Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Сложное предложение"»
Карточки
Сложное предложение
1. Из двух простых предложений составьте сложные (с союзом и). Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1) Тр…ва п…крылась р…сой. У идущих впер…динач…ли пр…мокать ноги.
___________________________________________________________________________________________________________________
2) Ночь была слишком св…жа для к…маров. Мы спали Сп…койно.
____________________________________________________________________________________________________________________
2. Из двух простых предложений составьте сложные (с союзами а,но). Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1) Уже з…шло со…нце. Д…рога всё т…нулась ср…ди высоких д…ревьев.
____________________________________________________________________________________________________________________
2) Мы пр…шли кил…метра два в полной т…мноте. Хут…р всё ещё не был виден.
___________________________________________________________________________________________________________________
3. Из двух простых предложений составьте сложные (с союзом когда). Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1) Ребята пр…снулись. В п…чи вес…л оп…трескивали др…ва.
____________________________________________________________________________________________________________________
2) Ло…ка ост…новилась. Мальч…Ки первыми выскочили на п…сок.
____________________________________________________________________________________________________________________
4. Из двух простых предложений составьте сложные (с союзом потому что). Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1) Паром ещё не р…ботал. Ож…далось ок…нчание л…дохода.
___________________________________________________________________________________________________________________
2) Тяж…сть м…шка была по-своему пр…ятной. Она прочно сл…валась с радостью охотничьего п…хода.
____________________________________________________________________________________________________________________
5. Подчеркните грамматические основы. Поставьте, где необходимо, запятую перед союзом и. Вставьте пропущенные буквы.
1) В субботу мать вымыла пол и застелила его ч…стыми пол…сатыми п…ловиками. 2) Всю зиму у Павлуни б…лели ноги и он л…жал всё время в кр…вати. 3) Он повернул гол…ву и сразу увид…л синее небо. 4) Р…кА вся зам…тена снегом и на лужке не по…вилась ни одна проталина. 5) Пришла мать и семья села уж…нать. 6) Отец принёс ш…рокую д…ску т…пор м…лоток и долото. (По В. Белову)
6. Подчеркните грамматические основы. Поставьте, где необходимо, запятую перед союзом и. Вставьте пропущенные буквы.
1) Мать стала выст…влять из шкафа ч…шки и блю…ца. 2) В эту ночь Павлуня спал крепче и сч…с…ливее. 3) Два раза стучал м…лоток и каждый раз отец выламывал кусоч…к дер…ва. 4) Отец нож…ком зач…стил края д…ски и нач…л ск…лачивать скв…речник. 5) Скв…речник пах см…лой и черёмуховой веткой. 6) Скв...речник п…качивался в синем небе и небо за ним было беск…нечным, ч…стым и тёплым. (По В. Белову)