААbb, Aabb. 9. 1/16. ***10. Фенотипов — 23, генотипов — 33.


Задание 5.11.

1. Скрещивание организмов, отличающихся по двум парам аллельных признаков. 2. С зелеными гладкими семенами — ааВВ, ааВb; с желтыми гладкими семенами ААВВ, ААВb, АаВb, АаВВ. 3. У первой особи: АВ, Аb, аВ, аb. У второй: АВ, аВ. У третьей: АВ, Аb. 4. Изучаемые гены должны находиться в разных парах гомологичных хромосом. 5. При скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков в соотношении 3:1. 6. При моногибридном — три (АА, Аа, аа), при дигибридном 32. 7. При моногибридном — два, при дигибридном — 22. 8. ААВВ, ААВb, АаВb, АаВВ.


Задание 5.12.

Тест 1: 2. Тест 2: 1. Тест 3: 4. Тест 4: 4. Тест 5: 3. **Тест 6: 1, 4, 6, 7. **Тест 7: 2, 5. **Тест 8: 3, 8. Тест 9: 4. Тест 10: 1.


Задание 5.13.

  1. 1 — клетка с диплоидным набором хромосом перед мейозом; 2 — конъюгация и кроссинговер в профазу-1 мейоза; 3 — клетки после первого, редукционного деления мейоза; 4 — клетки после второго, эквационного деления мейоза.

  2. Одна пара.

  3. АВ и аВ в одной клетке, Аb и аb в другой клетке.

  4. АВ в одной клетке, аВ во второй, Аb в третьей, аb — в четвертой.

  5. Приводит к перекомбинации генетического материала при образовании гамет.


Задание 5.14.

1. Р ♀АВab

аb ab

С.Н. Т.З.

Некроссоверные





Кроссоверные





2. 41,5% АВ 41,5% аb 8,5% Аb 8,5% аВ

ab ab ab ab

С.Н. Т.З. С.З. Т.Н.

3. 17 морганид.

4. Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, или сцепленно.

5. Когда анализируемые гены находятся в одной хромосоме.

6. Четыре группы.


***Задание 5.15.

1. F1: 50% АВ 50% аb

ab ab

С.Н. Т.З.

2. F1: 50% Аb 50% аВ

ab ab

С.З. Т.Н.


Задание 5.16.

Тест 1: 4. Тест 2: 2. Тест 3: 4. Тест 4: 2. Тест 5: 4. Тест 6: 2. Тест 7: 1. Тест 8: 3. Тест 9: 4. Тест 10: 2.


Задание 5.17.

1. Три пары аутосом и одна пара половых хромосом. 2. У самца ХУ, у самки ХХ. 3. Гомогаметен женский пол, гетерогаметен мужской. 4. В момент слияния половых клеток. 5. Так как половина мужских гамет несет Х-хромосому, вторая половина — У хромосому.


***Задание 5.18.

1. У человека мужской, так как у мужчины половые хромосомы ХУ и 50% сперматозоидов несут Х-хромосому, 50% — У-хромосому. 2. У кузнечика мужской, так как у самца одна половая хромосома и 50% гамет несут Х-хромосому, 50% не имеют половых хромосом. 3. У шелкопряда женский, так как половые хромосомы у самки ZW, 50% яйцеклеток несут Z-хромосому, 50% — W-хромосому. 4. У моли женский, так как у самки только одна половая хромосом Z, 50% гамет несут Z-хромосому, 50% не имеют половых хромосом.


***Задание 5.19.

***1. У мужчины 22 пары, у женщины 23 пары. 2. С Х-хромосомой сцеплены цветовая слепота, гемофилия, общая цветовая слепота. 3. С У-хромосомой сцеплены гипертрихоз, общая цветовая слепота. 4. Цветовую слепоту, гемофилию. 5 Гипертрихоз.


Задание 5.20.

1. Р ♂ХВУ х ♀ХbХb

Желтый Черная

Гаметы

F1 50% ♀ХВХb, 50% ♂ХbУ

Трехцветные Черные



2. Р ♂ХbУ х ♀ХВХb

Черный трехцветная

Гаметы

F1 25% ♀ХВХb, 25% ♀ХbХb, 25% ♂ХbУ, ♂ХВУ

Трехцветные Черные Черные Желтые



3. Р ♂ХbУ х ♀ХВХВ

Черный Желтая

Гаметы

F1 50% ♀ХВХb, 50% ♂ХВУ

Трехцветные Желтые



4. Р ♂ХВУ х ♀ХВХb

Желтый Трехцветная

Гаметы

F1 25% ♀ХВХb, 25% ♀ХВХВ, 25% ♂ХbУ, ♂ХВУ

Трехцветные Желтые Черные Желтые



5. Так как у кота в норме только одна Х-хромосома.


Задание 5.21.

1. Независимо друг от друга. 2. Сцепленно. 3. Группа сцепления. 4. Четыре группы сцепления. 5. 17% процентов. 6. От расстояния между генами. 7. Аутосомы. 8. ХУ. 9. Характерна для птиц, пресмыкающихся, шелкопрядов, моли. 10. Дальтонизм, гемофилия. 11. ♂44+ХdУ. 12. ♀44+ХHХh, ♂44+ХhУ. 13. Дальтонизм от матери, гипертрихоз от отца.


Задание 5.22.

1. Группа сцепления — группа генов, расположенных в одной хромосоме. 2. Морганида — один процент кроссоверных гамет, условная единица, с помощью которой определяют расстояние между генами. 3. Кроссинговер — обмен участками гомологичных хромосом. 4. Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно. 5. Аутосомы — неполовые хромосомы, половые хромосомы — хромосомы, по которым различаются особи мужского и женского пола. 6. Гетерогаметный пол — пол, у которого образуются два типа гамет. 7. Наследование генов, находящихся в половых хромосомах. 8. У женщины носительницы гемофилии 50% гамет содержат ХH, 50% — Хh. 9. У мужчины-дальтоника 50% гамет содержат Хd, 50% — У.


Задание 5.23.

Тест 1: 1. Тест 2: 3. **Тест 3: 1, 2. Тест 4: 1. Тест 5: 1. Тест 6: 4. Тест 7: 1. Тест 8: 3. Тест 9: 3. Тест 10: 2.


Задание 5.24.

Понятия

Характеристика

Комплементарность


***Эпистаз



***Полимерия


Тип взаимодействия неаллельных генов, доминантные аллели которых при совместном сочетании в генотипе обуславливают новое фенотипическое проявление признаков.

Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором аллель одного из генов подавляет проявление другого гена. Ген подавитель называется эпистатичным (может быть доминантным или рецессивным), подавляемый ген — гипостатичным.

Тип взаимодействия нескольких неаллельных генов, влияющих на развитие одного и того же признака.


Задание 5.25.

1. Р ССрр х ссРР

Белые Белые

Гаметы

F1 СсРр х СсРр

Фиолетовые Фиолетовые

Гаметы




2. F2 9/16 С_Р_ — фиолетовые цветки

3/16 С_рр — белые цветки

3/16 ссР_ — белые цветки

1/16 ссрр — белые цветки

3. Комплементарное взаимодействие.



Задание 5.26.

1. Первый случай. Так как F1 единообразно, значит родители гомозиготны.

Р ♂ААСС х ♀аасс

Ореховидный Простой

Гаметы


F1 АаСс

Ореховидный

Второй случай. Так как в F1 два фенотипа, значит у петуха с ореховидным гребнем образуется два типа гамет и его генотип может быть:

Р ♂ААСс х ♀аасс

Ореховидный Простой

Гаметы


F1 50% АаСс + 50% Аасс

Ореховидный Гороховидный

Третий случай. Так как в F1 четыре фенотипа, значит у петуха с ореховидным гребнем образуется четыре типа гамет и его генотип может быть:

Р ♂АаСс х ♀аасс

Ореховидный Простой

Гаметы


F1 9/16А_С_ (ореховидный); 3/16 А_сс (гороховидный); 3/16 ааС_ (розовидный); 1/16 аасс (простой)

2. Комплементарное взаимодействие.


***Задание 5.27.

1. Так как F1 единообразно, значит родители гомозиготны.

Р ССаа х ссАА

Черные Белые

Гаметы


F1 СсАа х СсАа

Серые Серые


Гаметы



Гаметы

F2 9/16 С_А_ (серые); 3/16 С_аа (черные); 3/16 ссА_ (белые); 1/16 ссаа (белые)

Доминантное состояние гена (С) обуславливает развитие пигмента. При рецессивном состоянии этого гена (с) пигмент не образуется и гомозиготы имеют белую окраску. Другая пара аллельных генов отвечает за распределение пигмента по длине волоса, ген А вызывает неравномерное распределение пигмента по длине волоса: пигмента больше у основания волоса и такие кролики будут серыми. Рецессивная аллель этого гена (а) не влияет на распределение пигмента, волос окрашен полностью, кролики черные.

2. Два типа неаллельного взаимодействия: комплементарное взаимодействие доминантных генов С и А дает серую окраску; рецессивные аллели гена С (сс) подавляют проявление гена А, рецессивный эпистаз.


Задание 5.28.

1. Зеленые растения, так как яйцеклетка содержит нормальные хлоропласты. 2. Растения с мозаичными листьями, так как яйцеклетка содержит и нормальные и бесцветные хлоропласты. 3. Бесцветные проростки погибнут, фотосинтез происходить не будет. 4. Мужские гаметы, спермии, не содержат хлоропластов. Хлоропласты содержатся только в яйцеклетках цветковых растений и наследуются по материнской линии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!