СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 8 класса»






Муниципальное образование Гулькевичский район п. Комсомольский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 пос. Комсомольского

муниципального образования Гулькевичский район

имени Н.К.Пархоменко.

Дидактический материал по русскому языку Класс 8

Учитель Персидская Людмила Николаевна

2023-2024г. Пояснительная записка

Дидактический материал - это особый тип учебных пособий: карты, таблицы, карточки с текстом, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы.

Значимым принципом дидактического материала является принцип доступности, самостоятельной деятельности, принцип индивидуальной направленности, принцип познавательной мотивации. Дидактические материалы направлены на самоконтроль, тренировку в процессе усвоения учебного материала.

Целью использования дидактических материалов в учебном процессе является самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации, активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

Данные дидактические материалы предназначены для использования на уроках русского языка при повторении изученного, на уроках  изучения темы « Словосочетание», целью которых является контроль уровня усвоения материала.   Данный материал может быть использован при подготовке к итоговой аттестации, на заключительных уроках по теме, а также для текущего контроля и выявления проблем в усвоении темы.

Материал представлен в виде карточек различного уровня сложности, включает в себя практические задания.

Планируемые результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению и познанию;

- формирование основ умения учиться самостоятельно.

Анализируя типичные ошибки, допущенные при изучении программного материала, наметились тенденции в постановке преподавания русского языка, используя тренировочные упражнения. Предложенные задания помогут учащимся отработать самые трудные темы, изучаемые в 8 классе.

Программа 8 класса построена на сложном теоретическом материале, поэтому знанием правил - обязательное условие. Без этого невозможно работать по практическим заданиям.

Многие темы детям покажутся простыми, потому что они их изучали в 7 классе. Однако, «старые» темы не только повторяются, но и углубляются.
Исследование степени подготовленности учащихся в процессе обучения производится в разных направлениях, осуществляется контроль:

- за усвоением знаний теоретического материала по русскому языку;
- за формирование орфографических и пунктуационных умений;

- за овладением речевыми умениями.

Понимание теоретического материала проверяется в процессе его воспроизведения в связных ответах на грамматическую тему, в процессе решения практических лингвистических задач.

Усвоение теоретических сведений может быть проконтролировано и при помощи письменных работ, к числу которых относятся дополнительные задания к текстам, работа по исправлению и дополнению текстов, карточки для индивидуального опроса, тестирование. В сборник вошли упражнения по наиболее трудным темам. Только тренинг поможет запомнить сложные случаи орфографии, а впоследствии научить грамотному письму.



Список использованной литературы и источников

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2001.

  3. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский дом «Генжер», 2010.

  4. Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. –  №2(44). – С. 52 – 56.

  5. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1.  – С. 384.  

  6. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.

  7. Подобедова Е.Ю. Использование таблиц на уроках русского языка. // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/20/ispolzovanie-tablits-na-urokakh-russkogo-yazyka 

  8. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014.














Сборник упражнений

по орфографии и пунктуации




 Повторение 8 класс

Фамилия имя ____________________________________Дата_____________

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Погл…щать кислород, заг…оать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прс…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

 

 

 Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

 

 

Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

Вставьте пропущенные буквы

Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.

 

 

Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Вставь необходимые знаки препинания.

1)    Летний вечер тих и ясен. 2) Золотой метелью мчит…ся ж…лтый лист. 3) Мес…ность равни(н,нн)а и река (с,з)десь широка и дли(н,нн)а. 4) Мы медле(н,нн)о стали пр…ближат…ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов.

 

 

 Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Запишите отгадки. Расставь необходимые знаки препинания и объясни их.

1)    Над д…мами мелкие камни._(Звезды)______________

2)    Тету…ка пряха в г…лубой рубахе рукава л…гли на край з..мли.__(Дым)______

3)     Конь былину тащ…т (в) гору конь не веда…т и…мору. _(Муравей)___________

4)    Два волка б…жат оба на небо глядят._(Лыжи)_______________

5)    Быстро грызет мелко жует а сама не глотает._(Пила)_______________

 

 


Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

Вставь пропущенные буквы

1. Ок…заться разоч…рованным, зам…нить в л.. вушку, осл…пительное обр…мление, см…гчаюшее изв…нение, запл.. тить д.. лги, р.. скошное обн.. вление, л.. стать огл.. вление, изв.. нить за оп.. здание, прим.. рять обн.. вку, загл.. деться на укр.. шение, пл.. оды просв.. щения, ук.. ряющий св.. детель.

___________________________________________________________________

  Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

  Вставьте Ь, где это необходимо. Отметьте случаи употребления Ь в роли разделительного (одной чертой) и для обозначения мягкости согласного (двумя чертами).

1. Серен.. кие туч.. ки покрыли небо, и ветер уносил лист.. я со встреч.. ных дерев.. ев. 2. Места здес.. разбойнич.. и – без руж.. я луч ше не ходит.. . 3. Птич.. и крики неслис.. над побереж.. ем, приближаяс.. к мален.. ким рыбач.. им лодоч.. кам. 4. Ден.. начинался солнеч.. ный и безоблач.. ный, отовсюду руч.. ём лилис.. солов.. иные трели. 5. В такую в.. югу почтал.. он не смог доставит.. пис.. ма.

___________________________________________________________________

Повторение 8 класс

Фамилия имя  ____________________________________Дата_______

 Вставьте пропущенные буквы. (-Ъ-Ь)

Без.. ядерный, интер.. активный, медал.. он, в.. юнок пред.. обеденный, с.. ёжиться, прем.. ера, без.. дейный, сроч.. ный, вз.. ерошенный, из.. ять, в.. едливый, сер.. ёзно, кар.. ера, без.. варийный, саф.. ян, об.. гранный, неот.. емлемый, сверх.. интересный, в.. ющийся, раз.. облачить, комп.. ютер, смен.. щик, четырех.. этажный, п.. едестал, реч.. ка, раз.. ярённый, пас.. янс, пере.. езд, от.. явленный, ш.. ющий, с.. едобный, меж.. отраслевой. интер.. ер, с.. агитировать, пред.. явить, об.. единение, свар.. щик, без.. ухий, контр.. меры, канн.. он.

 

 

Повторение 8 класс

 Фамилия имя________________________________________Дата_______

Вставьте пропущенные буквы. (-з-с)

1. Бе.. печный, бе.. заботный, ни.. послать, бе.. вкусный, бе.. мятежный, ни.. водить, ра.. цвести, .. дружиться, бе.. соница, .. жать, .. дороваться, ра.. жать, ра.. шить, .. шить, бе.. помощный, ра.. судить, ра.. крошиться, бе.. стращный, ра.. бросать, во.. стать, бе.. шумный, и.. сушить, во.. торжествовать, .. даться, .. десь, и.. следовать, ра.. лука, и.. черпать.

_________________________________________________________________

 

Повторение 8 класс

Фамилия  имя__________________________________Дата_________

Вставьте пропущенные буквы. (-з-с)

Ра.. базарить, ра.. бинтовать, ра.. кормить, ра.. бирательство, ра.. богатеть ра.. влекательный, ра.. бойничать, ра.. пахать, ра.. бомбить, ра.. кладушка, ра.. писка, ра.. борчивый, ра.. катистый, ра.. кошелиться. ра.. брасываться, ра.. порядок, ра.. весной, ра.. брести, ра.. крепощение, ра.. брызгать, ра.. кольник, ра.. бушеваться, р.. звалина, ра.. сада, ра.. венчать.

_________________________________________________________________

 

Повторение 8 класс

Фамилия имя ________________________________________Дата_________

Вставьте пропущенные буквы. (-з-с)

 Ра.. положение, ра.. сортированный, ра.. весистый, ра.. критиковать, ра.. бухнуть, ра.. точительный, ра.. глашать, ра.. кидистый, ра.. влетление, ра.. графить, ра.. клейщик, ра.. двоенный, ра.. кусить, ра... квартировать, ра.. задрить, ра.. золоченный, ра.. магнитить, ра.. мешить. ра.. каяние ра.. рекламировать, ра.. плести, ра.. пилить, ра.. цвести, ра.. реветься, ра.. целовать.

_________________________________________________________________


Повторение 8 класс

Фамилия имя_____________________________________Дата____________

Подберите  к данным словам антонимы с приставками без-и бес-.

Совестливый-_________________

порядок-_________________

участливый- _________________

одаренный-_________________

результативный -_________________

жалостливый-_________________

трусливый -_________________

злобный -_________________

рассудительный -_________________

сильный-_________________

системный-_________________

радостный- _________________

трепетный -_________________




Сборник упражнений

по орфографии

1


Операц…я, ш…фер, авиац…я, лучш…е, репутац…я, ц…кнуть, больш…й-пребольш…й, покрылись пыльц…й, воробуш…к, галч…нок, декламац…я, ш…колад, деш…вый, ещ…, ж…ванный, сигнализац…я, ж…лоб, ж…сткий, жж…т, зарниц…, заж…г, изнемож…нный, изоляц…я, ц…корий, инфекц…я, порос камыш…м, копч…ный, крыж…вник, одеж…нка, куриц…н.


2


Доволен удач…й, ш…рстка, учащ…нный, хорош…, ц…вилизация, ж…лудь, ц…ган, пш…нный, продукц…я, ш…л меж…й, ш…рник, ц…клон, под туч…й, за рощ…й, ц…пленок, ц…рк, ц…ркуль, ц…стерна, коллекц…я, щ…лочь, ц…фра, ч..рт, ч…порный, ш..в, ш…пот, ш…мпол, с врач…м, ш…рох, лиш…н, щ…голь, энц…клопедия, щ…ки, интеллигенц…я, ч…рствый, кумач…вый.


3


Р…стислав, зам..реть, пол…жение, ск…кать, соприк…саться, соч…тание, обр…внять края, л…житься, прик…сновение, ум…рать, выг…рки, зар…сли, отд…рать, отл…жения, расст…латься, прил…жить, обм…кнуть сухарик, зар…сло, вым…ченный, сл…жжение, душеразд…рающий, прол…жить, пор…авняться с ним, разл…гать, уп…раться, самовозг…раемый, возл…жить, бл…стает, выт…р, выпл…влять, утв…рь, соб…ирть, неудачное ср…внение, покл…нение, г…рючий, жук-пл…вунец, к…сательная, пл…вцы, уст…лать.


4


Расстила…щийся туман; терп…щие бедствие; ла…щая собака; скач…щие кони; знач…щийся по списку ученик; постукива…щему малышу; журч…щий ручеек; по бушу…щему мору; желте…щие березы; беле…щий парус; мел…щий муку работник; распуска…щийся бутон; хлопоч…щая хозяйка; желте…щей листвой; держ…щийся за поручни пассажир.


5


Подстриже(н,нн)ные волосы, стриже(н,нн)ые под машинку волосы, писа(н,нн)ая красавица, исписа(н,нн)ые листы, краше(н,нн)ый масля(н,нн)ной краской пол, фасова(н,нн)ые товары, груже(н,нн)ая арбузами баржа, некоше(н,нн)ая трава, лома(н,нн)ая линия, маринова(н,нн)ые грибы, кипяче(н,нн)ое молоко, рва(н,нн)ый рукав, ране(н,нн)ый боец, жела(н,нн)ый друг, нечая(н,нн)ная встреча, копче(н,нн)ные продукты, пече(н,нн)ый картофель, жаре(н,нн)ые в масле грибы, моще(н,нн)ая булыжником улица, зашифрова(н,нн)ые записи, провяле(н,нн)ая рыба.


6


Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении


Тамань самый скверный городишко из всех пр…морских городов России. Грушницкий юнкер. Вернер человек замечательный по многим причинам. Замок собачка верная: (не) лает (не)кусает…ся а (не) пускает в дом. Иван Федоров был первым извес…ным русским типографом. Жизнь пр…красна и удивительна. Монгольский жаворонок лучший певун центрально(азиатской) пустыни. Эвкалипт гигант р…стительного мира. В Австралии… он достига…т высоты (двадцати)(пяти)этажного дома. Горный хрусталь это прозрачная кристаллическая (разно)видность кварца. Вода краса всей природы. Звезды великолепны. Дуб дерево крепкое. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого севера. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.


7


Найди в предложениях приложения. Вставь пропущенные дефисы.


Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.


8


Определите тип односоставных предложений.


Еду, еду в чистом поле. ______________________
Меня в классе считают нелюдимым.____________
Шило в мешке он не утаит.____________________
Сядем здесь, у этой ивы.______________________
Снявши голову, по волосам не плачут.__________
Смеркается.________________
В воздухе уже пахнет весной.__________________
Первые шаги весны.___________________
Бродишь часами.______________________
Погода – первый сорт.__________________
Снега в долине.________________________


9

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Я пошел в сад а оттуда в поле.
Горы становились все выше тропинки все круче.
На востоке виднелась цепь снеговых гор на западе леса.
После окончания института я оказался во Владимире а Петя в Ярославле.
Я переехал речку на лодке а они на пароме.
Телеграмма пришла вечером а письмо через два дня.
Я навестил во Владивостоке своего приятеля а сестра нашу тетю.


10

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.


Перед глазами ехавших расст…лалась уже широкая бе…конечная р…внина перехваче…ая цепью холмов. Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки зат…нули в траве свою скрипучую моното…ую музыку. (Не)далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу; г…рячие лучи и раскале…ая почва жадно выпивая ее отнимали у нее силу но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такое(же) реч…нкой, потому(что) шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая пышная осока. Тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком.


11


Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.


Почти все птицы глухари сойки с…ницы зябл…ки питают…ся семенами деревьев. На Алтае можно увидеть все бел…снежные горы с(их) ледн…ками альпийские луга и бурные реки с кристально(чистой) водой др…мучие леса степи. Вокруг Солнца вращают…ся девять больших планет Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун и Плутон. В лесах и степях в океанах и пресных водах всюду на земле есть жизнь. Опера тесное содружество разных видов и…ку…тва литературы музыки живописи.


12


Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.


Мой пр…ход я это мог заметить несколько смутил пр…сутствующих. В это жаркое летнее утро это было на исходе июля разбудили нас ранее обыкнове…ого. Крупные красивые птицы их всего было трина…цать летели тр…угольником. Рано утром я только что успел встать ко мне пр…бежал сын. Ты хлопец может быть не трус да глуп. Глазами кажется хотел бы всех он с…есть. Ты сказывают петь великий мастерище. В эту минуту если говорить открове…о и я очень испугался. Ты я вижу славный малый. Оба старичка (по)старинному обычаю (старо)светских помещиков очень любили покушать. Это (по)моему был (не)умес…ный вопрос и я (на)него (не)ответил. Лошадка к исти…ому моему уд…влению бежала очень (не)дурно.


13

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

Уже над ельником из(за) вершин колючих сияло золото вечерних облаков когда я рвал веслом густую сеть пл…вучих болотных трав и водя…ых цветов. То окружая нас то снова расступаясь сухими листьями шумели трос..ники; и наш челнок шел медле…о качаясь меж топких берегов извилистой реки. Шумит на дворе (не)погода а в доме давно уже спят; к окошку вздохнув подхожу я – чуть виден чернеющий сад. Дождь бьет барабаня по крыше хрустальные люстры дрожат. За шкапом проворные мыши в бумажных обоях шумят.


14


Замени косвенную речь прямой.

Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо что тот уже не знал, как ее выручить.

Наконец выдернувши ее потихоньку он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город.

Ну ты я думая устоишь подумал про себя Чичиков и произнес тут же, что, из уважения к Плюшкину, он готов принять даже издержки по купчей на свой счет.

Из предосторожности и вместе с тем желая несколько поиспытать его, сказал он, что недурно бы совершить купчую поскорее, потому что де в человеке не уверен: сегодня жив а завтра бог весть.

Чичиков постарался отказаться от такого ликерчика сказавши, что уже и пил и ел.



№ 15


Раскройте скобки.


Обращение гумма(н,нн)о, ошибки исправле(н,нн)ы, друзья образова(н,нн)ы, история безнравстве(н,нн)а, речи проникнове(н,нн)ы и торжестве(н,нн)ы, девочка собра(н,нн)а и организова(н,нн)а, девочка весела и взволнова(н,нн)а, собрание хорошо организова(н,нн)о, дерево срубле(н,нн)о, их взгляды очень ограниче(н,нн)ы, малыши измуче(н,нн)ы дорогой, следы зайцем запута(н,нн)ы, друзья начита(н,нн)ы и образова(н,нн)ы, дерево слома(н,нн)о ветром, его поведение гума(н,нн)о, преступление доказа(н,нн)о, очарова(н,нн)а красотой.

№ 16


Грамотная реч…, острый меч…, двухлетний малыш…, гореч… воспоминаний, до следующих встреч…, дымится печ…, пуститься вскач…, маленькая доч…, решение задач…, слышиш… плач.., напряч…ся, напроч… оторвать, утеш…тесь, не пореж… палец, вертиш…ся, от неудач…, много различных кож…, несведущ… в делах, медведь неуклюж…, сорняк живуч…, береш…ся за дело, сильный смерч…, уютный коттердж…, положительный персонаж…, взгляд угрожающ…, не разруш…те дом, нет контролерш…, такой ловкач…, большой тираж…, не проч… поехать, открыть настеж…, взять реванш…























14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!