СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на развитие аккуратности, фантазии, мышления, внимания, воображения и памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры и упражнения на развитие внимания, функций мелкой моторики рук, аккуратности, фантазии и мышления.

 

I. Упражнение на развитие самоконтроля.

Цели и задачи:

           1. Развитие навыков самоконтроля и устойчивости внимания.

           2.Развитие стремления обучающихся к размышлению и формированию учебной мотивации..

   «Поиск ошибок в тексте»

    Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, доступных для данного возраста, так и логических.

II. Упражнения на развитие внимания.

Цели и задачи:

         1. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

         2. Развитие навыков совместной деятельности.

 «Муха»

   Для ведущего: доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и кусочек пластилина (играет роль «дрессированной мухи»).

Ход игры

    Доска ставится вертикально и ведущий игры разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее «вылета» за пределы игрового поля.

    После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

    Эта игра требует от играющих постоянной сосредоточенности. После того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

II. Упражнение на развитие функции мелкой моторики рук.

Цели и задачи:

          1. Развитие чувства уверенности в своих силах.

          2. Развитие пространственной ориентации.

«Графический диктант».

   Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например: одна клетка - вправо, одна - вверх, одна - влево, две – вниз и т. д .)

 

  III. Упражнения на развитие фантазии и аккуратности.

Цели и задачи:  

           1. Формирование конструкторских навыков и развития фантазии.

           2. Развитие познавательной  активности.

   «Мозаика».

   Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии  пространственного анализа и синтеза .

IV. Упражнения на развитие восприятие воображения и пространственной ориентации.

Цели и задачи:

           1.Развитие творческого воображения и пространственной ориентации.

           2.Формирование конструкторского мышления и навыков.

   «Зашифрованный рисунок».

    Упражнение – первое знакомство детей с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля, При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.

 

V. Упражнение на развитие невербального мышления

Цели и задачи:

           1. Развитие наглядно - образного мышления.

           2. Уметь строить простейшие обобщения. 

 «Дорисуй девятое».

   Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Чтобы облегчить детям выполнение данного задания независимо от уровня его  сложности, следует ознакомить их  эффективным алгоритмом  поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество  изменяющихся признаков,  а затем работать отдельно с каждым.  Для  каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить  за исключением сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.

 

VI. Упражнения на развитие вербального мышления

Цели и задачи:

           1.Развитие наглядно - образного мышления.

           2.Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

  «Исключи лишнее».

   Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

Материал к заданию  «Исключи лишнее»

1. Карандаш, картина, ручка, фломастер.

2. Пейзаж, натюрморт, портрет, альбом.

3. Гуашь, акварель, темпера, пенал.

4. Альбом, картон, ватман, линейка.

5. Линия, фон, перспектива, альбом.

6. Красный, квадрат, желтый, оранжевый.

7. Треугольник, овал, круг, блокнот.

8. Теневка, оживка, синий, подмалевок.

9. Тень, свет, блик, горизонт,

 

VIII. Упражнения на развитие визуальной памяти

Цели и задачи:

          1. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

          2. Развитие фантазии и творческого воображения

  «Зрительный диктант».

   Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3-х до 7-ми), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради. 

    «Найди отличия».

   Обучающимся предъявляются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями (в качестве раздаточного материала можно использовать, например, аналогичные задачи, публикуемые в детских журналах). Необходимо найти  все различающиеся детали. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно.  Кроме картинок, могут быть использованы  также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком  расположения элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на развитие аккуратности, фантазии, мышления, внимания, воображения и памяти»

Дидактические игры и упражнения на развитие внимания, функций мелкой моторики рук, аккуратности, фантазии и мышления.



I. Упражнение на развитие самоконтроля.

Цели и задачи:

1. Развитие навыков самоконтроля и устойчивости внимания.

2.Развитие стремления обучающихся к размышлению и формированию учебной мотивации..

«Поиск ошибок в тексте»

Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, доступных для данного возраста, так и логических.

II. Упражнения на развитие внимания.

Цели и задачи:

1. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

2. Развитие навыков совместной деятельности.

«Муха»

Для ведущего: доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и кусочек пластилина (играет роль «дрессированной мухи»).

Ход игры

Доска ставится вертикально и ведущий игры разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее «вылета» за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

Эта игра требует от играющих постоянной сосредоточенности. После того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

II. Упражнение на развитие функции мелкой моторики рук.

Цели и задачи:

1. Развитие чувства уверенности в своих силах.

2. Развитие пространственной ориентации.

«Графический диктант».

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например: одна клетка - вправо, одна - вверх, одна - влево, две – вниз и т. д .)



III. Упражнения на развитие фантазии и аккуратности.

Цели и задачи:

1. Формирование конструкторских навыков и развития фантазии.

2. Развитие познавательной активности.

«Мозаика».

Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии пространственного анализа и синтеза .

IV. Упражнения на развитие восприятие воображения и пространственной ориентации.

Цели и задачи:

1.Развитие творческого воображения и пространственной ориентации.

2.Формирование конструкторского мышления и навыков.

«Зашифрованный рисунок».

Упражнение – первое знакомство детей с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля, При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.



V. Упражнение на развитие невербального мышления

Цели и задачи:

1. Развитие наглядно - образного мышления.

2. Уметь строить простейшие обобщения.

«Дорисуй девятое».

Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Чтобы облегчить детям выполнение данного задания независимо от уровня его сложности, следует ознакомить их эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить за исключением сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.



VI. Упражнения на развитие вербального мышления

Цели и задачи:

1.Развитие наглядно - образного мышления.

2.Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

«Исключи лишнее».

Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

Материал к заданию «Исключи лишнее»

1. Карандаш, картина, ручка, фломастер.

2. Пейзаж, натюрморт, портрет, альбом.

3. Гуашь, акварель, темпера, пенал.

4. Альбом, картон, ватман, линейка.

5. Линия, фон, перспектива, альбом.

6. Красный, квадрат, желтый, оранжевый.

7. Треугольник, овал, круг, блокнот.

8. Теневка, оживка, синий, подмалевок.

9. Тень, свет, блик, горизонт,



VIII. Упражнения на развитие визуальной памяти

Цели и задачи:

1. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

2. Развитие фантазии и творческого воображения

«Зрительный диктант».

Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3-х до 7-ми), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

«Найди отличия».

Обучающимся предъявляются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями (в качестве раздаточного материала можно использовать, например, аналогичные задачи, публикуемые в детских журналах). Необходимо найти все различающиеся детали. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут быть использованы также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.






























Скачать

© 2018 2616 13

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!