СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал"Правописание глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание глагола.Дидактический материал  поможет учтителю при разработке сценария урока

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал"Правописание глагола"»

Дидактический материал ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ  Подготовил учитель русского языка Гунько Е.Н .

Дидактический материал

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

Подготовил учитель русского языка

Гунько Е.Н .

СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ГЛАГОЛАМИ  Упражнение 1 Приуныть,заботиться,смотреть,любоваться,огарчить,посмеяться,улыбнуться,встретить,присесть,обойти,подпрыгнуть,притормозить,завянуть,свис теть, прочитать, переписать, перепрыгнуть,обвер нуться, присмотреться,смотреть,читать,нести, ждать,веселиться,чистить,воевать,мириться,проснуться,ссориться,идти,бежать

СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ГЛАГОЛАМИ

  • Упражнение 1
  • Приуныть,заботиться,смотреть,любоваться,огарчить,посмеяться,улыбнуться,встретить,присесть,обойти,подпрыгнуть,притормозить,завянуть,свис теть, прочитать, переписать, перепрыгнуть,обвер нуться, присмотреться,смотреть,читать,нести, ждать,веселиться,чистить,воевать,мириться,проснуться,ссориться,идти,бежать
Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.  УПРАЖНЕНИЕ 2 Читать, брить,стелить,бежать,дышать,гнать, держать,смотреть,писать,обидеть,ненавидеть, учить, вертеть,терпеть, таять, зависеть, дышать надеяться.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

  • УПРАЖНЕНИЕ 2
  • Читать, брить,стелить,бежать,дышать,гнать, держать,смотреть,писать,обидеть,ненавидеть, учить, вертеть,терпеть, таять, зависеть, дышать надеяться.
Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы ,подчеркните глаголы  УПРАЖНЕНИЕ 31) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы ,подчеркните глаголы

  • УПРАЖНЕНИЕ 31) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.
Выпишите глаголы и вставьте пропущенные окончания.  УПРАЖНЕНИЕ 4   Мы ид…. по узкой дорожке берегом большого озера. Над  ближним лесом вста… солнце. Под яркими лучами солнца сверка… голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шаг… опасно.         Мы вход…в зелёную чащу. Ровными рядами сто…высокие сосны. Редкий луч солнца льёт(?)ся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.       .

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные окончания.

  • УПРАЖНЕНИЕ 4
  •   Мы ид…. по узкой дорожке берегом большого озера. Над  ближним лесом вста… солнце. Под яркими лучами солнца сверка… голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шаг… опасно.
  •         Мы вход…в зелёную чащу. Ровными рядами сто…высокие сосны. Редкий луч солнца льёт(?)ся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
  •       .
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).    УПРАЖНЕНИЕ 5 Слуш..л, смотр…л, вид..л, плав…ю, улыб …ся, ненав…дел,собл…дал,рассказ…л,проч…тал рассм…трел,уд…вился,поиг…рал, бр…л, говор..л, крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

УПРАЖНЕНИЕ 5

Слуш..л, смотр…л, вид..л, плав…ю, улыб …ся,

  • ненав…дел,собл…дал,рассказ…л,проч…тал рассм…трел,уд…вился,поиг…рал, бр…л, говор..л, крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.    Упражнение 6 А…естовывать, буш…вать, ноч..вать, во..вать, забол..вать. Дочит..вать, коч..вать, коль…вать, негод…вать, отсутств..вать, основ..вать, посвист..вать, потч..вать, припляс..вать, приуроч…вать, разгляд..вать, разв..вать (тему), сопутств..вать, согр..вать, туш..вать, марин..вать, очаров…вать, зар..жать.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

  • Упражнение 6
  • А…естовывать, буш…вать, ноч..вать, во..вать, забол..вать. Дочит..вать, коч..вать, коль…вать, негод…вать, отсутств..вать, основ..вать, посвист..вать, потч..вать, припляс..вать, приуроч…вать, разгляд..вать, разв..вать (тему), сопутств..вать, согр..вать, туш..вать, марин..вать, очаров…вать, зар..жать.
Правописание –тся,-ться  Упражнение 7 Улыбат(?)ся,смеят(?),одеват(?)тся,играт(?)ся, увлекает(?)ся, разгорает(?)ся размахнут(?)ся,получает(?)ся, боят(&)ся; решит(?)ся; продолжает(?)ся; вернут(?)ся; сдават(?)ся; обучат(?)ся; шептат(?)ся; покроет(?)ся; валит(?)ся.

Правописание –тся,-ться

  • Упражнение 7
  • Улыбат(?)ся,смеят(?),одеват(?)тся,играт(?)ся, увлекает(?)ся, разгорает(?)ся размахнут(?)ся,получает(?)ся, боят(&)ся; решит(?)ся; продолжает(?)ся; вернут(?)ся; сдават(?)ся; обучат(?)ся; шептат(?)ся; покроет(?)ся; валит(?)ся.
Правописание не с глаголами  Упражнение 8 (не)годовать,(не)навидеть,(не)смотреть, (не)читать,(не)доглядеть,(не)вытерпел,(не)прос мотрел,  (не)вспомнил ничего,(не)навидел ложь, (не)досыпал,(не)доедал,(не)высушил, (не) увидел,( не)смеялся, а плакал,(не) спать, недолюбливать, не решил, не смог, несдобровать, недоумевать, не знает, не любит.

Правописание не с глаголами

  • Упражнение 8
  • (не)годовать,(не)навидеть,(не)смотреть, (не)читать,(не)доглядеть,(не)вытерпел,(не)прос мотрел,  (не)вспомнил ничего,(не)навидел ложь,
  • (не)досыпал,(не)доедал,(не)высушил, (не) увидел,( не)смеялся, а плакал,(не) спать, недолюбливать, не решил, не смог, несдобровать, недоумевать, не знает, не любит.
Время глагола  Упражнение 9  ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА 1. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поет и дергач не кричит. (Есенин) 2. Песни не знают кордонов, не прячутся в тихий уют. (Ошанин) 3. Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин) 4. Ненавидеть врага надо так, чтоб душу ненависть прожгла. (Саянов) 5. Он недоумевал, откуда тут могла быть ракета. (Быков) 6. Я негодовал на Савельича. (Пушкин) 7. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай. 8. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Лермонтов)

Время глагола

  • Упражнение 9
  • ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА
  • 1. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поет и дергач не кричит. (Есенин) 2. Песни не знают кордонов, не прячутся в тихий уют. (Ошанин) 3. Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин) 4. Ненавидеть врага надо так, чтоб душу ненависть прожгла. (Саянов) 5. Он недоумевал, откуда тут могла быть ракета. (Быков) 6. Я негодовал на Савельича. (Пушкин) 7. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай. 8. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Лермонтов)
Написание  ь  после  ч  в неопределенной форме глагола Упражнение 10 Разжеч (?)костер; убереч (?)ся от огня; сбереч(?)время, Стереч(?) дом; помоч(?) другу; испеч(?) пироги; сжеч(?) сушняк; достич(?) цели

Написание  ь  после  ч  в неопределенной форме глагола

  • Упражнение 10
  • Разжеч (?)костер; убереч (?)ся от огня; сбереч(?)время, Стереч(?) дом; помоч(?) другу; испеч(?) пироги; сжеч(?) сушняк; достич(?) цели
СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА  Упражнение 11  Определите вид глагола Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА

  • Упражнение 11
  • Определите вид глагола
  • Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)
ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ  Упражнение 12 Определите переходность глагола. Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость. По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4 Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

  • Упражнение 12
  • Определите переходность глагола.
  • Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
  • По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4
  • Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!