Дидактический материал
к уроку химии
по формированию читательской и математической грамотности
Предмет: химия, 9 класс
Тема урока
«Развитие функциональной грамотности
при решении задач на массовую долю вещества на примере 26 задания ЕГЭ»
Автор: Хорошухина Виолетта Генриховна
учитель химии
Одинцовская МБОУ СОШ №3
Одинцово 2023
Пояснительная записка
Данная разработка направлена на формирование у обучающихся навыков и умений, характеризующих читательскую и математическую грамотность.
Номинация | «Авторские материалы развития функциональной грамотности» |
Наименование конкурсного материала | «Дидактический материал к уроку химии по формированию читательской и математической грамотности» |
Название ресурса | Задания по читательской и математической грамотности |
Тип ресурса | Дидактический материал |
Предмет | Химия |
Класс | 8. 9,11 класс |
Разделы программы учебного предмета | Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цель урока | Формирование познавательных действий, необходимых при работе с текстом на примере материала о массовой доле растворенного вещества |
Форма организации учебной деятельности | Индивидуальная самостоятельная работа |
Время выполнения задания | Не менее 40 минут |
Формируемые знания и умения | Поиск и извлечение информации из текста; Интеграция и интерпретация материала текста; Применение материала текста для решения практических задач |
Ожидаемые результаты | Учащиеся научатся находить и извлекать информацию, расположенную в одном или в разных фрагментах текста; анализировать информацию и интерпретировать фрагменты текста; устанавливать логические связи между частями текста; извлекать информацию с изображений и применять ее для решения практических задач. |
Практическое воплощение | Данный дидактический материал разработан и использован на уроках химии в 8-9 и 11-х классах |
«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
(В.А.Сухомлинский).
Тип текста: несплошной
Текст составлен по материалу параграфа 25 и дополнен некоторыми обобщениями и таблицами Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н. Н.Гара, учебник «Химия. 8 класс» и параграфа 12 учебник 11 класс, О.С. Габриэляна.
Характеристика работы по формированию навыка читательской грамотности:
Компетентностные области | Количество заданий |
Находить и извлекать информацию | 5 |
Интегрировать и интерпретировать информацию | 1 |
Использовать информацию из текста | 5 |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | 1 |
Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом.
Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.
Текст «Растворы. Выражение состава растворов с помощью массовой доли растворенного вещества»
В каждом доме имеются: водный раствор пероксида водорода, уксусная 9 % кислота и спиртовая настойка йода. Компонент, которого в каждом препарате больше, называют растворителем, а которого меньше – называют растворенным веществом.
Растворы – это однородные (гомогенные) системы, состоящие из растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Согласно теории Д.И. Менделеева, растворение – это химический процесс взаимодействия растворенного вещества и растворителя, при котором получаются гидраты (нестойкие соединения вещества с водой).
В пользу теории Менделеева говорят наблюдения за процессом растворения. Так, при добавлении воды к белому порошку сульфата меди (II), раствор приобретает голубую окраску. А, как известно, изменение окраски – это признак химической реакции. Кроме того, растворение одних веществ (например, гидроксида натрия) в воде сопровождается повышением температуры раствора, в то время, как при растворении соли нитрата калия температура раствора значительно уменьшается. Изменение температуры так же является признаком химическое реакции.
На этикетках с препаратами мы видим содержание растворенного вещества в процентах. Что это за величина? Это массовая доля растворенного вещества.
Массовой долей растворенного вещества называют величину, полученную отношением массы вещества к массе всего раствора.
Чтобы найти массу раствора, необходимо сложить массы растворителя и растворенного вещества.
Массовую долю чаще всего выражают в процентах.
Надпись 3% раствор пероксида водорода означает, что в 100г такого раствора содержится 3 г пероксида и 97 г воды.
Из данной формулы находят массу вещества и массу раствора, необходимые для заполнения таблицы без учета 100%
m (растворенного вещества) = m раствора * W
m (раствора) = m вещества / W
Задания к тексту.
Прочтите внимательно предложенный вам текст и выполните следующие задания.
Вычислите массу 40% го раствора серной кислоты, который надо добавить к 200г 10% раствора , чтобы получить 30% й раствор.
Переведите значения массовых долей в числа без учета 100%.
Используя информацию из текста заполните таблицу, обозначьте неизвестное значение за Х.
Физические величины | Первый раствор Р1 | Второй Раствор Р2 | Суммарный Раствор |
Масса раствора, m раствора | Х | 200 | |
Масса растворенного вещества, m р.в | | | |
Массовая доля вещества, w | 0,4 | 0,1 | 0.3 |
Компетентностная область (читательские действия):
Находить и извлекать из текста информацию.
Объект оценки (читательские умения): Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Какое математическое действие я могу выполнить, проанализировав таблицу? Аргументируйте свой ответ: я придерживаюсь мнения_____________ , так как________________________________
Проанализируйте таблицу и выполните математические действия
( по раствору 2 можно найти массу растворенного вещества )
m( растворенного вещества) = m( раствора ) * W
Физические величины | Первый раствор Р1 | Второй Раствор Р2 | Суммарный Раствор |
Масса раствора, m раствора | Х | 200 | |
Масса растворенного вещества, m р.в | 0.4 X | 20 | |
Массовая доля вещества, w | 0,4 | 0,1 | 0.3 |
Компетентностная область (математические действия): устанавливать логические связи между частями текста;
Объект оценки (математические умения): извлекать информацию из таблицы и применять ее для решения практических задач.
Используя, все заполненные данные таблицы и проведите математические расчеты по суммарному раствору.
Физические величины | Первый раствор Р1 | Второй Раствор Р2 | Суммарный Раствор |
Масса раствора, m раствора | X | 200 | 200+X |
Масса растворенного вещества, m р.в | 0.4Х | 20 | 0.4X +20 |
Массовая доля вещества, w | 0,4 | 0,1 | 0.3 |
Компетентностная область (читательские действия): Интеграция и интерпретация материала текста;
Объект оценки (читательские умения): Осмысливать и оценивать содержание. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
Произведите расчеты для ответа на главный вопрос задачи.
Используя данные из третьей колонки , подставьте в формулу для массовой доли растворенного вещества значения из таблицы .
0.3=0.4x+20/200+x
X=400 г
Компетентностная область (читательские действия): Находить и извлекать информацию.
Объект оценки (читательские и математические умения) Интегрировать и интерпретировать найденную информацию.
Далее, для закрепления полученных знаний необходимо решить аналогичные задачи.
Перечисленные задачи взяты из сборника В.Н. Доронькина ЕГЭ 2024 г
издательство « Легион».
Задача 2
В один сосуд влили 200 грамм 5% - ого раствора некоторого вещества и 250 грамм 10% раствора того же, затем добавили вещества 80 грамм этого же вещества и 120 грамм воды. Вычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.
Задача 3
Вычислите массу хлорида бария который следует растворить в 220 г 5% раствора этой соли, чтобы массовая доля растворенного вещества стала равна 9 %
Решением задач занимается специальная отрасль науки - химическая технология. Данный метод решения задач помогает развивать мыслительный процесс, умения находить и извлекать главное в тексте, осмысливать, сопоставлять и делать выводы из полученной информации.
Информационные материалы
В.Н.Доронькин , Сборник ЕГЭ 2024, изд. « Легион», 2024 г.
Н.Е.Кузнецова, А.Н. Левкин, Задачник 8, 9 класс, изд. « Вентана Граф», 2021 г.
С.И.Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие.
С.Х.Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».
Амирханян Ю.С. Особенности использования проблемного обучения на уроках химии. Ресурсы Интернет.
Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. - В.: Учитель, 2022.