СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие с применением образовательных комиксов "ДобрячОК спасает Мир!"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кому адресовано: Обучающиеся 4 класса

Вид коррекционного занятия: Подгрупповое

Общий речевой диагноз подгруппы: общее недоразвитие речи третьего уровня. Дисграфия. Дислексия.

Автор-составитель: учитель-логопед Воронцова Н.В.

Цель: Развитие связной речи у младших школьников посредством создания образовательных комиксов

 Задачи:

  • Коррекционно- образовательные:

-Развивать навыки и умения самостоятельного использования речевого материала, его расширение и углубление;

- Формировать навыки построения сложного предложения с одновременным уточнением знаний

  • Коррекционно-развивающие:

- Формировать навыки правописания с помощью группировки и сопоставления по произношению и написанию;

- Совершенствовать навыки в понимании прочитанного. Сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи;

- Учить соблюдать определенную последовательность в передаче событий, включать элементы рассуждения и оценки, аргументы своей мысли;

  • Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать навыки четкой, внятной и выразительной речи. Учить детей работать в команде.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у обучающихся всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ученика, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Для развития связной речи и дифференциации полученных знаний я использую в своей работе авторское дидактическое пособие с применением образовательных комиксов «ДобрячОК спасает мир!»

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие с применением образовательных комиксов "ДобрячОК спасает Мир!"»


Авторская методическая разработка, применяемая на логопедических занятиях»:

«Дидактическое пособие с применением образовательных комиксов «ДобрячОК спасает мир»

Кому адресовано: Обучающиеся 4 класса

Вид коррекционного занятия: Подгрупповое

Общий речевой диагноз подгруппы: общее недоразвитие речи третьего уровня. Дисграфия. Дислексия.

Автор-составитель: учитель-логопед Воронцова Н.В.

Цель: Развитие связной речи у младших школьников посредством создания образовательных комиксов

Задачи:

  • Коррекционно- образовательные:

-Развивать навыки и умения самостоятельного использования речевого материала, его расширение и углубление;

- Формировать навыки построения сложного предложения с одновременным уточнением знаний

  • Коррекционно-развивающие:

- Формировать навыки правописания с помощью группировки и сопоставления по произношению и написанию;

- Совершенствовать навыки в понимании прочитанного. Сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи;

- Учить соблюдать определенную последовательность в передаче событий, включать элементы рассуждения и оценки, аргументы своей мысли;

  • Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать навыки четкой, внятной и выразительной речи. Учить детей работать в команде.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у обучающихся всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ученика, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Для развития связной речи и дифференциации полученных знаний я использую в своей работе авторское дидактическое пособие с применением образовательных комиксов «ДобрячОК спасает мир!»

У обучающихся выбранной мною группы 4 класса наблюдается ограниченный словарный запас, слабо развито наглядно-образное мышление, низкий уровень развития связной речи. У двоих учеников имеется нарушение звукопроизношения- ротацизм. Звуки [Р], [Р'] в процессе автоматизации.

Современный мир не стоит на месте. Он меняется гигантскими темпами, заставляя меняться систему образования. Из истории педагогики известно, что основоположники научной дидактики Я.А. Коменский , И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. популяризировали принцип наглядности как один из главных принципов обучения. Они считали ,что учебный текст, дополненный иллюстрациями, обеспечивает более эффективное восприятие школьниками осваиваемой информации. При этом даже с возрастом у людей не пропадает желание рассматривать в книгах картинки. Немудрено, ведь наша культура движется от вербальной к экранной. Человек сегодня предпочитает не читать и слушать, а смотреть и рассуждать. Следует активнее и смелее вводить в сферу образования изображения.

Дидактический потенциал рисованных историй нуждается в усилении и обогащении. В целях дальнейшего развития инновационных средств обучения использую в логопедической работе образовательные комиксы в качестве дидактический составляющей наряду с традиционными методами обучения.

составляющей наряду с традиционными методами обучения.


Комикс по своим внешним характеристикам наиболее близок к традиционному тексту. В нем отражены главные признаки смысловой цельности текста- заглавие, членение текста на абзацы, обеспечиваемое модульностью и цифровым маркированием. Его структуру составляют: рисуночный, буквенный, цифровой и модульный коды.

Во время чтения комикса у школьников работают иные, по сравнению с восприятием традиционного линейного текста, механизмы смыслового восприятия. Включается интегративная работа когнитивных функций при обработке знаковой информации.


В зависимости от пространственного расположения кадров в элементарном комиксе различают:

  • Тексты с горизонтальной организацией;


  • Тексты с вертикальной организацией;


  • Тексты со спиральной организацией

Существуют общие принципы построения и оформления комикса, способствующие его адекватному восприятию и пониманию:

  • каждый комикс начинается и заканчивается, что обеспечивается специфическими графическими средствами;

  • композиция комикса способствует прежде всего рассматриванию, а не чтению;

  • каждый кадр комикса содержит завершенную мысль, аналогичную предложению;

  • распределение сцен комикса (один или несколько кадров) имеет строгую пространственную организацию-по диагонали от верхнего левого угла к нижнему правому углу;

  • динамика действия в комиксе изображается движением объектов слева

направо ; движение в кадре справа налево означает остановку развития

истории;

  • горизонтально и вертикально расположенные кадры влияют на воспри-

ятие пространства и времени. Например, горизонтальные кадры вызывают

ощущение замедления действия, а вертикальные – вызывают ощущение

убыстрения действия;

  • размер каждого кадра имеет значение для передачи продолжительности

действия, отраженного в нем;

  • сквозной вертикальный пробел заставляет взгляд скользить вниз по

полосе, не задерживаясь на изображении; сквозной горизонтальный пробел,

наоборот, способствует правильному восприятию комикса;

  • с помощью кадра без рамок (границ, стенок) в комиксе передается

«вневременность» происходящего («замороженность» или символичность

действия); аналогичным образом может фиксироваться внимание на абстрактной идее, выполняющей роль вывода или символа;

  • навигация в истории комикса, оформленная графически, способствует восприятию сюжета в 3D формате (одновременно с разных точек зрения – временных, пространственных, дискретных).

Перечисленные признаки комикса позволяют младшего школьного возраста интуитивно следовать по сюжету (следить глазами, осуществлять ментальную обработку просмотренного) без дополнительных комментариев взрослого. Опираясь на заложенные в комикс подсказки, ребенок может отрабатывать необходимые для чтения традиционного текста автоматизмы линейного и объемного слежения, зрительно-моторных координаций, ориентировки на листе и отдельных его фрагментах. Данные автоматизмы являются важнейшими предпосылками для развития связной

речи в онтогенезе.

Однако анализ логопедической коррекционной работы в российских школах позволяет утверждать, что в настоящее время отсутствует опыт одновременного сочетания образовательных комиксов, метода рассказа и метода упражнений в рамках коррекционных логопедических занятий.


Да, комикс еще мало популярен в качестве технологии развития речи и когнитивных функций при работе с детьми младшего школьного возраста. Именно поэтому эффективность его использования как педагогического средства хорошо известна и пропагандируется пока лишь в междисциплинарных исследованиях


Современными разработками на основе комиксов в образовательной практике являются: издание отечественной истории в виде комиксов, опубликованное писателями братьями Капрановыми в 2013 году в Киеве; диссертация-комикс «Unflattening» о возможностях визуального мышления в обучении, которую в 2014 году защитил канадский учёный Н. Саузанис, после чего в 2015 году её опубликовало известное академическое издательство «Harvard University Press» ; дидактическое пособие «Занимательная технология» с применением образовательных комиксов (2019 г.) для обучающихся, изучающих предметную область «Технология» в школе А. С. Шустров и П.А. Петряков.


Между тем, комикс имеет большие преимущества над традиционным текстом в коррекционной работе по формированию связной речи у детей с недоразвитием речевой функции.

Рассматривая образовательный комикс в качестве эффективного дидактического средства развития связной речи младших школьников с ОНР можно привести весомые аргументы в пользу их использования.


Рекомендации по использованию комикса в логопедических технологиях



Трудности детей с речевыми

нарушениями


Преимущества комикса как

средства реализации логопедических технологий


Низкая мотивация самостоятельной работы с языковым текстом.


Рассматривание картинок комикса значительно повышает интерес ребенка к книге.


Узкий объем восприятия информации на листе, игнорирование деталей, не попадающих в поле зрение ребенка.


Комикс учит ребенка замечать значки, символы, разделители и иные знаково-графические средства выражения смысла истории.


Трудности пространственной

ориентировки на листе бумаги.


Различные виды комиксов (рис. 1–3) приучают ребенка к разным форматам восприятия информации в книге.


Слабость линейной развертки

сюжета языковыми средствами в

рассказе по картинкам.


Комикс дает возможность ребенку пошагово оречевить сюжет,

используя доступные для него языковые средства.


Излишняя детализация и/или

скудность передачи сюжета в самостоятельном рассказе/пересказе

при работе с языковым текстом.


Опора на наглядность в комиксе,

содержащего только значимые де-

тали, позволяет удерживать внимание ребенка в заданном сюжетом

смысловом поле.


Пропуск, искажение, замены слов при рассказе/пересказе языкового текста. Перифраз.

.


Рисунки комикса актуализируют связанные с сюжетом слова, что

помогает ребенку вспомнить слова

с точным значением. Возможна

лексическая регламентация посредством представленных в комиксе картинок.


Трудности понимания, запоминания и дальнейшей реализации причинно-следственных отношений в рассказе/пересказе при работе с языковым текстом

Фиксация последовательного

развития сюжета в картинках от

начала к концу позволяет ребенку

обращаться к разным этапам истории при рассказе или комментировании комикса.




Комиксы – это рисованные истории, рассказы, содержащие картинки и иногда – незначительное количество текста ; это иллюстрации, при помощи которых рассказывается история.

Одним из инновационных средств обучения, максимально реализующих прин-цип наглядности в образовательном процессе, являются образовательные комиксы.

Разработанное мною пособие доказывает лингводидактический потенциал образовательных комиксов: комикс, как конструктор связной речи.

Данное средство обучения позволяет освоить и грамматические, и лексические темы одновременно. Причем сделать это можно в живом диалоге или в процессе построения монологического текста.

Интернет предоставляет неограниченный доступ к электронным версиям комиксов на любой вкус. Уровень технической разработанности позволяет даже создавать собственные комиксы для учебных занятий, использую всемирную сеть, но к сожалению большая часть таких сайтов работает на платной основе. Более того, данные порталы ограничивают полет воображения школьников узким спектром выбора тем, главных героев , локаций, фонов и реквизитов комикса. Исходя из этого, мы выбрали свой путь- создание своих авторских комиксов с безграничным простором для словотворчества! Создание коротких авторских комиксов- стрипов (размещенных в пределах одной страницы) со спиральной последовательностью кадров позволяют организовать работу по созданию целостного текста как в письменной, так и в устной форме. Они дают возможность интерпретировать информацию, формулировать идеи, определять свое отношение к происходящему и к героям, спорить с автором и собеседниками, объяснять причины поступков персонажей, т.е. использовать ресурсы родного языка в речи, в коммуникации. Кроме того, комиксы делают обучение нескучным, повышая мотивацию школьников.

Уникальность и новизна данного пособия заключается еще и в том, что за счет съемных элементов (локаций,фонов,реквизита), используемых в процессе работы над комиксом, оно становится универсальным, трансформируемым и может быть адаптирован для дальнейшего использования специалистами логопедами, дефектологами, психологами на своих коррекционных занятиях. Более того, данным пособием можно работать до бесконечности, добавляя новые листы и меняя темы и главных героев.

Еще одной «фишкой» данного дидактического логопедического пособия являются авторские физкультминутки с элементами логоритмики, артикуляционные гимнастики с элементами биоэнергопластики и чистоговорки с элементами вокалотерапии, разработанные учителем-логопедом Воронцовой Н.В. в соответствии с тематикой стрипа и с целью автоматизации поставленных звуков у учащихся 4 класса.


ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ

Я не знаю кто и как

Комиксы придумал,

Но без них сейчас никак

Друг мой, не могу я!

Если б кто-то комиксы

Не придумал первым,

Я бы стал их создавать

Прям сейчас, наверно!

Куча мыслей в голове,

Фантазер я знатный!

Нарисую на листе апельсин квадратный!

Это шутка! Логопед научил нас точно

Различать фигуры, цвет, день не путать с ночью.

Четко грамотно читать и рассказы сочинять

Научиться мы хотим, и в процессе обученья,

Подключив воображенье,

Все преграды устраним,

Вместе комикс создадим!


Идейным вдохновителем для создания концепции данного дидактического пособия послужил логотип Национальных проектов России «Доброшкола». Лозовская специальная школа –интернат, сотрудником которой я являюсь, выиграла гранд национального проекта «Образование» в 20,,, г. Наша школа осуществляет образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ТНР (5.2) одним из приоритетных направлений нашей деятельности является – профориентация. и Работаем по девизом «От школы к профессии!», отсюда и новый логотип «В мире добрых профессий», собравший в себе самые востребованные и благородные и современные профессии нашей страны. В дидактическом пособии логотип представлен в виде игры. Механизм игры прост: ребята вращают стрелочку, которая укажет, в представителя какой профессии перевоплотиться ДобрячОК на уроке. Перед тем как начать игру, ребята произносят хором наш девиз « В Доброшколе учимся-все у нас получится!»


Обложка пособия выполнена ребятами в стиле Поп Арт путем нанесения на поверхность фанеры рисунка из баллончиков с красками ( цвета в соответствии с концепцией Доброшкола)



Страница №1:


  1. Кармашек с идеями «Выбор локаций ( зданий)», в которых происходит действие комикса. Все картинки представлены в виде пазлов, собирая которые учащиеся развивают наглядно-образное мышление

  2. Кармашек «Автопарк»- знакомит учащихся со служебными и общественными видами транспорта.

  3. Кармашек «Облака слов»- широкий выбор «филлакторов» (словесных пузырей) для создания реплик героев комикса в соответствии с настроением и характером высказывания.

  4. Кармашек с идеями « Выбор дополнительных персонажей»- животные, птицы, волшебные существа, представленные в виде пазла.

  5. Слова приветствия- знакомит ребят с лексическим значением слова «профессия» и правилами игры

  6. Игра « В мире Добрых профессий»- механизм выбора профессии со стрелкой

  7. Девиз игры


Разновидности словесных пузырей




Приветственное слово



Страница № 2. Знакомство с Супергероем комикса Добрячком


  1. ДобрячОК на липучке

  2. Приветственное слово (легенда) ДобрячКА на липучке

  3. Кармашек « Профессиональный гардероб», «Головные уборы»- набор специальной формы одежды представителей разных профессий, в которые будет перевоплощаться ДобрячОК ( все на липучках)

Главный супер герой нашего комикса- ДобрячОК. Милый рыжеволосый мальчик с добрым сердцем и благородными помыслами. Цветовая гамма костюма героя создана в соответствии с концепцией эмблемы Доброшколы. У Супергероя есть своя легенда, с которой ребята знакомятся на страницах комикса и отправляются в увлекательное путешествие в мир Добрых профессий.



Создаем стрип (короткий комикс) спиральной организации на тему «Профессия сотрудника МЧС (пожарный)»


Еще одной «фишкой» данного дидактического логопедического пособия являются авторские физкультминутки с элементами логоритмики, артикуляционные гимнастики с элементами биоэнергопластики и пальчиковые гимнастики, разработанные учителем-логопедом Воронцовой Н.В. в соответствии с тематикой стрипа и с целью автоматизации поставленных звуков у учащихся 4 класса.


Лучший друг наш- ДобрячОК

Говорит: «Все будет ОК!» ( пальцы правой руки в кулачке, большой палец поднят вверх)

Вот он едет на машине ( имитация управления рулем)

Нажимает на педаль ( правую ногу сгибаем и вытягиваем)

Газ включает, выключает (правая рука на себя, от себя)

Смотрит пристально он вдаль (ладонь ко лбу)

Что случилось? Где беда? (поворот туловища влево-вправо)

Я помочь смогу всегда! (указываем большим пальцем правой руки на себя)

Суперсилу подключаю ( руки вверх, пальчики отбрасываем)

И профессию меняю! (Поворот вокруг себя)

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ









ДобрячОК профессий знатных ( соединяем пальцы правой руки с большим пальцем)

И полезных и приятных (соединяем пальцы левой руки с большим пальцем)

Знает столько, что не счесть! (последовательно соединяем пальцы обеих рук с большим)

Повар, врач, судья, учитель

И военный, и строитель, полицейский и художник,

И айтишник, и спортсмен ( загибаем по одному пальцу на обеих руках)

Сразу всех не называет (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вам продолжить предлагает! (вытягиваем руки вперед ладонями вверх)

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики











ДобрячОК с утра проснулся

Потянулся, улыбнулся ( «Заборчик»-«Трубочка»)

Щетку взял, зубную пасту…

Зубки чистить он пошел («Чистим зубки»)

А потом на верхней полке он варенье нашел

( «Вкусное варенье»)

На часы взглянув в пороге («Часики»)

Он отправился в дорогу! По тропе то вверх, то вниз («Качели»)

Шел пешком он и раскис…( «Блинчик»)

Лошадь встретил, оседлал и по лесу поскакал (« Лошадка»)

Там грибов набрал охапку ( «Грибочек»)

Пересел в автомобиль и мотор в нем заводил (« Заводим моторчик»)

Дру-дры-дро, да

Дры-дру-дра!

Превратился в маляра

Красить потолок пора! ( «Маляр»)



Каждый разворот пособия - это пространство для фантазии и творчества


К дидактическому пособию был предъявлен ряд требований, касаемых его оформления и содержания :


- Первое требование заключается в строгом соответствии оформления пособия основным редакторским требованиям стандарта, предъявляемым к такому типу книжных изданий


- Обеспечение соответствия учебного материала, содержащегося в дидактическом пособии возрастной категории учащихся 4 класса



Необходимо подчеркнуть, что образовательные комиксы выполнены в строгой последовательности следующих этапов:

– создание идеи; На первом этапе учащиеся знакомятся с учебной информацией и коллективно обсуждают макет комикса

– работа сценариста;

– работа художников;

- работа спикера; Затем, работая над веб-лентой, учащиеся разрабатывают сюжет комикса. При работе над созданием комикса в группах выбирается спикер в каждой команде для пуб-личного представления комикса.

– выпуск комикса.


Сценарий для будущего комикса ребята создавали коллективно, опираясь на пункты плана. Каждому ученику досталось по два пункта, по которым они составляли распространенные предложения. Сценарист записывал каждую фразу, произнесенную ребятами, в результате у нас сформировался интересный сценарий, по сюжету которого художники рисовали комикс.


ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ ПО ПЛАНУ:



  1. Когда (время года, время суток), где (выбранное вами место или локация из кармашка идей)

  2. С кем произошло событие? Кто или что пострадало в данной ситуации? ( здания, природа, люди, животные и пр.)

  3. Кто пришел на помощь? Описать профессию Супергероя: название профессии, где работает, служебный транспорт, форменная одежда, профессиональные инструменты, которые он взял с собой

  4. Какие действия выполнял Супергерой, какие фразы говорил?

  5. Появление Суперзлодея. Его образ.

  6. Что натворил Суперзлодей? Какие средства использовал для преступления?

  7. Почему он это сделал? Какие фразы говорил?

  8. Подвиг Супергероя. Наказание Суперзлодея

  9. Советы Добрячка. Правила безопасного поведения для избежания таких происшествий.



Курс состоял из трех занятий по 40 минут по темам «Профессии»


1. На занятии № 1 ребята знакомились с жанром «басня» и фразеологизмами в творчестве И.А.Крылова. Создавали комикс по басне Крылова.

2. Целями занятия № 2 являлись знакомство с историей появления комиксов, описание через словесный язык ощущения от визуального языка комиксов, а также чтение отрывка комиксов с последующими ответами на вопросы по тексту.

3. Занятие № 3 можно охарактеризовать как заключительное, способствующее углублению в историю возникновения комиксов; происходила тренировка монологов-описаний, дискуссии. Ребята создавали комикс-стрип на тему «Профессия пожарный»

ВЫВОДЫ:

Мы приходим к выводу, что потенциал комикса как средства обучения недооценен в отечественной методической

науке, данному аспекту следует уделить большее внимание. Результаты экспериментальной части первичного ис-

следования доказывают эффективность использования комиксов на логопедических занятиях по развитию связной речи с учащимися 4 классов с ОНР как фактора повышения мотивационной составляющей, а также в силу хороших показателей в развитии воображения, обогащения словарного запаса младших школьников.





На последнем развороте пособия ( обложке) размещены конверты « Инструменты профессионала», которые содержат в себе и лишние элементы. Ребята должны найти лишний предмет профессионала.



 Логопедическое пособие, созданное своими руками соответствуют системно-деятельному подходу, доступные и безопасные. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, воображения, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.

Данное пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в подгрупповой.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно использовать их в других играх. 

Благодаря использованию этого пособия, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Авторским является само пособие, позволяющее учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данного пособия повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свои логопедические пособия своими руками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!