СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку для 5 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал предназначен для учащихся 5 классов при проведении контроля по теме " Повторение и систематизация изученного".

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 5 класса.»

Контрольная работа.

Вариант №1.

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
      П…следняя улы…ка со…нца мле…т и гасн…т на нежн…й зел…ни бере…ки. Ра(с/з)пускаю…ся ее клейкие листо…ки. Раз в году бывает такой свеж…й аромат.
      Первая звездо…ка уже запуталась в вязи в…твистой в…ршины и с любопытством смотр…т на землю. Заливаю…ся птицы малиновки зяблики. Самый г…л…систый певец в это время  дрозд. Его не только слышишь но и вид…шь. Он с…дит на в…рхушке в…ковой ели верти…ся и громко п…ет.
      Ч…де…но пер…ливаю…ся лучезарные краски заката. Когда сгущ…ю…ся сумерки, гасн…т его пурпур. Звонкий вечер уход…т в сумрак ночи. Дрозд свис…нул в последний ра(с/з) и ул…тел. Внезапно заг…ворил торопливый ручеек, перестали переклика…ся с пением в…ды голоса птиц. Ч…рующий миг лесной тишины (По Д. Зуеву)

2. Выполните разборы: дрозд1, запуталась2, в…ковой3 (ели).

3. Выполните разбор предложения: Ч…де…но пер…ливаю…ся лучезарные краски заката4.

4. Подберите к каждому из слов однокоренные. Обозначьте в них корень. Придорожный, заросли.

5. Найдите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему этого предложения. А) Вожатый показал нам ящериц между камнями насыпи. Б) Вожатый предложил Давайте сделаем фотографии ящерицы В) Димка сказал что не боится ящериц мышей и змей. Г) Вечером мы вспоминали что нам известно о ящерицах.

6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить знаки препинания, расставьте сами знаки пунктуации. Объясните свой выбор с помощью предложения или схемы.

А) Ребята позвали Фильку искать патроны за деревней. Б) Засвистел сурово в зимней стуже ветер. В) Под печку от лютого мороза вылезли из-под пола мышки. Г) А что теперь мне делать дедушка Панкрат?

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую. Составьте схему этого предложения.

А) Сидела лягушка в болоте и ловила комаров да мошек. Б) Тёплыми днями и спокойными ночами квакала она вместе со своими подружками. В) Утки долго кружили над её болотом и сели они в соседние заросли. Г) Лягушка сидела на высунувшейся из воды коряге и наслаждалась теплым дождиком.

8. Прочитайте текст.

Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приве­ди в порядок свою планету». Каждый из нас должен пони­мать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Преж­де всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

Всегда с удовольствием приезжаю в подмосковный го­род Пущино. Аккуратные асфальтовые дорожки среди гу­стого леса, дома, спрятанные за кронами деревьев... Жите­ли города бережно охраняют всю эту красоту. Пущинские ребята в школе слушают специальные лекции, много часов проводят в лесу, воспитывают в себе любознательное отно­шение к природе. С этого и начинается экологическая гра­мотность. С того, что появляется простое желание просле­дить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, а не поймать, не сорвать, не растоптать. Глубоко познавая законы природы, ребята и взрослые стараются не наносить природе никакого вреда.

Человек, постигший азбуку природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, восполнять природные ре­сурсы. Вот тогда человек и природа станут настоящими друзьями. (По В. Соколову.)

9. Придумайте заголовок, который отражал бы тему этого текста.

10. Сформулируйте основную мысль текста.

11. Почему, по мнению автора текста, жители города Пущино охраняют природу своего городка?

12. Подберите антонимы к словам: враг, аккуратные, появляется.

13. Объясните лексическое значение слова «азбука».


Контрольная работа.

Вариант №2.

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
      У нас часто л…са гибнут от бе(з/с)жалос…ного обращения с ними. Люди бе(з/с)сознательно бросают спичку и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. (З/с)рубить дерево ле…ко, а чтобы выр…стить его, надо д…сятки лет. 1
      За поса(т/д)ками молодых д…ревьев сл…дит лесовод. Он устанавливает места, которые п…страдали от пожара. Лесовод намечает, где надо ра(з/с)чистить лес от бурелома, отводит участки для тяж…лой работы лесорубов. Важно вовремя нач…ть борьбу с вр…дителями леса гусеницами жуками. Гусеницы иногда с…едают подр…стающие п…беги об…едают листья. Зайцы мыш(ы/и) обгрызают корни м…л…дых д…ревьев. Птицы друзья  леса.2 Они прекра…ные помо…ники лесоводов.
      Берегите ребята лес Это наше бога…ство.

2. Выполните разборы: листья1, п…страдали 2, тяж…лой 3 (работы).

3. Выполните разбор предложения: Зайцы мыш(ы/и) обгрызают корни м…л…дых д…ревьев.4

4. Подберите к каждому из слов однокоренные. Обозначьте в них корень. Погибают, леса.

5. Найдите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему этого предложения. А) За посадками молодых деревьев следит лесовод. Б) Лесовод рассказал ребятам как следить за молодыми деревьями. В) А вы умеете следить за молодыми деревьями? Г) Лесовод сказал Я научу вас заботиться о деревьях.

6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить знаки препинания, расставьте сами знаки пунктуации. Объясните свой выбор с помощью предложения или схемы.

А) Со стороны Лопухов сильно тянуло гарью. Б) Прочь от огня побежал заяц из леса к озеру. В) Беги быстрее заяц в безопасное место. Г) Дед заметил на одном из ушей зайца след от своей пули.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую. Составьте схему этого предложения.

А) Пахнет росистым утром около реки смолою деревьев и пряным ароматом трав. Б) Видел я восход солнца над родными полями и над густыми зарослями кустов возле речки. В) На траве лежит роса и множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Г) Располагаешься на берегу и ждешь рождение нового дня.

8. Прочитайте текст.

В детстве нас учили игре на фортепиано. Мой брат Илья был к этому абсолютно неспособен. Его учи­тель-француз говорил, что, когда Илья начинает играть, собаки с воем убегают.

Однажды, когда отец [Л. Н. Толстой] занимался в сво­ём кабинете, он вдруг услышал, как Илья поразительно лихо стал играть Шопена, ни на минуту не отпуская пе­дали. Не обращая внимания на фальшивые ноты, он про­должал в ужасающем темпе.

Отец поднялся и приоткрыл дверь в комнату, где иг­рал Илья. Тут он понял, почему Илья стал таким музыкантом: в кабинете он был не один. Там находился наш плотник Прохор, вставлявший двойные рамы в окна. Мы все, особенно Илья, дружили со старым Прохором. Илья часто бывал у него в мастерской, научился плотничать и делать маленькие вещицы из дерева.

Отец понял, что Илья хотел блеснуть своей игрой пе­ред Прохором. Вот почему бедный Шопен был принесён в жертву.

Отец тихо вернулся к себе, а потом поделился с нами своим наблюдением. С тех пор, если кто-нибудь из нашей семьи хотел по­разить весь мир или заставить восхищаться своей персо­ной, ему говорили: «Это для Прохора». И уверяю вас, что эти слова часто удерживали нас от хвастовства. (По Т. Л. Сухотиной-Толстой.)


9. Придумайте заголовок, который отражал бы тему этого текста.

10. Сформулируйте основную мысль текста.

11. Почему, по мнению автора текста, хвастовство – это плохая черта характера?

12. Подберите антонимы к словам: маленькие, про­должал, часто.

13. Объясните лексическое значение слова «мир».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!