Дидактический материал по теме «Стилистические свойства лексики» 6 класс.
Задание 1. Прочитайте §16 стр. 100-102. Рассмотрите табличку «Стилистические свойства лексики». Обратите внимание на примеры, они помогут при выполнении упражнений.
Стилистические свойства лексики
Общеупотребительные слова | книжная лексика | Разговорная лексика |
обиходно-разговорная лексика | просторечная |
слова, которые мы встречаем как в словарях, так и в устной речи например, земля, стол, голова | Слова, которые используются только в книжной речи (научный и официально-деловой стиль) Например, уста, лик, соблаговолите, переговоры, благосостояние | Слова, которые используются в повседневном непринуждённом общении. Например, нынче. Ахнуть, балагурить, баламутить, вдогонку, вертлявый, вразвалку, всплакнуть | Слова, которые используются в повседневном общении, отличается грубоватостью. Например, глазищи, псина, харя, тупить, типок, бабка, шухер, плакса, |
Задание 2. Спишите, распределяя данные слова в три колонки: а)общеупотребительные, б) книжные, в) просторечные.
Почивать, спать, дрыхнуть; есть, вкушать, жрать; лик, морда, лицо; конь, кляча, скакун; вояка, боец, воин; одеяние, одежда, одёжка; скорбеть, тужить, горевать; скончаться, умереть, загнуться.
Задание 3. Прочитайте текст, вставьте вместо точек слова из скобок, подбирая подходящее слово по смыслу. В тетрадь выпишите только 1 и 5 предложения.
… старые зайцы, … молодые зайцы, … тучные зайчихи (приплелись, сбежались, собрались). Все слушают, как хвастается заяц.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и медведя, и лисицы – никого не боюсь.
… молодые зайцы, … тучные зайчихи, … старые зайцы (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).
Задание 4. Прочитайте текст. Выполните задания.
В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже обычного.
Я выскочил из дому и понесся сломя голову по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улице нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты не попадешь под ноги, и никто не толкает тебя в спину, и тачек мало. И даже в воздухе еще не пахнет бензином.
Я прибежал ровно за пять минут до звонка4.
Влетел в класс и вдруг увидел: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она.
Пацан обыкновенный, а девчонка рыжая-рыжая. Сидят и мило беседуют.
Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляются новенькие, потому что они пришли неизвестно откуда, и это интересно.
Определите стиль и тип речи данного текста.
Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова; 3-4 заимствованных слова.
Выпишите из текста жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами.
Произведите синтаксический разбор предложения.
Дополнительный материал: стр.104 выполнить словарный диктант; задание 3 из рубрики «Проверяем себя» (найти «лишнее» слово).
Домашнее задание. Стр. 103, упр. 101 (привести примеры)
Дидактический материал по теме «Стилистические свойства лексики» 6 класс.
Задание 1. Прочитайте §16 стр. 100-102. Рассмотрите табличку «Стилистические свойства лексики». Обратите внимание на примеры, они помогут при выполнении упражнений.
Стилистические свойства лексики
Общеупотребительные слова | книжная лексика | Разговорная лексика |
обиходно-разговорная лексика | просторечная |
слова, которые мы встречаем как в словарях, так и в устной речи например, земля, стол, голова | Слова, которые используются только в книжной речи (научный и официально-деловой стиль) Например, уста, лик, соблаговолите, переговоры, благосостояние | Слова, которые используются в повседневном непринуждённом общении. Например, нынче. Ахнуть, балагурить, баламутить, вдогонку, вертлявый, вразвалку, всплакнуть | Слова, которые используются в повседневном общении, отличается грубоватостью. Например, глазищи, псина, харя, тупить, типок, бабка, шухер, плакса, |
Задание 2. Спишите, распределяя данные слова в три колонки: а)общеупотребительные, б) книжные, в) просторечные.
Почивать, спать, дрыхнуть; есть, вкушать, жрать; лик, морда, лицо; конь, кляча, скакун; вояка, боец, воин; одеяние, одежда, одёжка; скорбеть, тужить, горевать; скончаться, умереть, загнуться.
Задание 3. Прочитайте текст, вставьте вместо точек слова из скобок, подбирая подходящее слово по смыслу. В тетрадь выпишите только 1 и 5 предложения.
… старые зайцы, … молодые зайцы, … тучные зайчихи (приплелись, сбежались, собрались). Все слушают, как хвастается заяц.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и медведя, и лисицы – никого не боюсь.
… молодые зайцы, … тучные зайчихи, … старые зайцы (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).
Задание 4. Прочитайте текст. Выполните задания.
В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже обычного.
Я выскочил из дому и понесся сломя голову по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улице нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты не попадешь под ноги, и никто не толкает тебя в спину, и тачек мало. И даже в воздухе еще не пахнет бензином.
Я прибежал ровно за пять минут до звонка4.
Влетел в класс и вдруг увидел: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она.
Пацан обыкновенный, а девчонка рыжая-рыжая. Сидят и мило беседуют.
Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляются новенькие, потому что они пришли неизвестно откуда, и это интересно.
Определите стиль и тип речи данного текста.
Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова; 3-4 заимствованных слова.
Выпишите из текста жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами.
Произведите синтаксический разбор предложения.
Дополнительный материал: стр.104 выполнить словарный диктант; задание 3 из рубрики «Проверяем себя» (найти «лишнее» слово).
Домашнее задание. Стр. 103, упр. 101 (привести примеры)