| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Упражнения для осуществления
корреционной работы на уроках
литератуного чтения для развития
мыслительных процессов в 4 классе
Подготовила
студентка группы Ш-41
Торкай Галина
преподаватель: Голоскок Г.Н.
Ейск, 2018г.
Пояснительная записка
Основная задача коррекционной работы на уроке - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развития недостаточно сформированных умений навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.
Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроке письма и чтения воспитывает интерес обучающихся к предмету, повышает уровень речевой культуры, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь не может не воздействовать на формирование мотиваии к обучению. Заинтересованный активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успех же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личность.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований извествно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать сою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы и качестве выполненной работы.
Мною были подобраны ряд упражнений для осуществления коррекционной работы на уроках литературного чтения, способствующие развитию мыслительных процессов в 4 классе.
«Соответствие»
Цель: развитие мыслительных операций, установление соответствия.
Ход: Соедини стрелкой фамилию писателя с названием произведения.
М.Горький «Растрёпанный воробей»
К.Г. Паустовский «Дудочка и кувшинчик»
В.П.Катаев «Случай с Евсейкой»
В.В.Медведев «Двенадцать месяцев»
С.Я.Маршак
«Как воробьёнок придумал голосами меняться, и что из этого вышло».
«Выбери пословицу»
Л. Н. Толстой «Детство»
Цель: Развитие понятийного (смыслового) мышления.
Детям предлагается подобрать пословицу, которая более точно отражает главную мысль произведения.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добрый человек всегда правдой живет.
Мудрым никто не родился, а научился.
Ученые образуют ум, воспитание – нравы.
«Подбери название к сказке»
Цель: Развитие понятийного (смыслового) мышления.
Ход: Детям предлагается подобрать свое название сказки, опираясь на главную мысль.
«Подберите синонимы к словам, антонимы»
Цель: Развитие смыслового мышления, развитие речи.
Невольно………... (нечаянно, непроизвольно, случайно)
Изнемочь……….. (потерять силы)
Сырой …………...(мокрый)
Мгновение………. (момент, миг, секунда)
Печален …………..(весел)
Побледнел……….. (покраснел)
«Догадайся, о чем идет речь»
Цель: Развитие образного мышления.
Ход: Прочитав пословицы и поговорки, догадайся, о чем будем говорить на уроке.
Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен.
Будет он – будут и грибки.
(Дождь)
«Найди ключевые слова»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
Цель: Развитие смыслового мышления.
Ход: Попробуйте выбрать отдельные строчки из прочитанных стихотворений и расположить их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода от зимы к весне.
«Нарисуй, то о чем прочитал»
Цель: Развитие смыслового мышления, воображения.
Ход: Детям предлагается нарисовать иллюстрацию к отдельным частям стихотворения. Затем эти иллюстрации располагают в соответствии содержания стихотворения.