СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к уроку химии по формированию читательской и математической грамотности.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учащимся и учителям при решение задания 26 ЕГЭ в виде таблицы. В дидактическом материале в доступной форме написаны авторские материалы развития функциональной грамотности на уроках химии»

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку химии по формированию читательской и математической грамотности.»

Дидактический материал

к уроку химии

по формированию читательской и математической грамотности



Предмет: химия, 9 класс







Тема урока

«Развитие функциональной грамотности

при решении задач на массовую долю вещества на примере 26 задания ЕГЭ»








Автор: Хорошухина Виолетта Генриховна

учитель химии

Одинцовская МБОУ СОШ №3













Одинцово 2023

Пояснительная записка

Данная разработка направлена на формирование у обучающихся навыков и умений, характеризующих читательскую и математическую грамотность.

Номинация

«Авторские материалы развития функциональной грамотности»

Наименование конкурсного материала

«Дидактический материал к уроку химии по формированию читательской и математической грамотности»

Название ресурса

Задания по читательской и математической грамотности

Тип ресурса

Дидактический материал

Предмет

Химия

Класс

8. 9,11 класс

Разделы программы учебного предмета

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Формирование познавательных действий, необходимых при работе с текстом на примере материала о массовой доле растворенного вещества

Форма организации учебной деятельности

Индивидуальная самостоятельная работа

Время выполнения задания

Не менее 40 минут

Формируемые знания и умения

Поиск и извлечение информации из текста;

Интеграция и интерпретация материала текста;

Применение материала текста для решения практических задач

Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся находить и извлекать информацию, расположенную в одном или в разных фрагментах текста; анализировать информацию и интерпретировать фрагменты текста; устанавливать логические связи между частями текста; извлекать информацию с изображений и применять ее для решения практических задач.

Практическое воплощение

Данный дидактический материал разработан и использован на уроках химии в 8-9 и 11-х классах



«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

(В.А.Сухомлинский).



Тип текста: несплошной


Текст составлен по материалу параграфа 25 и дополнен некоторыми обобщениями и таблицами Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н. Н.Гара, учебник «Химия. 8 класс» и параграфа 12 учебник 11 класс, О.С. Габриэляна.


Характеристика работы по формированию навыка читательской грамотности:



Компетентностные области

Количество заданий

Находить и извлекать информацию


5

Интегрировать и интерпретировать информацию

1

Использовать информацию из текста

5

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

1



















Учитель, проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическую карту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируя урок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельность учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом.

Главная задача учителя поставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичь результата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся и своих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценка урока нужна и для учителя, и для учащихся.

Текст «Растворы. Выражение состава растворов с помощью массовой доли растворенного вещества»

В каждом доме имеются: водный раствор пероксида водорода, уксусная 9 % кислота и спиртовая настойка йода. Компонент, которого в каждом препарате больше, называют растворителем, а которого меньше – называют растворенным веществом.

Растворы – это однородные (гомогенные) системы, состоящие из растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Согласно теории Д.И. Менделеева, растворение – это химический процесс взаимодействия растворенного вещества и растворителя, при котором получаются гидраты (нестойкие соединения вещества с водой).

В пользу теории Менделеева говорят наблюдения за процессом растворения. Так, при добавлении воды к белому порошку сульфата меди (II), раствор приобретает голубую окраску. А, как известно, изменение окраски – это признак химической реакции. Кроме того, растворение одних веществ (например, гидроксида натрия) в воде сопровождается повышением температуры раствора, в то время, как при растворении соли нитрата калия температура раствора значительно уменьшается. Изменение температуры так же является признаком химическое реакции.

На этикетках с препаратами мы видим содержание растворенного вещества в процентах. Что это за величина? Это массовая доля растворенного вещества.

Массовой долей растворенного вещества называют величину, полученную отношением массы вещества к массе всего раствора.


Чтобы найти массу раствора, необходимо сложить массы растворителя и растворенного вещества.

Массовую долю чаще всего выражают в процентах.

Надпись 3% раствор пероксида водорода означает, что в 100г такого раствора содержится 3 г пероксида и 97 г воды.

Из данной формулы находят массу вещества и массу раствора, необходимые для заполнения таблицы без учета 100%


m (растворенного вещества) = m раствора * W

m (раствора) = m вещества / W


Задания к тексту.


Прочтите внимательно предложенный вам текст и выполните следующие задания.

Вычислите массу 40% го раствора серной кислоты, который надо добавить к 200г 10% раствора , чтобы получить 30% й раствор.

Переведите значения массовых долей в числа без учета 100%.


  1. Используя информацию из текста заполните таблицу, обозначьте неизвестное значение за Х.


Физические величины

Первый раствор

Р1

Второй

Раствор

Р2

Суммарный

Раствор

 

Масса раствора, m раствора

Х

200


Масса растворенного вещества, m р.в




Массовая доля вещества, w

0,4

0,1

0.3


Компетентностная область (читательские действия):

Находить и извлекать из текста информацию.

Объект оценки (читательские умения): Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.


  1. Какое математическое действие я могу выполнить, проанализировав таблицу? Аргументируйте свой ответ: я придерживаюсь мнения_____________ , так как________________________________


Проанализируйте таблицу и выполните математические действия

( по раствору 2 можно найти массу растворенного вещества )

m( растворенного вещества) = m( раствора ) * W





Физические величины

Первый раствор

Р1

Второй

Раствор

Р2

Суммарный

Раствор

 

Масса раствора, m раствора

Х

200


Масса растворенного вещества, m р.в

0.4 X

20


Массовая доля вещества, w

0,4

0,1

0.3




Компетентностная область (математические действия): устанавливать логические связи между частями текста;

Объект оценки (математические умения): извлекать информацию из таблицы и применять ее для решения практических задач.










  1. Используя, все заполненные данные таблицы и проведите математические расчеты по суммарному раствору.


Физические величины

Первый раствор

Р1

Второй

Раствор

Р2

Суммарный

Раствор

 

Масса раствора, m раствора

X

200

200+X

Масса растворенного вещества, m р.в

0.4Х

20

0.4X +20

Массовая доля вещества, w

0,4

0,1

0.3


Компетентностная область (читательские действия): Интеграция и интерпретация материала текста;

Объект оценки (читательские умения): Осмысливать и оценивать содержание. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

  1. Произведите расчеты для ответа на главный вопрос задачи.

Используя данные из третьей колонки , подставьте в формулу для массовой доли растворенного вещества значения из таблицы .





0.3=0.4x+20/200+x

X=400 г

Компетентностная область (читательские действия): Находить и извлекать информацию.

Объект оценки (читательские и математические умения) Интегрировать и интерпретировать найденную информацию.



Далее, для закрепления полученных знаний необходимо решить аналогичные задачи.

Перечисленные задачи взяты из сборника В.Н. Доронькина ЕГЭ 2024 г

издательство « Легион».

Задача 2

В один сосуд влили 200 грамм 5% - ого раствора некоторого вещества и 250 грамм 10% раствора того же, затем добавили вещества 80 грамм этого же вещества и 120 грамм воды. Вычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.


Задача 3

Вычислите массу хлорида бария который следует растворить в 220 г 5% раствора этой соли, чтобы массовая доля растворенного вещества стала равна 9 %

Решением задач занимается специальная отрасль науки - химическая технология. Данный метод решения задач помогает развивать мыслительный процесс, умения находить и извлекать главное в тексте, осмысливать, сопоставлять и делать выводы из полученной информации.


Информационные материалы

  1. В.Н.Доронькин , Сборник ЕГЭ 2024, изд. « Легион», 2024 г.

  2. Н.Е.Кузнецова, А.Н. Левкин, Задачник 8, 9 класс, изд. « Вентана Граф», 2021 г.

  3. С.И.Гильманшина, С.С.Космодемьянская. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие.

  4. С.Х.Галимова. Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».

  5. Амирханян Ю.С. Особенности использования проблемного обучения на уроках химии. Ресурсы Интернет.

  6. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. - В.: Учитель, 2022.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!